Рецензии. Информация
159
фии прокладывает между научно-образовательным потенциалом страны, с одной стороны, и подготовкой и аттестацией на-учныхи научно-педагогическихработников - с другой. Исторический очерк развития системы аспирантуры и организации защиты диссертаций на соискание учёной степени сопровождается рядом критических замечаний по поводу функционирования Высшей аттестационной комиссии и порядка присуждения учёных степеней. Наряду с этим, на наш взглад, чрезмерно много внимания уделено фактографии, изложению известных положений, анализу содержания нормативных документов, инструкций.
Обращаясь в заключительной главе к философии науки и научного творчества, проявлению креативных начал в науке, автор подчеркивает роль таланта, призвания, интуиции в научном поиске, исключительное значение предвидения, вдохновения,
озарения, сочетаемых с нравственностью учёного. На фоне этих сюжетов довольно бесцветно выглядит изложение формальных правил и рекомендаций соискателям ученой степени, имеющих весьма отдаленное отношение к их научному творчеству.
В авторском заключении отмечается наличие ряда проблем в проведении государственной научно-образовательной политики в России, ослабление финансовой поддержки науки и образования, что приводит к истощению научных кадров, оттоку специалистов, снижению качества образования.
В целом монография В.И. Голдина «Наука, науковедение и высшая школа» обладает несомненной научно-познавательной ценностью. Она будет безусловно полезна как для научныхработников, преподавателей и студентов высших учебных заведений, так и для государственных чиновников.
И.С. БОЛОТИН, профессор «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского
Российский менеджмент сегодня исследован недостаточно. Это значит, что до сих пор не сформирована концептуальная основа теории российского менеджмента в соответствии с национальными, культурными, социально-экономическими и политическими особенностями развития нашей страны. Современный международный экономический и финансовый кризис показал, во-первых, что мировая наука не обладает адекватной вызовам времени теорией менеджмента, а во-вторых, что зарубежный опыт мало пригоден для российской действительности.
Это предъявляет определенные требования к системе отечественного социальноэкономического образования, поскольку эффективность функционирования современного российского общества во многом
Культура менеджера: многоуровневый подход
зависит от качества подготовки специалис-тов-управленцев. Данная проблема обсуждается автором монографии1 в терминах социальных технологий, с привлечением концептуальных ресурсов белгородской школы социологов управления. Поэтому особый акцент делается на разработке рациональных социальных технологий и формировании социально-технологической культуры менеджера. В сфере управления сегодня существует потребность в социальных аналитиках, с помощью которых можно будет определять перспективы, стратегию и тактику социального развития и управления, разрабатывать гуманитарные технологии внедрения социальных проектов.
1 Бурмыкина И.В. Феномен социально-технологической культуры современного менеджера. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 156 с.
160
Высшее образование в России • № 8, 2009
Монография И.В. Бурмыкиной посвящена вопросам осмысления феномена социально-технологической культуры современного менеджера и разработке методологии ее формирования и развития.
На основе серьезной проработки социологической литературы автор грамотно выстраивает теоретические аспекты изучения этого феномена, его цивилизационные особенности. Достижению поставленной цели способствует логически выверенная структура монографии. Эвристически ценными являются рассуждения автора о социокультурных особенностях технологизации российского социального пространства (с. 2734). Глубокий анализ форм социально-технологической культуры позволил сделать вывод о том, что этот феномен проявляется на разных уровнях социальной иерархии: на уровне общества в целом, на уровне отдель-ныхсоциальных институтов и организаций, на уровне личности. При этом уровень личности рассматривается как ключевой, ибо именно человеккак субъект управления конструирует социальную реальность и организует социальные практики.
И.В. Бурмыкина убедительно показывает, что наиболее ярко социально-технологическая культура менеджера проявляется в процессе принятия управленческого решения, в выборе альтернатив. По сути, это рефлексивный процесс, предполагающий умение осуществлять деятельность на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей коррекцией, координацией, синхронизацией, выбором оптимальных средств и методов. Для раскрытия процесса формирования социально-технологической культуры менеджера автор вводит понятия социально-технологического потенциала (с. 70), социально-технологического стиля мышления (с. 87-88), социально-технологической компетентности (с. 89-91), социально-технологического капитала (с. 94-97) и демонстрирует их научную и практическую значимость.
Эмпирическая проверка разработанной
концептуальной модели осуществлялась в ходе социологического исследования социально-технологической культуры будущих и действующих менеджеров (с использованием опросных и экспертных методов).
В книге предлагается авторское видение социально-технологической культуры современного менеджера, в основе которого лежит постнеклассическое понимание сущности управления как нелинейного процесса. Это предполагает использование идей динамического программирования, технологического коридора, задающего пределы управляемости, тринитарного подхода, реализующего принципы управления, соуп-равления, самоуправления при ее формировании, контекстного подхода, принципа адаптации для оперативного настраивания системы управления.
В целом рецензируемая монография представляет собой интересный с теоретической и практической точки зрения научный труд, вносящий вклад в развитие социологии управления и открывающий перспективы нового направления научных исследований.