Научная статья на тему 'Постмодернизм: эстетический, культурологический и философский аспекты изучения'

Постмодернизм: эстетический, культурологический и философский аспекты изучения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
318
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм: эстетический, культурологический и философский аспекты изучения»

Сороковикова В.И.

К.филос. наук, доцент, кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Академия хорового искусства

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Во второй половине XX века происходит переход к новому этапу развития культуры, содержание и формы которого все еще недостаточно определены. Изменения, произошедшие в сфере культуры, были отражены в теории постмодернизма. Научная литература по постмодернизму огромна, в том числе и в России. Само понятие «постмодернизм» является полисемантичным.

Постмодернизм вначале был искусствоведческим и эстетическим термином, представляя собой общее название для второй волны авангардного искусства 70-80-х годов ХХ века, в отличие от модернизма как общего названия для первой волны авангарда начала века. Постмодернизмом искусствоведы и философы, занимавшиеся эстетикой, стали называть, например, такие течения, как поп-арт и соц-арт, концептуализм и фотореализм, литературу «потока сознания» и «авторское кино».

Особый интерес вызвал постмодернизм как литературно-художественное направление, имеющее свои особенности, состоящие в поисках нового языка современного искусства. Этот новый язык основан на синтезе реалистического и натуралистического способа воспроизведения реальности с сюрреалистическими, абстрактными и символическими формами. Он реализуется в полистилистике, в активном взаимодействии различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться казалось бы вообще несоединимые вещи: достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высоко интеллектуальные и низменные коммерческие жанры. Оптимальной литературной формой постмодернизма считается коллаж, пародия, исторические повести, в которых изображение прошлого сочетается с вкраплением современных общеизвестных фактов и авторским анализом своей духовной жизни.

В современной эстетике постмодернизм трактуется уже как «новый этап художественно-эстетической культуры» [1,452]. С точки зрения В.В.Бычкова, одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, постмодернистские принципы сводятся к отказу от новоевропейской серьёзности и в реализации игровой ситуации. Правила постмодернистской игры включают следующие понятия и термины: симулякр, деконструкция, интертекстуальность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, маргинальность, эстетизация безобразного. Постмодернистское искусство и эстетика рассматриваются как свидетельство того, что «ХХ в. на практике, в своих главных серьёзных художественных экспериментах и гуманитарных дискурсах занимался не чем иным, как мучительными поисками принципиально нового, адекватного своему времени эстетического опыта» [1,468]. Таким образом, постмодернизм становится понятием, с помощью которого описывается не только элитарное искусство, но и массовая культура. Более того, эстетика постмодернизма предполагает отказ от разделения «низкого» и «высокого», а, следовательно, отказ от самого разделения на элитарную и массовую культуру.

В последствии выяснилось, что постмодернизм как понятие обладает ещё более широкими эвристическими возможностями, и оно было расширено, превратившись из характеристики только искусства и художественной культуры в характеристику всей духовной культуры на её последнем временном этапе.

Термин постмодернизм стал уже не эстетическим, а культурологическим: постмодернизмом стали называть особое состояние духовной культуры, соответствующее современному этапу социально-экономического развития - постиндустриальному обществу [3, 151]. В своей критике культурологи обращались к анализу

постмодернистских претензий к разуму, новых правил интеллектуальной деятельности и специфики постмодернистского дискурса. В дальнейшем от утверждения о кризисности переживаемого этапа исследователи перешли к анализу процессов, происходящих в развитии культуры. Если постмодернизм-это культура постиндустриального общества, то ей присущи определённые характеристики, связанные в первую очередь с развитием СМИ и компьютерных технологий.

Необычайно быстрые темпы изменения современной культуры не были в достаточной мере отслежены в рамках самого культурологического знания, не были в полной мере осознаны и выявлены именно культурологами, поскольку западная культурная антропология занималась преимущественно сравнительным изучением истории цивилизаций и поисками культурных универсалий, а в отечественной культурологии реализовывался в первую очередь гуманитарный подход, далёкий от осмысления новейших социальных трансформаций. Анализ нового состояния культуры осуществили философы и социологи, взявшие на себя роль исследователей культуры, что само по себе свидетельствует о конвергенции философского и культурологического знания, так же, как о синтезе социально-гуманитарного знания в целом.

Ныне понятие постмодернизма стало уже не просто искусствоведческим или культурологическим, оно претендует на статус философского, т.е., понятия наибольшей степени обобщения. Для обозначения философского значения термина прибегают к различию терминов «постмодернизм» и «Постмодерн» (последний понимается как особая эпоха в цивилизации, сравнимая с эпохой Модерна).

Определение понятий «Постмодерн» и «постмодернизм», как утверждают большинство теоретиков и исследователей, может быть осуществлено в соотнесении с тем, что понимается под модернизмом и Модерном. В социально-историческом контексте предлагается рассматривать «Постмодерн» в качестве коррелята «Модерна» — эпохи, простирающейся приблизительно от начала Нового времени до середины ХХ столетия; в эстетическом контексте «постмодернизм» противопоставляется «модернизму» как этапу в развитии истории искусства. Так, например, М. Эпштейн предлагает различить понятия постмодерность и постмодернизм . С его точки зрения, Постмодерн (или постмодерность) - это эпоха в истории западного человечества, следующая за Новым временем (Модерном), а постмодернизм - первый период эпохи Постмодерна, наступающий после модернизма - последнего периода культуры Модерна [5,57]. Оригинальность концепции М.Эпштейна заключается в том, что, по его мнению, постмодернизм в России возник раньше, чем на Западе, в начале Нового времени, а во второй половине XX века ярко обнаружилось сходство западного и русского постмодернизма. Следует заметить, что и у М. Эпштейна, и у других исследователей постмодернизм сводится к анализу прежде всего духовной культуры, что вполне закономерно. Дело в том, что именно культура в конце XX века выступает основной сферой, где происходит изменение общества. Многие исследователи считают, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру.

Весь этап развития, соответствующий историческому периоду Нового времени, получил название эпохи Модерна, поскольку он представлял собой реализацию некоторых исходных принципов цивилизационного развития, получивших название «проект Модерна». Эпоха Постмодерна реализует новый проект, основные черты которого отчасти могут быть выявлены в противопоставлении Модерну. Очевидно, что многие характеристики Постмодерна как целой эпохи в развитии общества и культуры ещё не осмыслены социально-гуманитарным знанием, находящимся в начале познания реализующегося «проекта Постмодерна».

Радикальнейшие изменения современного общества связаны с революцией в области коммуникации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперёд в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и

социальной жизни. Роль информации достигла таких масштабов, которые невозможно было представить предшествующим поколениям.

М. Эпштейн называет постмодернистское сознание травматическим, объясняя его возникновение диспропорцией между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной возрастом, и развитием всего человечества. Сумма накопленной и новой информации оказывается все менее доступной человеку. Результатом такой диспропорции становится, как считает М. Эпштейн [5,34], невозможность для индивида проникнуть в суть вещей, и происходит не просто отчуждение человека от враждебной ему действительности, как утверждал экзистенциализм, а полный отказ от нее. Вместо истинной картины мира человек удовлетворяется множеством условных, знаковопроизвольных картин, заменяющих ему объективную реальность.

Доминирующей становится визуальная (экранная) культура, культура экрана телевизора и монитора Возможности слова в книжной культуре несравнимы с возможностями глаза в культуре экранной, визуальной и виртуальной. Культура глаза возвращает нас к миру образов, доминированию не левого, а правого полушария, не рационально-понятийного, а чувственно-образного осмысления мира.

Новая информационная культура становится симулятивной. Замена реального «знаками реального» становится свидетельством эволюции современной культуры, отказывающейся от парадигмы «отражения реальности» и принимающей её симуляцию. Если во времена Модерна появившиеся СМИ рассматривались как источник информации о подлинной реальности, то в эпоху Постмодерна масс-медиа осуществляют характерную для современной культуры в целом симуляцию коммуникации, информации и смысла.

Многие исследователи рассматривают постмодернизм как этап в развитии всех сфер духовной культуры, призванной создать новое умственное зрение, новый тип чувствования, способный переосмыслить всю прошлую духовную традицию. Новый тип культуры приводит к новому образу жизни и мироощущению, что отражается и в особенностях мировосприятия и мировоззрения. Отмечается, что происходит повышение порога болевой чувствительности. Свободный от реальности безудержный рост информации, неизбежно порождает пониженную чувствительность людей ко всему происходящему. Безразличие и равнодушие, безучастность, всегда осуждаемая в прошлом моралью, объявляются естественным и нормальным состоянием современного человека. Одновременно воодушевление, самоотверженность, героизм, порожденные верой в существование высших ценностей, представляются лишенными смысла. Постмодернизм зовет жить без проектов и перспектив, не заглядывая в будущее.

Культура постмодернизма нашла своё отражение в особом мировоззрении, представленном в широком круге культурологических, литературных и

искусствоведческих теорий, авторы которых попытались выразить основные тенденции в социального развития. Происходящие изменения в политике, науке, технике, искусстве, литературе не могли остаться и вне поля зрения философии: во Франции возникло новое направление, получившее название постструктурализма, в рамках которого были разработаны основные категории, впоследствии ставшие теоретической базой

постмодернистской философии. Философы-постструктуралисты попытались понять то новое, что происходит в культуре в целом в связи со становлением информационного общества, а поскольку новая культурная ситуация вначале выражает себя именно в искусстве (оно становится испытательным полигоном), то закономерно обращение философии к анализу искусства, которое оказывается моделью для понимания культурных изменений. Поскольку философия структуралистского и пост-

структуралистского направлений обратилась именно к анализу современной, т.е. постмодернистской культуры, то за ней впоследствии закрепилось новое название -философия постмодернизма. Непосредственно под философией постмодернизма

предлагается понимать совокупность различных теорий, получивших распространение в конце ХХ века, в которых теоретически осмысляется постмодернистское мировоззрение.

Эти теории ставят перед собой задачи критики принципов классического рационализма, интерпретации процессов, происходящих в современном обществе, разработки основ нового мировоззрения, которое могло бы способствовать преодолению кризисных явлений в культуре, возникших в результате внедрения модернистских проектов. Постмодернизм как явление культуры, по общему мнению, заявил о себе вначале в сфере искусства, и лишь потом обнаружили его преломление в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому воззрения на искусство У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, И. Хассана, Ж. Деррида и некоторых других современных философов позволяют понять не только сферу художественного, но в целом своеобразие постмодернистской ситуации и ее преломление в различных областях человеческой деятельности.

Мироощущение постмодернизма нашло свое воплощение в искусстве, в рамках которого оно впервые возникло, а затем им же пропагандировалось, выражалось и генерировалось. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, характеризуют не столько его, сколько общую культурную парадигму современности. Именно в этом ключе следует рассматривать обобщающую классификацию основных черт постмодернистского искусства. Постмодернизм, с одной стороны, впитал в себя некоторые приемы массовой культуры, с другой — отверг ее с тем, чтобы снять дистанцию между массовой и элитарной культурами, характерную для модернистской эстетики и модернистских теорий искусства.

Как уже было отмечено, становление постмодернистской культуры и постмодернистского мировоззрения связано с внедрением электронных информационных технологий - наиболее значительным событием, коренным и глобальным образом затронувшим все сферы жизнедеятельности в последние десятилетия. Философия постмодернизма представляет собой не просто эклектические концепции, а является попыткой понимания и рефлексии происходящих в обществе и культуре изменений. Постмодернистская философия находит средства, с помошью которых обосновывается характеристика культуры сегодняшнего информационного общества. Ключевые категории постструктуралистской философии - это инструмент для анализа культуры постмодернизма как культуры информационного общества, причём каждый из философов предлагает особые средства для понимания новой культурной ситуации [2].

Основным объектом постмодернизма является Текст. Постмодернизм открыто признает, что текст не отражает реальности, а творит иную знаковую реальность, точнее множество условных реальностей. Власть обнаруживается не только в отношениях между людьми, но и в организации самого текста: в законодательности разума, в логоцентризме и представлении об универсальности новоевропейской метафизической и научной традиции. Во всём этом видится проявление «воли к власти», которая, предлагая универсальные объяснительные принципы и каноны, манипулирует сознанием человека. Объективность, логичность, верифицируемость научного познания рассматриваются как фикция и симулакр, порожденные опорой на авторитет, выступающий как власть. Однако постмодернистская философия не предлагает путей преодоления этой традиции и не противопоставляет ей ничего, кроме попыток «деконструктивной» переинтерпретации. Философский постмодернизм, как и экзистенциализм, пытается противопоставить метафизике и науке культуру, понимаемую как свободная стихия творчества и игры.Фундаментальным для осмысления постмодернизма становится принцип плюрализма, из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.

В работах Ж. Бодрийара анализируется целый спектр кризисных явлений, происходивших в культуре ХХ века и затрагивающих все сферы духовной и практической деятельности человека — экономику, политику, производство, религию, психологию, искусство. Многие особенности современной культуры Ж.Бодрийар выводит из

концепции симулякров, под которыми он понимает образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Симулякры, по мнению автора, возникают лишь на определенном этапе и превращают культуру в симулятивную. Средство спасения от тотальности власти и симуляции философам видится в иронии, которая становится для постструктуралистов единственным способом не попасть под воздействие тотальной симуляции современной культуры. Ирония понимается как индивидуальная практика, нацеленная на поиск собственного стиля существования. Именно в ироничном отношении к действительности видится возможность нейтрализации циничных попыток медиа-власти эпохи постмодерна реализовать модернистские по своей сути цели, используя при этом постмодернистские методы и технологии.

Понятие «ризома» введено Ж.Делёзом и Ф.Гваттарри. Оно заимствовано ими из ботаники, где означает определенное строение корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов. Разработанная в трудах французских философов, в дальнейшем эта категория получила широкое распространение и стала одной из важнейших в постструктурализме. В самом широком смысле "ризома" может служить образом культуры Постмодерна, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия.

Авторы различают два типа культур, сосуществующих в наши дни, — «древесную» культуру и культуру «корневища» (ризомы). Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, символом может служить дерево, являющее собой образ мира. Воплощением «древесного» художественного мира служит книга. Это тип умирающий тип культуры. Современная культура — это культура «корневища», и она устремлена в будущее. Ее воплощением является постмодернистское искусство. Книга-«корневище» будет не калькой, а картой мира, в ней исчезнет смысловой центр. Культура ризомы будет реализовывать принципиально иной тип связей: все ее точки будут связаны между собой, но связи эти бесструктурны, множественны, запутаны, они то и дело неожиданно прерываются. Следует отметить, что действительно именно так создаются гипертексты в компьютерных сетях, когда каждый из пользователей вписывает свою версию и отсылает ее для дальнейшего наращивания другими пользователями.

Сами категории постмодернистской философии оказываются инструментом для анализа современных информационных технологий, с помощью которых создаётся виртуальная реальность. Постмодернистская философия выявляет целый ряд проблем, связанных с вхождением виртуальной реальности в современную социальную действительность . Так окаывается, что глобальная сеть Интернет также функционирует фактически на основе постмодернистских принципов: гипертекстуальности, плюрализма, ризомы. Речь идет о возникновении принципиально новой формы организации текстового пространства в виртуальной среде глобальной сети, где на смену одномерному тексту приходит многомерный электронный гипертекст. Последний основывается на возможности мгновенного перехода от одного объема информации к другому во всех снабженных ссылками точках, причем, наделены подобными ссылками могут быть любые произвольно выбранные места текстов. При анализе глобальной сети в качестве ключевой категории также используется понятие "ризома", позволяющее раскрыть сущность устройства и функционирования всемирной паутины Шете^ применительно к которой рассматриваются все выделенные Делезом и Гваттари принципы организации ризомы-корневища. Речь идёт не только о приложимости философских конструктов для описания виртуальной технологии, но и о влиянии ризоморфной конструкции на социальные отношения, вырастающие вокруг глобальной сети.

В тоже время, Интернет оказывается не только средством фрагментации населения на локальные микрогруппы близких по интересам людей, но и механизмом расщепления общества на два обширных слоя - "виртуальный класс", использующий новые

технологии, и класс аутсайдеров, в число которых входят наиболее неквалифицированные слои населения,

Особую актуальность рассмотрение информационных технологий в постмодернистском контексте обретает применительно к реалиям современной России, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство, развивая и осваивая новейшие коммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации. В России формируется культура постмодернизма и соответствующее ей постмодернистское мировоззрение, в связи с чем особенно важной становится выработка четкого представления о характере взаимозависимости технологических и мировоззренческих составляющих реальности информационного общества.

Литература

1.Бычков В.В.Эстетика: Учебник.- М.:Гардарики, 2002.

2. Емелин В.А. Постмодернизм: в поисках определения //emeline.narod.ru/postmoderni sm.htm.

3.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. Едиториал, 2005.

4.Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Аграф.М., 2001.

5. Эпштейн М. Постмодернизм в России. М.: Изд-во Элинина, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.