Научная статья на тему 'Переходный характер современной культуры стран евроатлантической цивилизации'

Переходный характер современной культуры стран евроатлантической цивилизации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
344
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марков А. А.

В статье анализируется современная ситуация в культуре стран евроатлантической цивилизации. В работе показано, что кризисные тенденции в развитии современной культуры закономерный процесс, отражающий переходный характер современной стадии развития культуры. Эта стадия определяется как социокультурная трансформация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переходный характер современной культуры стран евроатлантической цивилизации»

УДК 008.001 Марков А.А.

ПЕРЕХОДНЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТРАН ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Марков Александр Андреевич, студент 2-го курса факультета физико-математических и компьютерных наук Липецкого государственного педагогического университета

Аннотация. В статье анализируется современная ситуация в культуре стран евроатлантической цивилизации. В работе показано, что кризисные тенденции в развитии современной культуры -закономерный процесс, отражающий переходный характер современной стадии развития культуры. Эта стадия определяется как социокультурная трансформация.

Ключевые слова: современная культуры, социокультурная трансформация, кризис культуры, европейская культура.

Евроатлантическая цивилизация представляет на сегодня локомотив мирового развития. Проявляется это не только в сфере экономики и политики, но и в культуре. Однако процессы, происходящие в ядре этой культуры, вызывают самые разные оценки в среде культурологов [1, 2, 5-7]. К числу очевидных изменений обычно относят культурный плюрализм и релятивизм, решительный разрыв с предшествующими установками культуры и многое другое.

Отражением всех этих процессов стал постмодерн. На наш взгляд, постмодернизм следует расценивать как проявление социокультурной трансформации современности, т.е. процесс полного снижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса в целом, т.е. полная деградация данной культуры как системы [8-10].

Среди характеристик культуры постмодерна, на наш взгляд, следует выделять следующие: игра, стилевой плюрализм, грубая эклектика (пастиш), решительный разрыв со всей предшествующей культурфилософской традицией, широкое цитирование произведений искусства предшествующих эпох

Постмодернизм подвергает критике принцип выделения базового, центрального понятия как основной принцип европейской культуры Нового времени. Отсутствие субъекта как центра, вокруг которого строилось познание и культура, делают относительным любое знание и понятие. На этом основании постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, универсальной системы. Именно с этим тезисом связана постмодернистская критика всей предыдущей культуры.

Каковы же социокультурные причины, способствующие смене настроений большинства обывателей стран евроатлантической цивилизации в оценке культуры и искусства, а также повиляли на формирование культуры постмодерна? Ответ, на наш взгляд, следует искать в сущности тех разительных социокультурных перемен, которые произошли в странах указанного региона после Второй мировой войны.

После окончания Второй мировой войны в духовной культуре стран Западной Европы и США проявились процессы которых прежде представители евроатлантической цивилизации не знали. Суть этих процессов может быть выражена так: человек начал осознавать себя в качестве единственной и высшей разумной и духовной силы.

К ХХ веку произошли качественные изменения всей психо-ментальной структуры человека, типичный представитель евроатлантической цивилизации к последней трети ХХ века отличался не только от человека XVI столетия, когда эти процессы только начались, но и от человека первой половины ХХ века. Отражением этих процессов и является культура постмодерна.

Однако сегодня проблема духовного кризиса евроатлантической цивилизации не только не решается, а скорее наоборот - усугубляется. В значительной степени, стремительное распространение культуры постмодерна в наши дни связано со становлением в странах евроатлантической цивилизации общества потребления, под которым понимается общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг, а также формированием соответствующей системы ценностей.

Постмодерн представляет собой не просто ситуацию, возникающую в результате резкого разрыва между культурой со всеми её институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. Это явление, характеризующее качественные изменения в самой системе культуры, подготовку к новым качественным изменениям, которые приводят не просто к смене культурной парадигмы, а к замене одной культурной эпохе другой, т.е. постмодерн следует характеризовать как социокультурная трансформация [3, 4]. Социокультурная трансформация есть явление, которое периодически повторяется, это системное явление в динамике культуры. На наш взгляд, при переходе от античности к средневековью -это эллинизм, от средневековья к Новому времени - Возрождение (маньеризм в искусстве), от Нового времени к современной культуре - авангард, и сегодня, при переходе от современной эпохи к постсовременной (как её трактуют некоторые прогностики культуры) - это постмодернизм.

Таким образом, причину противоречивости современной культуры следует искать в её переходном характере. При этом европейская культура на всём континууме своего развития знала подобные этапы, они представляют собой закономерное, необходимое явление в динамике культуры.

Литература:

1. Ромах О.В. Множественность трактований понятия культура // Аналитика культурологии. 2013. № 26. С. 40-44.

2. Тарасов А.Н. Концепт «культур-система» в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 190-193.

3. Тарасов А.Н. Манифесты футуристов как культурфилософская основа III социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 396.

4. Тарасов А.Н. Н.А. Бердяев о роли искусства в отражении процесса социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 298.

5. Тарасов А.Н. Постмодернистские арт-практики: хэппенинг, перформанс // Аналитика культурологии. 2009. № 15. С. 99-101.

6. Тарасов А.Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1. С. 174-187.

7. Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Липецк, 2010.

8. Тарасов А.Н. Философский анализ развития религии в континууме европейской культуры в периоды социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 314.

9. Тарасов А.Н. Философское знание в условиях социокультурной трансформации (на примере эллинизма) // Аналитика культурологии. 2012. № 22. С. 166-169.

10. Tarasov A.N. Analysis of development of science in the continuum of European culture during periods of social and cultural transformations: the philosophical aspect // Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House «Science & Innovation Center», International Journal of Advanced Studies. 2012. С. 303-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.