УДК: 378:001.891
В. В. Кольга
ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Существующая система подготовки кадров для аэрокосмической отрасли требует совершенствования. Построение современной концепции образовательной системы требует новых теоретических подходов, построенных на общенаучных методологических принципах.
Ключевые слова: подготовка кадров, непрерывное аэрокосмическое образование, профессиональное образование
Космонавтика - область деятельности по историческим меркам молодая, но оказывающая все более существенное влияние на развитие человеческого общества. Даже само содержание этого понятия за последние годы значительно изменилось. Если на начальном этапе становления космонавтики оно определялось как «космический полет», «межпланетное путешествие», «межзвездный перелет» ит. д., то в настоящее время космонавтика отождествляется с широкомасштабной, многоаспектной деятельностью по исследованию, освоению и использованию космического пространства.
Научно-технический, производственный, организационный уровень предприятий ракетно-космического и авиационного комплекса всегда был выше, чем в других отраслях. Аэрокосмические предприятия в среднем имеют лучшее и более современное оборудование, инновационные технологии и системы корпоративного управления жизненным циклом продукции. Все это в совокупности требует привлечения специалистов, владеющих прогрессивными методиками проектировочных, конструкторских, управленческих решений.
Тем не менее, существующая система государственных структур подготовки кадров для аэрокосмической отрасли нуждается в совершенствовании. Созрела необходимость в создании педагогической системы непрерывного аэрокосмического образования, охватывающей все уровни подготовки кадров: от ранней профориентации молодежи до подготовки кадров высшей квалификации.
Система непрерывного аэрокосмического образования является подсистемой более общей системы профессионального образования. В этой связи на нее распространяются закономерности создания, функционирования и развития.
Прежде всего, это общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета условий и факторов, в которых развивались объективные знания о космическом пространстве и методы его исследования, аэрокосмическая отрасль и ракетно-космическая техника, процесс становления аэрокосмического образования.
Объективная потребность общества в специалисте аэрокосмической отрасли новой формации, обладающего глобальным космическим мышлением, привела к переосмыслению общественно-исторической ситуации, необходимости реформирования и инноваций в сфере образования. Во второй половине XX в. сложились объективные предпосылки для перехода от отдельных разрозненных педагогических инноваций в аэрокосмическом
образовании к созданию целостной системы подготовки специалиста аэрокосмической отрасли.
Принцип объективности связан с преодолением противоречия между объективным характером научных знаний о Вселенной, добываемых в процессе исследования и освоения космического пространства, и субъективным характером самой проектировочной деятельности. Применительно к предмету исследования принцип объективности обусловлен требованиями к творческому характеру педагогической деятельности в аэрокосмическом образовании. В процессе подготовки будущего специалиста он выступает не в качестве механического «регистратора» специальных аэрокосмических знаний, а в роли личности, обладающей сложившимся мировоззрением и способностью творчески подойти к процессу создания новой аэрокосмической техники и дальнейшего исследования космического пространства.
Другим важнейшим методологическим принципом для создания системы непрерывного аэрокосмического образования является принцип единства теории и практики. На его основе строится теоретическая модель, связанная с движением от известного к неизвестному. Практическая ценность модели заключается в обеспечении поэтапной подготовки специалиста аэрокосмической отрасли различного уровня квалификации и образованности.
Принцип связи теории с практикой имеет особое значение в непрерывном аэрокосмическом образовании. Теоретическая подготовка будущих специалистов носит сложный и многоплановый характер. Она включает в себя общеобразовательные, общетехнические и специальные аэрокосмические знания. Теоретическое обучение включает в себя элементы научного поиска в области наук о космосе, задачи прогнозирования, проектирования и моделирования ракетно-космической техники и технологии будущего.
Основные изученные понятия, теории, законы, факты формируют у будущего специалиста целенаправленный характер его практической деятельности. Содержание аэрокосмического образования должно быть сформировано по блокам, с жесткой привязкой к различным формам профессиональной деятельности специалиста аэрокосмической отрасли (экспериментальная, производственная, технологическая и др.) Многообразие учебных предметов определяет различные формы связи теории с практикой. Знания, умения и навыки, полученные по общеобразовательным предметам, являются научной основой для изучения общетехнических и специальных
предметов аэрокосмического цикла. Их связь с практической деятельностью будет как прямой, так и косвенной.
Общетехнические знания, умения и навыки используются в тесной взаимосвязи с общеобразовательными и специальными учебными дисциплинами и обеспечивают переход к основам профессиональной деятельности специалиста-ракетчика и от них - к конкретной производственной деятельности.
Специальные знания, умения и навыки аэрокосмического цикла дисциплин используются в производительном труде, составляя основу профессионально-квалификационной характеристики специалиста и обеспечивая естественные связи системы непрерывного аэрокосмического образования с аэрокосмической отраслью, запросами работодателей. Эти связи положены в основу концепции формирования системы непрерывного аэрокосмического образования на уровне базового методологического принципа.
Практика - это основа, цель и критерий истинности, в том числе и познания будущего. С другой стороны, практика является источником научных идей, импульсом для развития современных летательных аппаратов, спутниковых технологий, педагогических инноваций в аэрокосмическом образовании.
Кроме того, связь теории с практикой в аэрокосмическом образовании обуславливает содержание образования в целом и отдельных учебных предметов в частности. В аэрокосмическом образовании, как нигде, велика доля практической составляющей в учебном процессе (огневые и сертификационные испытания, моделирование ракетной техники, предстартовые и пусковые операции и др.). Все формы связи теории с практикой от визуального наблюдения за процессом изготовления и запуска объектов ракетно-космической техники до создания современных космических аппаратов по нанотехнологиям способствуют формированию личности специалиста нового поколения.
Чтобы получить целостное представление о всеобщей связи явлений в космическом пространстве, необходимо аналитическое рассмотрение законов Вселенной дополнить синтезом и продемонстрировать будущим специалистам их практическое применение. Для каждого образовательного этапа необходимо наметить круг основных мировоззренческих, гуманистических, аэрокосмических понятий, теорий, законов, фактов, пронизывавших все учебные предметы и объединяющих их в единый содержательный комплекс.
Следовательно, связь теории с практикой в аэрокосмическом образовании выражается в направленности учебного процесса на полный цикл создания аэрокосмической продукции: от инновационной идеи до производства и запуска космического аппарата. Встроенность практической деятельности в непрерывное аэрокосмическое образование направлена на обеспечение интенсивной подготовки специалистов различного уровня образованности и квалификации, совершенствование профессиональной компетентности специалистов, осуществление органического единства и взаимосвязи общего и профессионального аэрокосмического образования, обеспечение преемственности меяеду образовательными уровня-
ми в системе непрерывного аэрокосмического образования.
Принцип историзма требует изучения и оценки непрерывного аэрокосмического образования как исторического явления, развивающегося, изменяющегося во времени, использования исторического подхода при изучении системы подготовки специалистов аэрокосмической отрасли в ее развитии.
Принцип историзма имеет два аспекта, исключительно важных для нашего исследования: с одной стороны, он требует рассмотрения процесса становления аэрокосмической отрасли и аэрокосмического образования в их историческом развитии, выявления тенденций этого развития; с другой - предполагает характеристику важнейших социально-экономических факторов, которые в соответствующую историческую эпоху определяли специфику развития теории и практики образовательного процесса подготовки специалиста аэрокосмической отрасли (специфические формы и методы обучения, содержание образования, формирование образовательных целей системы подготовки, особенности педагогических моделей).
Принцип историзма требует использования преемственности исторических этапов развития аэрокосмической отрасли как основы для прогнозирования модели личности специалиста и формирования на ее базе системы непрерывного аэрокосмического образования.
Сущность принципа развития заключается в том, что формирование системы непрерывного аэрокосмического образования требует полного и всестороннего отражения объективности процессов становления и развития аэрокосмической отрасли, анализа противоречий в существующей системе подготовки кадров отрасли, процесса количественных и качественных изменений в современном глобально развивающемся мире. Способность к развитию -одно из всеобщих свойств материи и сознания. Всеобщий механизм и источник развития - возникновение и разрешение противоречий. Процесс развития выражает содержание основных законов материалистической диалектики: отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Принцип развития дает возможность научного объяснения развитию сложных процессов в аэрокосмической отрасли и аэрокосмическом образовании.
Задача создания системы непрерывного аэрокосмического образования состоит в разработке теоретических подходов и практических способов разрешения и преодоления выявленных противоречий.
Требования диалектической логики вытекают из самих объективных законов развития аэрокосмической отрасли. Если возникновение аэрокосмического образования выступает как борьба внутренних противоположностей, находящихся в единстве, то для его дальнейшего развития необходимо изучить их во всей полноте. Поэтому, исследуя содержание аэрокосмического образования и сам процесс обучения, необходимо рассматривать их с позиций глобальных требований мирового экономического развития, целей и задач системы профессионального аэрокосмического образования, физиологических механизмов, психологических особенностей обучения, личностных способностей будущих специалистов и т. д.
Не менее важное значение приобретает требование изучения аэрокосмического образования в его диалектическом развитии. Важно проследить, как возникает и развивается новое в содержании аэрокосмического образования, обучении, воспитании и при этом выяснить закономерности этих изменений.
Необходимо исследовать тенденции и закономерности, обуславливающие изменение характера и содержания профессиональной деятельности специалиста аэрокосмической отрасли, развитие умственных и физических способностей специалистов разной степени квалификации. По мере развития аэрокосмической и ракетной техники, содержание труда также меняется в результате постоянного совершенствования и внедрения новых производственных технологий, принципов управления и организации труда.
Принцип детерминизма в методологическом плане дает возможность выявить связи и взаимодействия, раскрывающие специфику возникновения феномена аэрокосмического образования в системе профессиональной подготовки, всю совокупность определяющих и побочных требований его развития, определяемых развитием аэрокос-
мической отрасли, обосновать позитивный характер такого развития. Эго предопределяет надежную методологическую и мировоззренческую позицию для исследования непрерывного аэрокосмического образования.
Принцип детерминизма в непрерывном аэрокосмическом образовании исходит из наличия объективных закономерностей развития человеческого сообщества и ракетно-космической техники и влияния этих факторов на процесс профессиональной подготовки специалистов аэрокосмической отрасли.
Выводы, полученные по результатам методологического анализа подходов и тенденций формирования образовательной системы, позволяют в дальнейшем представить единую педагогическую концепцию непрерывного аэрокосмического образования, включая его основные идеи, принципы, содержание. Кроме того, выявленные условия обеспечивают раз-работу модели системы непрерывного аэрокосмического образования, основанную на выявленных внутренних и внешних связях, атакже последовательно наращиваемом наборе профессиональных компетенций ко н ку ре нто с по со б но го специалиста ракетно-космической отрасли.
VVKolga
CREATING THE CONCEPT OF CONTINUOUS AEROSPACE EDUCATION
The existing system of the aerospace branch personnel training needs some perfection. Creating the modern concept of educational system requires new theoretical approaches, based on general scientific methodological principles.
Keywords: personnel training, continuous aerospace education, vocational training.
УДК 378
Ю. Б. Козлова
ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Подготовка в вузах современных специалистов для осуществления инновационных преобразований в России требует внимания в вопросах развития личностных качеств студентов (работоспособность, внимательность, уверенность, заинтересованность). Организация совершенствования информационно-педагогического общения преподавателя со студентами на лекционных занятиях является одним из путей решения данной задачи.
Ключевые слова: инновационные преобразования, мониторинг, подготовка специалистов, компетенция.
На современном этапе в России становится заметным стремление кулучшению качества жизни. Президент Российской Федерации отмечает необходимость осуществления инновационных преобразований в экономике, необходимость смены общественного сознания по отношению к собственности и деятельности. Главные векторы экономической программы президента: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции и для осуществления выдвинутой программы развития России нужны активные, уверенные в себе, творческие, квалифицированные кадры, обучение, воспитание и развитие которых закладывается в стенах вузов. И целью высших учебных заведений должна стать подготовка специалиста, спо-
собного креативно мыслить, работать в команде, предлагать инновационные решения, развивать инфраструктуры. Обеспечение подготовки такого специалиста подразумевает организацию эффективного взаимодействия элементов педагогического процесса. Поскольку педагогический процесс организуется преподавателем, то в первую очередь от его профессиональной компетенции будет зависеть качество подготовки специалиста. Среди составляющих профессиональной компетенции в данном контексте хочется выделить ту структуру, которая отвечает за необходимость развития положительных индивидуальных качеств личности (способностей, интересов, склонностей). Рассматривая организацию педагогичес-