г
V
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
С.А. ПОГОДИН, профессор Московский городской университет управления
Главной чертой индустриального общества является инновационный, модерниза-ционный курс развития, опирающийся на технико-технологический прогресс. В свете этого обстоятельства наука и образование становятся главными факторами, определяющими на длительный период времени положение страны в мировом сообществе. В условиях нарастания различного рода политических противостояний, рыночной конкуренции, истощения природных ресурсов, усугубляемых периодическими вспышками экономических и финансовых кризисов, успех сопутствует тем, кто способен противопоставить угрозам века мощный научно-технический потенциал, подпитываемый системой образования.
В новой книге профессора Поморского государственного университета В.И. Голдина1, не один десяток лет занимающегося проблемами организации науки в высшей школе, исследуется комплекс проблем современного науковедения. Даже принимая оговорку автора, что она адресована прежде всего студентам, магистрантам и аспирантам, соискателям учёных степеней и званий, можно смело говорить о ее чрезвычайной информативности и для уже состоявшихся ученых, посвятивших жизнь научному и педагогическому творчеству. Владение иностранными языками и активная международная научная деятельность позволили автору использовать значительный пласт зарубежных исследований по проблемам науковедения. При этом, приводя точки зрения профессионалов, В.И. Голдин не пытается солидаризироваться с кем-либо конкретно. Он выступает скорее систематизатором многочисленных, весьма ав-
1 Голдин В.И. Наука, науковедение и высшая школа. - Архангельск: Солти, 2008. - 424с.
Постигая мир науки
торитетных мнений в этой области, выделяя ключевые характеристики основных понятий: наука, предмет науки, методология, метод, научное исследование, научная деятельность, научный результат и т. д.
В 60-70-е годы прошлого века, в период наивысшего развития научно-технической революции, науковедение развивалось и как отрасль знания, и как особый социальный институт. Поэтому вокруг предмета науковедения развернулись споры, не завершившиеся до сих пор. Автор обращает внимание, что при всем разнообразии взглядов в структуре науковедения можно выделить и нечто общее, стержень, к которому относится прежде всего история науки, социология науки, логика и методология науки, психология и экономика науки. Справедливо подмечено, что наблюдаемый с 1990-х гг. кризис отечественного науковедения есть производное отношения к науке в постсоветской России, в том числе объяснимое и идеологическими факто-
В,И, ГОЛДИН
НАУКА, НАУКОВЕДЕНИЕ И ВЫСШАЯ ШКОЛА
158
Высшее образование в России • № 8, 2009
рами. Автор не стремится предложить свою трактовку структуры и содержания науковедения, однако, комментируя точки зрения, расставляет собственные приоритеты.
Монография В.И. Голдина исключительно многогранна в смысле широты объекта анализа, распространяющегося на культуру, образование, историю науки. В работе дан критический обзор состояния современной российской науки и высшей школы, научной деятельности в вузах, освещены вопросы подготовки и аттестации научных кадров, представлен авторский взгляд на природу научного творчества. Книга снабжена обширным приложением, содержащим сведения об актуальных направлениях фундаментальных исследований и положения о порядке присуждения ученых степеней. Благодаря рассмотрению самых разных аспектов развития науки и образования, аккумуляции мыслей и высказываний множества современных авторов монография носит, по существу, энциклопедический характер и может служить в качестве научно-справочного издания. Этому способствует также то обстоятельство, что книга насыщена фактами и цифрами, характеризующими в динамике структурные, экономические показатели научно-исследовательской и образовательной деятельности в России в сравнении с другими развитыми странами. Положительное качество рецензируемого издания заключается в свежести используемой информации (приводятся данные вплоть до 2008 г.). В перечень примечаний и ссылок на работы других авторов вошло свыше 500 источников.
Значительное внимание в работе уделено историографии российской науки и высшей школы, охватывающей временной диапазон от Петра I до наших дней, с выделением этапа рыночных реформ и оценкой влияния их последствий на финансирование науки и образования, научно-технический и технологический потенциал страны, на стратегию инновационной деятельности, ценностные установки образования.
Автор справедливо подчеркивает необходимость перехода российской научно-
образовательной системы от концепции догоняющего развития к стратегии опережающего развития, но избегает рассмотрения путей осуществления подобной трансформации, ограничиваясь фиксацией неблагоприятных фактов. Позиция автора выражена в высказывании: «Ближайшее время покажет, что на деле будет происходить с Россией, отечественной наукой и системой высшего образования, и какая стратегия будет реализована на практике » (с. 149). Между тем столь квалифицированный автор мог бы позволить себе не ограничиваться пассивным ожиданием будущего, а дать конструктивные рекомендации относительно планов, программ его построения.
Более активную позицию В.И. Голдин занимает в отношении проблем организации науки и научной деятельности в современной России, акцентируя внимание на формировании научных школ, государственной поддержке инициативных научных проектов, активизации международных научных программ, финансировании научных исследований, повышении уровня оплаты труда научных работников как предпосылках роста конкурентоспособности российской науки.
Следует признать правомерной озабоченность автора проблемой связи образования с наукой, т.е. более глубокого и полного развертывания научной деятельности в российской высшей школе, где сосредоточена добрая половина специалистов, обладающих учеными степенями и званиями. В книге справедливо отмечено явное недоиспользование научного потенциала профессорско-преподавательского состава вузов, а также учебно-исследовательской деятельности студентов. Рейтинг преподавателя, доцента, профессора высшего учебного заведения должен зависеть не только от участия в учебном процессе вуза, но в той же мере и от причастности к научным исследованиям и разработкам, от количества и качества научных публикаций, ссылок на них в научной печати.
Логична связь, которую автор моногра-
Рецензии. Информация
159
фии прокладывает между научно-образовательным потенциалом страны, с одной стороны, и подготовкой и аттестацией научных и научно-педагогических работников - с другой. Исторический очерк развития системы аспирантуры и организации защиты диссертаций на соискание учёной степени сопровождается рядом критических замечаний по поводу функционирования Высшей аттестационной комиссии и порядка присуждения учёных степеней. Наряду с этим, на наш взглад, чрезмерно много внимания уделено фактографии, изложению известных положений, анализу содержания нормативных документов, инструкций.
Обращаясь в заключительной главе к философии науки и научного творчества, проявлению креативных начал в науке, автор подчеркивает роль таланта, призвания, интуиции в научном поиске, исключительное значение предвидения, вдохновения,
озарения, сочетаемых с нравственностью учёного. На фоне этих сюжетов довольно бесцветно выглядит изложение формальных правил и рекомендаций соискателям ученой степени, имеющих весьма отдаленное отношение к их научному творчеству.
В авторском заключении отмечается наличие ряда проблем в проведении государственной научно-образовательной политики в России, ослабление финансовой поддержки науки и образования, что приводит к истощению научных кадров, оттоку специалистов, снижению качества образования.
В целом монография В.И. Голдина «Наука, науковедение и высшая школа» обладает несомненной научно-познавательной ценностью. Она будет безусловно полезна как для научныхработников, преподавателей и студентов высших учебных заведений, так и для государственных чиновников.
И.С. БОЛОТИН, профессор «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского
Российский менеджмент сегодня исследован недостаточно. Это значит, что до сих пор не сформирована концептуальная основа теории российского менеджмента в соответствии с национальными, культурными, социально-экономическими и политическими особенностями развития нашей страны. Современный международный экономический и финансовый кризис показал, во-первых, что мировая наука не обладает адекватной вызовам времени теорией менеджмента, а во-вторых, что зарубежный опыт мало пригоден для российской действительности.
Это предъявляет определенные требования к системе отечественного социальноэкономического образования, поскольку эффективность функционирования современного российского общества во многом
Культура менеджера: многоуровневый подход
зависит от качества подготовки специалис-тов-управленцев. Данная проблема обсуждается автором монографии1 в терминах социальных технологий, с привлечением концептуальных ресурсов белгородской школы социологов управления. Поэтому особый акцент делается на разработке рациональных социальных технологий и формировании социально-технологической культуры менеджера. В сфере управления сегодня существует потребность в социальных аналитиках, с помощью которых можно будет определять перспективы, стратегию и тактику социального развития и управления, разрабатывать гуманитарные технологии внедрения социальных проектов.
1 Бурмыкина И.В. Феномен социально-технологической культуры современного менеджера. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 156 с.