Санду Ольга Михайловна
ПОСТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛИ МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХРОНОТОПИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ МЫШЛЕНИЯ
Статья раскрывает структуру художественно-образной модели мира. Модель представлена в виде системы композиционно связанных образов-инвариантов. В статье анализируются универсальные философские категории, на основе которых выделены сакральные, природные, социальные, пространственные, временные и системный образы. Структурные связи между ними описаны при помощи формообразующих принципов - доминанты, симметрии, оппозиций, системности. Модель находит воплощение в устройстве предметного мира и раскрывает сущность художественно-образного мышления. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/3-1/36.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 1. C. 129-131. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 7.046
Философские науки
Статья раскрывает структуру художественно-образной модели мира. Модель представлена в виде системы композиционно связанных образов-инвариантов. В статье анализируются универсальные философские категории, на основе которых выделены сакральные, природные, социальные, пространственные, временные и системный образы. Структурные связи между ними описаны при помощи формообразующих принципов - доминанты, симметрии, оппозиций, системности. Модель находит воплощение в устройстве предметного мира и раскрывает сущность художественно-образного мышления.
Ключевые слова и фразы: художественно-образная модель; модель мира; образы мира; хронотоп; инварианты мышления.
Санду Ольга Михайловна, к.т.н., доцент
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова sanduolgamail@gmail. com
ПОСТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛИ МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХРОНОТОПИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ МЫШЛЕНИЯ
В каждую эпоху формируется особое духовное содержание, выраженное в совокупности представлений о мире и сущности жизни с ее системой ценностей, в осознании мира как целого и своего места в нем. Первые образные представления о происхождении и устройстве мира сложились еще в дописьменную эпоху, на этапе развития первобытного общества и ранних традиционных культур. Они сформировались на основе мифологического типа мышления и позволяли осуществлять трансляцию традиции как содержательного источника знаний о мире. С развитием мышления образные представления эволюционировали в «модель мира». Мифологическая модель мира являлась описательной, объяснительной и прогностической одновременно и позволяла рассматривать окружающую действительность системно. Ее доминирующая роль состояла в стабилизации и обеспечении устойчивого развития культур. Устойчивость осуществлялась наличием инвариантов мышления - образов мира.
Сегодня выделяют донаучные представления о мире (мифологическое, религиозное мышление) и научные (философское и научное мышление). Воспроизводство развитых донаучных представлений имеет большое значение для гармоничного развития современного общества и преобразовательной деятельности. В связи с этим осуществляется реконструкция традиционных моделей мира, которая предполагает не только воссоздание мифологического содержания, но и определение точек взаимодействия между мифологическим (образным) и научным (абстрактным) типами мышления.
Интерес к изучению мифологического мышления и сознания возник в XIX в. Л. Леви-Брюль разработал теорию о существовании дологического мышления первобытных народов, основанного на коллективных представлениях, которые не отделены от эмоций и внедряются в сознание человека через общественную среду [1, с. 29]. К. Леви-Стросс относил дологическое мышление к коллективному бессознательному. Он показал, что мировоззрение в те времена определяли традиции, в основе устойчивости которых были мифологические конструкты [2, с. 206]. По М. Элиаде, с помощью мифов, обрядов и ритуалов традиционный человек приобщался к сакральному миру богов [6, с. 71]. При этом ритуальное воспоминание в понятиях традиционного человека не являлось механическим актом научения, а осмысленным действием. В современном изложении мифы создают картину раннего донаучного мировоззрения народа, представленную в виде модели мира, которая выражает понимание причинной связи между явлениями.
Основу коллективной памяти мифологического мышления составляли образы мира. Совокупность связанных между собой образов объединялась в целостные представления. С их помощью кодировалась и сохранялась информация об устройстве мира (космология), его рождении и развитии (космогония). Образы выполняли моделирующую функцию. Являясь содержательной и структурной основой мифологической модели мира, они способствовали формированию предметного материального мира. Воспроизведение образов-представлений происходило не абстрактно-логически, а наглядно-ощутимо или образно-чувственно. Образы естественным путем «присваивались» человеком, становились частью коллективного сознания, «банка памяти» традиционной культуры. В каждой культуре формируется свой набор значимых представлений.
Образы представляют собой хронотопические инварианты, которые определялись природно-историческими условиями существования человека, сакральным характером мифологического мышления, направленностью хозяйственной деятельности и социальной структурой. В мифологическом сознании образы-инварианты формировали образ жизни человека, его хозяйственную деятельность и социальную структуру общества. Соответственно, мифологическое мышление ориентировалось на соблюдение сакрального, природного и социального (человеческого) порядка. Именно системный учет этих факторов позволяет более полно воссоздать представления древних народов о мире в виде традиционной мифологической модели.
Для интерпретации мифологической модели мира необходимо понимать ее структуру, которая повторяется в объектах материального рукотворного мира. Структура модели в современном понимании сочетает в себе принципы образного и логического мышлений и состоит из чувственных образов,
130
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
связанных между собой абстрактно-логическими отношениями. Для объяснения «логики» образного мышления К. Леви-Стросс предложил применять «семантические оппозиции» [2, с. 145]. В его работе основные единицы мышления - «мифемы» (образы-понятия) - связаны при помощи бинарных оппозиций: «природа-культура», «жизнь-смерть» и других.
Е. М. Мелетинский и представители московско-тартуской семиотической школы предложили принципы организации мифологической модели мира. Е. М. Мелетинский связал представления о мире в систему, которую показал в виде модели [3, с. 42]. В. Н. Топоров уточнил структуру модели, выделил значимые образы -центра мира, начала во времени, «священных мест» и «священных дней» [5, с. 165]. Он описал оппозиции как серии семантических противопоставлений, определяющих «качественную структуру мира».
Модель мира в научной литературе часто представлена в вербальной форме. Учитывая образно-чувственную основу мифопоэтического мышления, более целесообразно использовать не вербальную, а художественно-образную модель. Она может быть представлена в виде системы визуальных образов, композиционно связанных между собой. Для понимания структуры модели необходим системный подход, позволяющий выделить образы мира, а также найти композиционные принципы, позволяющие представить модель целостно.
Рассмотрим более детально структуру художественно-образной модели мира. В качестве элементов модели мира выделим образы. Именно в них сохраняется смысловая канва. Образы связаны между собой структурными отношениями. Организация отдельных представлений художественно-образной модели происходит в контексте универсальных категорий: «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время». Категория «порядок-хаос» в мифологической модели мира отражает идею «правильного» развития, в процессе которого происходит установление «мирового порядка». При этом материальный мир обретает целостность и иерархическую структуру, становится сакрализованным, пространственно и временно оформленным. Категория «сакральное-профанное» описывает качественную неоднородность пространства. Для традиционного сознания сакрализация означала способ придания миру содержательности (осмысленности). Освящение предполагало превращение «профанного мира» в «сакральный». Результатом становилось проявление в мире людей сакрального смысла (знания), который утверждался в виде мировоззренческого содержательного ядра. Прообразом земной «обжитой» части Вселенной становится мир богов. Категория «пространство-время» определяет мифологическую вселенную (в которой в процессе сакрализации выделяются «священные точки» пространства-времени (по М. Элиаде)) как сложный пространственно-временной континуум.
В соответствии с категориями «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время» в формализованной модели мира происходит упорядочение ее элементов - образов. Для этого в модели мира выделим структурные блоки - гармонизирующий, содержательный, пространственный и временной. Каждый блок содержит набор образов, которые связаны в композиционную целостность при помощи принципов формообразования.
Содержательный блок задает качественную неоднородность модели мира и отвечает за смыслообразова-ние. Содержание заключено в ряде образов мира, которые в «свернутом» виде содержат информацию о гармоничном существовании. Их осмысление происходит в процессе приведения пространственно-временного континуума материального мира в соответствие с «божественным» порядком (сакральный принцип), «природным» порядком (принцип природной обусловленности), «человеческим» порядком (принцип социальной обусловленности). Сакральный принцип транслирует «небесный» порядок для существования земного мира, выраженный в сакральном образе, который является смысловым (содержательным) центром модели мира и играет роль эталона для земного мира. Таким «эталонным» мотивом часто становится образ «рая». Остальные образы поддерживают смысловой центр и являются хронотопическими маркерами, составляющими основу пространственно-временной модели мира. «Природный» порядок земного существования выражается в принципе природной обусловленности мифологической модели мира. В связи с этим выделяется набор природных образов: образы стихий (воды, земли, огня), флоры и фауны. Принцип социальной обусловленности означает, что часть образов мира имеют социокультурную основу. В этом случае социальные образы отражают «человеческий» порядок традиционного образа жизни, хозяйственно-экономического типа материальной культуры.
В художественно-образной модели мира мировоззренческие оппозиции являются средствами выявления ее структуры и сборки. Оппозициями можно назвать типы линейных связей между узлами-образами, выражающиеся в их противопоставлении по отношению друг к другу. Принцип оппозиций в содержательном блоке определяет смысловые отношения между сакральным, природными и социальными образами. Связи между социальными образами выражаются в противопоставлении «свой-чужой», а между природными -в оппозициях «жара-холод», «земля-вода» и др. Связанность природных и социальных образов задается оппозицией «культура-природа».
Пространственный блок формирует статические представления об устройстве пространства в модели мира. Структурирование происходит при помощи принципов - доминанты, оппозиций. Принцип доминанты задает «центр», «точку отсчета» пространства и времени традиционного мировоззрения. Пространственный центр играет роль аттрактора, ориентира пространственной иерархии. Таким центром в мифологической модели мира часто становится образ, символизирующий мир людей. Эталоном для него становится сакральный образ. Пространственный и содержательный центры не всегда совпадают. Остальные образы фиксируют «сакральные точки» пространства: образы «нижнего» мира и сторон света. Принцип оппозиций формирует объемное пространство модели мира в трех измерениях. Противопоставление «верх-низ» создает вертикальный срез модели мира. Оппозиции центра и сторон света дают возможность модели расти в горизонтальной плоскости.
Временной (динамический) блок задает представление о времени, характерное для той или иной исторической эпохи. Для традиционного мировоззрения выделим мифологические образы времени - образ циклического времени, «образы пути». Динамичные отношения между образами времени поддержаны принципом оппозиций. Основная оппозиция временного блока, «рождение-смерть», заключает в себе идею развития и определяет направление трансформаций (рост или деградация).
Гармонизирующий блок упорядочивает пространство, объединяя составные части мифологической модели мира в единое целое в соответствии с принципом системности. Идея целостности мира выражается при помощи системного образа. Во многих развитых культурах таким образом становится Мировое древо.
Мифологическая модель мира как композиционная целостность находит воплощение в устройстве традиционного предметного мира, в частности, жилища. Тема «дома-образа мира» рассмотрена в работах М. Элиаде, А. К. Байбурина, Т. В. Цивьян, В. Б. Кошаева и других. М. Элиаде писал о жилом пространстве как «imago mundi» (образ мира): строя дом, человек создает модель вселенной [6, с. 44]. Ритуал строительства и конструкция дома повторяют космологический акт творения мира и его устройство. В научной литературе часто проводится анализ конструктивных особенностей традиционного жилища на предмет содержания в них мифологических архетипов. Наиболее актуальным является не только выделение образной сущности дома, сохраняющей знания о мире, а обоснование его моделирующего значения для формирования рукотворного человеческого мира. Системное изучение дома как модели мира становится важным для понимания сущности, механизма и структуры художественно-образного типа мышления [4, с. 24]. Анализ модели мира позволяет сделать ряд выводов.
1. Ранние мировоззренческие конструкты не отмирают, а остаются в системе более развитого мировоззрения, составляя базовую архетипическую основу. На этом фундаменте рождаются новые конструкты. Художественно-образное мышление получило импульс развития в мифологическом мировоззрении, но остается актуальным в современном мире и сочетается с более поздним логическим типом. Человек в процессе обработки поступающей информации задействует различные типы мышления. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость изучения традиционных представлений о мире.
2. Учитывая образно-чувственную основу мифопоэтического мышления, в данной статье предлагается использовать не вербальную, а художественно-образную модель. Она представлена в виде системы визуальных образов, композиционно связанных между собой.
3. Для определения структуры модели применен системный подход, позволяющий выделить образы мира и найти композиционные принципы, позволяющие связать элементы и представить модель целостно. Выделяется моделирующее значение образов для формирования рукотворного человеческого мира.
4. Основанием для структурирования художественно-образной модели мира становятся универсальные философские категории: «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время». Модель состоит из блоков: гармонизирующего, сакрального, пространственного и временного. Структурными элементами являются мировоззренческие образы, которые связаны при помощи формообразующих принципов.
Список литературы
1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
2. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536 с.
3. Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1975. Вып. 365. Труды по знаковым системам - VII. С. 38-51.
4. Санду О. М. «Дом-ковчег» как отражение художественно-образной системы скандинавской картины мира // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 2. Ч. 2. С. 16-25.
5. Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 161-166.
6. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр.; предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
DEVELOPING AN ARTISTIC IMAGINATIVE WORLD MODEL USING CHRONOTOPIC INVARIANTS OF THINKING
Sandu Ol'ga Mikhailovna, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor Kalashnikov Izhevsk State Technical University sanduolgamail@gmail. com
The article discovers the structure of an artistic imaginative world model. The model is represented as a system of compositional-ly related images-invariants. The paper analyzes universal philosophical categories, on the basis of which the author identifies sacral, natural, social, spatial, temporal and systemic images. Structural relations between them are described by form-generating principles - of dominant, symmetry, oppositions, systemacy. The model manifests itself in the objective world structure and discovers essence of artistic imaginative thinking.
Key words and phrases: artistic imaginative model; world model; world images; chronotope; invariants of thinking.