прорабатывают их (10 15 минут), тем самым обога- цииского университета , по нашему мнению, способ-
щая свои знания по разбираемой теме. ствует повышению заинтересованности и активности
Таким образом, использование различных обучаю- студентов на практических занятиях и, следовательно,
щих приемов с элементами игры на практических за- помогает более глубокому усвоению изучаемой диснятиях при изучении гинекологии на 5 курсе меди- циплины.
TEACHING METHODS IN STUDY OF GINECOLOGYIN 5™ CORSE OF MEDICAL UNIVERSITY
L.A. Kravchuk, A.F. Kupert, N. V. Burdukova, М.Л. Sharifulin, A. V. Labvgina (Department of Obstetrics and Gynecology, Therapeutic Faculty oflSMU)
With the purpose of optimization of pedagogical process on the Chair the following methods are used: student's conference, playing dialogues «Physician- Patient-woman», «Medical consilium», crosswords, work with literary sourse and algorithm.
' АБРАМОВИЧ Г.М., ГОЛУБ И.Е., СОРОКИНА Л.В. -
ПОСТДИПЛОМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Г.М. Абрамович, И.Е. Голуб, Л.В. Сорокина (Кафедра анестезиологии и реаниматологии ИГМУ, зав. кафедрой проф. И.Е. Голуб)
Резюме. В статье говорится о постдипломном преподавании анестезиологии и реаниматологии в медицинском ВУЗе.
Ключевые слова. Преподавание, анестезиология и реаниматология.
Подготовка анестезиологов и реаниматологов является сложной и многоплановой проблемой. Эта специальность прошла непростой путь в совершенствовании формирования системы подготовки студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов.
На качественно новый уровень поднялась подготовка анестезиологов и реаниматологов после создания курса анестезиологии и реаниматологии в 1981 году. Одногодичная специализация, т. е. интернатура по специальности анестезиология-реаниматология была утверждена официально приказом М3 РФ 44 от 20.01.1982 года. По мере становления специальности преподавание анестезиологии и реаниматологии в ВУЗе и постдипломная подготовка врачей анестезио-логов-реаниматологов постоянно претерпевает изменения. Вопросы постдипломного образования неоднократно обсуждались на пленумах и съездах анесте-зиологв-реанииматологов (Ярославль, 1971; Красноярск, 1981; Ворошиловград, 1988; Запорожье, 1991; Москва, 1998 год; Санкт-Петербург, 2000; Омск, 2002). С 1992 года приказом М3 РФ №173 от 04.06.1992 года была введена двухгодичная подготовка в клинической ординатуре.
Независимо от формы обучения по анестезиологии и реаниматологии согласно утвержденной М3 РФ программе (1996) учебный процесс включает следующие разделы: профессиональная подготовка, смежные специальности и фундаментальные дисциплины. Профессиональная подготовка составляет 80% основного времени и включает теоретический курс лекций (144 160 часов), семинарские занятия по специально-
сти (240 часов) два раза в неделю по 3 часа, семинары
«круглый стол», обход профессора и (или) доцента
ежедневно с последующим обсуждением, практическая работа в операционной и отделениях реанимации и интенсивной терапии, обязательные дежурства два раза в месяц. Следует отметить, что рабочая неделя врача-ординатора анестезиолога-реаниматолога составляет 72 76 часов, что соответствует таковой в развитых странах (Англия - 84-88 часов, США - 80-90 часов). Смежные специальности, изучаемые ординаторами: токсикология, иентенсивнаятерапия (144 часа); эндокринология (36 часов); онкология (36 часов); акушерство ( 36 часов). Фундаментальные дисциплины преподаются в виде лекционного курса, включающего лекции по клинической фармакологии, биохимии, патофизиологии, организации здравоохранения, менеджменту, юриспруденции.
В аспекте профессиональной подготовки ординаторы распределяются по отделениям анестезиологии и интенсивной терапии, где в полном объеме осваивают практические навыки. По графику происходит ротация их пребывания в каждом специализированном отделении с таким расчетом, чтобы в конце обучения онн моглн освоить работу в областях, предусмотренных программой и овладеть определенным объемом практических навыков. Учитывая тот факт, что большинство ординаторов готовится для самостоятельной работы в области, республиках Бурятия, Тува и Якутии задача кафедры состоит в том, чтобы основу плана подготовки врача анестезиолога-реаниматолога составляла работа в неотложных отделениях и палатах интенсивной терапии. Это отделения сосудистой и абдоминальной хирургии, неотложной хирургии, травматологии, родильного дома, гинекологии, работе в реанимационном отделении и палатах интенсив-
ной терапии уделяется 30 40 % учебного времени: многопрофильная реанимация; кардиологическое, ожоговое, токсикологическое реанимационные отделения. В течение всего времени прохождения обучения ординаторы ежемесячно отчитываются о проделанной работе, освоении практических навыков. Полугодовая и годовая аттестации включают компьютерное тестирование, сдачу практических навыков в операционной и палатах интенсивной терапии, собеседование и отчет.
Одной из форм научно-исследовательской работы ординатора является курсовая работа, которая в зависимости от ее актуальности и научной ценности, докладывается на клинической конференции в больнице, заседании научно-практического симпозиума Ассоциации анестезиологов-реаниматологов Иркутской области. Приоритетными направлениями кафедры анестезиологии-реаниматологии ИГМУ является создание и внедрение реанимационных комплексов, разработка новых методик анестезиологического обеспечения в различных разделах хирургии, применение лазерных технологий в анестезиологии и интенсивной терапии критических состояний. Курсовая работа заключительный этап практической и научной подготовки врача в ВУЗе, показатель зрелости выпускника как специалиста, выявляющий умение творчески применять полученные знания для решения практических задач.
По окончанию срока подготовки в ординатуре
клинические ординаторы сдают выпускной экзамен по специальности. Экзамен проводится в три этапа: первый этап тестовый контроль; второй клинический разбор больного, проверка диагностических и лечебных навыков; третий защита научно-практической работы, собеседование с преподавателями. Анализируя результаты подготовки клинических ординаторов за 1992 2004 годы необходимо отметить, что подготовка специалистов проводится на достаточно высоком уровне: более 90% выпускников сдали выпускной заключительный экзамен с оценкой «хорошо» н «отлично».
В настоящее время увеличивается потребность здравоохранения Иркутской области во врачах анесте-знологах-реаннматологах, она составляет 10 15 специалистов ежегодно. Это обусловлено не только развитием здравоохранения в таких крупных регионах как наш, но изменением структуры оказания медицинской помощи и характера оперативных вмешательств.
В дальнейшем молодые специалисты имеют возможность совершенствовать свои навыки и знания на кафедре анестезиологии-реаниматологии ИГМУ по различным направлениям: проблемы анестезиологии в акушерстве, вопросы респираторной поддержки в анестезиологии и реаниматологии, интенсивная терапия экзо- и эндотоксикозов, хирургические методы детоксикации, особенности обезболивания и интенсивной терапии в педиатрии, актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии и другие.
POST DIPLOMA TRAINING OF ANESTHESIOLOGY AND REANIMATOLOGY AT IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY - PRESENT AND FUTURE
G. Abramovich, I. Golub, L. Sorokina (Depatment of anesthesiology and reanimatology of ISMU)
Post-diploma teaching anesthesiology and resuscitation in Medical Higher Educational Establishment is discussed in the article.