Научная статья на тему 'Построение концепции интегрированной личностно-ориентированной физической культуры'

Построение концепции интегрированной личностно-ориентированной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич

В данной статье сформулирована личностно-ориентированная концепция преподавания физической культуры, которая отвечает современным тенденциям развития образовательной парадигмы позволяя максимально способствовать развитию личности исходя из её потребностей, возможностей и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of the concept of integrated personality-oriented physical culture

In this article, the personal-oriented concept of teaching physical culture that meets the modern trends in the development of the educational paradigm is formulated, allowing to maximally promote the development of the individual based on the personal needs, possibilities and abilities.

Текст научной работы на тему «Построение концепции интегрированной личностно-ориентированной физической культуры»

стимуляции активной деятельности;

3) мотивацию к двигательной активности, можно усилить, путём включения в учебный план дисциплин по физической культуре и спорту по выбору (с учетом физической подготовленности, интересов и спортивной специализации обучающихся). Поэтому одной из главных задач кафедр физического воспитания становится поддержка стремлений студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и создание возможно большего числа альтернативных программ с учётом материально-технической оснащённости спортивной базы вузов;

4) в процессе организации внеучебной деятельности необходимо учитывать интересы молодёжи к музыке, танцам, фитнесу, спорту, туризму и волонтёрству, включая в план физического воспитания проведение культурно-познавательных, научно-практических, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, участие в массовых молодёжных и общегородских мероприятиях, олимпиадах и конкурсах, волонтёрской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ардашев, А.Е. Социально-педагогическая картина мотивационной сферы учащейся молодежи различных образовательных учреждений / А.Е. Ардашев, А.И. Попова // Вестник Челябинского государственного университета: Образование и здравоохранение. - 2013. - Вып. 2. -№ 34 (325). - С. 73-80.

2. Попова, А.И. Мотивационные аспекты рейтинговых систем контроля успешности обучения / А.И. Попова // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2011.

- № 1. - С. 146-148.

3. Попова, А.И. Пути совершенствования системы физического воспитания студентов / А.И. Попова, Л.В. Родыгина, Л.В. Бузмакова // Спортивно ориентированное физическое воспитание

- новая педагогическая технология XXI века : сборник материалов Всерос. науч-практ. конф. / Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2011. - С. 191-192.

REFERENCES

1. Ardashev, A.E. and Popova, A.I. (2013), "Social and pedagogical picture of the motivational sphere of studying youth of various educational institutions", Bulletin of the Chelyabinsk State University: Education and Health, Vol. 5 No. 2, pp. 73-80.

2. Popova, A.I. (2011), "Motivational Aspects of Rating Monitoring Systems of Success of Training", Bulletin of the Izhevsk State Technical University, No. 1, pp. 146-148.

3. Popova, A.I., Rodygina, L.V. and Buzmakova L.V. (2011), "Ways to improve the system of physical education of students", Sports-oriented physical education - a new pedagogical technology of the XXI century, Izhevsk, 2011. pp. 191-192.

Контактная информация: lab.chifk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2018

УДК 796.011

ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний (КИФСИН),

г. Новокузнецк

Аннотация

В данной статье сформулирована личностно-ориентированная концепция преподавания физической культуры, которая отвечает современным тенденциям развития образовательной парадигмы позволяя максимально способствовать развитию личности исходя из её потребностей, возможностей и способностей.

Ключевые слова: личностно-ориентированная физическая культура, развитие личности, концепция преподавания физической культуры.

CONSTRUCTION OF THE CONCEPT OF INTEGRATED PERSONALITY-ORIENTED PHYSICAL CULTURE

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk

Annotation

In this article, the personal-oriented concept of teaching physical culture that meets the modern trends in the development of the educational paradigm is formulated, allowing to maximally promote the development of the individual based on the personal needs, possibilities and abilities.

Keywords: personality-oriented physical culture, personal development, concept of teaching physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В современной образовательной практике РФ и зарубежных стран существует множество концепций физического воспитания и физической культуры (концепция ВНИИ физической культуры, 1989; В .И. Лях, 1990; Ю.Н. Вавилов, 1990; В.К. Бальсевич, 2003 и др.). Эти концепции можно условно разделить на четыре направления: образовательные, оздоровительные, спортивные и личностно-ориентированные. Образовательные концепции направлены на формирование знаний и умений, которые в дальнейшем могут пригодиться человеку. Оздоровительные концепции направлены на укрепление здоровья человека. Спортивные концепции предполагают занятия тем или иным видом спорта и выступление на соревнованиях различного уровня. Личностно-ориентированные направлены на решение задач актуальных для каждого человека. Однако, все эти концепции на наш взгляд не отвечают понятию личностно-ориентированное обучение.

Во-первых, не всем школьникам, студентам нужны занятия физической культурой, какой-то одной направленности. Не все хотят заниматься спортом или оздоровительными практиками, или не всем нужны общие знания по истории или теории физической культуры.

Во-вторых, у учеников, студентов нет практически никакой свободы выбора в средствах физической культуры.

В-третьих, некоторым школьникам или студентам необходимы переходы с оздоровительной на спортивную или со спортивной на образовательную направленность программ.

В-четвёртых, на практике учащиеся или студенты не вовлечены в планомерный процесс формирования личности через занятия физической культурой.

Таким образом, источником построения предлагаемой концепции является:

- социальный заказ в воспитании гармонично развитой личности;

- международный и отечественный педагогический опыт;

- теоретические концепции и технологии физической культуры, которые отражают современный уровень развития педагогики;

- практический опыт.

Противоречия, которые детерминировали разработку нашей концепции:

- объективной потребностью развития личности учащихся и студентов и реальным положением дел в области физической культуры;

- необходимость развития личности средствами личностно-ориентированной физической культуры и слабой разработанностью педагогических условий её реализации;

- между содержанием ФГОСов в сфере физической культуры, задающей образовательный стандарт, и необходимость формирования личности во всех её проявлениях;

- между возросшими требованиями к содержанию образования и педагогическими подходами, направленными на передачу знаний, умений, навыков и формирование компетенций.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Проанализировав концепции физического воспитания и физической культуры можно сделать вывод, что привлекательной и соответствующей реалиям российской

действительности является концепция профильного образования в сфере физической культуры (А.П. Матвеев, Л.В. Каверкина, 2002), в которой предусмотрено, обоснованное деление области «Физическая культура» на три уровня подготовки выпускников средней (полной) школы: общеобразовательный уровень, профильный уровень и углубленный уровень.

Однако в данной концепции эти уровни физической культуры различаются только сложностью спортивных упражнений и не как ни отражаются на уровне вовлечённости личности в процесс занятий физической культурой. Не отражается её образовательное и воспитательное значение, не отражены изменения личности, всё сведено только к процессам физического воспитания.

Предлагаем разделять всю сферу физической культуры на три уровня: общеобразовательный (или базовый), углубленный и профильный уровень. Данное ранжирование опирается не на сложность физических упражнений, а на вовлеченность личности в процесс освоения и преобразования сферы физической культуры конкретной личностью. В общем виде концепция выглядит так.

Цель концепции личностно-ориентированной физической культуры - формировать физическую культуру, как потребностную сферу личности, удовлетворяя которую личность будет развиваться во всех её проявлениях, во всех её структурно-составных частях. Задачи реализации данной концепции будут исходить из условной структуры личности (Звягинцев М.В., 2017). Задачами реализации концепции в сфере поля биологической направленности будут являться:

1. Изучение, формирование и развитие соматических особенностей личности, способы оценки и коррекции.

2. Формирование «школы» движения, т.е. изучение наиболее рациональных форм решения двигательных задач.

3. Формирование гигиенических навыков в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Задачами реализации концепции в сфере поля социальной направленности будут являться:

1. Формирование потребности личности в занятиях физической культурой и ведению здорового образа жизни.

2. Формирование знаний, умений и навыков для организации, проведения и участия в физкультурно-спортивной деятельности.

3. Содействие в формировании мировоззрения, идеалов, мотивов и интересов к положительной социальной активности в обществе и ведению здорового образа жизни.

4. Содействие в формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

Задачами реализации нашей концепции в поле психических свойств личности будут

являться:

1. Формирование способностей к физкультурно-спортивной деятельности.

2. Содействие в развитии высших психических функций.

3. Содействие в формировании потребностей и направленности личности.

4. Гармонизации между психической составляющей личности и социально-биологическими составляющими личности.

Формы реализации данной концепции могут быть абсолютно различными и будут подчиняться педагогической необходимости: индивидуальные, групповые, аудиторные, внеаудиторные и др.

Средствами реализации данной концепции являются:

1. Естественные силы природы;

2. Средства физической культуры.

3. Средства спорта.

4. Малые формы физической активности.

5. Самостоятельные формы физической активности.

6. Урочные и внеурочные формы физической активности.

Методами реализации данной концепции являются:

1. В зависимости от уровня реализации, методы могут быть: информационно-рецептивными, репродуктивными, проблемными, частично-поисковыми и исследовательскими.

2. В непосредственной работе используется широкий спектр общепедагогических методов обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с информационными носителями), наглядные (иллюстративный, демонстрационный), практические (упражнения как воспроизводящие так и тренировочные), игровые (подвижные и спортивные игры), лабораторные и практические исследовательские работы.

Принципами реализации являются все педагогические принципы, принципы организации занятий и принципы физкультурно-спортивной тренировки.

Результатами реализации данной концепции будет самодостаточная, культурная, духовная и морально сформированная личность, обладающая обширными знаниями, умениями и навыками, сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, активно адаптирующаяся к социальным изменениям, следующая принципам здорового образа жизни.

Более детально концепция выглядит следующим образом.

Цель общеобразовательного (базового) уровня - формирование личности, через реализацию биологических, социальных и психофизических потребностей в систематических занятиях физической культурой, обусловленной освоением общеобразовательных и профессиональных программ.

Задачи общеобразовательного уровня: формирование целостных знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем смогут трансформироваться в общекультурные компетенции. На этом уровне в зависимости от возраста идёт формирование основ здорового образа жизни, развитие представлений о здоровом образе жизни, рассматриваются вопросы гигиены, правил и техники безопасности при занятиях физической культурой, происходит расширение кругозора через изучение вопросов истории физической культуры, истории развития спорта и олимпийского движения, рассказов о жизни великих спортсменов, просмотр художественных фильмов и др. На этом же этапе формируется и развивается «школа движений» изучаются виды ходьбы, бега, прыжков, перестроений, простейшие виды гимнастических упражнений и акробатики, способы лазаний и перелазаний, преодоление различных препятствий, основы использования спортивных снарядов и тренажёров, правила и навыки самых распространённых видов игр, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и роликах, основы плавания. Изучаются вопросы питания, чередования различных режимов труда и отдыха, методика самоконтроля занимающихся и оценка своего состояния здоровья.

Формы реализации: урочные формы физической культуры, малые формы, групповые и индивидуальные занятия, ЛФК и коррекционная гимнастика, теоретические занятия, внеклассные мероприятия и др.

Средства реализации: средства физической культуры и спорта, естественные силы природы, все урочные и внеурочные формы физической культуры, малые формы физической активности, закаливание и средства гигиены и др.

Методы реализации: общепедагогические методы.

Ожидаемые результаты реализации концепции на базовом уровне: личность с высоким уровнем здоровья, обладающая широкими знаниями в области физической культуры, сформированной мотивацией на занятия физической культурой и ведения здорового образа жизни, обладающая сформированными общекультурными компетенциями, имеющая высокие показатели уровня развития личности.

Цель углубленного уровня - формирование личности через реализацию биологических, социальных и психофизических потребностей в систематических занятиях физической культурой обусловленной потребностью в расширенном изучении общеобразовательных и профессиональных программ.

Задачи углубленного уровня: формирование целостных знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут трансформированы в общекультурные и профессиональные компетенции. На этом уровне усвоения учебного материала происходит расширение и углубление объёма общетеоретических знаний, формируются и углубляются специальные профессиональные знания, которые в дальнейшем войдут в состав компетенций. Двигательная сфера человека на данном этапе обогащается за счёт регулярных занятий спортом. При решении задач физического воспитания профильного уровня личность будет активно развиваться во всех полях составных частях личности.

Формы реализации: все формы физической культуры и спорта, малые формы, групповые и индивидуальные занятия, ЛФК, теоретические занятия, лекционные занятия и др.

Средства реализации: все средства физической культуры и спорта, естественные силы природы, все виды и формы учебной и вне учебной деятельности, научно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа студентов, закаливание, средства личной гигиены и т. д.

Методы реализации: общепедагогические методы, методы спортивной тренировки, методы оздоровительной тренировки, поисковые методы и др.

Ожидаемые результаты реализации концепции на углубленном уровне: личность с высоким уровнем здоровья, обладающая широкими знаниями в области физической культуры и спорта (причём это может быть один вид спорта или несколько видов), сформированной мотивацией на занятия физической культурой и спортом ведущая здоровый образ жизни, обладающая сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, имеющая высокие показатели уровня развития личности и активную жизненную позицию.

Цель профильного уровня - формирование личности через непосредственную спортивную деятельность. Развитие личности через спортивную деятельность будет являться результатом реализации профессиональной программы, что будет способствовать и развитию личности как таковому и формированию профессиональных компетенций, которые так или иначе будут связаны со спортом.

Задачи профильного уровня: формирование целостных знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут трансформированы в профессиональные компетенции. Задачи освоения физической культурой на данном уровне будут способствовать профессиональному развитию личности и совершенствованию её на всех полях, по которым происходит развитие личности.

Формы реализации: все формы физической культуры и спорта, групповые и индивидуальные занятия, ЛФК, теоретические занятия, лекционные занятия, научные формы, СРС и др.

Средства реализации: естественные силы природы, закаливание, фармакологическое сопровождение, все средства спортивной подготовки, все виды и формы учебной и вне учебной деятельности, научно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа студентов.

Методы реализации: все методы спортивной тренировки, все виды поисковых методов, научно-исследовательские методы и др.

Ожидаемые результаты реализации концепции на профильном уровне: личность с высоким уровнем здоровья, обладающая широкими знаниями в области физической культуры и спорта, сформированной мотивацией на занятия физической культурой и спортом, ведущая здоровый образ жизни, обладающая широким спектром общекультурных и профессиональных компетенций, имеющая высокие показатели уровня развития личности и

активную жизненную позицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звягинцев, М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сборник научных трудов. - Ялта, 2017. - Вып. 56, ч. 4. - С. 118-123.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по физической культуре / А.П. Матвеев, Л.В. Каверкина. - М : Просвещение, 2002. - 26 с.

REFERENCES

1. Zvyagintsev, M.V. (2017), "Pedagogical theory of personality, as an instrument of pedagogy", Problems of Modern Pedagogical Education. Serie: Pedagogy and psychology, collection of proceedings, publishing house RIO GPA, Yalta, Issue 56, Part 4, pp. 118-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Matveev, A.P. and Kaverkina, L.V. (2002), Approximate programs of secondary (complete) general education in physical culture, Education, Moscow.

Контактная информация maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2018

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

СТУДЕНТОВ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шеханин, доцент, Самарский государственный экономический университет; Дмитрий Николаевич Азаров, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Авторы проводят исследование влияния средств физической культуры и спорта на работоспособность студентов экономических специальностей и подготовки их к профессиональной деятельности. Доказывают, сто выбор средств физической культуры для работников конкретного вида труда и определение их направленности следует осуществлять на основании данных изучения условий труда, его характера, структуры заболеваемости с временной потерей трудоспособности, физического развития и физической подготовленности, некоторых социальных факторов, влияющих на работоспособность человека.

Ключевые слова: учебная деятельность, условия труда, временная потеря трудоспособности, рационализация режима труда и отдыха, физическая культура и спорт.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY ON STUDENTS

OF ECONOMIC SPECIALTIES

Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Ale-xandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victor Ivanovich Shechanin, the senior lecturer, Samara State University of Economics, Dmitry Nikolaevich Azarov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The authors conduct a study of the influence of physical culture and sports on the efficiency of students in economic specialties and their preparation for professional work. They prove that the choice of the means of physical training for workers of a specific type of work and the determination of their orientation should be carried out on the basis of data on the study of the working conditions, its nature, the structure of morbidity with temporary loss of work ability, physical development and physical preparedness, some social factors that affect human performance.

Keywords: educational activity, working conditions, temporary loss of ability to work, rationalization of the working and rest regime, physical culture and sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.