Основные направления совершенствования системы финансирования МСП в Таджикистане на основе развития финансовой инклюзии
Махкамова Гульбахор Махсудовна,
кандидат исторических наук, соискатель степени доктора экономических наук при Институте экономики и демографии Академии наук Таджикистана E-mail: makhkamova.gulbakhor@gmail.com
Научная статья посвящена поиску путей улучшения финансирования малых и средних предприятий в Республике Таджикистан. В работе доказана важность МСП для экономики и социальной сферы страны. Сделан акцент на том, что совершенствование системы финансирования таджикского малого и среднего бизнеса необходимо базировать на развитии финансовой инклюзии. Оценка функционирования МСП в Таджикистане показала наличие существенных проблем и невозможность полностью реализовать свой экономический потенциал, в том числе из-за проблем с доступом к финансам и финансовым услугам. Раскрыта необходимость совершенствования системы финансирования малого и среднего предпринимательства в стране. Разработана совокупность направлений совершенствования системы финансирования МСП в Таджикистане на основе развития финансовой инклюзии. Были выделены следующие направления оптимизации системы финансирования таджикского малого и среднего бизнеса: развитие структуры рынка финансовых услуг; развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг; активизация разработки и внедрения инновационных финансовых технологий; диверсификация финансовых продуктов; инклюзивность финансовых продуктов; защита прав инвесторов; привлечение финансовых ресурсов трудовых мигрантов; развитие совместного финансирования и акционирования; налоговые льготы; активизация негосударственных институтов; формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, Таджикистан, финансовая инклюзия, финансовая система, финансовые услуги.
LO S Ое
см о см
Введение
Республика Таджикистан одна из наименее экономически развитых стран в Центральной Азии, которая имеет значительные возможности для развития национальной экономической системы и демонстрирует в последние годы высокие и устойчивые темпы ее роста (4; 9). При этом, как отмечают Мировой Банк и Европейский банк реконструкции и развития, базисом для такого развития должно быть увеличение темпов роста малого и среднего предпринимательства в стране (3; 6).
Развитие малого и среднего бизнеса в Таджикистане сдерживается наличием комплекса проблем, куда следует отнести: функционирование нормативно-законодательной базы; подготовку собственников, руководителей и сотрудников предприятий; доступ к финансовым услугам; несовершенство системы финансирования; дискриминацию и сегрегацию отдельных групп граждан, в том числе женщин. Беря во внимание имущественное положение большинства граждан страны, в том числе женщин, именно проблематика обеспечения роста доступа к финансовым услугам и финансовым ресурсам является ключевой для обеспечения устойчивого долгосрочного развития малых и средних предприятий (МСП) в Таджикистане.
Формирование основных направлений совершенствования системы финансирования таджикских МСП на базе развития доступа к финансовым услугам
Малый и средний бизнес в Таджикистане испытывает существенные проблемы относительно развития, что сказывается на темпах роста количества МСП в стране и их участии в национальной экономике. Исследование динамики малых и средних предприятий в Республике Таджикистан в 2009-2019 годах показывает, что на фоне общего роста количества МСП в период исследования на 161,83% ежегодный прирост количества МСП постоянно уменьшается, так в 2010-2011 годах он составил 24,85%, а в 2017-2018 годах только 1,43% (1; 3). Приведенные выводы подтверждает изучение динамики количества МСП на 1000 человек занятых в экономике, где после существенного роста в 2009-2015 годах с 41,9 единицы в 2009 году до 53 единиц в 2015 году, наблюдается негативный тренд до 52,1 единицы на 1000 человек занятых в экономике в 2019 году (1; 13).
Поддерживаем точку зрения международных организаций и ученых (1; 2; 3; 13), что ключевой проблемой, которая сдерживает развитие малого и среднего бизнеса в Таджикистане является несовершенство системы его финансирования в стране, которая не позволяет иметь достаточный доступ МСП к финансовым услугам, а также имеет ограниченное количество видов источников финансирования.
Для развития таджикских МСП в современных условиях, а также обеспечения устойчивого их роста в долгосрочной перспективе необходимо оптимизировать систему их финансирования. Необходимо особое внимание уделить доступности финансовых услуг и продуктов, связанных с финансированием малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан и разработать совокупность основных направлений оптимизации, куда следует отнести: развитие структуры рынка финансовых услуг; развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг; активизацию разработки и внедрения инновационных финансовых технологий; диверсификацию финансовых продуктов; инклюзивность финансовых продуктов; защиту прав инвесторов; привлечение финансовых ресурсов трудовых мигрантов; развитие совместного финансирования и акционирования; налоговые льготы; активизацию негосударственных институтов; формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки.
Реформирование рынка финансовых услуг, как базис роста финансовой инклюзии и финансирования МСП в Таджикистане
Значительной проблемой Таджикистана является недостаточное развитие рынка финансовых услуг. При этом за период с 2011 года до 2020 года (6 месяцев) наблюдается тенденция уменьшения количества участников рынка финансовых услуг на фоне практически неизменного количества их филиалов и Центров банковского обслуживания (11; 12). Приведенная ситуация является одним из основных факторов негативного влияния на финансовую инклюзию, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, а также дестимули-рующе влияет на развитие МСП в Таджикистане.
В современных условиях функционирования таджикского рынка финансовых услуг малые и средние предприятия сталкиваются с проблемой доступа к финансовым услугам и продуктам, а также низкой конкуренции среди участников рынка, что негативно влияет на МСП из-за значительной рыночной власти банков и других кредитных финансовых организаций. Такая ситуация приводит к проблемам с доступом к кредитным ресурсам, невозможности МСП активизировать депозитную деятельность, использование малым и средним бизнесом финансовых продуктов и услуг теневого рынка. Отдельно отмечаем недостаточную диверсификацию и инклюзивность финансовых продук-
тов предназначенных для малых и средних предприятий в стране.
Приведенное требует изменения структуры рынка финансовых услуг в стране, где следует обратить внимание на следующие направления решения проблемы:
1. Активизацию прихода в страну иностранного банковского капитала, что позволит получить доступ к значительным кредитным ресурсам МСП, а также увеличит конкуренцию и предложение новых финансовых продуктов на рынке.
2. Формирование развитой сети кредитных союзов, что позволит привлекать финансовые ресурсы населения для финансирования открытия и развития малых и средних предприятий, в первую очередь участников кредитного союза. Отдельно отмечаем возможности снижения стоимости кредитных ресурсов для МСП из-за более низких операционных и административных расходов кредитных союзов, чем у банков. Также следует отметить возможности создавать кредитные союзы жителями отдельных сельских территорий, что позволит развивать бизнес-деятельность на этих территориях, а также возможности привлекать финансовые ресурсы трудовых мигрантов. Функционирование кредитных союзов несет в себе альтернативу депозитным вложениям в банки и дополнительные доходы для их участников.
3. Формирование и развитие касс взаимопомощи. Что возможно, как для членов отдельных совокупностей МСП поделенных, например по территориальному или отраслевому принципу, так и для участников сельского предпринимательства. Отмечаем также более низкую стоимость кредитов для МСП.
4. Рост количества участников рынка финансовых услуг на основе инновационных финансовых технологий за счет допуска на рынок, как отечественных, так и иностранных компаний, которые предоставляют FinTech - услуги.
Еще одной проблемой развития малого и среднего предпринимательства в Таджикистане, а также финансовой инклюзии, в том числе среди МСП, является недостаточное развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг (9). Малый и средний бизнес сталкивается со значительными проблемами относительно доступа: к финансовым учреждениям; финансовым услугам и продуктам; информационной и консультационной поддержке на рынке (4; 16).
Считаем целесообразным в рамках развития инфраструктуры рынка финансовых услуг в республике Таджикистан предпринять следующие действия:
1. Изменение структуры рынка финансовых услуг в стране, что повлечет за собой рост инфраструктуры и доступа к финансовым продуктам малым и средним предприятиям.
2. Стимулирование развития филиальной сети кредитных финансовых организаций, особенно, что касается сельской местности, в том числе за счет формирования мобильных отделений, ко-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
торые будет обслуживать определенные территории.
3. Развитие он-лайн обслуживания на сайтах кредитных финансовых организаций за счет внедрения, в том числе робоконсультантов.
4. Активизация FinTech, что позволит уменьшить проблемы развития инфраструктуры рынка финансовых услуг в стране.
Совершенствование системы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан должно базироваться на активизации разработки и внедрения инновационных финансовых технологий. Отмечаем недостаточный уровень проникновения FinTech в сферу таджикских МСП (16).
В этих условиях для развития FinTech в рамках стимулирования финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан считаем целесообразным:
1. Повысить уровень открытости рынка финансовых услуг страны для иностранных инновационных финансовых технологий, в том числе в рамках разработки соответствующей нормативно-правовой базы.
2. Усилить активность Национального банка Таджикистана в сфере содействия ускорения проникновения FinTech в экономическую систему страны и национальную предпринимательскую сферу.
3. Сформировать комплекс стимулирующих мероприятий для привлечения и развития FinTech в Таджикистане с акцентом на рост финансовых вливаний в малый и средний бизнес.
4. Расширить программы финансовой грамотности в контексте активизации сотрудничества таджикских МСП с компаниями, предоставляющими FinTech - услуги в сфере получения финансовой или кредитной поддержки бизнеса.
5. Разработать комплекс мероприятий по пропаганде использования FinTech - услуг малыми и средними предприятиями страны, а также трудовыми мигрантами.
Значительной проблемой относительно активизации финансирования МСП в Таджикистане является недостаточная диверсификация финансовых продуктов, особенно в кредитной и инвестиционной сферах. Отсутствие значительной конкуренции, слабая кредитная и инвестиционная активность таджикских компаний финансового сектора экономики, не развитая структура рынка финансовых услуг страны, недостаточное проникновение на национальный рынок финансовых услуг иностранных компаний приводят к нежеланию или неспособности действующих финансовых компаний диверсифицировать линейку финансовых продуктов и услуг. В этих усло-] виях продукты, которые возможно использовать = для финансовой или кредитной поддержки МСП е в Таджикистане крайне ограничены по стоимо-^ сти, территориальной или технической доступно-еЗ сти, обеспечению, гендерному или социальному Ц признаку (10; 13).
Активизация государственных и негосударственных институтов, а также частного капитала в финансировании МСП в Республике Таджикистан
Учитывая финансовое положение большинства домашних хозяйств Таджикистана, отмечаем сложности в открытии ими малых и, особенно, средних предприятий. В то же время функционирование микропредприятий в ряде отраслей является не целесообразным. Таким образом, для открытия и ведения бизнеса нужны существенные инвестиции, которые не могут себе позволить отдельные домашние хозяйства. Также отмечаем высокие риски ведения бизнеса в стране (5), что выступает дестимулирующим фактором для начала предпринимательской деятельности.
В этих условиях, решением проблемы доступа к финансированию для таджикских МСП, может быть использование практики совместного финансирования и акционирования. Такой подход позволит уменьшить финансовую нагрузку на отдельные домашние хозяйства и снизить риск до приемлемого уровня. При этом появляются значительные возможности для привлечения финансовых ресурсов трудовых мигрантов в бизнес-деятельность страны. Также следует отметить, что внедрение практики совместного финансирования и акционирования для малого и среднего бизнеса в Таджикистане позволит:
1. Добавить еще один вариант получения доходов для домашних хозяйств и повысить конкуренцию на рынке депозитных услуг.
2. Развить национальный рынок ценных бумаг и привлечь иностранные инвестиции от мелких частных инвесторов.
3. Увеличить спрос на профессиональных менеджеров и других офисных специалистов.
4. Снизить риски и возможные потери для новых бизнесменов за счет привлечения профессионалов в управление предприятиями.
5. Повысить уровень инвестиций в национальную экономическую систему Таджикистана и отдельные ее сектора, а также отрасли.
6. Стимулировать вовлечение в предпринимательскую деятельность разных социальных групп (женщины, молодежь, сельские жители, беднейшие домашние хозяйства, люди с ограниченными физическими возможностями).
7. Вовлечь в финансирование экономики Таджикистана и малого, а также среднего бизнеса страны финансовые ресурсы трудовых мигрантов.
Отмечаем проблемы относительно фискального стимулирования функционирования МСП в Таджикистане (5). В этих условиях государственные институты должны предложить понятную и эффективную систему налогообложения малого и среднего бизнеса в стране, взяв за основу примеры из международной практики и адаптировав их под таджикские экономические реалии. В рамках повышения доступа к финансовым ресурсам
МСП Таджикистана за счет налоговых льгот, следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Стимулирование роста занятости за счет налоговых льгот и доплат за созданные дополнительные рабочие места. При этом следует внести градацию для разных территорий, где особые льготы предлагать для депрессивных и сельских территорий с высоким уровнем безработицы и низкими доходами домашних хозяйств.
2. Стимулирование МСП в наиболее важных для экономики Таджикистана отраслях с акцентом на импортозамещение и реализацию экспортного потенциала страны.
3. Поощрение инновационно активных малых и средних предприятий, а также предпринимательских инициатив, направленных на уменьшение технического отставания страны от развитых государств.
4. Стимулирование увеличения экспорта малого и среднего бизнеса, особенно относительно новых продуктов (работ, услуг), а также новых экспортных рынков сбыта.
Значительной проблемой на пути увеличения доступа МСП Таджикистана к финансовым ресурсам является недостаточное количество и слабая активность негосударственных институтов (5; 13). В этих условиях считаем целесообразным:
1. Повысить роль государства для стимулирования деятельности негосударственных институтов в рамках увеличения доступа таджикских малых и средних предприятий к финансовым ресурсам.
2. Сместить акценты международных доноров в сторону помощи в создании, а также активизации деятельности негосударственных институтов Таджикистана в сфере предпринимательства.
3. Повысить уровень участия общества и отдельных активистов в активизации негосударственных институтов в рамках увеличения доступа таджикских МСП к финансовым ресурсам.
4. Активнее использовать иностранный опыт создания и вовлечения негосударственных институтов в решение проблем доступа к финансам малых и средних предприятий.
Акцентируем внимание на недостаточную эффективность системы государственной финансовой поддержки МСП в Таджикистане [4; 10]. Для решения этой проблемы считаем необходимым:
1. Разработать и приступить к реализации Стратегии развития МСП, где четко указать источники, размеры и критерии выделения государственного финансирования малому и среднему бизнесу.
2. Ввести критерии оценки эффективности государственного финансирования МСП и деятельности отдельных государственных служащих из этой сферы государственного управления.
3. Повысить уровень контроля за выделением государственных финансов на поддержку малого и среднего бизнеса, а также ответственность за не целевое или не эффективное их использование.
4. Сформировать систему подготовки государственных служащих относительно выделения финансовых ресурсов для поддержки МСП.
Таким образом, можем утверждать, что выделение и реализация базовых направлений совершенствования системы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан на основе развития финансовой инклюзии позволит значительно стимулировать развитие МСП в стране, в том числе относительно инклюзивного предпринимательства.
Заключение
Развитие малого и среднего бизнеса в Таджикистане является ключевым аспектом обеспечения стабильного долгосрочного роста национальной экономической системы, а также решения наиболее острых социальных проблем (безработица, бедность, увеличение доходов домашних хозяйств, социальная защита женщин, молодежи, жителей сельской местности, людей с ограниченными физическими возможностями). Наличие проблематики в функционировании системы финансирования таджикских МСП значительно ограничивает возможности роста малого и среднего предпринимательства в стране, что требует поиска путей оптимизации на основе реализации возможностей расширения доступа малых и средних предприятий к финансовым услугам, а также проверки ряда гипотез.
Исследование позволило доказать, что система финансирования малого и среднего предпринимательства в Таджикистане нуждается в реформировании на основе выделения комплекса соответствующих направлений с учетом развития финансовой инклюзии (ФИ). Приведенное подтвердило первую гипотезу исследования.
В Республике Таджикистан необходима реформа рынка финансовых услуг в рамках обеспечения роста финансовой инклюзии и финансирования таджикских малых и средних предприятий, где особое внимание необходимо уделить: развитию структуры и инфраструктуры рынка финансовых услуг; активизации разработки и внедрения инновационных финансовых технологий; диверсификации и повышению инклюзивности финансовых продуктов.
Изучение защиты прав инвесторов и участия трудовых мигрантов в финансировании МСП в Республике Таджикистан показало наличие значительных проблем и необходимость разработки путей их устранения, в том числе за счет роста ФИ, что позволило опровергнуть третью гипотезу.
В рамках подтверждения четвертой гипотезы исследования было доказано, что совершенствование системы финансирования МСП в Таджикистане необходимо базировать на активизации государственных и негосударственных институтов, а также частного капитала (реализация практики совместного финансирования и акционирования).
Учитывая приведенное, можем подтвердить, что цель исследования была достигнута. Ключевой ценностью статьи является разработка совокупности основных направлений совершенствования системы финансирования малого и средне-
сз о со от гп Р от
от А ш
го бизнеса в Республике Таджикистан на основе развития финансовой инклюзии. В связи с этим можно выделить некоторые ограничения в использовании результатов статьи, а именно необходимость детализации каждого из предложенных основных направлений совершенствования системы финансирования таджикских МСП. В то же время, приведенные ограничения не снижают научно-практическую ценность данной статьи и характе-ризируют в большей степени перспективы проведения дальнейших научных исследований.
Проведенное исследование позволило доказать, что система финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан требует совершенствования на основе роста финансовой инклюзии, а также в рамках реформирования рынка финансовых услуг страны. Раскрыта необходимость защиты прав инвесторов, особенно мелких, и активизации привлечения к финансированию МСП трудовых мигрантов на основе использования зарубежного опыта. Отдельно были рассмотрены возможности увеличения участия частных инвесторов, государственных и негосударственных институтов в усовершенствовании системы финансирования таджикского малого и среднего бизнеса.
Идентифицированная совокупность основных направлений совершенствования системы финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан позволит стимулировать рост количества МСП, а также повысить их вклад в национальный ВВП и экспорт страны.
Практическое внедрение предложений и выводов данной статьи следует рассматривать в контексте повышения темпов роста экономической системы Таджикистана, а также решения социальных проблем страны.
Перспективы дальнейших исследований на основе и с использованием научных результатов статьи состоят в формировании структуры и последовательности реализации инструментария финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.
Литература
1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.stat.tj/ru.
2. Азимов П.Х. Малое и среднее предпринимательство в Республике Таджикистан: особенности, тенденции и проблемы/ П.Х. Азимов, Х.Д. Мирзобеков //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № . 3 (245). - С. 182-
_ 189.
= 3. Группа Мирового банка. Таджикистан: Доклад е об экономике / Группа Мирового банка. - Ва-£ шингтон: МБРР, 2019. - 30 с. ° 4. Группа Мирового банка. Таджикистан: экономический меморандум по стране / Группа
Мирового банка. - Вашингтон: МБРР, 2019. -124 с.
5. Doing Business 2020. Economy Profile. Tajikistan. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusi-ness/country/t/tajikistan/TJ K.pdf.
6. ЕБРР. Стратегия сотрудничества с Таджикистаном на 2020-2025 гг. / ЕБРР. - 2020. -С. 1-30.
7. Embassy of Switzerland in Tajikistan. Annual economic report 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.s-ge.com/sites/default/ files/publication/free/economic-report-tajikistan-eda-2019-12.pdf.
8. ESCAP. Examining women's economic empowerment in SPECA countries / ESCAP // The Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. - 2018. - 58 p.
9. Mogilevskii R. and Asadov S. Financial inclusion, regulation, financial literacy, and financial education in Tajikistan / R. Mogilevskii and S. Asadov // ADBI Working Paper Series. - 2018. - № . 847. -рр. 1-30.
10. Mirzoev S. Leveraging SME Finance through Value Chains in Tajikistan / S. Mirzoev and R. Sobir-zoda // ADBI Working Paper 1020. - Tokyo: Asian Development Bank Institute, 2019. - 44 р.
11. Национальный банк Таджикистана. Состояние банковской системы Республики Таджикистан на 30 июня 2020 года. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://nbt.tj.
12. Национальный банк Таджикистана. Обзор развития банковской системы Республики Таджикистан в 2012 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nbt.tj.
13. OECD EURASIA competitiveness programme. Enhancing access to fnance for SME development in Tajikistan / OECD EURASIA competitiveness programme. - OECD, 2015. - 267 р.
14. ТАСС. Денежные переводы из РФ в Таджикистан в 2019 году достигли 3 млрд долларов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.finanz.ru.
15. Тилекеев К. Микро-, малые и средние предприятия в Таджикистане: Факторы роста и барьеры развития / К. Тилекеев // Институт государственного управления и политики. - 2014. - Доклад № 31. - С. 1-52.
16. The World Bank. Global Financial Inclusion. DataBank. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?-source=1228#.
MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE SME FINANCING SYSTEM IN TAJIKISTAN BASED ON THE DEVELOPMENT OF A FINANCIAL INCLUSION
Makhkamova G.M.
Academy of Sciences of Tajikistan
The scientific article is devoted to finding ways to improve financing of small and medium-sized enterprises in the Republic of Tajikistan. The paper proves the importance of SMEs for the economy and social sphere of the country. The emphasis is made on the fact that the improvement of the financing system of Tajik small and
medium-sized businesses must be based on the development of financial inclusion. An assessment of the functioning of SMEs in Tajikistan showed that there are significant problems and the inability to fully realize their economic potential, including due to problems with access to finance and financial services. The need to improve the system of financing small and medium-sized businesses in the country is revealed. A set of directions for improving the system of financing SMEs in Tajikistan based on the development of financial inclusion has been developed. The following directions of optimization of the system of financing of Tajik small and medium-sized businesses were identified: development of the structure of the financial services market; development of the infrastructure of the financial services market; activation of the development and implementation of innovative financial technologies; diversification of financial products; the inclusiveness of financial products; protection of investors' rights; attraction of financial resources of labor migrants; development of joint financing and corporatization; tax incentives; activation of non-state institutions; formation of an effective system of state financial support.
Keywords: small and medium enterprises, Tajikistan, financial inclusion, financial system, financial services.
References
1. Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan. Statistical information. [Electronic resource] - Access mode: https://www.stat.tj/ru.
2. Azimov P. Kh. Small and medium business in the Republic of Tajikistan: features, trends and problems / P. Kh. Azimov, Kh.D. Mirzobekov // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2016. - No. 3 (245). - S. 182-189.
3. The World Bank Group. Tajikistan: Economic Report / World Bank Group. - Washington: MBRD, 2019. - 30 p.
4. World Bank Group. Tajikistan: Country Economic Memorandum / World Bank Group. - Washington: MBRD, 2019. - 124 p.
5. Doing Business 2020. Economy Profile. Tajikistan. [Electronic resource] - Access mode: https://www.doingbusiness.org/con-tent/dam/doingBusiness/country/t/tajikistan/TJK.pdf.
6. EBRD. Strategy for cooperation with Tajikistan for 2020-2025 / EBRD. - 2020. - S. 1-30.
7. Embassy of Switzerland in Tajikistan. Annual economic report 2019. [Electronic resource] - Access mode: https://ww-w.s-ge.com/sites/default/files/publication/free/economic-report-tajikistan-eda-2019-12.pdf.
8. ESCAP. Examining women's economic empowerment in SPE-CA countries / ESCAP // The Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. - 2018. - 58 p.
9. Mogilevskii R. and Asadov S. Financial inclusion, regulation, financial literacy, and financial education in Tajikistan / R. Mogilevskii and S. Asadov // ADBI Working Paper Series. - 2018. -No. 847. - pp. 1-30.
10. Mirzoev S. Leveraging SME Finance through Value Chains in Tajikistan / S. Mirzoev and R. Sobirzoda // ADBI Working Paper 1020. - Tokyo: Asian Development Bank Institute, 2019. - 44 p.
11. National Bank of Tajikistan. The state of the banking system of the Republic of Tajikistan as of June 30, 2020. [Electronic resource] - Access mode: https://nbt.tj.
12. National Bank of Tajikistan. Review of the development of the banking system of the Republic of Tajikistan in 2012. [Electronic resource] - Access mode: https://nbt.tj.
13. OECD EURASIA competitiveness program. Enhancing access to fnance for SME development in Tajikistan / OECD EURASIA competitiveness program. - OECD, 2015. - 267 p.
14. TASS. Remittances from Russia to Tajikistan in 2019 reached $ 3 billion. [Electronic resource] - Access mode: https://www. finanz.ru.
15. Tilekeyev K. Micro-, small and medium-sized enterprises in Tajikistan: Growth factors and development barriers / K. Tile-keyev // Institute of Public Administration and Policy. - 2014. -Report No. 31. - P. 1-52.
16. The World Bank. Global Financial Inclusion. DataBank. [Electronic resource] - Access mode: https://databank.worldbank. org/reports.aspx?source=1228#.