Научная статья на тему 'Постмодерн как трансформация современной культуры'

Постмодерн как трансформация современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
247
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ПОСТКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Митрохина Д. Э.

В статье представлен анализ культуры постмодерна как переходной, которая определяется как социокультурная трансформация. Делается предположение, что в культуре стран евроатлантической цивилизации идут двуединые процессы: с одной стороны современная культура (как наличествующий концепт) себя изживает, с другой ей на смену приходит пост-современная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодерн как трансформация современной культуры»

УДК 008.001 МИТРОХИНА Д.Э.

ПОСТМОДЕРН КАК ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ

Митрохина Диана Эдуардовна, студентка 4-го курса Института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета

В статье представлен анализ культуры постмодерна как переходной, которая определяется как социокультурная трансформация. Делается предположение, что в культуре стран евроатлантической цивилизации идут двуединые процессы: с одной стороны - современная культура (как наличествующий концепт) себя изживает, с другой - ей на смену приходит пост-современная культура.

Ключевые слова: социокультурная трансформация, культура постмодерна, кризис культуры, посткультура.

Сегодня часто можно слышать о кризисе современной культуре. Об этом рассуждают как обыватели, так и многие маститые исследователи, подводя под это соответствующую научную базу. При этом нужно отметить, что для молодёжи, к которой относится и автор данной работы, подобные процессы представляются чем-то естественным и сегодня мы уже привыкли и считаем обыденным появление новых моделей телефонов, всё более и более совершенные марки бытовой техники - можно смело утверждать: в этом отношении наша жизнь становится всё более и более комфортной. Однако, за видимым благополучием, как нам кажется, происходят процессы куда более масштабнее и очевидное «материальное благополучие», при ближайшем рассмотрении, становится отражением процессов глобальных, качественных и как, отмечают исследователи, трансформационных. Причём идут эти процессы, как подчёркивают те же исследователи, абсолютно во всех сферах культуры, будь-то искусство [5], наука [6], религия [4] или философия [10]. Современная культура, особенно в её западной традиции, испытывает серьёзные изменения, которые справедливо оцениваются как социокультурная трансформация. Подобные качественные изменения характеризуют западную культуру всякий раз на стадии трансформации, не является исключением и современная ситуация, определяемая термином постмодерн [2, 7]. Как полагают, исследователи подобные процессы уже происходили в истории европейской культуры [3].

На всём протяжении развития культурологического знания, смысл, который вкладывали учёные в понятие «культура» менялся. Как известно, на сегодня существует уже более 3000 определений этого концепта. В этой связи не случайно, что аппарат культурологической науки постоянно обогащается, уточняется и усложняется [1]. Убеждены, что и в дальнейшем культурология будет только прирастать своим категориально-понятийным аппаратом, теоретико-методологическими основаниями, а потому и интерпретации происходящих сегодня изменений будут всё более и более усложняться, приводя, вместе с тем, к более объективной их оценке.

Происходит экономическое усложнение жизни, идёт процесс глобализации, приводящий к утверждению единых экономических ценностей, сообразно этому адаптируется и экономическая культура общества, и сегодня мы понимаем, что кризис в каком-то одном регионе обязательно отразится на развитии другого региона, в зависимости от того насколько велико влияние первого из обозначенных регионов [8]. Полагаем, что глобализация в экономической сфере и есть одно из проявлений трансформации происходящей сегодня не только в странах евроатлантической цивилизации, но и во всём мире. Очевидно, что о глобализационных процессах, например, в середине прошлого века или ранее вообще не приходится говорить. Значит глобализация, несомненно, проявит себя какой-либо характеристикой в новой утвердившейся культур-системе, которая сегодня культурологами определяется как пост-культура.

Понятие «культур-система» в свою очередь означает закрепление тех характерологических особенностей, которые на стадии трансформации находились в состоянии утверждения, а, следовательно, могли либо утвердиться, либо быть отброшены [9]. В развитии европейской культуры таких культур-систем было четыре: античная, средневековая, новоевропейская и современная. И, действительно, для каждого из представленных этапов мы можем определить характерный набор признаков, который будет отличать его от другого. С этим набором признаков данная культура развивается, создавая всё новые и новые объекты и явления культурной жизни.

Безусловно, трансформация всегда является испытанием для общества, её переживающую. На такой стадии утверждаются новые ценности и уходят, характерные для предыдущей культур-системы. И сегодня, возвращаясь к тому с чего мы начали данную статью, мы переживаем исчерпанность прежних ценностей и приход им на смену новых, которые, конечно, как и всё новое не всеми воспринимаются однозначно. Поэтому за видимым благополучием в плане развития материальной культуры современного общества, нельзя забыть о культуре духовной, она, пожалуй, в такие моменты подвергается

наибольшим испытаниям. Однако, в динамике культуры подобные процессы являются совершенно необходимыми, это закономерные, естественные процессы - утверждение всего нового всегда происходило трудно. В этой связи, наш взгляд, на развитие культуры после процессов социокультурной трансформации оптимистичный - убеждены, что культура в итоге выйдет к рубежам антропогенной направленности.

Литература:

1. Ромах О.В. Множественность трактований понятия культура // Аналитика культурологии. 2013. № 26. С. 40-44.

2. Тарасов А.Н. Детерминация культуры позднего эллинизма как социокультурной трансформации: философский анализ // В мире научных открытий. 2013. № 1-3. С. 276-293.

3. Тарасов А.Н. Периоды социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10-1. С. 185-192.

4. Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ: дис.... канд. филос. наук. -Липецк, 2010. -160 с.

5. Tarasov A.N. Analysis of development of science in the continuum of European culture during periods of social and cultural transformations: the philosophical aspect // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. С. 303-309.

6. Тарасов А.Н. Философские истоки художественной культуры постмодернизма: постфрейдизм // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 12-1 (56). С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.