Научная статья на тему 'Построение художественно-образной модели мира с использованием хронотопических инвариантов мышления'

Построение художественно-образной модели мира с использованием хронотопических инвариантов мышления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ МИРА / ОБРАЗЫ МИРА / ХРОНОТОП / ИНВАРИАНТЫ МЫШЛЕНИЯ / ARTISTIC IMAGINATIVE MODEL / WORLD MODEL / WORLD IMAGES / CHRONOTOPE / INVARIANTS OF THINKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санду Ольга Михайловна

Статья раскрывает структуру художественно-образной модели мира. Модель представлена в виде системы композиционно связанных образов-инвариантов. В статье анализируются универсальные философские категории, на основе которых выделены сакральные, природные, социальные, пространственные, временные и системный образы. Структурные связи между ними описаны при помощи формообразующих принципов доминанты, симметрии, оппозиций, системности. Модель находит воплощение в устройстве предметного мира и раскрывает сущность художественно-образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING AN ARTISTIC IMAGINATIVE WORLD MODEL USING CHRONOTOPIC INVARIANTS OF THINKING

The article discovers the structure of an artistic imaginative world model. The model is represented as a system of compositionally related images-invariants. The paper analyzes universal philosophical categories, on the basis of which the author identifies sacral, natural, social, spatial, temporal and systemic images. Structural relations between them are described by form-generating principles of dominant, symmetry, oppositions, systemacy. The model manifests itself in the objective world structure and discovers essence of artistic imaginative thinking.

Текст научной работы на тему «Построение художественно-образной модели мира с использованием хронотопических инвариантов мышления»

Санду Ольга Михайловна

ПОСТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛИ МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХРОНОТОПИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ МЫШЛЕНИЯ

Статья раскрывает структуру художественно-образной модели мира. Модель представлена в виде системы композиционно связанных образов-инвариантов. В статье анализируются универсальные философские категории, на основе которых выделены сакральные, природные, социальные, пространственные, временные и системный образы. Структурные связи между ними описаны при помощи формообразующих принципов - доминанты, симметрии, оппозиций, системности. Модель находит воплощение в устройстве предметного мира и раскрывает сущность художественно-образного мышления. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/3-1/36.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 1. C. 129-131. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7.046

Философские науки

Статья раскрывает структуру художественно-образной модели мира. Модель представлена в виде системы композиционно связанных образов-инвариантов. В статье анализируются универсальные философские категории, на основе которых выделены сакральные, природные, социальные, пространственные, временные и системный образы. Структурные связи между ними описаны при помощи формообразующих принципов - доминанты, симметрии, оппозиций, системности. Модель находит воплощение в устройстве предметного мира и раскрывает сущность художественно-образного мышления.

Ключевые слова и фразы: художественно-образная модель; модель мира; образы мира; хронотоп; инварианты мышления.

Санду Ольга Михайловна, к.т.н., доцент

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова sanduolgamail@gmail. com

ПОСТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛИ МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХРОНОТОПИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ МЫШЛЕНИЯ

В каждую эпоху формируется особое духовное содержание, выраженное в совокупности представлений о мире и сущности жизни с ее системой ценностей, в осознании мира как целого и своего места в нем. Первые образные представления о происхождении и устройстве мира сложились еще в дописьменную эпоху, на этапе развития первобытного общества и ранних традиционных культур. Они сформировались на основе мифологического типа мышления и позволяли осуществлять трансляцию традиции как содержательного источника знаний о мире. С развитием мышления образные представления эволюционировали в «модель мира». Мифологическая модель мира являлась описательной, объяснительной и прогностической одновременно и позволяла рассматривать окружающую действительность системно. Ее доминирующая роль состояла в стабилизации и обеспечении устойчивого развития культур. Устойчивость осуществлялась наличием инвариантов мышления - образов мира.

Сегодня выделяют донаучные представления о мире (мифологическое, религиозное мышление) и научные (философское и научное мышление). Воспроизводство развитых донаучных представлений имеет большое значение для гармоничного развития современного общества и преобразовательной деятельности. В связи с этим осуществляется реконструкция традиционных моделей мира, которая предполагает не только воссоздание мифологического содержания, но и определение точек взаимодействия между мифологическим (образным) и научным (абстрактным) типами мышления.

Интерес к изучению мифологического мышления и сознания возник в XIX в. Л. Леви-Брюль разработал теорию о существовании дологического мышления первобытных народов, основанного на коллективных представлениях, которые не отделены от эмоций и внедряются в сознание человека через общественную среду [1, с. 29]. К. Леви-Стросс относил дологическое мышление к коллективному бессознательному. Он показал, что мировоззрение в те времена определяли традиции, в основе устойчивости которых были мифологические конструкты [2, с. 206]. По М. Элиаде, с помощью мифов, обрядов и ритуалов традиционный человек приобщался к сакральному миру богов [6, с. 71]. При этом ритуальное воспоминание в понятиях традиционного человека не являлось механическим актом научения, а осмысленным действием. В современном изложении мифы создают картину раннего донаучного мировоззрения народа, представленную в виде модели мира, которая выражает понимание причинной связи между явлениями.

Основу коллективной памяти мифологического мышления составляли образы мира. Совокупность связанных между собой образов объединялась в целостные представления. С их помощью кодировалась и сохранялась информация об устройстве мира (космология), его рождении и развитии (космогония). Образы выполняли моделирующую функцию. Являясь содержательной и структурной основой мифологической модели мира, они способствовали формированию предметного материального мира. Воспроизведение образов-представлений происходило не абстрактно-логически, а наглядно-ощутимо или образно-чувственно. Образы естественным путем «присваивались» человеком, становились частью коллективного сознания, «банка памяти» традиционной культуры. В каждой культуре формируется свой набор значимых представлений.

Образы представляют собой хронотопические инварианты, которые определялись природно-историческими условиями существования человека, сакральным характером мифологического мышления, направленностью хозяйственной деятельности и социальной структурой. В мифологическом сознании образы-инварианты формировали образ жизни человека, его хозяйственную деятельность и социальную структуру общества. Соответственно, мифологическое мышление ориентировалось на соблюдение сакрального, природного и социального (человеческого) порядка. Именно системный учет этих факторов позволяет более полно воссоздать представления древних народов о мире в виде традиционной мифологической модели.

Для интерпретации мифологической модели мира необходимо понимать ее структуру, которая повторяется в объектах материального рукотворного мира. Структура модели в современном понимании сочетает в себе принципы образного и логического мышлений и состоит из чувственных образов,

130

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

связанных между собой абстрактно-логическими отношениями. Для объяснения «логики» образного мышления К. Леви-Стросс предложил применять «семантические оппозиции» [2, с. 145]. В его работе основные единицы мышления - «мифемы» (образы-понятия) - связаны при помощи бинарных оппозиций: «природа-культура», «жизнь-смерть» и других.

Е. М. Мелетинский и представители московско-тартуской семиотической школы предложили принципы организации мифологической модели мира. Е. М. Мелетинский связал представления о мире в систему, которую показал в виде модели [3, с. 42]. В. Н. Топоров уточнил структуру модели, выделил значимые образы -центра мира, начала во времени, «священных мест» и «священных дней» [5, с. 165]. Он описал оппозиции как серии семантических противопоставлений, определяющих «качественную структуру мира».

Модель мира в научной литературе часто представлена в вербальной форме. Учитывая образно-чувственную основу мифопоэтического мышления, более целесообразно использовать не вербальную, а художественно-образную модель. Она может быть представлена в виде системы визуальных образов, композиционно связанных между собой. Для понимания структуры модели необходим системный подход, позволяющий выделить образы мира, а также найти композиционные принципы, позволяющие представить модель целостно.

Рассмотрим более детально структуру художественно-образной модели мира. В качестве элементов модели мира выделим образы. Именно в них сохраняется смысловая канва. Образы связаны между собой структурными отношениями. Организация отдельных представлений художественно-образной модели происходит в контексте универсальных категорий: «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время». Категория «порядок-хаос» в мифологической модели мира отражает идею «правильного» развития, в процессе которого происходит установление «мирового порядка». При этом материальный мир обретает целостность и иерархическую структуру, становится сакрализованным, пространственно и временно оформленным. Категория «сакральное-профанное» описывает качественную неоднородность пространства. Для традиционного сознания сакрализация означала способ придания миру содержательности (осмысленности). Освящение предполагало превращение «профанного мира» в «сакральный». Результатом становилось проявление в мире людей сакрального смысла (знания), который утверждался в виде мировоззренческого содержательного ядра. Прообразом земной «обжитой» части Вселенной становится мир богов. Категория «пространство-время» определяет мифологическую вселенную (в которой в процессе сакрализации выделяются «священные точки» пространства-времени (по М. Элиаде)) как сложный пространственно-временной континуум.

В соответствии с категориями «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время» в формализованной модели мира происходит упорядочение ее элементов - образов. Для этого в модели мира выделим структурные блоки - гармонизирующий, содержательный, пространственный и временной. Каждый блок содержит набор образов, которые связаны в композиционную целостность при помощи принципов формообразования.

Содержательный блок задает качественную неоднородность модели мира и отвечает за смыслообразова-ние. Содержание заключено в ряде образов мира, которые в «свернутом» виде содержат информацию о гармоничном существовании. Их осмысление происходит в процессе приведения пространственно-временного континуума материального мира в соответствие с «божественным» порядком (сакральный принцип), «природным» порядком (принцип природной обусловленности), «человеческим» порядком (принцип социальной обусловленности). Сакральный принцип транслирует «небесный» порядок для существования земного мира, выраженный в сакральном образе, который является смысловым (содержательным) центром модели мира и играет роль эталона для земного мира. Таким «эталонным» мотивом часто становится образ «рая». Остальные образы поддерживают смысловой центр и являются хронотопическими маркерами, составляющими основу пространственно-временной модели мира. «Природный» порядок земного существования выражается в принципе природной обусловленности мифологической модели мира. В связи с этим выделяется набор природных образов: образы стихий (воды, земли, огня), флоры и фауны. Принцип социальной обусловленности означает, что часть образов мира имеют социокультурную основу. В этом случае социальные образы отражают «человеческий» порядок традиционного образа жизни, хозяйственно-экономического типа материальной культуры.

В художественно-образной модели мира мировоззренческие оппозиции являются средствами выявления ее структуры и сборки. Оппозициями можно назвать типы линейных связей между узлами-образами, выражающиеся в их противопоставлении по отношению друг к другу. Принцип оппозиций в содержательном блоке определяет смысловые отношения между сакральным, природными и социальными образами. Связи между социальными образами выражаются в противопоставлении «свой-чужой», а между природными -в оппозициях «жара-холод», «земля-вода» и др. Связанность природных и социальных образов задается оппозицией «культура-природа».

Пространственный блок формирует статические представления об устройстве пространства в модели мира. Структурирование происходит при помощи принципов - доминанты, оппозиций. Принцип доминанты задает «центр», «точку отсчета» пространства и времени традиционного мировоззрения. Пространственный центр играет роль аттрактора, ориентира пространственной иерархии. Таким центром в мифологической модели мира часто становится образ, символизирующий мир людей. Эталоном для него становится сакральный образ. Пространственный и содержательный центры не всегда совпадают. Остальные образы фиксируют «сакральные точки» пространства: образы «нижнего» мира и сторон света. Принцип оппозиций формирует объемное пространство модели мира в трех измерениях. Противопоставление «верх-низ» создает вертикальный срез модели мира. Оппозиции центра и сторон света дают возможность модели расти в горизонтальной плоскости.

Временной (динамический) блок задает представление о времени, характерное для той или иной исторической эпохи. Для традиционного мировоззрения выделим мифологические образы времени - образ циклического времени, «образы пути». Динамичные отношения между образами времени поддержаны принципом оппозиций. Основная оппозиция временного блока, «рождение-смерть», заключает в себе идею развития и определяет направление трансформаций (рост или деградация).

Гармонизирующий блок упорядочивает пространство, объединяя составные части мифологической модели мира в единое целое в соответствии с принципом системности. Идея целостности мира выражается при помощи системного образа. Во многих развитых культурах таким образом становится Мировое древо.

Мифологическая модель мира как композиционная целостность находит воплощение в устройстве традиционного предметного мира, в частности, жилища. Тема «дома-образа мира» рассмотрена в работах М. Элиаде, А. К. Байбурина, Т. В. Цивьян, В. Б. Кошаева и других. М. Элиаде писал о жилом пространстве как «imago mundi» (образ мира): строя дом, человек создает модель вселенной [6, с. 44]. Ритуал строительства и конструкция дома повторяют космологический акт творения мира и его устройство. В научной литературе часто проводится анализ конструктивных особенностей традиционного жилища на предмет содержания в них мифологических архетипов. Наиболее актуальным является не только выделение образной сущности дома, сохраняющей знания о мире, а обоснование его моделирующего значения для формирования рукотворного человеческого мира. Системное изучение дома как модели мира становится важным для понимания сущности, механизма и структуры художественно-образного типа мышления [4, с. 24]. Анализ модели мира позволяет сделать ряд выводов.

1. Ранние мировоззренческие конструкты не отмирают, а остаются в системе более развитого мировоззрения, составляя базовую архетипическую основу. На этом фундаменте рождаются новые конструкты. Художественно-образное мышление получило импульс развития в мифологическом мировоззрении, но остается актуальным в современном мире и сочетается с более поздним логическим типом. Человек в процессе обработки поступающей информации задействует различные типы мышления. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость изучения традиционных представлений о мире.

2. Учитывая образно-чувственную основу мифопоэтического мышления, в данной статье предлагается использовать не вербальную, а художественно-образную модель. Она представлена в виде системы визуальных образов, композиционно связанных между собой.

3. Для определения структуры модели применен системный подход, позволяющий выделить образы мира и найти композиционные принципы, позволяющие связать элементы и представить модель целостно. Выделяется моделирующее значение образов для формирования рукотворного человеческого мира.

4. Основанием для структурирования художественно-образной модели мира становятся универсальные философские категории: «порядок-хаос», «сакральное-профанное», «пространство-время». Модель состоит из блоков: гармонизирующего, сакрального, пространственного и временного. Структурными элементами являются мировоззренческие образы, которые связаны при помощи формообразующих принципов.

Список литературы

1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

2. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536 с.

3. Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1975. Вып. 365. Труды по знаковым системам - VII. С. 38-51.

4. Санду О. М. «Дом-ковчег» как отражение художественно-образной системы скандинавской картины мира // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 2. Ч. 2. С. 16-25.

5. Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 161-166.

6. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр.; предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

DEVELOPING AN ARTISTIC IMAGINATIVE WORLD MODEL USING CHRONOTOPIC INVARIANTS OF THINKING

Sandu Ol'ga Mikhailovna, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor Kalashnikov Izhevsk State Technical University sanduolgamail@gmail. com

The article discovers the structure of an artistic imaginative world model. The model is represented as a system of compositional-ly related images-invariants. The paper analyzes universal philosophical categories, on the basis of which the author identifies sacral, natural, social, spatial, temporal and systemic images. Structural relations between them are described by form-generating principles - of dominant, symmetry, oppositions, systemacy. The model manifests itself in the objective world structure and discovers essence of artistic imaginative thinking.

Key words and phrases: artistic imaginative model; world model; world images; chronotope; invariants of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.