Научная статья на тему 'Постмодернистские основания электоральных процессов в Европе'

Постмодернистские основания электоральных процессов в Европе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ВЫБОРЫ / ЕВРОПА / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERN / ELECTIONS / EUROPE / ELECTORALPROCESSES / PRESIDENTIAL ELECTIONS / PARLIAMENTARY ELECTIONS / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джевакова Адьян Мергеновна

В статье предпринимается попытка проанализировать прошедшие выборы через призму постмодерна, ибо вступление общества в постмодернистскую эпоху оказывает непосредственное влияние на проистекающие политические и электоральные процессы. Главная цель статьи анализ выборов как явления постмодерна с характерными для него постмодернистскими чертами. Статья фокусируется на тех постмодернистских практиках и концептах, которые были использованы во время выборов, и их последствиях. Автор пытается рассмотреть различные события, произошедшие во время предвыборных гонок, и дать им характеристику на основе постмодернистских идей и взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses elections in some European countries through the postmodern prism. The era of postmodern has influenced political and electoral processes. The authors investigate different events during the electoral races and characterize them on a postmodern basis. New political forces emerged in today’s Europe. They are ready toface challenges and urgent social issues. Europe has faced crises since 2015includingefforts to deal with the refugee crisis and the problems of integration. These issues have inevitably affected the results of elections held over the period of2016-2017 (parliamentary elections in Germany, the elections of presidents in the Czech Republic, France, and Finland). The above mentioned events will be remembered as significant events, as well by inconsistency of electoral processes in Europe.

Текст научной работы на тему «Постмодернистские основания электоральных процессов в Европе»

УДК 316.7 ББК 60.033

А.М. Джевакова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ

В статье предпринимается попытка проанализировать прошедшие выборы через призму постмодерна, ибо вступление общества в постмодернистскую эпоху оказывает непосредственное влияние на проистекающие политические и электоральные процессы.

Главная цель статьи - анализ выборов как явления постмодерна с характерными для него постмодернистскими чертами. Статья фокусируется на тех постмодернистских практиках и концептах, которые были использованы во время выборов, и их последствиях.

Автор пытается рассмотреть различные события, произошедшие во время предвыборных гонок, и дать им характеристику на основе постмодернистских идей и взглядов.

Ключевые слова: Постмодерн, выборы, Европа, электоральные процессы, президентские выборы, парламентские выборы, постмодернизм

A.M. Dzhevakova

Financial University under the Government of the Russian Federation

POSTMODERN BASIS OF ELECTORAL PROCESSES IN EUROPE

The article analyses elections in some European countries through the postmodern prism. The era of postmodern has influenced political and electoral processes. The authors investigate different events during the electoral races and characterize them on a postmodern basis.

New political forces emerged in today's Europe. They are ready toface challenges and urgent social issues. Europe has faced crises since 2015includingefforts to deal with the refugee crisis and the problems of integration. These issues have inevitably affected the results of elections held over the period of2016-2017 (parliamentary elections in Germany, the elections of presidents in the Czech Republic, France, and Finland). The above mentioned events will be remembered as significant events, as well by inconsistency of electoral processes in Europe.

Key words: postmodern, elections, Europe, electoral processes, presidential elections, parliamentary elections, postmodernism

Введение.

В 2016-2017 гг. в Европе прошла череда президентских и парламентских выборов, результаты которых в некоторых случаях стали неожиданностью для общественности. Победа молодых технократов: Себастьяна Курца в Австрии, Эмануэля Макрона во Франции, Джастина Трюдо в Канаде - показала усталость европейского общества от традиционных представителей истеблишмента, усталость от одних и тех же лиц политической системы. Кроме того, победа правых и консервативных сил стала апофеозом возникшего недовольства электората вокруг миграционного, интеграционного и пр. кризисов.

Большое количество литературы посвящено прошедшим выборам: их анализу, оценке, разбору причин победы и поражения и т.д. Однако работы, в которых бы выборы рассматривались через призму постмодерна, отсутствуют или имеются в малом количестве. Хотя постмодерн оказывает существенное влияние на проистекающие в обществе процессы, в том числе и электоральные.

Кандидаты, участвующие в предвыборной гонке, активно используют различные постмодернистские концепты в своих избирательных кампаниях, стараясь повлиять на исход голосования. При этом в исследовательской литературе мало внимания уде -ляется постмодернистскому фактору при анализе прошедших выборов. Данная работа - попытка исправить сложившуюся ситуацию, проанализировать электоральные процессы в Европе через призму постмодерна, определить концепты, наиболее часто употребленные в ходе избирательной кампании.

Понятие и сущностные черты постмодерна.

Понятие «постмодерн» принято рассматривать в нескольких ипостасях:

а) как «состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклас-сическую философскую парадигму, допостмодернистское и непосредственно постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи» [1, с.349];

б) как историческую ситуацию, характерную для определенного этапа цивилизации, вошедшей в эпоху постиндустриализма, постинформационного общества и т.д.;

в) как эпоху, следующую за модерном: «Постмодерн - это всего-навсего ПостМодерн, глобальная историческая ситуация после Модерна» [2, с.58].

Ключевой особенностью, характерной для постмодернизма, является ощущение кризиса детерминизма, кризиса поступательного, линейного движения, на смену которому пришла цикличность и ризома; ощущение кризиса всех старых общественных институтов. Ощущение кризиса объективизма и универсальности, под которыми подразумеваются «маски догматизма» [3, с.98], ощущение кризиса казуальности: теперь причина не всегда порождает следствие, и, наоборот, следствие не возникает из-за причины.

Словом, тотальный кризис прежних форм мироощущения и мировосприятия, который породил насущную необходимость пересмотра старых догм, идей, концепций и методов познания. По мнению большинства исследователей постмодерна, постмодерн - современный этап в развитии человечества, при котором нелинейное движение и качественное увеличение неопределенности многих социальных событий являются ключевыми, базисными компонентами по причине увеличения многовариативности и альтернативности развития социальной реальности, а также наступления эры симулякров. Для нелинейной социокультурной динамики ризомное развитие, по существу, является неизбежным, что приводит к концу знакомого мира и созданию мира нового с новым представлением о порядке и хаосе.

Ситуацию постмодерна можно охарактеризовать как «отказ от великих повествований» - метанарраций. Лиотар одним из первых заметил, что основной формой употребления знаний является «нарратив» - повествование, характеризующее определённый тип дискурса в различные исторические периоды, структура, организующая наше эмпирическое восприятие.

Главной целью всех этих нарративов является легитимация различных парадигм западной цивилизации, обоснование ее существования как таковой. Они были созданы для того, чтобы легитимировать создание политических и социальных институтов, норм, правил, определенных способов мышления, законодательства. Они формируют базис, на котором зиждется не только буржуазия, но и сама западная цивилизация в целом. Их главное отличие от предыдущих форм легитимации состоит в том, что они ищут эту легитимность в будущем, а не в прошлом.

Символический обмен.

По мнению Бодрийяра, мы живем в эпоху «конца социального», когда на смену обществу и классам пришла безликая серая, молчаливая «масса». Масса есть начало конца, потому что она - ничто - имплозия социального, внутренняя черная дыра,

поглощающая всю аккумулируемую социальную энергию, выступающую драйвером развития общества: «Они могут быть «намагничены» - социальное окружает их, выступая в качестве статического электричества, но большую часть времени они образуют «массу» в прямом значении слова, иначе говоря, все электричество социального и политического они поглощают и нейтрализуют безвозвратно» [4, с.36].

В массе нет различия: это единая общность, в которой стерта полярность между одним и другим. Именно ввиду отсутствия противоположностей, ввиду их поглощения и объединения в единое бесформенное целостное и создается, по Бодрийяру, «та пустота и разрушительная мощь, которую масса испытывает на всех системах, живущих расхождением и различием полюсов» [4, с.12]. В массе единственным элементам различия выступают всевозможные символы-знаки, которыми она питается. Именно поэтому в ней формируется совершенно иная, противоположная рациональной коммуникация -массовая символическая коммуникация. Следовательно, исчезает информация. Какой бы ни была коммуникация, какой бы месседж она ни несла, каким бы ни было ее содержание, массам нет никакого толка: «массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища» [4, с.67]. Согласно Бодрийяру, массы интересуются лишь знаковостью, ибо они это те, кто «ослеплен игрой символов и порабощен стереотипами, это те, кто воспримет все что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным» [4, с. 89].

В результате политика и экономика трансформируются в шоу-политику и в шоу-экономику, где происходит не решение реальных и насущных проблем, а разворачивается зрелище-шоу, транслирующее символы-знаки и производящее символический обмен между собой и наблюдающей за этим массой.

Примером символизации действительности стали также прошедшие досрочные парламентские выборы в Австрии и Германии, где политическая коммуникация представляла собой не что иное, как символический обмен между кандидатами и их электоратом.

Весь образ молодого политика-победителя С.Курца был построен на символах, транслирующих смысл определенным частям его избирателей. Так, одним из ключевых элементов стиля С.Курца стало минимальное ношение галстука, а также расстегнутый воротник [5].

На сайте ЗеЬаБЙапКига можно увидеть большое количество фотографий С. Курца в официальном костюме без галстука и с расстегнутым воротником, а то и вовсе в джинсах и футболке. Тем самым происходит позиционирование С. Курца как молодого политика-миллениала, так что каждый молодой человек может очень быстро связать образ С. Курца со своим собственным. Поскольку расстегнутый воротник и отсутствие галстука в сочетании со строгим костюмом ассоциируется в умах людей с легкой небрежностью и некой неформальностью. Отсутствие галстука выступает в качестве символа того, что он пытается делать нечто иное, чем традиционные политики старшего возраста. Расстегнутый воротник - символ молодости и энергии С. Курца, символ его открытости, нарушающий традицонный образ политика в костюме и с гластуком.

Именно таким образом советники С.Курца пытались его минус - молодость, неопытность - переделать в плюс - молодость, энергия, нетипичность, транслируя образ С.Курца через символ отсутствия галстука и расстегнутого воротника. Символ, который сразу бы позволил молодым избирателям почувствовать некую схожесть и родственность с кандидатурой С. Курца. Кроме того, такой стиль непривычен для традиционной австрийской политики, в которой галстуки были необходимой частью политического дресс-кода.

Таким образом, в результате «смерти всего социального», на смену которому пришла безликая, имплозивная масса, способная поглощать лишь символы, произошла символизация действительности, следствием которой стала трансформация коммуникации и формирование нового языка - языка образов-символов. Что явно прослеживается в прошедших выборах в европейских странах, где вся предвыборная гонка зиждилась на конструировании символического образа кандидатов, как наиболее подходящего под современный формат трансформировавшейся коммуникации.

Симулякры и гиперреальность.

Гиперреальность - символическое отражение мира, где отсутствует репрезентативность. Она есть форма реальности, находящаяся за пределами того, что общество понимает как реальное. Это вымышленное настоящее, ставшее вездесущим. В нем производимые предметы моделируются не на основе реального, а из искусственного ядра характеристик.

Современный человек живет в мире фальшивых переживаний и чувств. Реальное -это не только то, что может быть воспроизведено, но и то, что уже всегда воспроизводится. Реальное становится симуляцией, то есть копией самого себя. При этом симуляция и реальность имеют важную связь между собой.

Симуляция - другой тип лжи и вымысла, ибо она представляет отсутствие как присутствие, а вымышленное делает настоящим. Разрушая любую оппозицию реальности, она тем самым поглощает реальность.

Это мир, полностью оторвавшийся от реальности и сконструировавший свою собственную реальность, где вещи и явления больше не являются ретрансляторами истины и смысла. В такой реальности происходит утрата истинной реальности, и на смену ей приходят симулякры.

Симулякр - это копия копии, так далеко ушедшая от оригинала, что уже может существовать абсолютно без него и даже его заменить. Симулякр - это замена реального символами реального. В симулякре происходит полное вытеснение действительности ирреферентными образами и моделями, в совокупности формирующими гиперреальность.

Бодрийяр выделяет четыре стадии эволюции знака, от выражающего действительность до копии без оригинала:

1) отражение «базовой реальности»;

2) маскировка и искажение «базовой реальности»;

3) маскировка отсутствия «базовой реальности»;

4) разрыв связи с какой-либо реальностью, превращение в собственный «чистый симулякр».

В первом случае образ хорошо виден, он репрезентация сакрального характера. Во втором - он злокачественен и вреден. В третьем случае он лишь «создает вид проявления», в четвертом случае речь уже идет не о репрезентации чего-либо, а о симуляции.

Активное вмешательство СМИ во все проистекающие внутри общества процессы и является причиной становления симулякров четвертого порядка, восприятия общества как гиперреального.

Явление симулякризации действительности и формирования гиперреальности можно увидеть в президентских выборах во Франции 2017 года.

13 февраля 2017 года генеральный секретарь движения «En Marche!» Ришар Ферран заявил, что штаб Э.Макрона регулярно подвергается хакерским атакам, «исходящим с территории Российской Федерации».

6 мая 2017 года сервер предвыбороного штаба был взломан, в результате чего в открытом доступе оказались файлы с личных и рабочих почтовых ящиков функционеров партии.

Все эти события стали поводом для утверждения о якобы наличии «русского следа» и о вмешательстве России в президентские выборы во Франции. Темы вмешательства Москвы в выборы иностранных государств, а также русских хакеров и русского следа активно муссируются в западных СМИ еще со времени президентских выборов в США и уже успели стать симулякрами четвертого порядка, далеко уйдя от реальности, сконструировав свою собственную гиперреальность.

В данном случае предвыборная гонка во Франции не стала исключением, и «русский след» использовался не только штабом Э. Макрона, но и СМИ, вследствие чего сами выборы стали в какой-то мере симулякризироваться. И если в данном случае тема русских хакеров была симулякром четвертого порядка, то ее использование во время предвыборной кампании сделало предвыборную гонку симулякром второго порядка - маскировка и искажение базовой действительности.

Образ Э.Макрона также подвергся влиянию симулякров. Эмануэль Макрон по праву считается одним из самых молодых политиков, дослужившихся до столь высокого поста: Макрону было всего 36 лет, когда он стал министром финансов. В политику Макрон пришел в 2012 году, вступив в штаб Франсуа Олланда. В 2014 году был назначен министром финансов, а уже в 2016 году Макрон объявил о создании собственного политического движения «Вперед!» и об участии в грядущих президентских выборах. В 2017 году Эммануэль Макрон стал самым молодым президентом Франции, которому удалось привлечь на свою сторону избирателей практически всего политического спектра.

За столь короткую политическую карьеру Макрон создал себе имидж политика, выступающего за поддержку бизнеса, Евросоюза: «Macron on the other hand, is pro-businesses» [6]. Кроме того, его молодость, а также приятная внешность сделали его мечтой всех женщин: «Эммануэль Макрон: новая мечта французских женщин» [7]. Другой чертой конструируемого Макроном образа является его стремление принимать участие в урегулировании международных конфликтов: «За два с небольшим месяца, которые Макрон возглавляет Французскую республику, он успел встретиться не только с Путиным, Меркель и Трампом <.. .> во Франции даже появилось выражение «формула Макрона» [8], сущность которой заключается в утверждении необходимости соблюдения минских договоренностей. Образ нынешнего президента Франции настолько популярен, что многие эксперты даже говорят о «макрономании» французского общества.

Трансформация имиджа Макрона произошла после того, как стала известна его личная жизнь [9], [10], [11]. Было сконструировано свое, иное, гиперреальное измерение образа Макрона, превратившее его в симулякр четвертого порядка, скрывающий, что за ним ничего нет. Такое одновременное сосуществование совершенно противоположных друг другу образов стало возможно благодаря концепту множественности истин, который не признает существование единственной истины, существующей априори.

Дискурс. Дискурсивные практики.

Дискурс выступает в качестве сетевой знаковой системы, образующей символические области со своими собственными границами и пограничными зонами. Представители постмодернизма трактуют дискурс как незавершенную, открытую любым изменениям структуру, имеющую ризоморфный характер.

По Фуко, дискурс есть совокупность речевых и неречевых практик, объединенных одной проблематизацией. Такую совокупность Фуко назвал формацией дискурса.

Дискурсивная формация - совокупность отношений, установленных между различными инстанциями возникновения, разграничения и спецификации дискурса. Она показывает, как объект дискурса находит в нем свое место и закон, в соответствии с которым он возникает. Дискурсивная формация образуется на пересечении когнитивной и коммуникативной составляющих дискурса. Знание, которое содержит в себе дискурсивное сообщение, относится к когнитивной составляющей [12, с.69]. К комму -никативной - возможные позиции и роли языковых личностей [12, с.77].

Формация осуществляет объединение разрозненных, зачастую противоречащих друг другу понятий в единую группу определенного дискурса так, что можно сразу сказать об их принадлежности к тому или иному дискурсу. Иными словами, она является некой основой, на базе которой происходит разделение дискурсов друг от друга и которая обеспечивает их различие между собой.

Другой составляющей дискурса являются дискурсивные практики. Дискурсивные практики - «совокупность анонимных исторических правил» [13], установленных в определенную эпоху для конкретного социо-политического пространства.

Основываясь на идее языкового характера мышления, Фуко сводит деятельность людей к их «речевым», т.е. дискурсивным практикам. Речь является ключевым инструментом познания окружающего мира. В одной из своих работ Фуко утверждает, что данные практики конструируют дискурс и носят прерывный характер: «дискурсы должно рассматривать как прерывные практики» [14]. При этом они могут как пересекаться и соседствовать друг с другом, так и отрицать или исключать друг друга. Дискурсивные практики обладают некой структурирующей способностью и являются механизмом познания и культуры.

Заключение.

Для постмодернизма характерно ниспровержение и критика традиционных идей модерна и модернизма. Он заявляет, что предыдущие попытки познания и описания мира являются актом насилия над истиной и окружающей действительностью. Поскольку классическое миропознание базируется на постулировании одной единственной истины абсолютного характера, отрицающей множественность и вариативность. Исследования ученых прошлых столетий основаны на стремлении отыскать первопричину всего, найти первоисточник, что есть проявление трансцендентности логоцентризма.

В постмодернизме ключевой особенностью является ощущение кризиса такого способа философствования и логоцентризма как такового, ощущение связанного с ним и вытекающего из него кризиса детерминизма, кризиса поступательного движения. Как говорил Лиотар, постмодерн есть кризис «великих рассказов», то есть главных идей человечества таких, как: диалектика духа Гегеля, эмансипация личности, идея свободы, прогресс.

Отныне любое высказывание конструирует свой дискурс, который ни не подавляется, ни не нивелируется господствующей абсолютной идеей, а сосуществует, наряду с другими дискурсами, также вступающими во взаимодействие друг с другом.

Совокупность существующих дискурсов образует эпистему - набор господствующих дискурсов, определяющих некий этап в развитии человечества. Когда происходит разрыв в данной эпистеме, то есть когда возникают новые, совершенно иные типы дискурса, не вписывающиеся в данную эпистему, начинается развитие новой эпистемы, заменяющей собой старую. При этом отношения, возникающие между ними двумя, можно охарактеризовать как критические.

Именно по причине такого эпистемологического разрыва с модернистскими идеями и концепциями возник постмодернизм [15], в котором новые понятия и методы противопоставляются модернистским: определенность-неопределенность, трансцендентность-имманентность, текст-интертекст и т.д.

Постмодерн оказал влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Концепты, разрабатываемые постмодернизмом, получили развитие и стали использоваться во всех социальных направлениях. Он изменил не только саму реальность, пересмотрев классические принципы и концепты, но и сам характер отражения тех или иных событий в обществе. Именно поэтому происходит трансформация самих событий, а их отображение происходит при помощи различных постмодернистских практик.

Список литературы

1. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Под. ред. Грицанова А. А. -Минск.: Современный литератор, 2007. - 816 с.

2. Семашко И.В. «Модерн»/«Постмодерн»: история контроверзы в работах Юргена Хабермаса и Жана-Франсуа Лиотара // Вестник ВолГУ Серия «Исследования молодых ученых» , 2010. №8 (1). - С. 56-62.

3. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия / И.П. Ильин. - М.: Intrada, 1998. - 250 с.

4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 325 с.

5. Friedman V. How to Dress to Win an Election: The Sebastian Kurz Primer // The New York Times, 2017. 19 окт. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/10/19/style/ sebastian-kurz-austria-branding-style.html (Дата обращения: 19.10.2018)

6. Gorman A. Meet Emmanuel Macron, the 39-year-old former investment banker tipped to beat Marine Le Pen in the French election // uk.businessinsider.com, 2017. 23 апр. Режим доступа: http://uk.businessinsider.com/who-is-emmanuel-macron-2017-3/#-1 (Дата обращения: 14.10.2018)

7. Трухина О. Эммануэль Макрон: новая мечта французских женщин // marieclaire.ru, 2017. 18 март. Режим доступа: http://www.marieclaire.ru/pstars/emmanuel-makron-novaya-mechta-frantsuzskih-jenschin/ (Дата обращения: 14.10.2018)

8. Логинов В. «Макрон примерил образ монарха» // gazeta.ru, 2017. 13 июль. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2017/07/30_a_10811582.shtml (Дата обращения: 14.10.2018)

9. Стаховская О. Франция обсуждает разницу в возрасте между новым президентом и его женой. Сам Макрон называет это женоненавистничеством // meduza.ru, 2017. 19 май. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/05/12/frantsiya-obsuzhdaet-raznitsu-v-vozraste-mezhdu-novym-prezidentom-i-ego-zhenoy-sam-makron-nazyvaet-eto-zhenonenavistnichestvom (Дата обращения: 16.10.2018)

10. El Himani R. Qui est Mathieu Gallet, cité par Emmanuel Macron à propos de sa supposée « double vie » ? // gala.fr, 2017. 7 февр. Режим доступа: http://www.gala. fr/l_actu/news_de_stars/qui_est_mathieu_gallet_cite_par_emmanuel_macron_a_propos_de_ sa_supposee_double_vie_385937 (Дата обращения: 16.10.2018)

11. Ex-French Economy Minister Macron Could Be 'US Agent' Lobbying Banks' Interests // sputniknews.com, 2017. 4 Февр. Режим обращения: https://sputniknews.com/ analysis/201702041050340451-macron-us-agent-dhuicq/ (Дата обращения: 16.10.2018)

12. Ревзина О.Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. 2005. №8. - С. 66-78.

13. Фуко М. Археология знания. - Киев: «Ника-Центр», 1996. - С. 135.

14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - Москва: Касталь, 1996. - 448 с.

15. Гашков С.А. К определению понятия «эпистема» в работе «Слова и вещи» Мишеля Фуко / С. А. Гашков // Вестник Томского государственного университета. -2016. - №4. - С. 234-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.