ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
4
УДК 336.7
В. А. КЛЕМЕНТЬЕВ
ГЕНЕЗИС БАНКОВСКИХ РИСКОВ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КРЕДИТОВАНИИ
Рассмотрены существующие в отечественной научной литературе определения понятия «банковский риск» и классификации банковских рисков. Выявлена связь между наличием риска и возникновением кризисной ситуации что позволяет определить риск как степень готовности банка к кризису. Предложен новый подход к классификации банковских рисков в связи с рассмотрением риска потребителя, позволяющего учесть поведение клиентов при реализации финансовых услуг.
Ключевые слова: кредитование, банковский риск, кризисная ситуация.
Потребительские кредиты сегодня в нашей стране играют заметную роль в развитии общества и получают всё более широкое развитие. Центральный банк Российской Федерации определяет потребительский кредит как ссуду, кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд [1]. Банком России подчеркивается, что потребительские кредиты не должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности [2, 3]. Эффективность кредитования определяется ликвидностью, рентабельностью и безопасностью, что накладывает требования к адекватной оценке соответствующих рисков.
В отечественной научной литературе встречаются различные определения риска. Под риском обычно понимается возможность опасности, неудачи; действие на удачу в надежде на счастливый исход [4]. Этимология термина «риск» восходит к латинскому геякит, что означает риск на море, опасность на или то, что разрушает; от итальянского тгсо - угроза, рисковать. По Далю, рисковать - это пускаться на удачу, на неверное дело, отважиться идти на авось, делать что-то без верного расчёта, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье [5].
В финансово-кредитном словаре банковский риск трактуется как «опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций, осуществляемых кредитными учреждениями» [6]. Профессор А. Хандруев говорит о риске как об опасности или возможности потерь при на-
© В. А. Клементьев, 2009
ступлении нежелательных событий [7]. По мнению В. Кузнецова риск характеризует неопределённость финансовых результатов в будущем, обусловленную неопределённостью самого будущего [8]. Н. Соколинская видит в риске стоимостное выражение веррятностного события, ведущего к потерям, либо возможность денежных потерь [9]. Ю. Мишальченко и И. Кроли рассматривают риск как вероятность потери банком части своих средств, недополучение планируемых доходов или произведение дополнительных расходов в результате осуществления запланированных финансовых операций [10]. Профессор Г. Коробова характеризует банковский риск как ситуацию, порождённую неопределённостью информации, используемой банком для управления и принятия решений [11]. У В. Севрук банковский риск выражает неопределенность исхода банковской деятельности и возможные неблагоприятные последствия в слу-ч'ае неуспеха [12]. Профессор О. Лаврушин и профессор Н. Валенцова определяют банковский риск как особый вид деятельности, функционирование экономических субъектов в условиях неопределённости [13]. В документах Банка России в соответствии с Положением от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года № 5489 («Вестник Банка России» от 4 февраля 2004 года № 7), под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними
факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.).
Несмотря на многообразие представленных определений сущности риска применительно к банковской деятельности, просматривается стремление авторов связать его понимание с неопределённостью, опасностью непредвиденного обстоятельства, возможности получения убытков, недополучения доходов по сравнению с предполагаемыми прогнозами. Несомненно, с точки зрения экономики риск требует определенной компенсации, поэтому его целесообразно рассматривать в соотношение риск - до-ход/прибыль. Наступление непредвиденных событий, вызванных наличием рисков и неопределенностью, может породить кризисную ситуацию. Кризису, как и риску, свойственна неоднозначность, поэтому, на наш взгляд, эти понятия взаимосвязаны, и банковский риск может быть определён не только как мера адекватности средств используемых банком для достижения цели с точки зрения эффективности финансовой деятельности, гибкости используемых стратегий и инструментов, но и также как степень готовности банка к возникновению и преодолению кризисной ситуации.
В современной литературе существуют множество классификаций экономических рисков. Впервые научно обоснованная классификация рисков была предложена М. Кейнсом [14]. Он выделял три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя (заемщика), риск кредитора и риск возможного изменения ценности денежных единиц. А. Шевелев классифицирует риски исходя из условий, вызывающих неопределённость ситуации, по признаку субъекта, осуществляющего хозяйственную деятельность, по сфере возникновения, по уровню принятий решений, в соответствии с этапами существования предприятия, по виду объекта, по природе ущерба, по типичности последствий, по характеру взаимодействия с другими рисками, по степени предсказуемости, с точки зрения длительности по времени, с точки зрения истории существования, по степени правомерности, по величине [15]. Профессор О. Лаврушин и профессор Н. Валенцова классифицируют банковские риски по следующим критериям: уровень риска, характер банковского продукта, услуг и операций, степень обеспечения устойчивого развития банка, факторы, образующие риск, сфера и масштаб действия риска, время возник-
новения, степень зависимости риска от банка, вид банка, величина риска, состав клиентской базы, характер учёта операций [13]. Профессор Г. Коробова приводит два подхода к классификации банковских рисков. По одному из них важными элементами, позволяющими дать экономическую классификацию банковских рисков, являются: тип и вид коммерческого банка, сфера влияния и возникновения банковского риска, состав клиентов банка, метод расчёта риска, степень банковского риска, распределение риска во времени, характер учёта риска, возможность регулирования банковского риска, методы регулирования риска. Другой подход основан на делении банковских рисков на экономические и политические. В свою очередь, и политические, и экономические риски могут быть внешними и внутренними [11].
Банк России, классифицируя типичные банковские риски, выделяет следующие составляющие: кредитный риск, страновой риск, рыночный риск, риск ликвидности, правовой риск, риск потери деловой репутации, стратегический риск и операционный риск [16].
Очевидно, что каждая*из классификаций охватывает практически все возможные элементы банковского риска. Однако среди прочих составляющих риска хотелось бы отдельно выделить риск потребителя, возникающий на стыке правового и стратегических рисков, который связан непосредственно с реализацией финансовых услуг, предложению их потребителю и ответными реакциями.
В экономической литературе существует понятие риска потребителя, определяемого как вероятность приёмки партии продукции, доля дефектных изделий в которой имеет значение, устанавливаемое планом выборочного контроля как неприемлемое [17].
А. Лайков отмечает, что в практике страхования первоочередное место занимает исследование потребителя страховых услуг как экономической категории, то есть как участника системы страховых отношений, интересы которого, определяющие его рыночное поведение, формируются присущими ему объективно обусловленными свойствами [18]. По мнению автора, именно находящаяся в динамическом единстве система свойств потребителя определяет направленность его действий как участника рыночных отношений, знания о свойствах и интересах потребителя образуют основу знаний о потребителе, о клиенте страховой организации. При этом потребителю приписывается «рисковый портрет», то есть подчеркивается его подверженность рискам. Автор обращает внимание на то, что в условиях
примерно одинакового доступа потребителей к финансовым и кредитном ресурсам конкуренция объективно смещается на поле психологии потребительского поведения.
С. Бычкова и Е. Итыгилова на примере практики аудиторских компаний отмечают, что риск потребителя аудиторской услуги достаточно высок и оценить его сложнее, чем, например, при покупке товаров [19]. Авторы связывают это с тем, что аудиторская услуга нематериальна. Неопределенность приобретения и неосязаемость будущего результата влекут за собой трудности в убеждении потенциального клиента аудиторской фирмы в полезности и выгоде аудиторской услуги. Кроме того, имеются методологические сложности при сравнении услуг и оценке их стоимости. Наконец, не всегда клиент может легко оценить качество работы на стадии выбора аудиторской фирмы. Поэтому возникает вопрос доверия потребителя к аудиторской фирме как производителю аудиторских услуг. Уровень доверия со стороны пользователей зависит от удовлетворения их интересов.
На наш взгляд, аналогичные ситуации взаимоотношений с потребителем могут возникнуть при продаже кредитных продуктов, что связано зачастую с недостаточной информированностью или низкой финансовой грамотностью заёмщиков и соответственно неполным пониманием условий ссудной сделки. Таким образом, рассмотрение риска потребителя как новой составляющей банковских рисков поможет учесть со-циально-психологические особенности клиентов банка и минимизировать возможные негативные реакции потребителей.
Одним из путей для снижения доли риска потребителя можно предложить более детальную правовую проработку маркетинговых мероприятий, проводимых банком, и пакета документов, используемых в рамках кредитной сделки, с учётом возможных претензий клиентов главным образом по отношению к ценовым параметрам и их полное однозначное соответствие действующему законодательству.
На текущий момент многие банки, несмотря на все попытки ограничения со стороны Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы и Банка России, продолжают использовать маркетинговые ходы, позволяющие завуалировать истинный размер расходов заёмщика, что, с одной стороны, может привести к росту объёма продаж, однако, с другой стороны, повышает риски невозврата кредита из-за возможной переоценки заемщиками своих финансовых возможностей.
Из материалов, представленных территориальными органами Роспотребнадзора в ходе исполнения письма Роспотребнадзора от 12.07.2007 № 0100/7062-07-32 «Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования», установлено, что основными нарушениями в сфере потребительского кредитования являются:
- непредставление необходимой информации или представление недостоверной информации об услугах кредитных организаций и о самих исполнителях услуг (их представителях);
- введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров;
- несоблюдение письменной формы договора;
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
- навязывание дополнительных («сопутствующих») услуг;
- несоблюдение особых процессуальных прав потребителей.
Также одним из наиболее распространённых приёмов продвижения кредитных программ является выделение более привлекательных условий в рекламной продукции. Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Поэтому если в рекламе услуги по предоставлению кредита крупным шрифтом указана привлекательная процентная ставка, а иные условия, влияющие на расходы лица, получившего кредит, указаны таким способом, что не могут восприниматься потребителем рекламы при используемом способе её распространения, то такая реклама будет нарушать требования ч. 2 и 3 ст. 28 Закона «О рекламе» и может быть признана ненадлежащей. Хотя, как видно, здесь опять-таки нет чётких рамок, ограничивающих рекламодателя.
Помимо вышеупомянутых аспектов существует ряд нерешенных проблем для кредитов, не ограниченных однозначной суммой и не имеющих строгого порядка уплаты основного долга. Это относится, прежде всего, к возобновляемым кредитным „ линиям. Так Ассоциация российских банков указывала на то, что согласно
изменениям, внесённым в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 Ю защите прав потребителей» (ред. от 25.10.2007 № 234-ФЭ), при предоставлении кредита банки обязаны сообщать потребителю следующую информацию: размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. При этом указанная информация должна предоставляться гражданину-потребителю до предоставления кредита. При предоставлении кредитов в форме овердрафта по расчётным банковским картам в договорах с потребителями банки обычно устанавливают лимит овердрафта, крайние даты внесения ежемесячного платежа и размер минимального платежа, и потребитель имеет право в любое время вернуть кредит полностью или частично и получить новый кредит в пределах неизрасходованного лимита овердрафта. Предоставление кредита осуществляется путём зачисления банком денежных средств на текущий счёт заёмщика при недостаточности или отсутствии на нем денег для оплаты товара в безналичной форме или до снятия наличных через банкомат. Следовательно, общая сумма кредитования (размер кредита), а также полная сумма, подлежащая выплате потребителем, не может быть определена в момент заключения такого договора в силу особенностей овердрафта. Таким образом, банки, предоставляющие кредиты в форме овердрафта по расчётным банковским картам, не могут однозначно исполнить свою обязанность по информированию заемщиков об условиях кредитования [20].
В результате проведённых исследований сформулирована авторская трактовка понятия «банковский риск», дополнена существующая классификация банковских рисков путём включения в нее новой составляющей - риск потребителя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Центральный банк Российской Федерации. Приложение к письму Банка России от 05.05.2008 № 52-Т «О «Памятке заёмщика по потребительскому кредиту».
2. Центральный банк Российской Федерации. Письмо от 26 мая 2005 года № 77-Т «О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов».
3. Центральный банк Российской Федерации. Письмо от 29 декабря 2007 г. № 228-Т «По вопросу осуществления потребительского кредитования».
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.-М., 1978.-С.35.
5. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М., 1980. - Т.4. - С.96.
6. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. - 2-< изд., стереотип. / гл. ред. Н. В. Гаретовский.-М. Финансы и статистика, 1994. - Т.З. - С.69.
7. Хандруев, А. А. Управление рисками бан ков: Научно-практический аспект / А. А. Ханд руев // Деньги и кредит. - 1997. - №6. - С. 12.
8. Кузнецов, В. Измерение финансовых рис ков / В. Кузнецов // Банковские технологии 1997. -№7. — С.76.
9. Банковское дело / под ред. О. И. Лавруши-на. - М. : Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.-С.342.
10. Мишальченко, Ю. В. Риски в международной банковской деятельности / Ю. В. Мишальченко, И. О. Кролли // Бухгалтерия и банки. -1996. -№3.~ С. 17.
11. Банковское дело : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. - М. : Экономисты 2003.-751 с.
12. Севрук, В. Т. Банковские риски / В. Т. Севрук. - М. : Дело Лтд, 1994. - С.43.
13. Банковские риски : учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина и д-ра экон. наук, проф. Н. И. Вален-цовой. - 2-е изд., стереотип. - М. : КНОРУС, 2008.-232 с.
14. Шапкин, А. С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. -880 с.
15. Риски в бухгалтерском учёте: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. - М. : КНОРУС, 2007. - С. 89.
16. Центральный банк Российской Федерации. Письмо от 23 июня 2004 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках».
17. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилина. - 2-е изд. - М. : Институт новой экономики, 2008. - 1152 с.
18. Лайков, А. Ю. Основы реализации клиен-тоориентированного подхода в страховом бизнесе / А. Ю. Лайков // Организация продаж страховых продуктов. — 2006. — № 4.
19. Бычкова, С. М., Итыгилова Е.Ю. Понятие «качество» в аудите и бухгалтерском учете / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова //Аудиторские ведомости. - 2005. - № 3.
20. Центральный банк Российской Федерации. Письмо от 26 апреля 2008 г. № 15-2-2-5/2065.
®®e©®®©e®®®o©®e®®©0®
Клементьев Виктор Александрович, аспирант кафедры «Управление качеством» УлГТУ.