Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ЗА РУБЕЖОМ: ОТ НАЧАЛА И ДО НАШИХ ДНЕЙ'

ПОСТРОЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ЗА РУБЕЖОМ: ОТ НАЧАЛА И ДО НАШИХ ДНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
284
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
electric vehicle / electric car / electric transport / engine / electric motor / скорсть / oil / gasoline / ecology / accumulators / battery / energy. / электромобиль / электрокар / электротранспорт / двигатель внутреннего сгорания / электромотор / скорость / нефть / бензин / экология / аккумулятор / батарея / энергия.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Смирнов С.В.

Доклад посвящён развитию построения автомобилей с электродвигателем за рубежом. Разобраны основные моменты развития, продвижения и сложности при внедрении автомобилей с электродвигателями в США и странах Европы, а также преимущества электромобилей перед автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Представлено исследование по современному положению дел в электромобилестроении. Кроме того, представлены перспективы развития в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING CARS WITH ELECTRIC MOTORS ABROAD: FROM THE BEGINNING TO THE PRESENT DAY

The report is devoted to the development of the construction of cars with an electric motor abroad. The main points of development, promotion and complexity in the introduction of cars with electric motors in the USA and European countries, as well as the advantages of electric vehicles over cars with internal combustion engines (ICE) are examined. A study on the current state of affairs in the electric car industry 2019-2021 is presented. In addition, prospects for the development of the electric car industry in the future are presented.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ЗА РУБЕЖОМ: ОТ НАЧАЛА И ДО НАШИХ ДНЕЙ»

1. Для проведения вычислительных экспериментов в условиях пожара предложены математические модели теплопередачи плоских железобетонных плит, на основе нестационарного дифференциального уравнения теплопроводности с численной аппроксимацией при помощи метода конечных элементов.

2. Предложен упрощенный зонный метод на основе температурной номограммы для расчета огнестойкости плоских железобетонных плит.

3. Используя предложенный упрощенный зонный метод и зонный метод рекомендуемый стандартами [8, 10] была определена несущая способность плоской железобетонной плиты для 30 мин, 45 мин, 60 мин, 90 мин воздействия стандартного температурного режима пожара.

4. Проведен анализ полученных результатов по предложенному упрощенному зонному методу в сравнении с результатами, полученными при помощи зонного метода. Данный анализ показал, что результаты отличаются не более чем на 8%, что показывает высокую эффективность в применении предлагаемого метода и возможность его альтернативного использования в проведении расчетах по огнестойкости плоских железобетонных плитах.

Список литературы

1. Shnal, T., Pozdieiev, S., Yakovchuk, R., Nekora, O. Development of a Mathematical Model of Fire Spreading in a Three-Storey Building Under Full-Scale Fire-Response Tests// Lecture Notes in Civil Engineering, 2021, 100 LNCE, pp. 419-428.

2. I. Fletcher, S. Welch, Behaviour of concrete structures in fire// Environmental Science, Physics.

3. Поздеев С.В. Разработка уточненного расчетного метода для определения предела огнестойкости несущих железобетонных конструкций. / Поздеев С.В., Левченко А.Д. // Вестник национального технического университета «Львовская политехника». - Львов: НТУ «Львовская политехника». - 2011. - С. 264 - 269.

4. Dao Duy Kien; Do Van Trinh; Khong Trong Toan; Le Ba DanhFire Resistance Evaluation of Reinforced Concrete Structures// 2020 5th International Conference on Green Technology and Sustainable Development (GTSD).

5. Ройтман В.М. Инженерные решения по оценке огнестойкости проектируемых и реконструируемых зданий / В.М. Ройтман. - М.: Пожарная безопасность и наука, 2001. - 382 с.

6. Леннон Т., Мур Д.Б., Ван Ю.К., Бейли К.Г. Руководство для проектировщиков к EN 1991-12:2002, EN 1992-1-2:2002, EN 1993-1-2:2002 и EN 1994-1-2:2002: справочник по проектированию противопожарной защиты стальных, сталежелезо-бетонных и бетонных конструкций зданий и сооружений в соответствии с Еврокодами: пер. с англ. / Т. Леннон и др.; ред. Серии Х. Гульванесян; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т»; науч ред. пер. В.М. Ройтман, И.А. Кириллов, А.И. Плотников; 2-е изд., Москва - МГСУ, 2013. - 196 с.

7. ДСТУ-Н Б EN 1992-1-1:2010. Еврокод 2. Проектирование железобетонных конструкций. Часть 1-1. Общие правила и правила для сооружений (EN 1992-1-1:2004, IDT).

8. ДСТУ-Н Б EN 1992-1-2:2012 Еврокод 2. Проектирование железобетонных конструкций. Часть 1-2. Общие положения. Расчет конструкций на огнестойкость (EN 1992-1-2:2004, IDT).

9. Sidnei S. «THE STUDY OF TEMPERATURE DISTRIBUTION IN A CROSS-SECTION OF A REINFORCED CONCRETE PLATE UNDER CONDITIONS OF A STANDARD VOL 1, No 75 (75) (2021) The scientific heritage (Budapest, Hungary) pp. 47-53 TEMPERATURE FIRE».

10. Шналь Т. М. Развитие научных основ расчетной оценки огнестойкости строительных конструкций при воздействии параметрических температурных режимов пожаров: дис. докт. техн. наук: 21.06.02 / Шналь Тарас Николаевич - Львов, 2019. - 395 с.

ПОСТРОЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ЗА РУБЕЖОМ: ОТ НАЧАЛА

И ДО НАШИХ ДНЕЙ

Смирнов С.В.

Старший научный сотрудник, кандидат технических наук ФГБУН ИПУ РАН, г. Москва, Россия

BUILDING CARS WITH ELECTRIC MOTORS ABROAD: FROM THE BEGINNING TO THE

PRESENT DAY

Smirnov S.

Senior Researcher, Candidate of Technical Sciences FSBIS ICS RAS, Moscow, Russia

Аннотация

Доклад посвящён развитию построения автомобилей с электродвигателем за рубежом. Разобраны основные моменты развития, продвижения и сложности при внедрении автомобилей с электродвигателями в США и странах Европы, а также преимущества электромобилей перед автомобилями с двигателями

внутреннего сгорания (ДВС). Представлено исследование по современному положению дел в электромо-билестроении. Кроме того, представлены перспективы развития в будущем.

ABSTRACT

The report is devoted to the development of the construction of cars with an electric motor abroad. The main points of development, promotion and complexity in the introduction of cars with electric motors in the USA and European countries, as well as the advantages of electric vehicles over cars with internal combustion engines (ICE) are examined. A study on the current state of affairs in the electric car industry 2019-2021 is presented. In addition, prospects for the development of the electric car industry in the future are presented.

Keywords: electric vehicle, electric car, electric transport, engine, electric motor, скорсть, oil, gasoline, ecology, accumulators, battery, energy.

Ключевые слова: электромобиль, электрокар, электротранспорт, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, скорость, нефть, бензин, экология, аккумулятор, батарея, энергия.

Введение

В настоящее время все больше внимания уделяется среде обитания человека. Рост давления человеческой деятельности на окружающую среду уже привел к тому, что во многих городах люди привыкли видеть, чем дышат. Широкое распространение личного автотранспорта создает множество проблем для организации внутригородского трафика. Современный человек проводит большое количество времени в автотранспортных пробках, в которых чадящие автомобили создают благоприятную среду для развития хронических респираторных заболеваний, медленное передвижения со скоростью улитки требует повышенного внимания, вероятность опоздать на работу или важную встречу увеличивает и без того высокий уровень стрессовой нагрузки на организм. [1]

Правительства многих стран осознают тяжесть ситуации с экологическим загрязнением городов и вводят строгие экологические правила для автомобилей: в больших городах (преимущественно в центре) вводятся различные налоги для ограничения трафика транспорта, разрабатываются программы поддержки иных видов транспорта не связанного в работой двигателя внутреннего сгорания и т.д. На данный момент одним из наиболее перспективных направлений является развитие электротранспорта. В этом докладе будет представлен небольшой обзор развития легкового электротранспорта за пределами России.

Страницы истории зарубежного электромобиля

Начало истории изобретения транспортного средства с электродвигателем относится к XIX столетию. Прообразом электромобиля можно считать тележку, которая приводилась в движение электроэнергией. Её создал изобретатель из Венгрии Аньос Джедлик. Кстати, во времена появления такой электротележки о двигателе внутреннего сгорания (ДВС) человечество ещё не знало. [2]

Однако, официально считается, что появление первого электромобиля произошло в конце 30-х годов 19 века. Над проектами создания в то время трудилось несколько человек в разных странах.

Американец Томас Дэвенпорт в 1834 г. построил первый электромотор постоянного тока, но у него возникли сложность с патентом на устройство. Мотор был установлен в платформу, осуществляющую движение по электрифицированной мини-трассе.

Голландские учёные Сибрандус Стрэтин и Кристофер Беккер в 1835 г. придумали авто, приводимую в движение гальваническими элементами. В России опыты с двигателем, питаемым от батареи гальванических элементов, проводил Б.С. Якоби в 1838 г.

Но всё же точкой отсчёта истории машин с электродвигателем считается 1837 г., когда изобретатель из Шотландии Роберт Дэвидсон представил свой электромобиль, в котором могли ехать 2 человека. Он работал от одноразовой батареи.

Начиная с 1880 г., развитие электромобилей происходило параллельно с автомобилем. В эти годы автомобили с ДВС еще не являлись серьезным конкурентом электромобилям. Это было обусловлено тем, что конструкция электромобилей была проще и они (как и автомобили) использовались только в городах и осуществляли передвижение в радиусе 10—15 км. Скорость таких экипажей не превышала 20 км/ч.

К концу XIX века количество электромобилей значительно превышало число их собратьев с двигателями внутреннего сгорания. На тот период характеристики скорости и дальности поездки легкового транспорта были не так важны, по сравнению с простым обслуживанием, запуском машины, тишиной, присущей именно авто с электродвигателем, и комфортностью поездки транспортного средства. Стоимость автомобилей с электро и бен-зодвигателем была слишком велика. Однако, электромобиль был более удобен в обращении для аристократии, чем паровые или бензиновые автомобили.

Однако, к началу 20 века электромобили начинают выпускаться серийно. В 1897 г. на улицах Лондона появились и успешно работали электромобили, которые работали как такси, внешне мало отличавшиеся от традиционных английских кебов. В 1906 г. во Франции было организовано серийное производство легковых электромобилей, имевших запас хода до 80 км и максимальную скорость движения до 30 км/ч. [3]

Практически одновременно в 1899 г. В Росси появились первые русские электромобили, созданные инженером И. В. Романовым, а в 1901 г. им был построен первый 15-местный электробус.

К началу XX века из всего числа автомобилей США 38 % имели электрические двигатели, 40 % — паровые, 22 % — бензиновые.

В начале 20 века (1900-1920 гг.) характерен подъём в разработке и производстве электромобилей, а затем некоторый спад. В этот период серийное производство электромобилей было организовано в Англии, Германии, США, Франции, Японии и других странах. Так, в 1912 г. в США было выпущено 6000 легковых и 4000 грузовых электромобилей. электромобили имели в среднем запас хода 50—80 км, а скорость 20—35 км/ч. При этом следует заметить, что грузовые электромобили имели относительно большую грузоподъемность, которая иногда превышала 6 т, а энергозатраты на перемещение были достаточно малы.

Затем до 1928 г. были выпущены упрощённые конструкции электромобилей в виде тележек, которые нашли широкое применение, как технологический транспорт на предприятиях машиностроительной отрасли. [4]

Однако, уже в первые десятилетия XX века повысилась конкурентоспособность автомобиля с ДВС по отношению к электромобилю. Это объясняется дальнейшим совершенствованием конструкции поршневых двигателей и обеспечение увеличенной скорости движения и запаса хода по топливу. Это позволило автомобилю выйти за пределы города и поубавить энтузиазм у разработчиков электромобилей. Организация серийного производства автомобилей с ДВС и небольшая стоимость топлива при высоких технико-эксплуатационных показателях сделали его безусловным фаворитом. Электромобили же использовались на перевозках, где требовались небольшие пробеги и невысокие скорости движения.

Далее в начале 30-х годов XX века выпуск авто с электромотором пошёл на спад. В 1939 г. количество электромобилей в Германии составляло более 9000, но к 1944 г. достигло 20000. Этот факт объясняется тем, что страна решила уменьшить зависимость от нефтяного топлива из-за рубежа.

После Второй мировой войны производство электромобилей существенно сократилось и вплоть до середины 1960 годов за редким исключением не наблюдалось значительных пополнений парка электромобилей в мире. При этом электромобили эффективно использовались для доставки на дом товаров из торговой сети, перевозки посылок и почты в условиях города.

Начиная с 1960 годов во многих промышленных странах (США, Япония, ФРГ и Англия) начинает повышаться интерес к выпуску электромобилей. Своеобразное возрождение электромобилей произошло в большей степени из-за того, что проблема повышенных выбросов выхлопных газов (экологические проблемы) и зависимости от иностранной нефти (энергетический кризис) стала весьма острой.

Возникший энергетический кризис (конец 60 и начало 70 гг.) свидетельствовал о том, что нефтяные ресурсы для автомобилей с ДВС на нашей планете сильно ограничены. Кроме того, большое скопление автомобилей в крупных городах вызывало резкое загрязнение воздуха отработавшими газами ДВС.

Учитывая экологичность электроавтомобилей и их независимость от жидкого топлива, учёные и инженера разных стран мира предприняли попытки решения вышеозначенных проблем с помощью машин на электродвигателе. Именно в указанный выше период энергетического и экологического кризисов было разработано наибольшое количество разных вариантов электромобилей, хотя дальнейшего применения находила лишь малая их часть. Нередко такие разработки носили лишь рекламный характер. Основная причина непопулярности в развитии электроавтомобилей заключалась в отсутствии новых источников тока, обладающих высокой энергоёмкостью при небольшой их стоимости.

Несмотря на недостатки аккумуляторных батарей (энергоёмкость, долгое время зарядки и т.д.), производство электромобилей продолжает увеличиваться.

В начале 1960-х годов английская компания Battronic Truck выпустила первый за долгое время электромобиль, способный развивать скорость 40 км/ч и запасом хода 99,7 км.

С 1973 по 1983 Battronic Truck тесно сотрудничала с автомобильной компанией из США General Electric и результатом их совместной деятельности стал выпуск 175 грузовых фургонов, которые применялись в деловых целях. Также в середине 1970-х гг. было сделано два десятка пассажирских автобусов. [5]

Вскоре обозначились два явных лидера в электрическом автомобилестроении. Первая - Sebring Vanguard, которая выпустила более 2000 небольших двухместных моделей CitiCars, весьма похожих на современные электромобили. Максимальная скорость CitiCars достигала 70,8 км/ч, средняя в районе 61 км/ч, а запас хода от 80 до 96 км.

Вторая компания - Elcar Corporation - производила одноименные Elcar с максимальной скоростью 72 км/ч и запасом хода 96 км.

В 1975 году Национальная почтовая компания США (United States Postal Service) - купила 350 небольших электрических «джипа» для доставки корреспонденции своим подписчикам. В условиях начинающегося нефтяного кризиса такое решение было очень логичным, учитывая, кроме всего прочего, и низкие накладные расходы электромобилей.

Дальнейшему возрождению автомобилей немало поспособствовали те законодательные акты, которые имели своей целью защиту окружающей среды. Принимали эти законы практически во всех странах мира. В США, например, это были поправки в Закон о чистом воздухе (1990) Закон об энергетической политике. Некоторые государства потребовали от автопроизводителей не только сократить выбросы в атмосферу, а вообще свести их к нулю.

Крупнейшие автогиганты такие как Ford, GM, Chrysler в сотрудничестве в Департаментом Энергетики США и другими производителями электрического оборудования для автомобилей принимают участие в программе «Новое поколение автомобилей» (New Generation of Vehicles). Параллельно

идет разработка совершенно новых моделей и превращение в электромобили стандартных бензиновых машин. [6]

В начале 199О-х Форд выпустил Ford Ecostar с двигателем переменного тока и серо-натриевой аккумуляторной батареей. Максимальная скорость электромобиля составляла 113 км/ч, а путь, который он мог пройти на одной зарядке батареи доходил до 161 км. Было произведено около 1ОО единиц этого авто. Кроме того, инженерами этой компании был разработан электропикап Ford Ranger с не менее серьёзными ходовыми характеристиками.

Корпорация GM разрабатывать электромобиль EV1 практически с нуля. Он представлял собою спортивное купе с жидкостным охлаждением электродвигателя и свинцовыми аккумуляторными батареями. Путь, на который можно было было рассчитывать севшему за руль составлял 129 км, максимальная скорость внушала уважение - 129 км/ч.

Другими перспективными электрическими автомобилями конца 2О века (199О-е) являлись Toyota RAV4 sport utility, седан Honda EV Plus и минивэн Chrysler EPIC Комплектовались они новыми на тот период никилево-водородными батареями.

Хотя автомобили тех лет в полной мере отвечали экологическим требованиям, но их стоимость, которая была вы диапазоне 3О ООО - 4О ООО долларов не способствовала продвижению на рынке для массового потребителя. Даже налоговые льготы и прочие инициативы не сделали электромобили более доступными по цене.

Современное положение дел в электромо-билестроении

XXI век для электромобилей начался плохо. В 1997 году General Motors представила EV-1. Электромобиль был доступен в Калифорнии и Аризоне для покупки в лизинг. Всего было продано 1117 электромобилей. В 2ОО3 году все электромобили уничтожили, лишь два осталось в качестве музейных экспонатов.

На одном заряде свинцово-кислотной батареи электромобиль EV-1 мог проехать до 12О километров, а никель-металлгидридной — до 24О километров. Скорость авто принудительно ограничивали 129 км/ч, разгон до 96 км/ч занимал 9 секунд. Зарядить автомобиль можно было за 12 часов от обычной розетки американского стандарта с помощью специального устройства. [7]

На нежелание американцев покупать электромобили повлияли цены на топливо: в 1999 году стоимость галлона бензина, это около 3,79 литра, составила 1,44 доллара. В 2ОО3 галлон стоил 1,75 доллара.

Тогда же, в 1999 году компании Nissan Motor Co. и Renault Group объединились в глобальный альянс. Так на рынке появился новый крупный игрок, и производство электромобилей стало общим приоритетным направлением для компаний-участников.

Первым электрическим детищем глобального альянса стал Mitsubishi i-MiEV, который начали выпускать и продавать в Японии в 2ОО9 году. На европейском рынке японский электромобиль появился

в декабре 2010 года. В Европе Mitsubishi i-MiEV был известен и под другими именами - Peugeot iOn, Citroen C-Zero, Mitsuoka Like и Subaru O2.

Nissan LEAF буквально наступал на пятки Mitsubishi i-MiEV - в Японии и США продажи стартовали в 2010 году, а спустя год электрокар пришел на рынки стран Евросоюза, Китая и Мексики.

Электрокар получился почти на метр длиннее и на полтонны тяжелее Mitsubishi, но при этом ниже. Все модификации Nissan LEAF вплоть до 2016 года оснащали электромотором на 80 кВт (почти 108 лошадиных сил).

Дальность пробега на одном заряде батарей росла почти каждый год. Nissan LEAF 2010-2012 годов могли проехать без подзарядки 160 километров, в 2012 году уже 175, а в 2013 году компания представила первый Nissan LEAF с запасом хода 200 километров. В 2015 году на рынке появились электромобили с новыми аккумуляторами повышенной емкости - запас хода Nissan LEAF увеличился до 250 километров.

Ещё один культовый электромобиль альянса Renault-Nissan-Mitsubishi - европейский Renault ZOE, которые появился на рынке в 2012 году.

В июле 2003 года Мартин Эбергард и Марк Тарпеннинг основали компанию Tesla Motors (сейчас - Tesla). Компания получила имя всемирного известного физика и электротехника Николы Тесла. Остальные члены руководства - Илон Маск, Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт присоединились к управляющей верхушке несколько позже. [8]

Электромобиль Tesla Roadster презентовали 19 июля 2006 года в городе Санта-Моника, да так успешно, что в течение месяца компания продала первые 100 электромобилей. Серийное производство запустили в 2008 году и выпускали Tesla Roadster вплоть до 2012 года.

22 июня 2012 года новенькие Model S появились на рынке США. 12 ноября того же года электромобиль стал обладателем награды "Автомобиль года" по версии журнала Motor Trend. И, конечно, нельзя не упомянуть проекты компании - Tesla Semi и Tesla Roadster V2.

Использованные батареи от электромобиля получат вторую жизнь в бытовых аккумуляторах, в этом проекте Nissan конкурирует с Tesla и Mercedes.

Несмотря на такую конкуренцию со стороны альянса Renault-Nissan-Mitsubishi и компании Tesla, другие автопроизводители не оставили попыток занять свое место под солнцем и добиться успехов в индустрии электромобилей. Кто же еще выпускал или выпускает электромобили в XXI веке?

Ford Focus Electric (2012-2017 гг.) и Ford Focus Electric (2017 г. - наше время); BMW i3 (2013 г. -наше время); Fiat 500e (2013 г. - наше время); Chevrolet Bolt (2017 г. - наше время); Detroit Electric SP:01 (2017 г. - наше время).

Почему же только в 21-м веке, происходит увеличение производства в электромашиностроение?

Все связано с уравниванием значимости разных потребительских качеств.

И если обычный автомобиль имеет значительные преимущества перед электромобилем в отношении климатического комфорта (особенно зимой) и безопасности, то в отношении запаса хода, энергетической эффективности, экологичности (с учетом новых норм токсичности для бензиновых и дизельных двигателей) наблюдается примерное равенство. Зато с точки зрения динамических свойств и возможности рекуперации энергии торможения электромобили имеют явное преимущество. [9]

Что же ждет в будущем? К примеру, Volkswagen заявляет, что к 2025 году каждая её четвёртая машина будет работать от электроэнергии. BMW обещает к этому времени наладить производство 12 полностью электрических моделей. [10]

Настоящий бум на электромобили случился после появления на рынке автомобилей Tesla. Во многом благодаря их передовым технологиям, в частности, нашумевшему автопилоту. Запуск автомобиля Tesla Model S в 2012 году показал, что электромобили по своим характеристикам за исключением высокой цены могут быть не хуже своих бензиновых собратьев, а запаса хода батарей может хватать на значительные расстояния. Вслед за ними выпускать электромобили стали и многие другие ведущие автопроизводители.

Нельзя также не сказать, что китайский рынок электромобилей сегодня является самым большим и одним из самых быстрорастущих (более половины всех электрокаров продается именно на китайском рынке).

Итак, крупнейшие на сегодня мировые автопроизводители, располагающие мощностями для производства электромобилей: BMW (Германия), BYD Auto Co. (Китай), Daimler AG (Германия), Ford Motor Company (США), General Motors (США), Nissan (Япония); PSA Group (Франция), Renault (Франция), Rimac Automobili (Хорватия), Tesla (США), Toyota (Япония), Volkswagen Group (Германия). Все остальные страны делают незначительный вклад в развитие рынка электромобилей.

Заключение В завершение отметим, что на сегодняшний день электромобили стремительно набирают популярность. Так, например, в Китае за первое полугодие 2019 г. было продано 628 тыс. таких транспортных средств, в США — 149 тыс., в Германии — 48 тыс., в Норвегии — 44 тыс. В России, по состоянию на 1 января 2019 г., зарегистрировано 3,6 тыс. экологически чистых машин. [11]

По данным аналитической компании Canalys, мировые продажи электромобилей в 2020 году увеличились на 39% в сравнении с 2019-м и достигли 3,1 млн единиц. При этом на общем рынке легковых автомобилей в 2020 году отмечалось снижение продаж на 14%. Однако, аналитики считают, что высокий спрос на электромобили будет сохраняться и в 2021 году, несмотря на экономически неблагоприятные условия.

На электромобили приходилось почти 5% всех продаж новых автомобилей в 2020 году, а по прогнозам, в 2021 году их продажи составят 5 млн единиц. В 2020 году на китайском и европейском рынках было продано около 1,3 млн. авто с электродвигателем, что в четыре раза превышает объём продаж такого транспорта в США. [12]

Аналитики считают, что правительства будут устанавливать и поддерживать политику, стимулирующую производство и продажи электромобилей. Увеличение производительности и расширение инфраструктуры зарядных станций привлечёт еще большее число покупателей. Следовательно, можно предположить и много производителей.

Почему же электромобили всё же немногочисленны, ведь у них столько преимуществ. Возможно, в большей степени из-за того, что мир промышленного производства и автомобилестроения крайне сильно зависит от углеводородных ресурсов (нефть и газ).

Возьмём статистику по народонаселению земли за некоторый период: 1965 г. - 3 322 495 121, а в 2021 г. - более 7,597,124,101 человек. Как видно из данных, население планеты за это время увеличилось вдвое. Не стоит удивляться, что углеводородный след, который оставляет человечество, значительно вырос. За этот период (с 1965 по 2021 годы) потребление нефти увеличилось в 3 раза, чем в его начале. [13]

В процентном соотношении это выглядит следующим образом: [14]

■ В основном потребление энергии происходит в виде нефти -33%.

■ На втором месте оказался уголь - 30%. Применяется в таких странах вроде Китая и Индии.

■ Затем идет природный газ в размере 24%.

■ Доля ядерной и гидроэнергетики составляет всего 5-6%.

■ И лишь 1,6% принадлежит возобновляемым источникам энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, как видно выше зависимость от углеводородного топлива на 87%. Исходя из этих данных, может сложится мнение, что нефть можно заменить любым другим энергетическим продуктом. Но это не так, ведь нефть - это уникальный продукт. Фактически, все, без чего мы не можем представить свою жизнь - продукты питания, материалы, одежда, компьютеры, мобильные телефоны — все это зависит в той или иной степени от нефти".

При массовом внедрении электромобилей произойдет резкое перераспределение сфер влияния в производстве: снизится зависимость от нефтегазовых компаний, уровень производства автотранспорта упадет, вся сфера обслуживания "коптилок" получит сильный удар из-за снижения объема услуг. Возникнет большая напряженность в обществе из-за увеличения уровня безработицы и перераспределения кадров. Подобный вариант развития событий не удовлетворяет ни правительство, ни нефтегазовые компании. Поэтому, пока будет возможность получать нефть и газ по приемлемой

цене, развитие электромобилестроения будет всячески тормозиться.

Несмотря на пессимистичность заявлений в будущее электротранспорта надо смотреть с уверенностью: цены на нефть и газ растут, и переход на массовое использование альтернативных видов транспорта не за горами. Кроме того, присутствует информация о том, что Китай планирует оставить на дорогах исключительно электромобили в 2022 г., сделав для населения переход от старых авто к новым безо всякой оплаты. Время как говорится покажет!

Список литературы

1. История электромобилестроения - от истоков к горизонтам // URL: https://sdisle.com/ev/evhistory.html (дата обращения: 18.11.2021).

2. Кто изобрёл и построил первый электромобиль в мире: история развития и создания, европейские электромобили начала XX века. // URL: https ://auto.rambler. ru/navigator/42647357-kto-izobrel-i-postroil-pervyy-elektromobil-v-mire-istoriya-razvitiya-i-sozdaniya-evropeyskie-elektromobili-nachala-xx-veka/ (дата обращения: 18.11.2021).

3. Этапы развития электромобилей и их конструкции // URL: http://www.electrolibrary.info/history/electromobi.ht m (дата обращения: 19.11.2021).

4. Электромобиль: техника и экономика / В. А. Щетинина, Ю.А. Морговский, Б.И. Центер, В.А. Богомазов: Под общ. ред. В.А. Щетины - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987 г. - 253 с.

5. История электромобилестроения. Часть вторая // URL: https://pikabu.ru/story/istoriya_yelektromobilestroeniy

a_chast_vtoraya_7175438 (дата обращения: 19.11.2021).

6. История электромобилей. Возрождение в 1990-х // URL: http://electric-avto.ru/history3.php (дата обращения: 22.11.2021).

7. Электромобили современности - кто круче всех в XXI веке? // URL: https://steering.com.ua/blog/elektromobili-sovremennosti-kto-kruche-vseh-v-xxi-veke-127 (дата обращения: 22.11.2021).

8. Почему полный переход на электромобили случится не сразу / BBCNews // URL: https://www.bbc.com/russian/features-41323885 (дата обращения: 23.11.2021).

9. Седов Р.В. Электромобиль как средство экономии личных и общественных ресурсов // Достижения науки и образования. 2018. №6 (28). С.57-61.

10. Электромобиль — будущее автомобилестроения? / Журнал Автомобильных инженеров // URL: http://www.aae-press.ru/j0061/art006.htm (дата обращения: 24.11.2021).

11. ПЕРВЫЕ электромобили в мире. О чем мы не знали? // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/60461a88665e4413f31 d74b9/pervye-elektromobili-v-mire-o-chem-my-ne-znali-604f30a2126a3d455a013cf2 (дата обращения: 25.11.2021).

12. Global electric vehicle market 2020 and forecasts // URL: https://www.canalys.com/news-room/canalys-global-electric-vehicle-sales-2020 (дата обращения: 25.11.2021).

13. Численность населения Земли // URL: https://population-hub.com/ (дата обращения: 27.11.2021).

14. Это что, конец глобализации? // URL: https://fish12a.livejournal.com/686128.html (дата обращения: 27.11.2021).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТ МАСТЕРСКОЙ

Тойгамбаев С.К.

профессор кафедры технической эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства, ФГБОУВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязев.

Буканов Е.С.

директор крестьянского хозяйства «Буканов» Костанайской области.

DETERMINING THE SCOPE OF WORK OF THE WORKSHOP

Toigambayev S.

Professor of the Department of Technical Operation of Technological Machines and Equipment of Environmental Management, K. A. Timiryazev Russian State Agrarian University - MSHA.

Bukanov E.

Director of the peasant farm "Bukanov" of Kostanay region.

Аннотация

Определение и расчет трудозатрат на проведение технических обслуживании и ремонта машин, капитальных ремонтов, является актуальной задачей для предприятия. С которыми связаны как трудозатраты предприятия, так же и планирование материально-технического снабжения для проведения таких работ. В статье приведены расчеты на примере одного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.