Научная статья на тему 'Построение карты рисков как метод управления банковскими рисками'

Построение карты рисков как метод управления банковскими рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5996
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КАРТА РИСКОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ / BANKING BUSINESS / RISKS / RISK MANAGEMENT / RISK-MAP / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забежайло Иван Михайлович

Рассматривается подход к управлению банковскими рисками, в основу которого положены построение карты рисков и обеспечение оптимального уровня риска (баланса возможных потерь и возможного выигрыша). Карта рисков является основанием для оценки разумности рисков, их оптимизации и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approach to banking risks management is proposed being based on risk-map employment providing an optimal risk level (a balance between possible loses and profits). The risk-maps justify reasonability of risks, their optimization and control.

Текст научной работы на тему «Построение карты рисков как метод управления банковскими рисками»

© И.М. Забежайло, 2009

УДК 336.71 ББК 65.262.10

ПОСТРОЕНИЕ КАРТЫ РИСКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ

И.М. Забежайло

Рассматривается подход к управлению банковскими рисками, в основу которого положены построение карты рисков и обеспечение оптимального уровня риска (баланса возможных потерь и возможного выигрыша). Карта рисков является основанием для оценки разумности рисков, их оптимизации и контроля.

Ключевые слова: банковский бизнес, риски, управление рисками, карта рисков, оптимизация.

Способность управлять экономическими рисками является важным элементом обеспечения конкурентоспособности и прогрессивного роста как на микро-, так и на макроуровне хозяйственной системы. Это в полной мере относится к деятельности субъектов финансового сектора российской экономики в современных кризисных условиях.

Слово «риск» происходит от староитальянского «1гасаге», означающего «отваживаться» [1]. Этимологическое значение термина «риск» определяет подход к его трактовке, в соответствии с которым риск - скорее выбор, нежели жребий. «Действия, которые мы готовы предпринять, что предполагает наличие у нас свободы выбора, - вот что такое риск на самом деле», - считает П. Бернстайн [там же].

Риск - это ситуативная характеристика деятельности любого юридического лица, в том числе и субъекта финансового сектора, состоящая из неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Риск выражается и оценивается возможностью (вероятностью) получения как положительных результатов, например прибыли больше запланированной, успешного внедрения новых продуктов, услуг и т. д., так и вероятностью потерь, например неплатежей по выданным кредитам, сокращения ресурсной базы и т. п. [5].

Банковский риск чаще всего может быть представлен как денежное выражение рискового события. Сущность категории «риск» раскрывается при помощи категорий «вероятность» и «неопределенность» и обусловливается альтернативностью и необходимостью выбора конкретного варианта решения.

Поскольку риск всегда присущ любой предпринимательской, в том числе финансовой, деятельности, выявление наличия рисковых ситуаций, их контроль и оптимизация должны стать основой анализа эффективности деятельности субъектов финансового сектора.

Существует несколько постулатов, которые относятся ко всем видам риска [там же].

1. Управление уровнем рисков не обязательно означает покрывать их. Руководство финансовой организации должно стремиться не к минимальному риску, а к его оптимальному уровню. Минимальный риск снижает вероятность получения высокой или достаточной прибыли; максимальный риск повышает вероятность получения максимальной прибыли, но и создает предпосылки для возникновения максимальных убытков; оптимальный, уровень риска обеспечивает оптимальную вероятность получения необходимой прибыли и оптимальную вероятность получения убытков. Организации, которые хотят иметь прибыль и быть «лидерами», должны стремиться к оптимальному балансу между уровнем принимаемых на себя рисков и уровнем прибыли.

2. Покрытие риска всегда связано с определенными затратами.

3. Размер уставного капитала негосударственной финансовой организации, ее рейтинг и уровень ликвидности связаны (корреляционно-регрессионно) с уровнем предельно допустимого риска.

4. Размер плановой и/или необходимой прибыли для выживания финансовой организации не должен быть связан напрямую с проведением рисковой стратегии и политики.

Жизненный цикл риска в самом общем виде состоит из четырех этапов:

1. Определение области риска (откуда может прийти угроза).

2. Формализация риска.

3. План действий (по противодействию).

4. Исполнение плана (конкретные действия).

Определение области риска заключается в охвате всех возможных областей, связанных с деятельностью организации (как внутри, так и за ее пределами), действия или бездействия в которых могут привести к угрозам устойчивости развитию и даже существованию организации.

Формализация риска представляет собой оценку и упорядочивание угроз понесения потерь либо возможностей получения выигрыша по уровню значимости, определение приоритетных направлений в противодействии этим уг-

розам либо стимулировании реализации возможностей выигрыша, формирование карты рисков, которая наглядно отображает выявленные угрозы/возможности и пути их реализации.

Соответственно этому необходимы разработка и упорядочивание мер по управлению риском, выбор действий (например, минимизация, оптимизация или максимизация). Карта рисков дополняется прогнозами относительно возможных последствий выбранных направлений управления риском.

В структуре управления рисками финансовой организации можно выделить три уровня (см. рис.):

1. Стратегический уровень. По мнению крупнейшего политического деятеля Японии Я. Накасонэ, стратегию в широком смысле можно определить как «комплексный анализ и основанный на нем план, в котором разработаны методы и последовательность действий, направленных на достижение определенной цели» [4, с. 19]. Указанный подход более полно отражает объективную основу и содержание стратегии в отличие от ее отождествления с планом действий, исходящим из идеи, как полагают М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: «Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей» [3, с. 257].

Стр атегия

* Составлено автором.

Стратегия представляет собой комплекс мероприятий и подходов, в ходе реализации которых осуществляется миссия финансовой организации как проводимая в жизнь цель ее деятельности или форма осуществления этой цели в деятельности институциональных агентов (миссионеров) с учетом особенностей внешней и внутренней среды функционирования организации. Миссия выступает опосредующим звеном между интегральной (общей) целью и дифференциальными целями организации, реализация которых укрепляет ее конкурентоспособность, устойчивость и безопасность в высокорисковой рыночной среде.

При этом важно учитывать, что миссию нельзя выбрать или придумать, как ошибочно считают, например, отечественные исследователи В.А. Горемыкин и О.А. Богомолов [2, с. 78]. Миссию нужно сначала вывести из цели, определяемой бизнес-концепцией организации, сформировать, сформулировать и продвинуть для трансляции. Выбирается, таким образом, не миссия, а выбираются из существующих ее цели и ценностные компоненты, общие для всех уровней управления финансовой организации.

2. На бизнес-уровне формулируется детальное описание целостной карты бизнес-процессов, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей в рамках подходов, которые определены стратегией. Для каждого конкретного вида бизнеса карта бизнес-процессов имеет характерные особенности, присущие именно ему. Универсальной карты бизнес-процессов не существует. В рамках согласованной стратегии могут быть сформированы несколько версий карты бизнес-процессов. Эффективность бизнес-процесса характеризуется количеством затраченных ресурсов для достижения поставленной цели. Соответственно среди сформированных карт бизнес-процессов выбирается наиболее оптимальная с точки зрения обеспечения эффективности деятельности финансовой организации.

В свою очередь бизнес-уровень детализируется на уровне операционной поддержки.

3. Уровень операционной поддержки бизнеса включает в себя следующие основные блоки: бизнес-процессы (технологии); информационные технологии; персонал; ре-

сурсы; безопасность бизнеса; другие (по необходимости).

Каждому блоку присущи как общие (управленческие, юридические, рыночные и др.), так и индивидуальные (операционные, сбои в работе ПО и оборудования, ошибки и неквалифицированность персонала, дефицит ресурсов, утечка информации и др.) риски.

Для каждого блока определяются области, подверженные риску, и возможные пути реализации угроз, происходит их оценка по уровням значимости и формализация -строится карта рисков. В совокупности эти карты должны складываться в общую корпоративную карту рисков. Другими словами, происходит построение глобальной карты рисков финансовой организации, которая может разворачиваться (детализироваться) и сворачиваться (показывать только ключевые направления) как, например, обычная карта местности.

В контексте проводимого исследования можно выделить два подхода к управлению рисками:

1. Создание препятствий для реализации риска, а не уничтожение его причины (необходимые и достаточные условия).

2. Создание массивной обороны, гарантирующей защиту, эффективную и непроходимую (очень дорогое мероприятие).

В первом случае влияние риска на бизнес-единицу (процесс, подразделение или организацию в целом) смягчается или нивелируется полностью за счет средств и методов, которые требуются для данного конкретного случая (риска). Для каждого такого случая будет свой набор методов и средств, они будут являться «необходимым и достаточным условием» для продолжения устойчивой и конкурентоспособной деятельности компании.

Во втором случае разрабатывается «массивная» система риск-менеджмента, стремящаяся охватить все существующие и возможные риски организации. Она гарантирует практически тотальную защиту от риска. Такая система стоит больших денег, требовательна к ресурсам (например, к информационным технологиям, персоналу, сопровождению и регулярному обновлению).

Схема анализа уровня риска банка должна содержать следующие этапы:

- выявление направлений деятельности банка, подверженных рисковым ситуациям;

- оценку уровня каждого конкретного вида риска и динамики изменений связанных с ним внутренних и внешних факторов;

- разработку способов оптимизации каждого конкретного вида риска и определение используемых для этого ресурсов и методов.

Финансовые учреждения работают эффективно только тогда, когда уровень принимаемых ими рисков разумен, оптимален и контролируем [5].

Способность управлять риском и вместе с тем вкус к риску, к расчетливому выбору являются ключевыми элементами той энергии, которая обеспечивает прогресс экономики [1].

Управление банковскими рисками является одной из важнейших составляющих организованного процесса функционирования банка, и поэтому оно должно быть всесторонне интегрировано в данный процесс, использовать научно обоснованную стратегию, тактику и оперативную реализацию. Стратегия управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую стратегию банка по управлению имеющимися в распоряжении активами и пассивами, а также быть взаимосвязана с другими стратегиями в соответствии с критериями системности и комплексности.

Оптимизация - работа по реализации необходимых и достаточных мер для защиты финансовой организации от рисков. Основной идеей оптимизации является причинный (каузальный) анализ рисков. При этом каждому уровню структуры управления рисками будет соответствовать своя степень детализации на карте рисков. На стратегическом уровне риски будут представлены в общем виде. На бизнес-уровне детальность описания рисков должна соответствовать степени детализации описания соответствующих бизнес-процессов. На уровне операционной поддержки бизнеса карта рисков должна содержать детальное описание рисков, характерных для каждого из блоков операционной поддержки бизнеса.

Каузальный анализ рисков должен проводиться в каждом блоке уровня операцион-

ной поддержки бизнеса, что позволит выявить проблемы в бизнес-подразделениях финансовой организации, а также на стратегическом и бизнес-уровне. На бизнес-уровне оптимизация направлена на повышение эффективности бизнес-процессов банка, повышение производительности. На стратегическом уровне управление рисками заключается в правильном выборе цели и оптимального пути ее достижения. Оптимальным путем, в зависимости от возможностей, потребностей и целей банка, будет тот, при котором уровень риска не будет превышать максимально допустимый, а уровень прибыли не будет ниже минимально допустимого.

Оптимизация осуществляется путем установления норматива для одного из показателей и выбора управленческих методов, дающих наибольший положительный результат для другого показателя. Например, можно установить норматив, определяющий максимально допустимые расходы, тогда оптимизация будет заключаться в выборе таких управляющих воздействий, которые максимизировали бы уровень доходов при соблюдении лимита на размер допустимых потерь. Аналогично при фиксации лимита на уровень доходов (доход не может быть ниже указанного уровня) оптимизация будет заключаться в выборе управленческих воздействий, обеспечивающих минимизацию возможных потерь. Выбор управленческих действий определяется анализом возможных траекторий на карте рисков. Другими словами, реализуется перебор всех возможных альтернатив с учетом присущих им параметров убыточности/прибыльности, определяемых заранее построенной картой рисков. Результатом перебора является выбор оптимального управляющего воздействия (возможно - не единственного).

Знания о причине возникновения того или иного риска позволят выявлять слабые места, воздействуя на которые можно предотвращать или сокращать влияние угроз, а также способствовать реализации возможностей. Оптимизация управления рисками позволит экономить ресурсы, направляемые на риск-менеджмент, улучшить и повысить эффективность управления в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернстайн, П. Против богов: Укрощение риска : пер. с англ. / П. Бернстайн. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 400 с.

2. Горемыкин, В. А. Экономическая стратегия предприятия / В. А. Горемыкин, О. А. Богомолов. - М. : Информ.-издат. дом «Филинъ» : Рилант, 2001. - 506 с.

3. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1992. - 702 с.

4. Накасонэ, Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке / Я. Накасонэ. - М. : NOTA BENE, 2001. - 312 c.

5. Севрук, В. Т. Риски финансового сектора Российской Федерации / В. Т. Севрук. - М. : Фин-статинформ, 2001. - 176 с.

RISK-MAP EMPLOYMENT AS A METHOD OF BANK RISK MANAGEMENT EFFICIENCY

I.M. Zabezhaylo

The approach to banking risks management is proposed being based on risk-map employment providing an optimal risk level (a balance between possible loses and profits). The risk-maps justify reasonability of risks, their optimization and control.

Key words: banking business, risks, risk management, risk-map, optimization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.