Научная статья на тему 'Построение фрактальных множеств как средство формирования информационных компетенций студентов'

Построение фрактальных множеств как средство формирования информационных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
242
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИООНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФРАКТАЛЬНОЕ МНОЖЕСТВО / L СИСТЕМА / МНОЖЕСТВО ЖЮЛИА / INFORMATIONAL COMPETENCE / FRACTAL SET / L-SYSTEM / JULIA SET

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стакина Елена Сафаровна

В данной статье представлены способы построения фрактальных множеств, указано, каким образом следует организовать обучение фрактальной геометрии, чтобы направить его на развитие информационных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Стакина Елена Сафаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF FRACTAL SETS AS A MEAN OF FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The means of construction of fractal sets are produced in the given article. It's stated how the process of studying of fractal geometry should be organized in order to direct it to the developing of informational competence of students.

Текст научной работы на тему «Построение фрактальных множеств как средство формирования информационных компетенций студентов»

УДК 372.08

Стакина Елена Сафаровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

stakinaes@yandex.ru

ПОСТРОЕНИЕ ФРАКТАЛЬНЫХ МНОЖЕСТВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В данной статье представлены способы построения фрактальных множеств, указано, каким образом следует организовать обучение фрактальной геометрии, чтобы направить его на развитие информационных компетенций студентов.

Ключевые слова: информациооная компетенция, фрактальное множество, L — система, множество Жюлиа.

В последнее время исследователи всё чаще обращаются к проблеме формирования компетентности. Не удивительно, что современные работодатели заинтересованы в компетентных специалистах, которые готовы работать в быстроизменяющихся условиях окружающего мира, могут ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации и принимать верные решения.

Одной из профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» является информационная компетенция, которая включает умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее [3].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» (от 20.05.10) в составе информационной компетенции можно выделить: способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии; способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; способность применять

Таблица1

Описание аксиомы и порождающего правило фрактала «салфетка» с помощью L - систем

в профессиональной деятельности современные языки программирования [2].

По нашему мнению, данный вид компетенций будет подлежать формированию в процессе выполнения студентами следующих заданий.

Word=W

Аксиома (AXIOM) F+F+F+F

Порождающее правило (NEWF) F-F+F

Начальный угол (а' ) 00

Угол поворота (о) 900

( конец )

Рис. 1. Блок-схема реализации L - систем

© Стакина Е.С., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

267

0 12 3

Рис. 2. Фрактальное множество «Салфетка»

1. Построение фракталов с помощью L - систем.

Задания данного типа заключаются в следующем: чтобы построить определенное фрактальное множество необходимо, во-первых, создать таблицу, в которой должны быть указаны аксиома, порождающее правило, начальный угол и угол поворота; во-вторых, на основе этой таблицы построить блок-схему, и, в-третьих, используя какой-либо из языков программирования (к примеру Turbo-Pascal), рассмотреть несколько итераций данного фрактального множества. То есть работа по построению фрактальных множеств с помощью L - систем осуществляется в три этапа.

Рассмотрим на примере (см. табл. 1).

После реализации полученной блок-схемы [1] (рис. 1) с помощью компьютера можно получить несколько итераций данного фрактала (рис. 2).

На втором и третьем этапе учащиеся самостоятельно разрабатывают алгоритмы создания фрактальных множеств и используют их в определенных средах программирования. Создавая некоторые классические фракталы (по образцу) и собственные фрактальные множества, студенты развивают свои навыки и способности в области алгоритмических и программных решений,

Рис. 4. Схема построения ковра Серпинского методом аффинных преобразований

Рис. 3. Ковёр Серпинского

таким образом, происходит формирование информационных компетенций.

2. Построение фрактальных множеств с помощью сжимающих аффинных преобразований.

Допустим, что на плоскости введена прямоугольная координатная система. Тогда каждой точке А ставится в соответствие упорядоченная пара чисел (х, у) ее координат. Вводя на плоскости еще одну прямоугольную систему координат, мы ставим в соответствие той же точке А другую пару чисел - (х’, у’).

Переход от одной прямоугольной координатной системы на плоскости к другой описывается следующими соотношениями: хп+1 = ахп+ Ьуп+ е; уп+1 = сХп+ (іуп+ £ где а, Ь, с, ^ е, f - определенные вещественные числа. Данные формулы понимаются в том смысле, что изменяется точка и со-

Рис. 5. Заполняющее множество Жюлиа для функции f (z) = z3 + 0.5 + 0.3/

Рис. 6. Блок-схема построения заполняющего множества Жюлиа для функции f (z) = z3 + с

храняется координатная система, а формулы задают отображение, переводящее произвольную точку А(хп, уп) в точку А’(х, уп+1), координаты которой определены в той же координатной системе [1].

Аффинные преобразования можно представить в матричной форме:

а Ь V х.

Рассмотрим применение аффинных преобразований на примере построения ковра Серпинс-кого (рис. 3).

Для построения использовались восемь сжимающих аффинных преобразования, каждое из которых переводит исходный квадрат в соответствующие квадраты (см. рис. 4).

1/3

0

0

1/3

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 20111

х

х

+

T

x 1-І '1/3

.y J- V0

x 1-І '1/3

.y J- V 0

x 1-І '1/3

.y J-l V0

x 1-І '1/3

.y J- V 0

x 1-І '1/3

.y J-l V 0

x 1-І '1/3

.y J-l V 0

x 1-І '1/3

.y J- V 0

0

1/3Л y

0

1/3JVy 0

1/3JVy

0 1/

0

1/3 y

0

1/3JIy

0

1/3

0

2/3

1/3

2/3

2/3

2/3

2/3

1/3

2/3

0

1/3

0

Далее студентам также предлагается разработать компьютерные алгоритмы построения фрактальных множеств, полученных с помощью сжимающих аффинных преобразований. Как известно, компьютерные модели более наглядно представят нам последующие фрактальные итерации. Таким образом, студенты знакомятся с новым способом построения фрактальных множеств, при этом вырабатываются умения структурировать информацию, создавать алгоритмы; закрепляются навыки работы с языком программирования Turbo Pascal.

3. Построение фрактальных множеств на комплексной плоскости.

Множество Жюлиа для функции комплексного переменного f z), обозначаемое J(f), определяется как J(f) = d{z : f (n)(z) ^ œ, n ^ œ}, где d -граница области притяжения бесконечности, а f (n)(z) = f (f (n-1)(z)),n = 1, 2,.... Заполняющее множество Жюлиа состоит из точек, орбиты которых пойманы, в отличие от границы этого множества, являющейся настоящим множеством Жюлиа [1].

Студентам предлагается рассмотреть кубические функции комплексного переменного f ( z) = z3 + c, где с - произвольный параметр (рис. 5).

Студенты получают задание построить заполняющее множество Жюлиа в среде программирования Turbo Pascal и проследить, как влияет на его изображение изменение параметра с. Блок-схема, описывающая алгоритм, изображена на рисунке 6.

Таким образом, студенты закрепляют навыки работы с языками программирования, развивают исследовательские способности и закрепляют умения сравнивать, обобщать и анализировать информацию.

Изучение фрактальных множеств дает прекрасные возможности для формирования информационных компетенций студентов: во-первых, они приобретают новые научные и профессиональные знания, используя ИКТ; во-вторых, студенты разрабатывают алгоритмические и программные решения в области прикладного программирования, то есть развивают способности решать задачи на профессиональном уровне; в-третьих, закрепляют навыки работы с современными языками программирования. Обучение фрактальной геометрии открывает большие возможности для развития профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» в целом.

Библиографический список

1. Секованов В. С. Элементы теории фрактальных множеств: Учеб. пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 56-61.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 «Прикладная математика и информатика» (от 20.05.2010). - С. 8-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. -С. 58-64.

+

2

+

+

4

+

+

6

+

7

x

+

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.