АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ___________________________________________________________
© ВИНОГРАДОВА А.В., СЕРГЕЕВА Н.Д., ФЕДИНА Е.А. — 2010
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
А.В. Виноградова, Н.Д. Сергеева, Е.А. Федина (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье описаны особенности кадрового состава и организации учебного процесса на кафедре общей стоматологии факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов ИГМУ Отмечены отрицательные и положительные моменты обучения. Предложена оптимальная модель подготовки врачей-интернов по специальности «Стоматология», которая позволяет готовить высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: врач-интерн, стоматология, постдипломное образование
POSTGRADUATE DENTAL EDUCATION
A.V Vinogradova, N.D. Sergeeva, E.A.Fedina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The following article is devoted to the problem of staff and organization of educational process at General Dentistry and Postgraduate Education Department. Negative and positive features of learning process were considered. The optimal model for students and postgraduates training in dentistry was introduced. This model promotes high level of specialists training.
Key words: stomatology, postgraduate dental education.
Обучение в интернатуре по специальности 040401 «Стоматология» предполагает подготовку специалиста, обладающего совокупностью знаний, умений и практических навыков в области профилактики, диагностики и лечения, наиболее распространенных стоматологических заболеваний взрослых и детей с применением терапевтических, хирургических и ортопедических методов, и является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование [1,3].
Организация подготовки врачей-интернов осуществляется Минздравсоцразвития России и органами управления здравоохранения субъектов РФ.
Основной задачей интернатуры является совершенствование теоретических и практических навыков выпускников высших образовательных учреждений, повышение степени их готовности к самостоятельной деятельности по избранной специальности. Для решения этой задачи в Иркутском государственном медицинском университете была создана кафедра общей стоматологии на факультете повышения квалификации и постдипломной подготовки специалистов.
Работа кафедры построена по учебному плану, разработанному в Иркутском государственном медицинском университете. Он был рекомендован УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в соответствии с приказом, утвержденным государственным комитетом о Высшей школе от 21.01.1995 г. и Государственным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов в интернатуре по специальности 040101 «Стоматология» [2].
Подготовку врачей-интернов обеспечивает профессорско-преподавательский состав. Особенностью кадрового состава кафедры является то, что большая часть преподавателей являются совместителями, которые работают в штате профильных кафедр университета. Эта особенность имеет отрицательные и положительные моменты.
Отрицательным моментом является то, что наличие большого числа совместителей создает
трудности в оперативном управлении учебным процессом, а положительным то, что совместители являются высококвалифицированными специалистами в своей области, имеют научные степени, знания и опыт преподавательской работы. Все это позволяет построить учебный процесс созданной кафедры на хорошем методическом уровне с первых дней ее организации. Кроме того нестабильность штатного расписания, обусловленного неодинаковым числом ежегодного набора врачей-интернов, не позволяет иметь постоянные квалифицированные кадры в штате кафедры.
Обучение, по указанной программе, занимает 1728 часов, из которых на профессиональную подготовку по специальности отводится 1106 часов. Это предполагает освоение в клинических условиях профилактики, диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний: кариес и его осложнения, заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта, воспалительные заболевания зубочелюстной системы, травма, аномалии развития, дефекты и деформации челюстнолицевой области.
Учебная программа в часах представлена в таблице 1.
Из данных таблицы видно, что распределение часов по отдельным специальностям было неодинаковым, что потребовало выбор обучения. На первый взгляд, удобной формой в данной ситуации являлась бы фронтальная форма, которая могла скоординировать неоднозначность часов по различным специальностям. Вместе с тем особенностью постдипломного обучения является максимальное приближение врача-интерна к будущей практической деятельности, где рабочий день должен составлять 6 часов. Поэтому нами была выбрана цикловая форма обучения. Во время каждого цикла врач-интерн может принимать больных как на обычном поликлиническом приеме, т.е. в течение 6 часов. Для этого обучающиеся распределялись на 4 потока по 1012 человек в каждом. Занятия проводились по цикло-
Таблица 1
Распределение часов учебной программы
Терапевтическая стомато логия Хирургическая стоматология Ортопедическая стоматология Детская стоматология Кожные болезни Лучевая диагно- стика Фундамен- тальные дисциплины Итого
411 280 171 414 54 36 72 1728
часов часов час часов часа часов часа часов
вому принципу, согласно составленному расписанию. Для индивидуального обучения на каждом цикле были введены элективные курсы по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии. На наш взгляд электив позволяет повысить степень индивидуального обучения врачей-интернов в рамках действующего образовательного стандарта.
Преподавателями кафедры был разработан дневник, в котором отражены: индивидуальный учебный план, расписание циклов по основным и смежным дисциплинам, а также практическая деятельность и теоретическая подготовка врачей-интернов по каждому пройденному разделу.
Немаловажная роль при обучении отводилось научно-исследовательской работе. В течение учебного года врачи-интерны под руководством руководителя, которым является преподаватель кафедры, проводили углубленное исследование по определенной теме. Итогом этой работы являлась конференция с выступлениями (докладами) и сборник печатных работ участников.
Методическое обеспечение учебного процесса включало: методические материалы и учебные посо-
бия по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии, разработанные кафедрой, видеофильмы, тесты по профильным дисциплинам, а также литературу, указанную в учебной программе дисциплины, технические средства обучения и учебнометодическую литературу, изданную профильными кафедрами.
Качество подготовки специалистов оценивалось по результатам зачетов, проводимых по окончанию циклов, полугодовой и годовой аттестации, тестирования, отзывов о работе органов здравоохранения и преподавателей, проводящих обучение врачей-интернов. По окончании срока подготовки в интернатуре врачи-интерны сдают квалификационные экзамены на сертификат специалиста.
Таким образом, учитывая все положительные и отрицательные моменты обучения врачей-интернов на кафедре общей стоматологии ФПК и ППС ИГМУ, была создана оптимальная модель подготовки кадров по специальности «Стоматология», которая обеспечивает достаточно высокий уровень знаний и навыков молодых специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования // Российский стоматологический журнал. — 2000. — №5. — С. 33-36.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 —
«Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». — М., 2000. — 20 с.
3. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., и др. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Стоматология. — 2001. — № 2. — С. 4-10.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Виноградова Алла Владимировна — заведующая кафедрой, доцент, к.м.н.
© ГОЛУБ И.Е., СОРОКИНА Л.В., НЕТЕСИН Е.С., КУРЬЯНОВ А.А. — 2010
ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ
И.Е. Голуб, Л.В. Сорокина, Е.С. Нетесин, А.А. Курьянов (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Подготовка специалистов анестезиологов-реаниматологов в настоящее время требует существенных изменений в связи возрастающими требованиями к данной специальности, обусловленные существенным повышением требований к качеству оказания медицинской помощи, как со стороны ее потребителей, так и со стороны страховых компаний.
Ключевые слова: последипломное образование, анестезиология и реаниматология, качество оказания медицинской помощи.
PROBLEMS IN POST-DIPLOMA EDUCATION OF ANESTHESIOLOGISTS — REANIMATOLOGISTS
I.E. Golub, L.V. Sorokina, E.S. Netesin, A.A. Kurjanov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. Preparation of experts anesthesiologists-reanimatologists demands essential changes in association with increasing requirements to the given speciality, caused by essential increase of requirements to quality of rendering medical aid, both on the part of consumers, and on the part of insurance companies.
Key words: post-diploma education, anesthesiology and resuscitation, quality of rendering medical aid.
Высококвалифицированные кадры — это ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие любой страны. В настоящее время Россия стремиться к ВТО и членству в ЕЭС. В связи с этим предпринимаются шаги, направленные на евроинтеграцию отечественной системы высшего образования. Впрочем, не доказано, что классическое российское медицинское образование уступает образованию, полученному, например, в Румынии (страны участницы соглашения в Болонье). В рамках Болонской декларации, подписанной Россией в 2003 году, предполагается достижение уровня подготовки молодых анестезиологов-реаниматологов идентичного зарубежному уровню образованию. Необходимо отметить, что сроки подготовки за рубежом составляю
не менее 5 лет. Согласно приказа Минздравсоцразвития России от 11.03.2008 года №112н подготовка специалистов проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре по основной специальности анестезиология и реаниматология. Непонятна позиция руководства о возвращении интернатуры по анестезиологии и реаниматологии, вероятно обусловленное желанием обеспечить отдаленные населеннее пункты, крупные города, большим количеством молодых специалистов, учитывая дефицит, утечку квалифицированных кадров, невысокий рейтинг среди других специальностей, что связано с низкой оплатой труда, высокой напряженностью, стрессогенностью, ответственностью и социальной незащищенностью анестезиологов-реаниматологов.