Научная статья на тему 'Постчеловек и этика трансгуманизма в японской анимации'

Постчеловек и этика трансгуманизма в японской анимации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
726
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японская анимация / трансгуманизм / свобода / человек / Japanese animation / transhumanism / freedom / human

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Артамонова Полина Константиновна, Иващенко Яна Сергеевна

В статье рассматривается проблема отражения идей трансгуманизма в японской анимации. Принципы художественной интерпретации передовых научных достижений в области трансформации человека показаны на примере отдельных фильмов и сериалов. Делается вывод о том, что японское аниме, наряду с решением художественных задач, выступает средством адаптации общества к новым социально-культурным условиям, апробации вариантов развития будущего, а также популяризации идей трансгуманизма и науки среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTHUMAN AND ETHICS TRANSHUMANISM IN JAPANESE ANIMATION

The authors of the article address the problem of reflecting the ideas of transhumanism in Japanese animation. The artistic principles of interpretation of advanced scientific achievements in the field of human transformation are shown on the example of individual films and film series. It is concluded that the Japanese anime, along with the solution of artistic problems, is a means of adapting society to new socio-cultural conditions, a means of testing the options for developing the future, as well as a way of popularizing the ideas of transhumanism and science among adolescents

Текст научной работы на тему «Постчеловек и этика трансгуманизма в японской анимации»

УДК 13+271.2+001

ПОСТЧЕЛОВЕК И ЭТИКА ТРАНСГУМАНИЗМА В ЯПОНСКОЙ АНИМАЦИИ

Артамонова Полина Константиновна.

Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, студент, fbmonodreams@gmail.com.

Иващенко Яна Сергеевна.

Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, профессор кафедры истории и политологии; Новосибирский государственный педагогический университет, зав. каф. управления образованием, iva_ya@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается проблема отражения идей трансгуманизма в японской анимации. Принципы художественной интерпретации передовых научных достижений в области трансформации человека показаны на примере отдельных фильмов и сериалов. Делается вывод о том, что японское аниме, наряду с решением художественных задач, выступает средством адаптации общества к новым социально-культурным условиям, апробации вариантов развития будущего, а также популяризации идей трансгуманизма и науки среди подростков.

Ключевые слова: японская анимация, трансгуманизм, свобода, человек.

POSTHUMAN AND ETHICS TRANSHUMANISM IN JAPANESE ANIMATION

Artamonova Polina Konstantinovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Student, fbmonodreams@gmail. com.

Ivaschenko Yana Sergeyevna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Professor, Department of history and political science; Novosibirsk State Pedagogical University, Head of the Department of Education Management, iva_ya@mail.ru.

Abstract. The authors of the article address the problem of reflecting the ideas of transhumanism in Japanese animation. The artistic principles of interpretation of advanced scientific achievements in the field of human transformation are shown on the example of individual films and film series. It is concluded that the Japanese anime, along with the solution of artistic problems, is a means of adapting society to new socio-cultural conditions, a means of testing the options for developing the future, as well as a way of popularizing the ideas of transhumanism and science among adolescents.

Key words: Japanese animation, transhumanism, freedom, human.

Сегодня Япония является одной из передовых стран в области био- и кибернетических технологий. Осмысление результатов и социальное

прогнозирование развития этих научных достижений во всем мире нашло свое отражение в трансгуманизме. Трансгуманизмом называют новое рациональное направление философии, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки; мировоззрение, которое признает положительными и перспективными «фундаментальные изменения в человеке с помощью передовых технологий с целью ликвидации страдания, старения и смерти, значительного усиления физических, умственных и психологических возможностей человека» [2].

Ключевые идеи трансгуманизма содержатся не только в науке и философии, но и в художественной культуре [1], в частности, в японской анимации. Японская анимация или аниме издаётся в форме телевизионных сериалов или фильмов, отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел) или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). Японская анимация, в отличие от других национальных вариантов мультипликации, рассчитана не столько на детей, сколько на подростков и взрослых людей [3]. Возрастная категория аниме определяется тем, что в них затрагиваются серьёзные проблемы личности, общества и жизни в целом. Нередко, пересматривая один и тот же сериал в разные отрезки времени, возможно открыть новые проблемы, которые вкладывает автор в своё произведение.

На примере отдельных произведений рассмотрим, каким образом основные идеи трансгуманизма включены в японскую анимацию. Начнем с анимационного фильма режиссёра Сюко Мурасэ по роману писателя-фантаста Project Itoh (настоящее его имя Кейкаку Ито) «Орган геноцида». Сюжет повествует о Клевисе Шепарде, солдате 1-го отряда специальных операций Вооружённых сил США. Его задачей было уничтожение Джона Пола - человека, который разработал «грамматику геноцида» по специальному заданию национального военного ведомства США. Потеряв жену и дочь в теракте в Сараеве, он забрал все свои исследования и стал с помощью их развязывать гражданские войны по всему миру. Причина его действий, по словам самого Джона, крылась в том, что таким образом он хотел защитить тех, кого любит.

В этом произведении нашли отражение некоторые осмысливаемые в рамках трансгуманизма идеи. С помощью специальных препаратов и психотропных веществ возможно снизить порог чувствительности. Это позволило солдатам легче переносить боли во время их операций. Отряд Шепарда и он сам также использовали специальные капли для глаз, позволяющие погрузиться в дополненную реальность. В повседневной жизни правительство использовало встроенный в системы общественной безопасности искусственный интеллект для нахождения на улицах города преступников и террористов. В фильме прослеживается мысль, что данная разработка нарушает свободу человека. В конце фильма Клевис использовал грамматику геноцида, погрузив Америку в гражданскую войну, чтобы люди вновь обрели свободу.

В анимационном сериале «Psycho-Pass» студии Production I.G. показана система «Сивилла», которая играет важнейшую роль в жизни Японии: обеспечивает безопасность общества, определяет способности и психическое состояние любого человека, а так же коэффициент преступности - величину

вероятности, с которой человек может совершить преступление. В задачи молодого инспектора Бюро Общественной Безопасности Аканэ Цунемори входит организация и раскрытие преступлений, а также поиск людей, чей коэффициент преступности превышает норму. Далее таких нестандартных личностей направляют на принудительное лечение в специальные центры или же нейтрализуют.

У каждого человека, согласно сюжету фильма, имеется «Психопаспорт» -специальная характеристика, в которой отображаются все данные о человеке. Действия служащих Бюро предполагают совершение карательных мер, поэтому, чтобы инспекторы не портили свой личный «психопаспорт», вместе с ними в отряды входят каратели - латентные преступники, выбранные системой «Сивилла» для несения службы и совершения «особых» дел. Героям предстояло встретиться с преступником Макишимой Сёго, чей психопаспорт не изменяется при совершении им злодеяний. Макишима имеет свою цель - уничтожить систему «Сивилла». В процессе поимки Аканэ узнаёт главный секрет «Сивиллы». По официальной версии систему представлял высокоразвитый искусственный интеллект, но на самом деле это был коллективный человеческий разум: он состоял из комнаты, заполненной человеческими мозгами, причём мозгами людей вроде Макисимы, и соединёнными в единую сеть.

В этом произведении отражены идеи аболиционизма как течения трансгуманизма. Аболиционисты считают, что технологии будущего следует использовать для прекращения непреднамеренных страданий всех чувствующих существ. В мире «психопаспорта» установлены параметры и пределы «счастья» для людей, при которых они не испытывают негативных эмоций. «Сивилла» организует японское общество таким образом, чтобы граждане не испытывали стресс. В головы людей заложена установка о том, что пока «психопаспорт» в норме, они счастливы. Когда коэффициент преступности становится выше дозволенного значения, человек начинает испытывать колоссальный стресс, теряет все нравственные и моральные принципы и сходит с ума.

Интерес с точки зрения идей трансгуманизма вызывает организация самой системы «Сивилла». Обобщённая концепция трансгуманизма подразумевает возможность отделения мышления от биологического тела и перенос разума в информационное поле. Как было показано ранее, «Сивилла» - это коллективный человеческий разум, соединённый в единую цепь. Люди, чьи мозги образуют эту сеть, практически получили бессмертие, но при этом не утратили способность вести активную умственную жизнь и влиять на общественные процессы. В концепции трансгуманиза изолированный мозг представляется чем-то вроде суперкомпьютера, способного управлять большими космическими станциями. Использование изолированного мозга в качестве бортового суперкомпьютера мы обнаруживаем ещё в одном анимационном проекте «Гуррен-Лаганн».

Аниме-фильм «Призрак в доспехах» снят в 1995 году режиссёром Мамору Осии по манге Масамунэ Сиро 1992 года. Сюжет повествует о майоре полиции Мотоко Кусанаги - киборге с человеческим мозгом. Отдел Кусанаги занимается борьбой с кибертерроризмом. С развитием компьютерных сетей и кибер-технологий люди получили возможность вживлять в своё тело нейронные

имплантаты. Но это принесло новую опасность для человечества. Теперь призрак человека - сознание - можно взломать, как обычный компьютер, что предоставляет доступ для контроля человека. Героиня противостоит искусственному интеллекту под названием «Проект 2501» или «Кукловод». Изначально Проект был создан правительством для дипломатических задач и провокаций. Со временем Кукловод развился до существа с сознанием. С этих пор целью Кукловода стала эволюция призраков по аналогии с теорией Дарвина. Объединение двух и более призраков привело бы к созданию нового разума, являющегося не точной копией, а неким новым объектом - разумом со своим «Я», созданным из множества сознаний.

С точки зрения трансгуманизма в этом произведении рассматриваются такие кибернетические технологии развития человека, как нейропротезирование, экзоскелет, экзокортекс, загрузка сознания. Это произведение стало одним из первых фильмов, показанных на больших экранах и распространявших идеи трансгуманизма в масс-медиа.

Подводя итоги, следует сказать о том, что введение проблематики трансгуманизма в аниме способствует популяризации основных достижений науки и техники в среде подростков - потенциальных молодых ученых, которые в обозримом будущем поддержат развитие новых технологий. Вместе с тем погружение в аниме является средством адаптации и подготовки общества к новым социально-культурным условиям, когда потребуется пересмотр всех основополагающих ценностей и характеристик понятия «человек». То есть сюжеты этих фильмов выступают своеобразной моделью для апробации вариантов развития будущего. Возможно, в тот момент, когда это потребуется, люди и, в частности, зрители японских аниме, будут к этому готовы.

Библиографический список:

1. Бейсембенов Т.И., Иващенко Я.С. Образ человека будущего в современном кинематографе (на примере творчества Д. Вильнёва) // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 марта 2019 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИП-ППСР», 2019. - С. 160-163.

2. Универсальный дополнительный практический толковый словарь (И. Мостицкий). Составитель: И. Мостицкий, 2005-2012 год. - URL: http://rus-yaz. niv. ru/doc/dictionary/mostitskiy/index.htm.

3. Bould M. The Routledge Companion to Science Fiction. - Routledge, 2009. -576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.