Научная статья на тему 'Постиндустриальный конструкт мировосприятия: человекомерность и технологичность культуры с позиции синергетического подхода'

Постиндустриальный конструкт мировосприятия: человекомерность и технологичность культуры с позиции синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постиндустриальный конструкт мировосприятия: человекомерность и технологичность культуры с позиции синергетического подхода»

И.В. Песчанная

(Новочеркасск, Россия)

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

МИРОВОСПРИЯТИЯ: ЧЕЛОВЕКОМЕРНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ с позиции СИНЕГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Открывая современное многообразие мира через все многообразие способов, данных человеку второй природой, т. е. культурой, человек видит мир, только преобразовывая его, вступая с ним во взаимодействие. Необходимость взаимодействия вынуждает его строить свои отношения с миром, соотносить целостный «образ мира» со своими индивидуальными представлениями о нем.

В условиях становящегося постиндустриального общества характер этих взаимодействий осуществляется принципиально качественно иным образом, что подтверждается появлением новых тенденций теоретического знания. Действительно, на стадии развития производительных сил, следующей за индустриализмом, определяющей все основные формы жизнедеятельности социума является сфера теоретических знаний во главе с университетом как главным местом производства и сосредоточения знаний во всех областях общественной жизни. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.

Для постиндустриального общества характерен приоритет высоких технологий, поэтому механизмы постиндустриализма все более проникают в нашу жизнь: функциональная

технологичность и конструктивная «подходящесть» феноменов культуры доминируют в обществе. С приходом эпохи СМИ, Интернета, web-тexнoлoгий человек в своем культурном пространстве выступает как природная сила с виртуальнотехнологичным характером - он объект и субъект интерактивных взаимодействий, потому сам придает значения культурным феноменам современной эпохи, и в соответствии с

этим, сам выстраивает новые методы познания окружающей действительности.

В рамках исторической ситуации принципиального изменения характера производственных отношений, перехода от товаропроизводящей к обслуживающей экономике простое интеллектуальное и научное сообщества задумываются о таких вещах, как факт становления «социально-природной интерактивной реальности человека» (Ярославцева Е. И.), о выработке новой мировоззренческой парадигмы в рамках сложившейся техносферы, «определении ИТ-стратегий

модернизации человека и общества» [3]. Все эти новые смысловые структуры, экспериментально-поисковые модели устройства человеческой действительности составляют суть постиндустриального конструкта мировосприятия.

Человек уже не представляет свою жизнь без Интернета, web-тexнoлoгий, интерактивного взаимодействия со средой посредством электронного доступа ко всем благам современной цивилизации. Интерактивные технологии общения все более захлестывают человечество со всей присущей им мощью. Научно-технический прогресс проявляется наиболее ярко через «мультимедийную среду обитания» человека и общества: прогрессируя, техника уже не только определяет культурный образ жизни человека, но и задает весь культуротворческий вектор его поведения.

Постиндустриальная действительность проявляется через технологическую среду взаимодействия, в которой вопросы повышения эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада выходят на первый план. «Информационный взрыв» способствует

дальнейшей интенсификации НТР. Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей подтверждает формирование взаимоотношений, где человек и культура соотносятся и развиваются системно. «Системные соотношения не

изживаются со временем. Со временем может увеличиться их разнообразие»[1]. Мир для человека проявляется через его

интерактивные связи, коммуникации (маленькие системы взаимодействия), которые располагаются на разных уровнях, в разных позициях одновременно внутри культурного

пространства. Количество их растет и качественно отличается от таковых десятилетней давности.

Согласно социологической концепции символического интеракционизма (от. англ interaction - «взаимодействие») индивид создает себе объекты на основании тех значений, которые он им придает. Сам по себе, вне индивида, объект не имеет значения. Индивид должен получить его посредством индивидуальной или коллективной интерпретации.

В условиях обострившихся глобальных проблем

современности и сложившейся техносферы человек

интерпретирует самого себя уже не как просто субстанцию от природы, а как технологичный продукт, способный быть производным от природной действительности. Человек уже не просто сам переделывает природу, так как продукт его преобразований (т. е. вторая природа) находится уже в таком состоянии технологичности, что переделывает самого человека. «О культурном пространстве имеет смысл рассуждать в эпоху СМИ, Интернета не только с позиций "переделаем природу", но и - "природа переделывает переделывателя" [2].

Стремление человека вырваться за рамки своей «биологической определенности» накладывает печать на изменения не только в окружающей среде, но и в среде сугубо человеческой. В новом виртуальном пространстве «человек становится своеобразной призмой, посредством которой кристаллизуется та или иная реальность, событийный ряд»[1]. Ныне нужно говорить о возможностях решения социальных задач не только для человека, но и с помощью (посредством) человека. На современном этапе нелинейного мировосприятия выходят на первый план и вырабатываются новые методы построения реальности, среди которых значительные надежды возлагаются на синергетический подход.

С его позиции рассмотрение современной человеческой реальности происходит на основе понятий самоорганизации и человекомерности: «человек, самоорганизуясь, вносит в хаос мира порядок, создает свое интерактивное пространство, свой

топос»... «Человекомерность» используемых методов

становится важной для современных научных исследований и, тем более, для социальных и культурных подходов, которые, как ни парадоксально, иногда теряют из вида человека» [1]. Возросшая мощь и системность культурных преобразований, показывает, что мир становится «человекомерным». Мерилом человека выступает сам человек. В определенном смысле он является «автором мира», ядром его устроения, и, соответственно, методологическим принципом, необходимым для его понимания. На современном этапе характер социальных взаимодействий технологичен изначально: технологично всё -от взаимоотношений человека с техникой, машинами, механизмами до взаимоотношений с другими людьми, - внутри целых сообществ и даже семьи. Взаимоотношения человека и культуры соотносятся и развиваются системно. Мир для человека проявляется через его интерактивные связи, коммуникации (маленькие системы взаимодействия), которые располагаются на разных уровнях, в разных позициях одновременно внутри культурного пространства.

Коммуникативное поле человека стремительно расширяется: реалии человеческих отношений определяются

инновационными схемами развертывания человеческой мысли и построения всего интерактивного пространства культуры. Человек осваивается в окружающей интерактивной действительности и постепенно привыкает жить в постоянно действующем виртуально-биологическом онлайн-режиме. Это говорит о постоянной «включённости» человека в процесс всё углубляющейся информатизации и виртуализации культурного пространства. Социально-интерактивная картина наглядно показывает, что человек устанавливает свои методологические принципы, необходимые для понимания мира. Человек не просто создает свой инструментарий, но и сам предстает как «инструментальная исследовательская основа». Примером здесь служат социальные сети, научные сообщества, а также обучающие web-технологии нового поколения,

преимущественно проводимые в режиме on-line с их главным ориентиром на человека как субъекта культуры. Таким образом, новые решения, основанные на «мультимедийной среде

обитания» человека, позволяют говорить о появлении перспектив у новых поколений - строить взаимоотношения с природой, исходя из усложняющейся технологичности и множащейся системности культуры, которые будут определять дальнейшие пути развития человеческого сообщества. Весь культуротворческий вектор деятельности людей новых поколений будет с явностью строиться по принципу человекомерности - мерить по человеку значит ориентироваться на человека. Будут формироваться новые смысловые структуры, в которых человек будет рационально и плодотворно взаимодействовать со всеми системами синергетической модели мироздания.

Библиографический список

1. Ярославцева Е.И. Человек как интерактивная социальноприродная реальность (природа прирастает человеком). - Сб. ИФ РАН "Синергетическая парадигма. Социальная синергетика", 2009.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.spbric.Org/f/index.php (дата обращения

10.04.10).

3. Ганичев A.B. ИТ-стратегия модернизации человека и общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mailpresident.ru/node/5006. (Дата обращения

05.05.10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.