чением к мероприятиям оздоровительной, физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности первокурсников, различающихся по показателям физического состояния, физической подготовленности, мотивации, объемом и интенсивностью индивидуальной физической активности. Необходимо проведение дальнейших исследований в совершенствовании организационно-методической, содержательной, оценочной видах деятельности, осуществляемых вузами, содействующих повышению массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берестнева, О.Г. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе / О.Г. Берестнева, К.А. Шаропин // Известия Томского политехнического университета. - 2004. - № 5 (307). - С. 131-135.
2. Ведерников, Р.А. Организация двигательной активности студентов первого курса с различным физическим состоянием / Р.А. Ведерников, Л.Г. Пащенко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2016. - № 1. - С. 54-59.
3. Пащенко, Л.Г Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 6. - С. 24-26.
4. Пащенко Л.Г Оптимизация физической активности студентов-первокурсников / Л.Г Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 12-14.
5. Социальная адаптация студентов к условиям обучения в вузе средствами физической культуры / Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л.Б. Дижонова, М.К. Татарников // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия : Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2011. - Т. 8, № 10 (83). - С. 134-135.
REFERENCES
1. Berestneva, O.G. and Sharopin, K.A. (2004), "Building models of students' adaptation to study at the university", News of Tomsk Polytechnic University, No. 5 (307), pp. 131-135.
2. Vedernikov, R.A. and Pashchenko, L.G. (2016), "Organization of motor activity of first-year students with various physical conditions", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, No. 1, pp. 54-59.
3. Pashchenko, L.G. and Krasnikova, O.S. (2017), "Influence of motor mode on physical health of university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 24-26.
4. Pashchenko, L.G. (2018), "First-year students physical activation model", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 12-14.
5. Slepova, L.N., Khairova, T.N., Dijonova, L.B. and Tatarnikov M.K. (2011), "Social adaptation of students to the conditions of study at the university by means of physical education", Bulletin of the Volgograd State Technical University. Series: new educational systems and teaching technologies at the university, Vol. 8, No. 10, pp. 134-135.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2020
УДК 796.012.4
ПОСТИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ЗАДАЧА ТЕЛЕСНОГО ВОСПИТАНИЯ
Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Матвеева, кандидат педагогических наук, Смоленская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма
Аннотация
Несмотря на существующий многовековой опыт постижения пространства и его рефлексии в различных профессиях, в теоретической педагогике и образовательной практике есть лишь от-
дельные попытки осмысления познания пространства в общепедагогическом контексте (как человек выстраивает отношения с пространством на протяжении всей жизни). С точки зрения парадигмы «телесного воспитания», которая должна сменить парадигму «физического воспитания», и в которой «физическое тело» возвышается до живой, одушевлённой, одухотворённой телесности, обозначены возможные пути педагогического сопровождения процесса постижения пространства. Для этого на первом этапе можно обратиться к опыту некоторых профессий (например, технике телесного и душевного вживания актёра в пространство), лечебной педагогики (специальная помощь детям с пространственной дезориентацией), вальдорфских школ (с их целостным подходом к человеку и новыми видами культуры движений - эвритмией и ботмеровской гимнастикой).
Ключевые слова: пространство, образование, дети, подростки, телесное воспитание, телесность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p346-350
SPACE COGNITION AS A TASK OF BODY EDUCATION
Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Anna Vladimirovna Matveeva, the candidate ofpedagogical sciences, Smolensk State Academy of Physical Culture,
Sports and Tourism
Abstract
Despite the existing centuries-old experience in cognition of the space and its reflection in various professions, in theoretical pedagogy and educational practice there are only some attempts to understand the knowledge of space in the general pedagogical context (how a person builds relationships with space throughout life). From the point of view of the paradigm of "body education", which should replace the paradigm of "physical education", and in which the "physical body" rises to a living, animate, spiritualized corporeality, the possible ways of pedagogical support of the process of understanding space are indicated. To do this, at the first stage, you can turn to the experience of some professions (for example, the technique of body and mental implantation of the actor in space), therapeutic pedagogy (special help for children with spatial disorientation), Waldorf schools (with their holistic approach to the person and new types of movement culture - eurythmy and Bothmer gymnastics).
Keywords: space, education, children, teenagers, body education, corporeality.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Общепедагогическая цель любого воспитания и образования - становление ребёнка человеческим существом. Но это становление всегда происходит в конкретике пространства и времени - ключевых характеристик телесного, физического, материального мира. При всей вроде бы очевидности этого факта, на наш взгляд, он не осмыслен в необходимой степени в педагогике.
С одной стороны, есть исследования, в которых рассматривается, каким образом пространство, где разворачивается жизнь того или иного народа, выстраивает, кристаллизует его ментальность. Например, у известного философа Г.Д. Гачева есть целая серия книг, посвящённых этим исследованиям: «Наш предмет - национальный космос, в древнем смысле - как строй мира, миропорядок: как каждый народ из единого мирового бытия, которое выступает вначале как хаос, творит по-своему особый космос. В каждом космосе складывается и особый логос - национальное миропонимание, логика. ... [космос] нам не сам по себе интересен (как его описывают науки о природе ...), но натурфилософски: именно в его перерастании в национальный логос, национальный склад мышления. Так что наш предмет - национальный космологос» [1, С.10]. С другой стороны, есть многовековая практика и теоретическое осмысление работы с пространством в различных профессиях: изобразительных искусствах, театральном искусстве, военном деле, спортивной подготовке, подготовке пилотов и космонавтов, и др. Есть также интересный опыт решения проблем с пространственной ориентацией в специальной (лечебной) педа-
гогике. Но редко вообще, в какой педагогической системе ставится вопрос о педагогическом аспекте того, как человек выстраивает отношения с пространством на протяжении всей своей жизни. И здесь имеется в виду не формирование узкопрофессиональных навыков, а рассмотрение этого вопроса с точки зрения задач общечеловеческого развития. Это означает, что переход от парадигмы «физического воспитания» к парадигме «телесного воспитания» [2], в том числе, требует принципиально нового осмысления особенностей вхождения ребёнка в пространственную реальность телесного мира, особенностей выстраивания отношения с ней и их метаморфозу в последующие годы жизни. При этом на Западе (в педагогической сфере начиная с 1975 г. [6]) различными научными дисциплинами ведутся активные исследования «spatial cognition» («пространственное познание»), в том числе, и в связи с феноменом виртуальной реальности.
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Собственно говоря, есть три практические области, где можно сейчас почерпнуть необходимые идеи и факты для продвижения в вопросе постижения пространства в контексте общечеловеческого развития. Но сначала надо обозначить принципиальные моменты, которые позволят разборчиво подойти к существующим идеям и фактам. Уже более ста лет звучит критика имеющихся образовательных систем и других социальных практик за выраженные в них «человекобежные» тенденции. В основе этих явлений лежит позитивистский редукционизм, стремящийся свести всё богатство человеческого существования к сумме физико-химических процессов. В позитивистской парадигме человеческое тело закономерно стало только «физическим телом», а его воспитание - только «физическим воспитанием». Поэтому уже сто лет предпринимаются попытки построения и реализации идеи «человеко(дето)центристкой педагогики» (и социальной жизни, соответственно). По идее, это должно привести также к «возвышению» (по И.В. Гёте) физического воспитания до телесного воспитания, где понятие «телесность» становится ключевым, обозначая не только физические характеристики тела (например, его физические качества), но и подразумевая то, что человеческое тело является живым, проодушевлён-ным и одухотворённым [2].
Итак, какие же три области человеческих практик могут служить источником для решения общепедагогической задачи познания пространства:
1. Постижение пространства в различных профессиональных областях. Здесь важно видеть те подходы, где явно обозначена тенденция преодоления узкоспециализированных задач и привнесения более широкого общечеловеческого контекста. Например, можно указать на технику подготовки актёров М. Чехова [4], который в отличие от системы К. С. Станиславского, не ограничивался пониманием актёрской техники, как тренинга тела посредством физических упражнений, а предполагал импульсацию телесных проявлений человека из области его духовно-душевного. Так с помощью воображения актёр (и потенциально любой человек) начинает творчески обращаться с реальным пространством и временем, а воображаемые пространство и время, в свою очередь, пробуждают в душе новые образы, чувства и волевые устремления. Такое пластичное обращение с пространством пластицирует человеческие тела, делая их более отзывчивыми и податливыми для осуществления тех или иных творческих замыслов. Тело уже не метафорически, а буквально становится послушным инструментом человеческого духа. А это, собственно, одна из ключевых задач телесного воспитания.
2. Лечебно-педагогическое направление. Болезненные проявления имеют в себе познавательную позитивность, позволяя гораздо отчётливее увидеть закономерности развития, которые в нормальном состоянии оказываются завуалированными и трудно различимыми. Глубинное исследование проблем психического развития детей, причины которых раньше искались или в самой области психического, или в нарушениях мозговой активности, выявили, что зачастую их нужно искать в телесно-двигательном опыте детей.
Особенно это касается первого семилетия жизни, когда наряду с ростом происходят гораздо более важные по своим последствиям процессы качественного формирования телесности ребёнка (своего рода пластицирование индивидуальной архитектоники тела). В частности, например, одной из причин всё более распространяющейся сейчас проблемы легастении (дислексии и дисграфии), когда дети с нормальным интеллектом не могут овладеть навыками письма и чтения, являются нарушения пространственной ориентации и ориентации в собственном теле. А это, в свою очередь, связано с тем, что многие нынешние дети не проходят полноценно три фазы двигательного развития, в ходе которых они через опыт познают три пространственных направления. Чтобы читать слова, необходимо распознавать буквы, которые имеют не только свою собственную пространственную форму, но и свою пространственную ориентацию. Но именно с этим у детей-легастеников и наблюдаются проблемы. Поэтому одно из средств помощи таким детям -это восполнение телесно-двигательного опыта ориентации в пространстве и в собственном теле [3].
3. Образовательные направления с целостным (холистичным) подходом. Среди них особо выделяется вальдорфская педагогика, где учебный план, в целом, каждый отдельный предмет и используемые методы обучения, в частности, являются отражением образа становящегося человеческого существа. В том или ином возрасте телесность ребёнка должна быть правильно соотнесена как с его собственной духовно-душевной организацией, так и с внешним окружением (телесным миром). Две новые культуры движения - эвритмия и ботмеровская гимнастика - как раз и направлены на решение этой педагогической задачи. Так ботмеровская гимнастика ориентирована на то, чтобы через особо организованную двигательную активность детей, подростков и взрослых помочь каждому человеку, исходя из архитектуры человеческого облика и используя силы пространства, расширить свои физические, душевные и духовные границы. Это даёт, в соответствии с возрастом занимающихся, возможность им через исследование пространства собственного тела и внешнего пространства найти действительно человеческие отношения с телесным, физическим миром, а не просто пассивно следовать его законам, будучи подчинёнными им [5].
ВЫВОД
Существующие мировые тенденции исследований различными научными дисциплинами телесно-двигательного опыта детей и опыта познания пространства («spatial cognition»), а также всё более чётко оформляющаяся потребность возвышения «физического воспитания» до «телесного воспитания», закономерно подводят к необходимости постановки образовательной задачи: как организовать педагогическое сопровождение процесса выстраивания отношения с пространством на протяжении всей человеческой жизни. Уже сейчас можно обратиться к отрефлексированной практике некоторых профессий, лечебной педагогики, вальдорфских школ, получая направляющий импульс для дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - Москва : Институт ДИ-ДИК, 1999. - 368 с.
2. Егоров, А.Г. Телесность как основание педагогической системы / А.Г. Егоров, В.А. Пе-гов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. - С. 5-7.
3. Хольтцапфель, В. Дети, нуждающиеся в особом уходе / В. Хольтцапфель. - Калуга : Духовное познание, 1997. - 304 с.
4. Чехов, М.А. О технике актёра / М.А. Чехов. - Москва : АСТ, 2018. - 288 с.
5. Bothmer, A. Die Bothmer-Gymnastik / A. Bothmer. - Stuttgart : Schattauer, 2004. - 141 p.
6. Siegel, A.W. The development of spatial representations of large-scale environments / A.W. Siegel, S.H. White // Advances in Child Development and Behavior. - 1975. - Vol. 10. - P. 9-55.
REFERENCES
1. Gachev, G.D. (1999), National images of the world. Eurasia-the space of the nomad, the farmer and the mountaineer, Institute DI-DIK, Moscow.
2. Egorov, A.G. and Pegov, V.A. (2018), "Corporeality as the foundation of the pedagogical system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 5-7.
3. Holtzapfel, V. (1997), Children in need of special care, Spiritual knowledge, Kaluga.
4. Chekhov, M.A. (2018), About the actor's technique, AST, Мoscow.
5. Bothmer v., A. (2004), "Die Bothmer-Gymnastik, Schattauer, Stuttgart.
6. Siegel, A.W. and White S.H. (1975) "The development of spatial representations of large-scale environments", Advances in Child Development and Behavior, Vol. 10, pp. 9-55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.05.2020
УДК 796.06
ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ИНИЦИИРОВАНИЯ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ПАРУСНОЙ ШКОЛЫ «АРТЕК»
Павел Евгеньевич Пичугин, педагог дополнительного образования, Управление физической культуры спорта и туризма МДЦ ««Артек», Республика Крым
Аннотация
В статье описывается проект инициирования развития Парусной школы «Артек». Управление проектами, новая социальная практика, получает всё более широкое применение в современной России. Проект направлен: на развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы ФГБОУ «МДЦ «Артек»; на разработку и внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта. В результате реализации проекта развития парусной школы «Артек» будет организована деятельность по подготовке спортивного резерва по парусному спорту в Республике Крым, создана современная локация проведения ежегодных соревнований финала Детского дивизиона Национальной парусной Лиги Российской Федерации.
Ключевые слова: проектное управление, парусный спорт Российской Федерации, Парусная школа «Артек».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p350-354
IMPLEMENTATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT ON THE EXAMPLE OF PROJECT INITIATION FOR
SAILING SCHOOL "ARTEK"
Pavel Evgenievich Pichugin, the supplementary education teacher, Department of physical culture, sport, and tourism of the ICC «Artek», Republic of Crimea
Abstract
The article describes the project of initiating the development of the Artek Sailing School. Project management, the new social practice is becoming more widely used in modern Russia. The project is aimed at the development of sports infrastructure, construction and reconstruction of sports facilities, strengthening the material and technical base of the federal state budgetary educational institution of International children center "Artek"; the development and implementation of mechanisms for the joint use of