Научная статья на тему 'ПОСТМОДЕРНИСТ ИЛИ НЕОРЕАЛИСТ, О ТВОРЧЕСТВЕ А. СЛАПОВСКОГО'

ПОСТМОДЕРНИСТ ИЛИ НЕОРЕАЛИСТ, О ТВОРЧЕСТВЕ А. СЛАПОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Слаповский / постмодернизм / неореализм / литературная критика. / Slapovsky / post-modernism / neo-realism / literary criticism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джулдызай Орынбасаровна Калдыбаева

В статье рассматриваются охарактеризовать творчество писателя, особое внимание уделяется спорам о принадлежности автора к постмодернистскому или неореалистическому течениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers their attempts to characterize the writer’s oeuvre, special emphasis is placed on the arguments about the author belonging to the postmodern or neorealist movements.

Текст научной работы на тему «ПОСТМОДЕРНИСТ ИЛИ НЕОРЕАЛИСТ, О ТВОРЧЕСТВЕ А. СЛАПОВСКОГО»

ПОСТМОДЕРНИСТ ИЛИ НЕОРЕАЛИСТ, О ТВОРЧЕСТВЕ А.

СЛАПОВСКОГО

Джулдызай Орынбасаровна Калдыбаева

преподаватель, Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области, Республики Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются охарактеризовать творчество писателя, особое внимание уделяется спорам о принадлежности автора к постмодернистскому или неореалистическому течениям.

Ключевые слова: Слаповский, постмодернизм, неореализм, литературная критика.

ABSTRACT

The article considers their attempts to characterize the writer's oeuvre, special emphasis is placed on the arguments about the author belonging to the postmodern or neorealist movements.

Keywords: Slapovsky, post-modernism, neo-realism, literary criticism.

В конце ХХ века на литературной арене господствовал постмодернизм. Настроения этого времени нашли своё отражение в творчестве писателей-постмодернистов. Именно им удалось уловить и передать на страницах своих книг страх перемен и утрату прежних идеалов. Можно ли назвать писателя А. Слаповского постмодернистом? В научных и критических работах, которые так или иначе касаются творчества Алексея Слаповского, есть как доказательства того, что писатель является типичным представителем этого направления. Однако общая черта, объединяющая труды всех исследователей и критиков, заключается в невозможности точно охарактеризовать прозу саратовского писателя. Каждый из них пытается дать максимально меткое определение его произведениям, «заключить» его романы в определённые рамки или же, наоборот, расширить границы уже существующих направлений, чтобы вписать в них тексты А. Слаповского. Творчеству писателя присущи все элементы постмодернизма. Первым сказал об этом М. Липовецкий. В монографии «Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики» он причислил Алексея Слаповского к прозаикам

March, 2022

926

«новой волны», в творчестве которых центральным персонажем выступает сам автор. В целом ряде произведений мы можем встретить героев-писателей или журналистов. Это могут быть и главные персонажи («Закодированный, или Восемь первых глав») и эпизодические («Первое второе пришествие», «Я - не я», «Война балбесов»). Зачастую автор изображает в своих произведениях не вымышленных людей, а героев, которые имеют реальных прототипов, а иногда и самого себя: «Шел мимо беллетрист Алексей Слаповский, шныряя умом и взглядом в поисках сюжетов и нелепостей». Такая писательская маска, элемент «нового биографизма», характерный для постмодерна, появляется и в романе «Я - не я», причём А. Слаповский изображён сразу в нескольких ипостасях: корреспондента областного радио, грузчика - бывшего учителя. Смена амплуа повторяет биографию реального автора, который действительно успел и радиожурналистом поработать, и учителем был, и вагоны разгружал. Однако внутритекстовый автор и предупреждает: «Тут какая-то путаница: названный герой на предыдущих страницах имел другую профессию, хотя известно, что получил ее позже», - тем самым намекая на «обмен телами» наподобие того, который постоянно происходил у Сергея Неделина. И хотя демонстративность творческого процесса - черта прозы ещё 1920-1930-х гг., в новых условиях она разительно переменилась: «Все те культурологические факторы (делегитимация идеологического, утопического дискурса; кризис иерархической системы миропонимания; осознание симулятивности "общественного бытия" в целом), которые дали толчок для рождения русского постмодернизма. В дальнейшем М. Липовецкий с Н. Лейдерманом говорят о том, что творчество писателей «новой волны» устаревает, а некоторые произведения Алексея Слаповского они относят к направлению сентиментального натурализма, проникнутому сочувствием к «маленькому человеку». Авторы утверждают, что сентиментальный натурализм - поле пересечения постмодернистов и неореалистов. Неосентименталисты часто пользуются сюжетами романтических мифов. В «Войне балбесов» разворачивается почти троянского масштаба война за прекрасную даму. Одновременно с неосентиментальной эстетикой в творчестве А. Слаповского учёные находят реалистические мотивы. Впервые содержание понятия «постреализм»М.Липовецкий и Н. Лейдерман исследовали и написали в статье «Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме». В основе направления «лежит универсально понимаемый

принцип относительности, диалогического постижения

March, 2022

непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему». Отметим, что литературоведы признают за автором ведущее начало, что характерным для постреализма является противостояние персонажа окружающему миру. Постреалистический текст уже не замыкается в себе. Проза конца XX в. воскрешает авторитеты классической литературы с её поисками истины и состраданием к простым людям. Новый реализм в новых условиях приобретает дополнительные черты, которые он позаимствовал у постмодернизма, - всё то же частое цитирование и затейливая «игра» с каноническими текстами, насмешка над реальностью. Неореализм характеризуется восприятием существующего мира как объективной данности. В произведениях этого направления описываются и исследуются столкновения маленького человека с современной ему действительностью. Литературоведы относят творчество А. Слаповского к той разновидности постреализма, которая связана «с переосмыслением фундаментальных религиозно-мифологических систем путем создания современных версий Священного писания». Они говорят о провале «надежд на универсальное спасение» и одновременно о том, что даже маленький человек способен «осветить (на мгновение) "связь всего сущего" и тем самым возвыситься до универсального масштаба». Особенность русского постреализма - в большинстве произведений этого направления герои не приходят к абсолютной истине, их путь на страницах книг заканчивается поражением, которое как раз и открывает смысл происходящего. Данный тезис применим и к произведениям А. Слаповского - в смерти и страданиях его герои находят утешение, обретают гармонию. Герои прозы Алексея Слаповского -простые люди, но в каждом из них есть что-то особенное. Пётр Салабонов («Первое второе пришествие») - новый Иисус Христос, который снова приходит к людям в 1990-е гг. Он ставит перед собой задачу - вернуть к вере простых людей, найти духовность в каждом из них. Однако отчего-то все они сопротивляются, не верят в него, и ни один его последователь не остаётся с Петрушей до конца. Сергей Неделин («Я - не я») вдруг обнаруживает у себя удивительную способность - меняться телами, но в «шкуре» каждого нового человека ( не всегда человека) ему приходится «выживать» в борьбе с миром, нигде ему нет покоя - и если ему не угрожают расправой люди, то время становится его палачом (будучи в обличии Главного). У Ивана Непрядвина («Закодированный, или Восемь первых глав») каждый раз борьба концентрируется в конкретном персонаже или

событии - алкоголизм, случайный попутчик, гипнотизёр,

March, 2022

который его закодировал, да так, что если герой сорвётся, то сразу умрёт. В «Войне балбесов» обнаруживается целый ряд персонажей, которые борются и сами с собой, и друг с другом, и со всем миром одновременно: Василий Венец против Павла Сусоева и Александра Бледнова, и все вместе против Андрея Ильича, а он - учитель словесности, живущий в мире собственных грёз, -против реальности. С ранними тезисами М. Липовецкого солидарен и критик К. Степанян. В заглавие одной из своих работ - «Назову себя Цвайшпацирен? (Любовь, ирония и проза постмодернизма)» - он даже вынес псевдофамилию героя повести А. Слаповского «Закодированный, или Восемь первых глав». В статье, опубликованной в 1993 г. в журнале «Знамя», критик отметил, что «для постмодерниста мир состоит из множества мозаичных осколков. Но реакция на это состояние мира может быть разной: либо радостная эйфория от возможности беспечно играть мозаичными кусочками, либо - трагическая попытка хоть как-то склеить расколотый мир, пусть даже собственной кровью». Трансформация направления и отличительные особенности именно русского постмодернизма - основная тема статьи К. Степаняна. Критик говорит о том, что постмодернизм в чистом виде не способен справиться с задачей познания реальности, однако, трансформируясь, он уже не ищет смыслов в реальности, а сам продуцирует их. Особенность повествовательной манеры А. Слаповского, которая заключается в умелой и тонкой, не всегда очевидной, компиляции классических сюжетов и приёмов, подчёркивает и Р. Арбитман в рецензии на роман «Первое второе пришествие» в 1994 г. Он говорит о том, что саратовский автор «вынужден складывать мозаичную картинку нашего бытия из готовых пластмассовых кусочков старенького литературного конструктора, который уже тысячекратно использовался до него». К последней разновидности реалистического течения литературовед относит и А. Слаповского. В основе направления лежит идея деятельного сочувствия, которая не противопоставляет чувствующий мир героев неосентиментализма «чернухе» постмодернизма, но с помощью всех кошмаров и ужасов окружающей действительности ещё более заостряет внимание на переживаниях персонажей. Любопытно, что М. Эпштейн в монографии «Постмодерн в русской литературе» (М., 2005) указывает на то, что неосентиментализм рождается на стыке авторской искренности и цитатности, характерной для всей традиции постмодернизма. Появление нового направления Н. Иванова связывает с возникновением в конце XX в. нового типа читателя. Здесь

учёный приводит в пример и А. Слаповского, который, по

March, 2022

словам автора монографии, «чуть не знаковая фигура». Самым удачным его методом, позволяющим приблизиться к читателям 1990-х гг., Н. Иванова называет применение приёмов массовой литературы к серьёзной прозе. В частности, она говорит о том, что А. Слаповский, наряду с другими писателями реалистами и неосентименталистами конца XX в., усвоил «стилевые уроки» постмодернизма, при этом «на бессознательном уровне» продолжая традиции русской классики с её гуманизмом. Н. Иванова вводит и другой термин, который, по её мнению, характеризует прозу А. Слаповского, В. Астафьева, А. Варламова, П. Алешковского и некоторых других писателей. Исследователь относит их творчество к направлению трансметареализма, который характеризуется, главным образом, «развёртыванием текста как единой многоуровневой метафоры». Это и отличает литераторов данного течения от постмодернистов и реалистов. Последних же критик называет «эпигонами русской литературы», истинными продолжателями классической традиции. Проанализировав научные и публицистические работы, мы заметили, как меняется представление учёных и критиков о ранней прозе писателя. В целом взгляд критиков на творчество Алексея Слаповского повторяет их суждения о векторе движения литературного процесса. Если поначалу литературоведы характеризуют прозу писателя как постмодернистскую, то затем, говоря о кризисе постмодернистской эстетики, они обнаруживают в его произведениях всё больше реалистических мотивов. Первым попытку интерпретировать творчество А. Слаповского предпринял М. Липовецкий, отнеся автора к ряду писателей-постмодернистов. Трансформацию постмодернизма именно в прозе у Алексея Слаповского уловил К. Степанян. В дальнейшем его тезис развили М. Липовецкий вместе с Н. Лейдерманом, а затем и Н. Иванова, которые провозгласили А. Слаповского неореалистом. Впрочем, и они не смогли более или менее точно охарактеризовать его прозу и не стали вписывать творчество автора в рамки уже существующих течений, но попытались сконструировать новые понятия. Постмодернист или неореалист, постреалист или же трансметареалист, сентиментальный натуралист или неосентименталист - к какому направлению можно отнести творчество писателя? Какая дефиниция молодому прозаику «к лицу»? Проблема интерпретации произведений А. Слаповского занимает многих критиков. Его затейливо-иронические, лукаво-простодушные тексты с ловко закрученной фабулой не подходят в полной мере ни под одно из определений и заставляют исследователей подбирать новые понятия, чтобы

March, 2022

930

максимально точно описать своё впечатление от его творчества Главную особенность литературного почерка А. Слаповского, на наш взгляд, уловил критик А. Немзер, подводя итоги последнего десятилетия XX в. Назвав А. Слаповского и А. Дмитриева лучшими писателями «среднего» поколения, он отметил необыкновенную связь их прозы с классической традицией, которая при этом чувствует «боль, суетливость, жестокость, нелепицу нашего сегодня...»

Наиболее полное, устоявшееся и аргументированное изложение концепция этого нового направления получила в учебном пособии Н.Л.Лейдермана и М.Н.Липовецкого «Современная русская литература». В основу этого изложения и была положена идея противопоставления мирообразов Хаоса и Космоса, то есть гармонии с такими её составляющими «центрирующими ценностями», как Истина и Смысл Бытия. Необходимость осмысления реального состояния общества и человека в нём потребовала обращения писателя к крупной жанровой форме - роману. Жанровая форма авантюрного романа с её давно утраченным жанровым содержанием оказалась наиболее «приемлемой» для отражения современной, абсурдной действительности. Сохранённая основа кумулятивного сюжета авантюрного романа (путешествие, похождения и приключения героя) дает возможность А. Слаповскому показать срез разных слоёв общества. Строясь по типу механического присоединения эпизодов, такой сюжет позволяет «прикрепить» ряд показательных мини сюжетов, отражающих хаотичность современной действительности. Таким образом автор наполняет «клетки» устаревшей формы новым - этологическим — жанровым содержанием. Возможность такого содержания безусловно присутствовала в жанре, но в скрытом виде. А. Слаповский сумел почувствовать её и использовать для отражения своего художественного замысла. В трансформированном виде в романе А. Слаповского присутствует и другая жанровая особенность авантюрного романа - ослабленная собственно романная проблематика, становление и развитие характера в его связях с обществом и миром. Её использование обусловлено возможностью глубинного сопоставления архетипического героя-пикаро, ещё не умеющего рефлексировать и оценивать свои поступки, с героем, уже «не управляющим» (А.Камю) своим сознанием. Подобный герой - «не-я-герой» - не деятель, не творец, не субъект культуры и даже не совсем личность. Эта антропологическая проблема выдвигается на передний план самой художественной структурой романа

March, 2022

931

(заглавием, сосредоточением собственно романной проблематики в начале и конце произведения, сюжетной схемой). Основанием сюжетной схемы романа становится именно неспособность героев к деянию, вообще делу, понятому как ценность. Бездеятельность и бездуховность, порождающие друг друга, являются, по А. Слаповскому, причиной деградации общества.

REFERENCES

1. СлаповскийА. Первое второепришествие // Электронная библиотека. URL:http://royallib.com/read/slapovskiy_aleksey/pervoe_vtoroe_prishestvie.html#61 4400 (дата обращения: 20.09.2016).

2. Слаповский А. Я - не я. Саратов, 1994. С. 105.

3. Липовецкий М. Глава третья. Игра как миф : проза «новой волны» // Липовецкий М. Русский постмодернизм : очерки исторической поэтики. URL:http://yanko.lib.ru/books/cultur/lipovecky_russ_post-modern-lit.

htm#_Toc 19601467 (дата обращения: 20.09.2016).

4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после Смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир. 1993. № 7. С. 238.

5. Липовецкий М. Указ. соч.

6. Степанян К. Назову себя Цвайшпацирен? (Любовь, ирония и проза развитого постмодернизма) // Знамя. 1993. № 11. С. 190.

7. Арбитман Р Книгожизнь Алексея Слаповского //Лит. газ. 1994.№ 12.С. 4.

8. Кузьменков А. Ангел лаодикийской церкви // Лит. газ. 2015. № 48. С. 4. 9. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. 1998. № 4. С. 196.

10. Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. 2000. № 1. С. 217.

March, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.