Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ И ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ И ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ФИНАНСОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махкамова Гулбахор Махсудовна, Няргинен Виктория Анатольевна

Цель работы. Научная статья посвящена разработке интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий. Доказано, что дезинтеграция в сфере развития малого и среднего предпринимательства приводит к отсутствию положительной синергии и не позволяет в полной мере реализовать потенциал малых и средних предприятий в Таджикистане, что несет в себе негативное влияние как на экономическую, так и на социальную системы государства. Целью научной работы было определено построение и реализация интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан с акцентом на использование цифровых финансовых инноваций и увеличение финансовой инклюзии, особенно что касается инклюзивного предпринимательства (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства ). Метод и методология работы. В статье использованы методы литературного анализа, сравнительной (компаративной) оценки, обобщения, анализа и синтеза, графический, систематизации, группировки и логического обобщения, а также исторический и системный подходы в раскрытии и решении проблематики развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий. Результаты и выводы. В исследовании были: рассмотрены существующие научные подходы к развитию малого и среднего предпринимательства в Таджикистане; сформирована совокупность требований к построению интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; представлена совокупность факторов влияния на интегративную модель развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; сформированы цель и задачи построения, а также реализация интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; даны графическая интерпретация и характеристика элементов интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан. Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться при анализе и корректировке на его основе государственной политики в области реализации развития социально-экономической системы государства в контексте финансовой инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махкамова Гулбахор Махсудовна, Няргинен Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION AND IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATIVE MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE NATIONAL ECONOMY BASED ON FINANCIAL INCLUSION AND DIGITAL INNOVATIVE FINANCIAL TECHNOLOGIES

The purpose of the work. The scientific article is devoted to the development of an integrative model for the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan based on financial inclusion and digital innovative financial technologies. It is proved that the disintegration in the development of small and medium-sized enterprises leads to a lack of positive synergy and does not allow to fully realize the potential of small and medium-sized enterprises in Tajikistan, which has a negative impact on both the economic and social systems of the state. The aim of the scientific work was to build and implement an integrative model for the development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Tajikistan with an emphasis on the use of digital financial innovations and increasing financial inclusion, especially with regard to inclusive entrepreneurship (women, youth, rural residents, migrant workers, people with disabilities, the poorest households). Method and methodology of work. The article uses methods of literary analysis, comparative (comparative) evaluation, generalization, analysis and synthesis, graphic, systematization, grouping and logical generalization, as well as historical and systematic approaches to the disclosure and solution of the problems of development of small and medium-sized businesses in Tajikistan based on financial inclusion and digital innovative financial technologies. Results and conclusions. The study examined: existing scientific approaches to the development of small and medium-sized enterprises in Tajikistan; a set of requirements for the construction of an integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan is formed; a set of factors influencing the integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan is presented; the purpose and objectives of the construction, as well as the implementation of an integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan are formed; graphical interpretation and characteristics of the elements of the integrative model are given development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan. The scope of the results. The results obtained can be used in the analysis and adjustment on its basis of the state policy in the field of implementation of the development of the socio-economic system of the state in the context of financial inclusion.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ И ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК: 338.28

МАХКАМОВА ГУЛБАХОР МАХСУДОВ-

НА

к.и.н., доцент, соискатель докторантуры Института проблем рынка РАН, e-mail: makhkamova.gulbakhor@gmail.com

НЯРГИНЕН ВИКТОРИЯ АН А ТОЛЬЕВНА

очный аспирант Института проблем рынка РАН, ассистент кафедры экономической экспертизы и финансового мониторинга, МИРЭА — Российский технологический университет, e-mail: nyarginen2014@yandex.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-7-56-69 ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ И ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ1

Аннотация. Цель работы. Научная статья посвящена разработке интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий. Доказано, что дезинтеграция в сфере развития малого и среднего предпринимательства приводит к отсутствию положительной синергии и не позволяет в полной мере реализовать потенциал малых и средних предприятий в Таджикистане, что несет в себе негативное влияние как на экономическую, так и на социальную системы государства. Целью научной работы было определено построение и реализация интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан с акцентом на использование цифровых финансовых инноваций и увеличение финансовой инклюзии, особенно что касается инклюзивного предпринимательства (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства ). Метод и методология работы. В статье использованы методы литературного анализа, сравнительной (компаративной) оценки, обобщения, анализа и синтеза, графический, систематизации, группировки и логического обобщения, а также исторический и системный подходы в раскрытии и решении проблематики развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий. Результаты и выводы. В исследовании были: рассмотрены существующие научные подходы к развитию малого и среднего предпринимательства в Таджикистане; сформирована совокупность требований к построению интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; представлена совокупность факторов влияния на интегративную модель развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; сформированы цель и задачи построения, а также реализация интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; даны графическая интерпретация и характеристика элементов интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан. Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться при анализе и корректировке на его основе государственной политики в области реализации развития социально-экономической системы государства в контексте финансовой инклюзии. Ключевые слова: интегративная модель, малый и средний бизнес, Республика Таджикистан, финансовая инклюзия, цифровые инновационные финансовые технологии.

1 Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-02048).

MAKHKAMOVA GULBAKHOR MAKHSUDOVNA

Ph.D. in History, Associate Professor, PhD candidate of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences e-mail: makhkamova.gulbakhor@gmail.com

NYARGINEN VICTORIA ANATOLYEVNA

full—time postgraduate student of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Assistant of the Department of Economic Expertise and Financial Monitoring, MIREA - Russian Technological University,

e-mail: nyarginen2014@yandex.ru

BUILDING AND IMPLEMENTING AN INTEGRATIVE DEVELOPMENT MODEL SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE NATIONAL AN ECONOMY BASED ON FINANCIAL INCLUSION AND DIGITAL INNOVATIVE FINANCIAL TECHNOLOGIES

Abstract. The purpose of the work. The scientific article is devoted to the development of an integrative model for the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan based on financial inclusion and digital innovative financial technologies. It is proved that the disintegration in the development of small and medium-sized enterprises leads to a lack of positive synergy and does not allow to fully realize the potential of small and medium-sized enterprises in Tajikistan, which has a negative impact on both the economic and social systems of the state. The aim of the scientific work was to build and implement an integrative model for the development of small and medium-sized enterprises in the Republic of Tajikistan with an emphasis on the use of digital financial innovations and increasing financial inclusion, especially with regard to inclusive entrepreneurship (women, youth, rural residents, migrant workers, people with disabilities, the poorest households). Method and methodology of work. The article uses methods of literary analysis, comparative (comparative) evaluation, generalization, analysis and synthesis, graphic, systematization, grouping and logical generalization, as well as historical and systematic approaches to the disclosure and solution of the problems of development of small and medium-sized businesses in Tajikistan based on financial inclusion and digital innovative financial technologies. Results and conclusions. The study examined: existing scientific approaches to the development of small and medium-sized enterprises in Tajikistan; a set of requirements for the construction of an integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan is formed; a set of factors influencing the integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan is presented; the purpose and objectives of the construction, as well as the implementation of an integrative model of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan are formed; graphical interpretation and characteristics of the elements of the integrative model are given development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tajikistan. The scope of the results. The results obtained can be used in the analysis and adjustment on its basis of the state policy in the field of implementation of the development of the socio-economic system of the state in the context of financial inclusion.

Keywords: integrative model, small and medium business, Republic of Tajikistan, financial inclusion, digital innovative financial technologies.

Введение. Наличие существенных проблем с развитием как малого и среднего предпринимательства в Таджикистане, так и отдельных его сфер, таких как инклюзивное предпринимательство (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства), подтвержденных исследованиями международных организаций (Японское агентство международного сотрудничества [ЛСА] [22]; Европейский банк реконструкции и развития [ЕБРР] [19]; Центральноазиатское бюро аналитической отчетности [CABAR] [10]) и ученых (К. Мегерса [23]; Ф.Ф. Джалилов [21]), требует выработки новых подходов к развитию таких предприятий. Существующие подходы к развитию МСП в стране носят в значительной мере бессистемный характер и требуют фор-

мирования, а также использования интегративной модели.

Дезинтеграция в сфере развития малого и среднего бизнеса приводит к отсутствию положительной синергии и не позволяет в полной мере реализовать потенциал МСП в Таджикистане, что несет в себе негативное влияние как на экономическую, так и на социальную систему государства. В то же время отмечаем наличие значительного количества научных разработок, которые указывают на положительные аспекты использования интегративных моделей в разных сферах экономики, в том числе относительно развития малого и среднего бизнеса [2; 28]. В этих условиях Республика Таджикистан нуждается в построении и реализации интегративной модели развития МСП (ИМ) с акцентом на использование цифровых финансовых инноваций и увеличении финансовой инклюзии, особенно что касается инклюзивного предпринимательства (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства), что и определило цель научного исследования.

Исходя из поставленной цели важным является подтверждение или опровержение таких научных гипотез:

- построение интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан должно базироваться на сформированной совокупности современных требований;

- на построение и реализацию интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан преимущественно влияют внутренние (страновые) факторы;

- цель и задачи построения, а также реализации интегративной модели развития МСП в Таджикистане должны быть направлены на интенсификацию роста национальной экономической системы в краткосрочной перспективе;

- ключевыми объектами воздействия интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан должны быть: экономическая система страны, социальная система государства, внешнеторговый баланс страны, домашние хозяйства.

Литературный обзор

Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан находится в фокусе исследований как международных организаций, так и ученых [5-8, 13-14].

Так, Мировой банк в рамках проводимого исследования развития экономики Таджикистана отдельное внимание уделил развитию малого и среднего бизнеса, где выделил его вклад в развитие национальной экономической системы, оценил влияние на развитие МСП финансового сектора страны, а также государственной политики и налогообложения [3].

Отмечаем недостаточное внимание в исследовании Мирового банка проблематике развития малого и среднего бизнеса в стране, а также влияния финансовой инклюзии (ФИ) и цифровых инновационных финансовых технологий (ЦИФТ) на рост малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в рамках описания «Стратегии сотрудничества с Таджикистаном на 2020-2025 года» уделил внимание проблематике развития малого и среднего бизнеса в стране, однако она была рассмотрена более со стороны взаимодействия с ЕБРР и его финансирования отдельных отраслей, а также проектов в Республике Таджикистан [4].

Исследование ЕБРР в рассмотрении развития МСП в Таджикистане не затрагивает проблемы финансовой инклюзии, гендерного неравенства и внедрения ЦИФТ в деятельность таджикских малых и средних предприятий.

Р. Могилевский и С. Асадов в своем исследовании, проведенном под эгидой Института Азиатского Банка Развития, коснулись вопросов и проблем развития финансовой инклюзии в Республике Таджикистан, в том числе относительно доступа к финансовым услугам и продуктам малых, а также средних предприятий страны [24].

К недостаткам исследования следует отнести: акцент на описание ситуации и недостаточное выделение проблем; игнорирование оценки развития и влияния ЦИФТ на малый и средний бизнес Таджикистана; недостаточное освещение проблем гендерного неравенства в сфере МСП страны.

П. Х. Азимов и Х. Д. Мирзобеков в своем исследовании малого и среднего предпринима-

тельства в Республике Таджикистан больше внимания уделили статистическому анализу развития МСП страны, а также выявлению барьеров его развития [1]. В то же время проблематика финансовой инклюзии, гендерного неравенства и доступа к цифровым инновационным финансовым технологиям осталась практически не раскрытой в научном исследовании ученых.

К. Тилекеев в своем научном исследовании развития МСП в Республике Таджикистан провел анализ динамики и структуры малого и среднего бизнеса в стране, а также выявил, опираясь на опрос владельцев МСП, ключевые барьеры для роста предпринимательства в государстве [12].

Несмотря на значительную глубину оценки развития МСП в Республике Таджикистан, ученый довольно поверхностно коснулся вопросов финансовой инклюзии, гендерного неравенства и доступа к цифровым инновационным финансовым технологиям предпринимателей страны.

Литературный обзор научных исследований по проблематике развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан, финансовой инклюзии и внедрения ЦИФТ позволяет говорить о разобщенности таких исследований, когда ученые рассматривают только одну проблему, не объединяя их вместе и не предлагая совместное решение выявленных проблем. В этих условиях необходимым является разработка модели, которая будет решать проблемы МСП Таджикистана комплексно на основе ФИ и ЦИФТ.

Материалы и методы исследований. Для достижения целей статьи использована система общенаучных методов исследования и методов исследования на теоретическом уровне, а именно: методы литературного анализа и компаративной оценки для критического рассмотрения научных разработок по проблематике развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; метод обобщения для формирования совокупности требований к построению интегративной модели развития МСП в Таджикистане; метод анализа для идентификации факторов влияния на интегративную модель развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; метод синтеза для построения интегративной модели развития МСП в Таджикистане; графический метод для представления интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан; методы систематизации, группировки и логического обобщения для систематизации научной информации, формирования выводов и научных предложений статьи.

Методология исследования опирается на исторический и системный подходы в раскрытии и решении проблематики развития малого и среднего бизнеса в Таджикистане на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий.

В работе увеличение финансовой инклюзии представлено как ключевая составляющая обеспечения стабильного долгосрочного роста малого и среднего предпринимательства в Таджикистане. Исследование также базируется на допущении, что интегративная модель развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан должна учитывать использование цифровых инновационных финансовых технологий МСП страны.

Результаты исследований.

1. Совокупность требований к построению интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Интегративная модель должна базироваться на совокупности требований, куда следует отнести:

1. Достижение оптимальной пропорции с точки зрения влияния на развитие малого и среднего предпринимательства в стране государственных и негосударственных институтов, в том числе международных и зарубежных организаций.

2. Формирование устойчивой совокупности стимулов развития малого и среднего бизнеса с учетом достижения социальной справедливости, а также вовлечением в предпринимательскую деятельность недостаточно вовлеченных в нее категорий жителей (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства).

3. Повышение влияния МСП на экономику государства и развитие наиболее важных для

страны ее секторов с учетом перехода на постиндустриальную модель функционирования национальной экономической системы.

4. Обеспечение устойчивого долгосрочного развития социальной сферы Таджикистана на базе развития малого и среднего бизнеса, особенно что касается обеспечения продовольственной безопасности, систем здравоохранения и образования.

5. Устранение любых видов неравенства, дискриминации и сегрегации в предпринимательской сфере, а также секторе малого и среднего бизнеса, в том числе гендерного неравенства.

6. Рост использования и имплементации зарубежного опыта как экономически развитых стран, так и развивающихся стран (государств с переходной экономикой) в сфере развития МСП.

7. Использование в качестве базиса развития малого и среднего бизнеса цифровых инновационных финансовых технологий, в том числе за счет стимулирования развития и роста таких технологий в Республике Таджикистан.

8. Формирование устойчивой среды роста финансовой инклюзии как на уровне малого и среднего бизнеса, так и на уровне всего населения страны, в том числе отдельных его социальных групп, таких как женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства.

9. Обеспечение роста конкуренции в отдельных секторах экономики Таджикистана и на этой основе формирование положительного сальдо внешнеторгового баланса.

10. Рост реализации экспортного потенциала страны, в том числе в сфере оказания услуг и выполнения работ, а также повышение конкурентоспособности таджикских товаров на международных и мировом рынках сбыта.

11. Формирование устойчивого роста спроса на трудовые ресурсы внутри страны и оптимизация процессов трудовой миграции с акцентом на возврат трудовых мигрантов, а также использование их навыков и опыта для развития национальной экономики.

12. Обеспечение роста доходов домашних хозяйств и оптимизация их структуры за счет уменьшения доли переводов трудовых мигрантов, а также роста инвестиционной составляющей в таких доходах.

13. Трансформация финансовой системы страны с акцентом на развитие новых форм оказания финансовых услуг, в том числе на основе ЦИФТ, а также увеличение поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

14. Поощрение предпринимательской инициативы граждан Республики Таджикистан и формирование положительного отношения к предпринимательской деятельности, в том числе в сфере инклюзивного предпринимательства (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства).

15. Трансформация государственных институтов и институтов местного самоуправления с точки зрения повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в стране, а также уменьшения бюрократического и коррупционного давления на МСП.

16. Формирование дружественной среды по отношению к малому и среднему бизнесу в стане, а также в рамках функционирования государственных институтов и институтов местного самоуправления с акцентом на развитие инклюзивного предпринимательства (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства).

2. Совокупность факторов влияния на интегративную модель развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Важной составляющей интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан должна являться совокупность факторов, которые необходимо учитывать при построении и реализации такой модели, где следует выделять международные (внешние) факторы и национальные (внутренние) факторы (рис. 1).

3. Формирование цели и задач построения, а также реализация интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Построение и реализация интегративной модели развития МСП в Таджикистане должны

Совокупность факторов которые кооюдеш «чишвгп прв шшрмшл л piiDHiUKH интеграпсвн^н mojî.ui развития МСП в РТ

IT

TV

МсАЛ)"нарсл1шс (икшшк) фал торы

Тртнс формаши роли МСП -си второстепенной в Lnuwrii jii putKTHi ' kfatt*otdP№ttHï свстс.и разных

Рост иоддержт МСП со стороны №111рстнниш H №№> JJp(-ttrHKk»

ННСТНТЛТйЕ

Уас.ипенн: пропаг иш npfjrtpикн[f-iK [»я н росI его

по ютнвного ИЦЩН

Рост ujuhhi МСП на ришпк оцнальной ;феры на шшаш.ттьп yjHHB

Oiipe je liHiif [чииш! МСП ш

ИТЫЧСЕОЙ С ОС ГаЕЛЯНИПСН национальной и экономической öc шпажное ih cipaH ЧНр4

Й1ан?ЙШ тачекне МСП iW

поддерлАЯ льны» соимальных гргтт населгкпз г трак

Рост E.UUU1U HI päieHTHi МСП ЦИФТ ЧЩ1ФУ

Нацнон.ньни? |iH\ipi"HHH#i фактор«

Ограниченные возможности Е

nojjipjae МСП » i торош - пк\ д1рстиннш и внгосуларспекных шкпттоЁ, в том числе

Че*Л>НПрОЛНЫ* h lipiWtHWT. JÜHOpUB

Рост .заинтересованности в ITf*ЛПрПНЫ« СЛЫ Кв* Jfttt.TVHOfTH среди населения страны

Значительное iuiiuli на развитие мало г L> н СрМНСГО CKWf л ¿гарираткн

Клрропииониое давление eu МСП

Потенциал да развития шо-лкижвного предпринимательства

F"<XT фниаисо^оч hkltwihiî ) г<мц числе среди отдельны* еипг ¡итьньп Гргуап населения (лиеяшюш. молодежь ;t.ib:tn: ahtî.tû трудовые мигранты тюлн с ограниченными фнипкиса кпиоипешш, осднгйптне доыо*й iJHi; ш

Ммленнс* П(юнн*>н1жнн« я i^-fpv1 МСП Щ1ФТ н ЩЮУ

Рис. 1. Совокупность факторов, которые необходимо учитывать при построении и реализации интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан.

4. Базирование развития МСП в Таджикистане на росте финансовой инклюзии, в том числе в отдельных социальных группах населения (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства).

5. Активизация использования для развития малого и среднего бизнеса в стране цифровых инновационных финансовых технологий и услуг.

6. Идентификация и учет факторов, влияющих на развитие малых и средних предприятий в Республике Таджикистан.

4. Графическая интерпретация и характеристика элементов интегративной модели развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Считаем целесообразным дать графическую интерпретацию интегративной модели развития МСП в Таджикистане (рис. 2), а в дальнейшем описать и дать характеристику всем ее составляющим элементам.

В рамках построения и реализации интегративной модели (ИМ) развития МСП в РТ будут учитываться: зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса, тенденции развития цифровых инновационных финансовых технологий и услуг (ЦИФТ и ЦИФУ), а также внешние и внутренние факторы влияния (см. рис. 1). При этом в рамках сферы развития МСП в Таджики-

стане были выделены ключевые субъекты влияния и взаимодействия в стране, а именно: государственные институты (ГИ); местные институты власти (МИ); национальные негосударственные институты (ННИ); международные организации (МО); негосударственные иностранные институты (НИИ); частные иностранные инвесторы (ЧИИ); нормативно-правовая база (НПБ); компании, предоставляющие ЦИФТ и ЦИФУ (ЦИФТ); частные национальные инвесторы (ЧНИ); СМИ, в том числе социальные сети и известные блогеры (СМИ+).

Отмечаем, что базовым аспектом функционирования интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан должно быть воздействие выделенных субъектов на рост финансовой инклюзии (ФИ), которая, в свою очередь, должна стимулировать развитие МСП с фокусом на развитие инклюзивного предпринимательства (ИП). При этом под инклюзивным предпринимательством следует понимать предпринимательскую деятельность женщин, молодежи, сельских жителей, трудовых мигрантов, людей с ограниченными физическими возможностями, беднейших домохозяйств.

Ключевыми объектами воздействия интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан должны быть: экономическая система страны (ЭС); социальная система государства (СС); внешнеторговый баланс страны (ВТБ); домашние хозяйства (ДХ). При этом для каждого из объектов должны быть четко определены главные цели воздействия, что требует их детализации.

Экономическая система Таджикистана, несмотря на значительный потенциал роста, имеет существенные проблемы в развитии [3; 17]. В этих условиях воздействие интегративной модели должно быть сосредоточено на достижении следующих главных целей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение долгосрочного устойчивого роста экономики с учетом уменьшения разрыва в экономическом развитии с развитыми странами и развивающимися странами (государствами с переходной экономикой) с доходами выше среднего;

- увеличение роли малого и среднего бизнеса в национальной экономической системе, а также вклада МСП в рост ВВП страны;

- диверсификация отраслей экономики за счет развития сферы оказания услуг и выполне-

ние. 2. Графическая интерпретация интегративной модели развития

Важным объектом воздействия интегративной модели должна выступать социальная система Республики Таджикистан, которая требует реформирования и развития [20; 26]. Отмечаем главные цели ИМ в контексте воздействия на социальную систему страны:

- формирование устойчивого роста спроса на рабочую силу в стране в рамках развития национального малого и среднего бизнеса;

- создание конкурентной среды на рынке рабочей силы с акцентом на обеспечение роста оплаты труда;

- создание и реализация условий возврата большей части трудовых мигрантов, а также задействования их рабочей силы в экономике Таджикистана;

- формирование частных элементов системы образования и здравоохранения;

- создание частных составляющих системы социальной защиты населения, в том числе которые функционируют на коммерческой основе (частные пенсионные фонды, страхование социальных рисков и т. д.).

Значительные и долгосрочные проблемы относительно формирования внешнеторгового баланса в Таджикистане [15; 18] требуют выделения и реализации таких главных целей предложенной интегративной модели развития малых и средних предприятий в стране:

- увеличение доли МСП в экспорте страны, в том числе за счет выхода на новые рынки, диверсификации продукции, кооперации и интеграции в международные цепочки производства товаров;

- стимулирование роста экспорта услуг и работ за счет развития сфер информационных технологий и аутсорсинга;

- активизация импортозамещения и вытеснения импортной продукции с национальных рынков сбыта за счет роста конкуренции на них со стороны таджикских МСП;

- формирование устойчивого роста экспорта продукции ремесленников, в том числе с использованием международных маркетплесов и компаний по предоставлению цифровых инновационных финансовых технологий и услуг.

Проблемы развития домашних хозяйств и низких размеров их доходов позволяют выделить следующие главные цели в рамках функционирования ИМ в Таджикистане:

- обеспечение стабильного и долгосрочного роста доходов домашних хозяйств с акцентом на ряд социальных групп (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства);

- рост диверсификации направлений продажи ресурсов домашними хозяйствами, в первую очередь рабочей силы;

- увеличение направлений для инвестирования, в том числе инвестирования средств трудовых мигрантов;

- снижение доли бедных домашних хозяйств в общем количестве домашних хозяйств страны.

Рассматривая интегративную модель развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан, следует детальнее рассмотреть основные цели функционирования выделенных ранее ключевых субъектов воздействия на сферу МСП в стране.

Главными целями государственных институтов (ГИ) в рамках построения и реализации интегративной модели развития МСП в РТ должны выступать:

- оптимизация административного вмешательства в развитие малого и среднего бизнеса, а также переход от административных методов управления к экономическим;

- пропаганда предпринимательской деятельности, особенно что касается инклюзивного предпринимательства;

- активизация задействования и сотрудничества со всеми субъектами интегративной модели на равноправной и взаимовыгодной основе без ущемления их прав;

- содействие росту финансовой инклюзии как в сфере малого и среднего бизнеса, так и среди домашних хозяйств страны;

- содействие развитию и внедрению в экономическую систему в целом и сферу МСП в частности цифровых инновационных финансовых технологий и услуг;

- устранение негативного влияния на сферу МСП и функционирование субъектов интегра-

тивной модели бюрократии, коррупции и теневого рынка;

- уменьшение асимметрии информации как в сфере МСП, так и во взаимоотношениях между субъектами ИМ.

Местные институты власти (МИ) являются важной составляющей интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан. МИ позволяют учитывать и использовать региональную специфику развития МСП. Отмечаем похожесть целей и государственных и местных институтов власти в рамках ИМ. При этом МИ делают акцент на отдельный регион. Дополнительными целями для местных институтов власти тут являются:

- смещение инвестиционных акцентов в регион, в том числе относительно международных организаций, а также национальных и зарубежных инвесторов;

- рекламирование предпринимательского потенциала региона и выделение его конкурентных преимуществ по отношению с другими регионами страны.

Национальные негосударственные институты (НИИ) в Республике Таджикистан приобретают все большее значение в сфере развития МСП, в том числе через реализацию проектов, направленных на рост финансовой инклюзии и предпринимательской инициативы среди населения [9; 10; 11]. При этом главными целями НИИ в рамках ИМ должны выступать:

- содействие в росте финансовой инклюзии и финансовой грамотности как среди малых и средних предприятий, так и среди домашних хозяйств;

- поиск и вовлечение в предпринимательскую деятельность отдельных домашних хозяйств с акцентом на инклюзивное предпринимательство;

- борьба с любыми видами дискриминации и сегрегации в сфере МСП, в том числе на ген-дерной основе;

- лоббирование интересов МСП перед государственными и местными институтами власти, в том числе в рамках реформирования нормативно-правовой базы государства;

- содействие прихода в сферу МСП страны международных организаций, негосударственных иностранных институтов, а также национальных и иностранных частных инвесторов;

- рост информирования МСП, а также всех субъектов ИМ относительно развития предпринимательства в стране;

- пропаганда предпринимательства и предпринимательской деятельности, особенно среди отдельных социальных групп населения страны (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства).

Международные организации (МО) имеют значительное влияние на сферу МСП Таджикистана через финансирование и реализацию как проектов развития малого и среднего бизнеса в стране, так и через непосредственное участие в развитии отдельных предприятий [19; 27]. При этом считаем необходимым, чтобы международные организации в рамках разработанной ИМ сосредоточились на достижении таких целей:

- содействие развития сферы малого и среднего бизнеса на базе реализации мероприятий, направленных на рост ФИ и финансовой грамотности;

- формирование устойчивой информационной и образовательной среды для МСП, в том числе относительно ознакомления и использования зарубежного опыта, где особое место должны занимать ЦИФТ и ЦИФУ;

- содействие привлечения инвестиционных ресурсов в сферу малого и среднего бизнеса;

- выявление и устранение любых видов дискриминации и сегрегации в сфере МСП, в том числе на гендерной основе;

- помощь в реформировании нормативно-правовой базы Таджикистана для содействия развития МСП.

Негосударственные иностранные институты (НИИ), как и международные организации, занимают существенное место в сфере малого и среднего предпринимательства Таджикистана, в том числе из-за реализации ряда проектов. При этом главными целями НИИ в рамках ИМ должны выступать такие же цели, как и для МО, только с акцентом на опыт и возможности отдельных государств в поддержке развития таджикских МСП. Дополнительными целями должны выступать:

1. Содействие роста сотрудничества между таджикскими и национальными МСП, а также ГИ, МИ, НИИ.

2. Формирование устойчивых тенденций роста взаимодействия между таджикскими и национальными МСП, а также ГИ, МИ, НИИ.

Частные иностранные инвесторы (ЧИИ) в рамках разработанной ИМ должны будут сосредоточиться на достижении следующих целей:

- формирование устойчивого развития малого и среднего бизнеса в стране;

- содействие развитию и диверсификации национальной экономической системы;

- повышение экспортных возможностей МСП и рост их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках сбыта;

- увеличение финансовой инклюзии и финансовой грамотности в сфере малого и среднего предпринимательства Таджикистана;

- снижение уровня дискриминации и сегрегации в сфере МСП, в том числе на гендерной основе;

- пропаганда и активизация использования малым и средним бизнесом цифровых инновационных финансовых технологий и услуг.

С точки зрения целей, которые должны быть поставлены и реализованы в рамках реформирования нормативно-правовой базы (НПБ) Республики Таджикистан в контексте функционирования разработанной интегративной модели развития малых и средних предприятий в стране, то тут следует сконцентрироваться на следующем:

- снижение или устранение барьеров относительно развития МСП в стране с акцентом на барьеры для отдельных социальных групп (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства);

- оптимизация административного давления на малый и средний бизнес с устранением любых видом дискриминации и сегрегации;

- стимулирование роста финансовой инклюзии и финансовой грамотности как среди малого и среднего бизнеса, так и среди домашних хозяйств;

- активизация вовлечения в предпринимательскую деятельность домашних хозяйств с акцентом на отдельные социальные группы (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства);

- четкая регламентация взаимоотношений собственников, менеджеров и работников, а также других субъектов ИМ в контексте обеспечения эффективного функционирования МСП.

Компании, предоставляющие ЦИФТ и ЦИФУ (ЦИФТ), только начинают свое проникновение в экономику Таджикистана, а также в сферу малого и среднего предпринимательства в стране, что служит значительным дестимулирующим фактором развития МСП [24; 25]. В этих условиях главными целями для ЦИФТ в рамках реализации разработанной интегративной модели должны выступать:

- стимулирование развития цифровых инновационных финансовых технологий и услуг в стране;

- пропаганда и стимулирование использования ЦИФТ и ЦИФУ в экономике, в сфере малого и среднего бизнеса, а также домашними хозяйствами, в том числе трудовыми мигрантами;

- способствование росту финансовой инклюзии, финансовой и цифровой грамотности;

- снижение противодействия со стороны государственных институтов и институтов местной власти;

- способствование реформированию нормативно-правовой базы относительно внедрения ЦИФТ и ЦИФУ в национальную экономику, а также в сферу малого и среднего бизнеса.

Частные национальные инвесторы (ЧНИ), несмотря на их недостаточный вклад в развитие сферы МСП в Таджикистане, должны сосредоточиться на достижении следующих целей в рамках разработанной ИМ:

- формирование и развитие рынка инвестиционных ресурсов для сферы малого и среднего бизнеса;

- способствование росту вовлечения в предпринимательскую деятельность домашних хозяйств с акцентом на отдельные социальные группы (женщины, молодежь, сельские жители,

трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства);

- поиск и реализация новых предпринимательских инициатив, в том числе в рамках реализации инноваций;

- лоббирование интересов МСП и участие в реформировании нормативно-правовой базы страны относительно развития сферы малого и среднего бизнеса.

СМИ, в том числе социальные сети и известные блогеры (СМИ+), в отличие от развитых стран в Таджикистане занимают довольно пассивную роль относительно развития малого и среднего предпринимательства, что требует формирования и реализации этими субъектами разработанной интегративной модели определенной совокупности целей, куда относим:

- способствование росту финансовой инклюзии и финансовой грамотности как в экономике в целом, так и в сфере МСП, а также среди домашних хозяйств;

- пропаганда предпринимательской деятельности с акцентом на отдельные социальные группы (женщины, молодежь, сельские жители, трудовые мигранты, люди с ограниченными физическими возможностями, беднейшие домохозяйства);

- контроль за деятельностью государственных институтов и местных институтов власти в сфере МСП;

- борьба с проявлениями дискриминации и сегрегации в сфере малого и среднего бизнеса страны, в том числе по гендерному признаку;

- ознакомление домашних хозяйств, бизнесменов, инвесторов и государственных служащих с зарубежной практикой развития МСП, а также использования для этого ЦИФТ и ЦИФУ;

- формирование позитивного имиджа предпринимательской деятельности и предпринимателей в сфере малого и среднего предпринимательства.

Обсуждение и выводы. Исследование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан, а также влияния на МСП страны финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий указывает на необходимость разработки соответствующей интегративной модели. В рамках разработки интегративной модели развития таджикских МСП на основе ФИ и ЦИФТ необходимо осуществить проверку ряда гипотез.

Интегративная модель развития малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан должна учитывать современные требования, которые сформировались в рамках развития национальной экономической системы, а также зарубежной практики влияния финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий на МСП, что позволяет подтвердить первую гипотезу научного исследования.

При построении интегративной модели развития таджикских МСП на основе ФИ и ЦИФТ необходимо учитывать влияние внешних (международных) и внутренних (страновых) факторов, что частично подтверждает вторую гипотезу.

Цель и задачи построения, а также реализации интегративной модели развития МСП в Таджикистане должны быть направлены на стабильное и долгосрочное развитие малого и среднего бизнеса в стране на бездискриминационной основе, что позволяет опровергнуть третью гипотезу.

Ключевыми объектами воздействия интегративной модели развития малых и средних предприятий в Республике Таджикистан должны выступать экономическая система страны, социальная система государства, внешнеторговый баланс страны, домашние хозяйства, что позволяет подтвердить четвертую гипотезу.

Учитывая приведенное, можем подтвердить, что цель исследования была достигнута. Ключевой ценностью статьи является разработка интегративной модели развития малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан на основе финансовой инклюзии и цифровых инновационных финансовых технологий. В связи с этим можно выделить некоторые ограничения в использовании результатов статьи, а именно необходимость: детализации взаимодействия между субъектами влияния в модели; рассмотрения возможности включения в модель других субъектов влияния. В то же время приведенные ограничения не снижают научно-практическую ценность данной статьи и характеризируют в большей степени перспективы

проведения дальнейших научных исследований.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить значительные проблемы относительно развития МСП в Таджикистане. Была доказана необходимость разработки и разрабо-

Литература

1. Азимов П. Х. Малое и среднее предпринимательство в Республике Таджикистан: особенности, тенденции и проблемы / П. Х. Азимов, Х. Д. Мирзобеков // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (245). - С. 182-189.

2. Демчук О. Н. и др. Интегративные процессы в сфере малого бизнеса региона / О. Н. Демчук и др. // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 5. - С. 43-51.

3. Группа Мирового банка. Таджикистан: Доклад об экономике / Группа Мирового банка. - Вашингтон: МБРР, 2019. - 30 с.

4. ЕБРР. Стратегия сотрудничества с Таджикистаном на 2020-2025 гг. /ЕБРР. - 2020. - С. 1-30.

5. Зоидов К. Х., Моргунов Е. В., Биджамова К. В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. -152 с.

6. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Ретроспективный анализ и прогнозирование циклических колебаний макроэкономической динамики Республики Таджикистан на основе эконометрических методов - М.: ЦЭМИ РАН, 2012. - 341 с.

7. Зоидов К. Х., Урунов А. А., Юсупова Г. А., Юсупова М. Р. Формирование инновационного пространства и регулирование тенденций развития банковских продуктов и технологий на финансовом рынке национальной экономики / Под ред. к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. - М.: ИПР РАН, 2020. - 185 с.

8. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Гравитационные эконометрические модели внешней торговли стран ЕАЭС+: анализ, оценка и поиск источников инклюзивного экономического роста //Проблемы рыночной экономики. - 2021. - № 3. - С. 196-226.

9. ИМОН ИНТЕРНЕШНЛ. Проекты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imon.tj/ruM/ page/68, свободный. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. НАДЖТ. О нас. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nabwt.tj/about-us, свободный. - Загл. с экрана.

11. Национальная ассоциация малого и среднего бизнеса Республики Таджикистан. Проекты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.namsb.tj/ru/activities/projects, свободный. - Загл. с экрана.

12. Тилекеев К. Микро-, малые и средние предприятия в Таджикистане: Факторы роста и барьеры развития / К. Тилекеев // Институт государственного управления и политики. - 2014. - Доклад № 31. -С. 1-52.

13. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Формирование и эволюционное развитие инновационно -индустриальных поясов торговых путей в российской Арктике в целях обеспечения инклюзивного роста // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2021. - № 4-5. - С. 100-112. DOI: 10.26653/2076-4650-2021-4-5-08.

14. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Янкаускас К. С., Кобил Ш. К. Моделирование влияния бедности, безработицы, волатильных процентных ставок и неравенства на экономическую безопасность государства / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. - М.: ИПР РАН, 2021. -328 с.

15. ADB. Tajikistan promoting export diversification and growth. Country diagnostic study. Mandaluyong City: Asian Development Bank, 2016. 157p.

16. CABAR. Big problems of small businesses. [Электронный ресурс]. Режим доступа: CA-BAR.asiacabar.asia, свободный. - Загл. с экрана.

17. CAREC. Tajikistan: Country situation assessment. Almaty, Republic of Kazakhstan: The Regional Environment Centre for Central Asia, 2015. - 60 р.

18. Embassy of Switzerland in Tajikistan. Annual Economic Report 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s-ge.com/sites/default/files/publication/free/economic-report-tajikistan-eda-2020-07.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

19. European Bank for Reconstruction and Development. Knowledge and Dissemination Strategy. London: EBRD, 2018. 19 p.

20. European Training Foundation. Skills development and poverty reduction in Tajikistan. Torino: ETF, 2007. 17 p.

21. Jalilov F.F. Small and medium entrepreneurship in Tajikistan's economic system / F.F. Jalilov // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014 - № 4 (23). С. 1-9.

22. JICA. JICA's Cooperation Strategy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jica.go.jp/ tajikistan/english/index.html, свободный. - Загл. с экрана.

23. Megersa K. Improving SMEs' Access to Finance Through Capital Markets and Innovative Financing Instruments: Some Evidence from Developing Countries. K4D Helpdesk Report 733 / K. Megersa. - Brighton, UK: Institute of Development Studies, 2020. 22 р.

24. Mogilevskii R. and Asadov S. Financial inclusion, regulation, financial literacy, and financial education in Tajikistan /R. Mogilevskii and S. Asadov //ADBI Working Paper Series. 2018. No. 847. рр. 1-30.

25. The World Bank. Financial Inclusion Support Framework (FISF). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. worldbank. org/en/topic/financialinclusion/brief/financial-inclusion-support-framework, свободный. - Загл. с экрана.

26. The World Bank. Tajikistan: Towards the Next Level of Development. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/news/opinion/2019/01/16/towards-the-next-level-of-tajikistans-development, свободный. - Загл. с экрана.

27. UNDP. Women empowerment in Tajikistan / UNDP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.unpei. org/files/sites/default/files/e_library_documents/women%20empowerment%20in% 20tajikistan_0.pdf свободный. - Загл. с экрана.

28. Wiklund J. Building an integrative model of small business growth/ J. Wiklund, H. Patzelt, D.A. Shepherd // Small Business Economics. - 2009. - No. 4 (32). P. 351-374.

References:

1. Azimov P. H. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Respublike Tadzhikistan: osobennosti, tendencii i prob-lemy / P. H. Azimov, H. D. Mirzobekov // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudar-stvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. - 2016. - № 3 (245). - S. 182-189.

2. Demchuk O. N. i dr. Integrativnye processy v sfere malogo biznesa regiona / O. N. Demchuk i dr. //Region-al'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2005. - № 5. - S. 43-51.

3. Gruppa Mirovogo banka. Tadzhikistan: Doklad ob ekonomike / Gruppa Mirovogo banka. - Vashington: MBRR, 2019. - 30 s.

4. EBRR. Strategiya sotrudnichestva s Tadzhikistanom na 2020-2025 gg. /EBRR. - 2020. - S. 1-30.

5. Zoidov K. H., Morgunov E. V., Bidzhamova K. V. Osobennosti evolyucii malogo i srednego innovacionnogo predprinimatel'stva krizisnoj ekonomiki vpostsovetskomprostranstve. -M.: CEMIRAN, 2009. - 152 c.

6. Zoidov K. H., Zoidov Z. K. Retrospektivnyj analiz i prognozirovanie ciklicheskih kolebanij makroekonomich-eskoj dinamiki Respubliki Tadzhikistan na osnove ekonometricheskih metodov - M.: CEMI RAN, 2012. - 341 s.

7. Zoidov K. H., Urunov A. A., YUsupova G. A., YUsupova M. R. Formirovanie innovacionnogo prostranstva i regulirovanie tendencij razvitiya bankovskih produktov i tekhnologij na finansovom rynke nacional'noj ekonomiki /Pod red. k.f.-m.n., docenta K.H. Zoidova. -M.: IPR RAN, 2020. - 185 s.

8. Zoidov K. H., Zoidov Z. K. Gravitacionnye ekonometricheskie modeli vneshnej torgovli stran EAES+: analiz, ocenka i poisk istochnikov inklyuzivnogo ekonomicheskogo rosta // Problemy rynochnoj ekonomiki. -2021. - № 3. - S. 196-226.

9. IMON INTERNESHNL. Proekty. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.imon.tj/ruM/page/68, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. NADZHT. O nas. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://nabwt.tj/about-us, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Nacional'naya associaciya malogo i srednego biznesa Respubliki Tadzhikistan. Proekty. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.namsb.tj/ru/activities/projects, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

12. Tilekeev K. Mikro-, malye i srednie predpriyatiya v Tadzhikistane: Faktory rosta i bar'ery razvitiya / K. Tilekeev //Institut gosudarstvennogo upravleniya i politiki. - 2014. - Doklad № 31. - S. 1-52.

13. Cvetkov V. A., Zoidov K. H., Medkov A. A. Formirovanie i evolyucionnoe razvitie innovacionno-industrial'nyh poyasov torgovyh putej v rossijskoj Arktike v celyah obespecheniya inklyuzivnogo rosta // Nauchnoe obozrenie. Seriya 1. Ekonomika i pravo. - 2021. - № 4-5. - S. 100-112. DOI: 10.26653/2076-46502021-4-5-08.

14. Cvetkov V. A., Zoidov K. H., YAnkauskas K. S., Kobil SH. K. Modelirovanie vliyaniya bednosti, bez-raboticy, volatil'nyh procentnyh stavok i neravenstva na ekonomicheskuyu bezopasnost' gosudarstva / Pod red. chl.-korr. RAN V.A. Cvetkova, k.f.-m.n., docenta K.H. Zoidova. -M.: IPR RAN, 2021. - 328 s.

15. ADB. Tajikistan promoting export diversification and growth. Country diagnostic study. Mandaluyong City: Asian Development Bank, 2016. 157p.

16. CABAR. Big problems of small businesses. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: CABAR.asiacabar.asia, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. CAREC. Tajikistan: Country situation assessment. Almaty, Republic of Kazakhstan: The Regional Environment Centre for Central Asia, 2015. - 60 r.

18. Embassy of Switzerland in Tajikistan. Annual Economic Report 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.s-ge.com/sites/default/files/publication/free/economic-report-tajikistan-eda-2020-07.pdf, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

19. European Bank for Reconstruction and Development. Knowledge and Dissemination Strategy. London: EBRD, 2018. 19 p.

20. European Training Foundation. Skills development and poverty reduction in Tajikistan. Torino: ETF, 2007. 17 p.

21. Jalilov F.F. Small and medium entrepreneurship in Tajikistan's economic system / F.F. Jalilov // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2014 - № 4 (23). S. 1-9.

22. JICA. JICA's Cooperation Strategy. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.jica.go.jp/ tajikistan/english/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

23. Megersa K. Improving SMEs' Access to Finance Through Capital Markets and Innovative Financing Instruments: Some Evidence from Developing Countries. K4D Helpdesk Report 733 / K. Megersa. - Brighton, UK: Institute of Development Studies, 2020. 22 r.

24. Mogilevskii R. and Asadov S. Financial inclusion, regulation, financial literacy, and financial education in Tajikistan /R. Mogilevskii and S. Asadov // ADBI Working Paper Series. 2018. No. 847. rr. 1 -30.

25. The World Bank. Financial Inclusion Support Framework (FISF). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

https://www.worldbank.org/en/topic/financialinclusion/brief/financial-inclusion-support-Jramework, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

26. The World Bank. Tajikistan: Towards the Next Level of Development. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.worldbank.org/en/news/opinion/2019/01/16/towards-the-next-level-of-tajikistans-development, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

27. UNDP. Women empowerment in Tajikistan / UNDP. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.unpei. org/files/sites/default/files/e_library_documents/women%20empowerment%20in% 20tajikistan_0.pdf svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

28. Wiklund J. Building an integrative model of small business growth/ J. Wiklund, H. Patzelt, D.A. Shepherd // Small Business Economics. - 2009. - No. 4 (32). P. 351-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.