Научная статья на тему 'Постановка «Вечных вопросов» в стихотворных текстах современных татарских поэтов'

Постановка «Вечных вопросов» в стихотворных текстах современных татарских поэтов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭЗИЯ / ВРЕМЯ СТИХОВ / ОБРАЗ АВТОРА / ЭМОЦИИ / АВТОРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ / AUTHOR'S PRESENCE / MODERN TATAR LITERATURE / POETRY / TIME OF VERSES / IMAGE OF AUTHOR / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хасанова Фарида Фирдавесевна

Рассмотрено творчество татарских поэтов старшего поколения. Современные стихи построены таким образом и произносятся с такой интонацией, что у читателя создается впечатление, будто с ним «говорит сам автор». Не протест против нового, а печаль об уходящем владеет поэтами. Они чувствуют себя настолько привязанными к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимают как собственную обреченность. Таким образом, современные лирические произведения дают представление и о личности самого поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING «ETERNAL QUESTIONS» IN THE VERSES OF MODERN TATAR POETS

The article deals with the works of tatar poets of senior generation. Modern verses are created in such way and are pronounced with such intonation that the reader has an impression, as if the «author spoke» himself. No protest against new, but sadness about passing time reigns over the poets. They feel so attached to the past that its inevitable ruin is perceived as their own doom. Thus, modern lyrical works give a notion about the personality of the poet himself.

Текст научной работы на тему «Постановка «Вечных вопросов» в стихотворных текстах современных татарских поэтов»

УДК 894.321

Ф.Ф. ХАСАНОВА

ПОСТАНОВКА «ВЕЧНЫХ ВОПРОСОВ» В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАРСКИХ ПОЭТОВ

Ключевые слова: современная татарская литература, поэзия, время стихов, образ автора, эмоции, авторское присутствие.

Рассмотрено творчество татарских поэтов старшего поколения. Современные стихи построены таким образом и произносятся с такой интонацией, что у читателя создается впечатление, будто с ним «говорит сам автор». Не протест против нового, а печаль об уходящем владеет поэтами. Они чувствуют себя настолько привязанными к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимают как собственную обреченность. Таким образом, современные лирические произведения дают представление и о личности самого поэта.

F.F. KHASANOVA

RAISING «ETERNAL QUESTIONS» IN THE VERSES OF MODERN TATAR POETS

Key words: modern tatar literature, poetry, time of verses, image of author, emotions, author's presence.

The article deals with the works of tatar poets of senior generation. Modern verses are created in such way and are pronounced with such intonation that the reader has an impression, as if the «author spoke» himself. No protest against new, but sadness about passing time reigns over the poets. They feel so attached to the past that its inevitable ruin is perceived as their own doom.

Thus, modern lyrical works give a notion about the personality of the poet himself.

«Писать о стихах теперь почти так же трудно, как писать стихи. Писать же стихи почти также трудно, как читать их. Таков порочный круг нашего времени. Стихов становится все больше и больше. И в сущности, сейчас есть налицо не стихи, а поэты. Время стихов не определяется теперь днем их появления, время поэзии определяется авансом», - писал в свое время Ю.Н. Тынянов [8, с. 40]. Из высказывания Ю. Тынянова вытекают актуальность темы и цель нашей статьи: определить эстетическую ценность современных стихов, а новизной является тот факт, что исследуются современные стихи знаменитых татарских поэтов старшего поколения, т.е. тех, чье творчество формировалось в 50-60-е годы XX в.

Знакомясь со стихами современных поэтов, нетрудно заметить, что преимущественное положение в них занимает эмоциональное начало. Подлинное искусство всегда обращено к человеческим чувствам; эмоциональность - одна из форм познания действительности, если, конечно, эмоции соотнесены с явлениями общественной жизни. И в то же время чисто эмоциональное отношение к жизни - это стихийная форма ее познания.

Например, народный поэт Республики Татарстан Ахсан Баян в стихотворении «Вы поймете» (1992) создает портрет гордо вопрошающего человека: «Мин -иманлы, мин горурмын, / Дансыз, малсыз, чалбарсыз» [2, с. 284]. (Я и честный, я и гордый, / Неизвестный, небогатый, без штанов). (Здесь и далее перевод подстрочный. - Ф.Х). Так пишет известный поэт, лауреат Госпремии им. Г. Тукая для потомков. Дальше эмоции усиливаются: «Безней буын шулай кыюсызрак / Булып чыкты. Ъ сез?/ Булдырдыгыз! / Шау-г^р килеп уздыгыз да безне, - / Б^екпекк^ ^лл^ б^лгенлекк^ / Ыргылдыгыз, / Булдырдыгыз!» [2, с. 291]. (Таким уж робким оказалось наше поколение. / А вы? Сотворили! / С шумом, гамом обогнали нас, / Или к величию, или к ничтожеству / Рванулись. / Сотворили! Победили!). Поэт, с одной стороны, рассказывает о стремительном динамизме современной эпохи, с другой - приходит к защитному решению, что он бессилен перед этим новым, зловещим миром и не в состоянии в нем ничего изменить, но в силах приучить себя по-иному видеть его. Едва заметна и третья сторона: не различать добро и зло, утвердить в себе безразличное отношение к ним, снизить уровень страданий, сведя до

минимума жизненные потребности. Но не все так безнадежно. Поэт сумел донести до ума и сердца читателя логические выводы, впечатляющие слова с помощью таких художественных средств, как риторический вопрос, прямое обращение к читателю. Одно из сильных, впечатляющих стихов А. Баяна называется «Я пришел в мир, чтоб изменить его» (1993). Вот как пишет поэт: «Д^ньяны мин жзг^ртерг^ килдем, / Башлык булыр дидем, кирд^ хаклык. / Хак б^хетне дичкем алмас тартып, / Р^нкет^лм^с дичкем кшчсезне - / ^лк^нн^рне, толны, жксезне» [2, с. 292]. (Я пришел в мир, чтоб изменить его, / Думал, что на земле будет главенство правды. / Никто не посягнет на правое счастье, / Никто не обидит слабого - / Стариков, вдов и сирот). Но из стиха видно, что лирический герой не только обездоленных, но и себя не в состоянии защитить. Стихотворение полностью отражает экзистенциалистское настроение лирического героя. Приходит конец силам, надеждам того, кто порывался изменить мир, а время добивается перемен в нем самом. Портрет героя напоминает описание израненного тигра: «Тормыш тгел, сатыш, тартыш монда. / Алдау, талау - игї зур акыл кшче. / ^з киремд^ мин ят, мин чит кеше, / Тик к^з^теп утырам базарны, / К^лм^к ертып, б^йлим ярамны... (Не жизнь, а продажность, свалка, / В обмане и в грабеже - вся сила ума. / На своей земле я посторонний, я чужак. / Всего лишь наблюдатель за базаром./ Разорванной рубахой перевязываю свои раны...). Таким образом, показывается бессилие лирического героя перед лицом новых реалий.

Еще древнегреческий философ Сократ говорил, что нужно не просто жить, а жить по-доброму, честно. История помнит еще и такое время, что надо было «жить спокойно», «по принципам»: не высовываться или «моя хата с краю». Однако попытаемся понять смятение поэта. Не протест против нового, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность.

Поэты-современники при изображении действительности обращают внимание на конфликты различного характера, так как уже сам человек - единство противоположностей, в нем самом идет борьба между духовными стремлениями и материальными потребностями; какое свойство победит, такой дорогой и пойдет человек. Один из конфликтов - личность и время. Эта тема наиболее остро встает в творчестве народного поэта РТ Рената Хариса. Поэт пишет: «Ягїа заман кил^. Кил^ к^я к^еп. / К^зебезг^ тер^п ата бик к^п гаеп. / Урамнарда й^ри к^пме тере м^ет, / Берсен^ д^ чыкканы юк могїльї б^ет, / Берсен^ д^ [6, с. 439]. (Наступает новое время, идет, нацелившись стрелой. / Прямо в глаза бросает множество обвинений. / По улицам бродит сколько живых трупов, / И ни об одном из них не родился печальный баит). Жизнь невозможна без поисков и сомнений, без мечты дерзания, как невозможна она без убеждений, позиций, нравов - таков основной мотив стихов Р. Хариса.

Издавна известно, что равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, кто господствует. Именно такой мотив преследуется в стихотворении «Новое время» народного поэта РТ Гамиля Афзала. Оно начинается с описания чувства тоски по прошлому: вспоминается время, когда кумган, ураза, религия были под запретом. Далее человек восстанавливает в памяти годы, когда многие подозревали друг друга в доносительстве. А сегодня - только петь бы и ворковать, сегодня - время равнодушия. В стихотворении чувствуется ирония, переходящая в сарказм. Действительно, на первый взгляд, человеку вроде дана свобода, но для чего она апатичному человеку? Если к тому же этот равнодушный человек еще и является членом колхоза «Красный лодырь». Поэт в стихотворении применяет такие рифмы, как «этлек-ч^плек» («свинство-свалка») для характеристики этого периода. А вот в стихотворении «Время» [1, с. 325] Г. Афзал поднимает понятие «эпоха» до уровня понятия «собеседник». Каков же он? Красив, но сам в красоту (искусство) не верит;

сообразителен, но скуп на чувства; расчетлив, знакомых выбирает выгодных; не романтик, с серенькой душой, с недобрыми глазами, с сухой речью, - по существу, очень одинокий. Значительное количество стихов поэта посвящено современности. В одном из них («Эпоха гласности») он подчеркивает, что нельзя ограничиваться просмотром по телевизору новостей, нельзя держать язык на привязи, боясь окрика начальников [1, с. 372]. Поэтом поощряется инициатива, умение преодолевать устаревшие стандарты. В другом стихотворении поэт сообщает, что понял ложность опыта 60-летней жизни человека. После прочтения этих стихов вспоминаются стихи поэта начала XX в. Дердеменда: «З^гыйфь кырмыскамын мин юлда яткан, / Т^гел бал кортымын - / Чагып елаткан. (Я искалеченный муравей, лежащий на дороге, не пчела, которая может ужалить и заставить плакать).

Значительная часть современных стихов напоминает агитационные лозунги, с эстетической стороны они не сравнимы со стихами поэтов начала XX в. Вот, например, стихи Ахмета Гаделя, в которых он еще больше обостряет драматизм новшеств, принесенных ветрами демократии: «Кем гаепле - безме, заманмы? / Кем уятты безд^ яманны? / Кем торгызды авыр чакларны? / Кем к^рс^тте кискен чатларны? / Ул елларный ялгыш эшл^ре / Ни эшл^тте безне? Нишл^дек? / Кем гаепле? Безме? Заманмы? / Кайсы ^стен: хаклык, яманмы? [5, с. 117]. (Кто виноват: мы или время? / Кто разбудил в нас злость? / Кто принес тяжелые времена, / Кто показал нам острые углы? / Ошибки прошлых лет что сделали с нами? / Что мы сделали? / Кто виноват? Мы? Время? / Что господствует? Правда или ложь?). Чувствуется интонация великого Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!». Трагические переживания лирического героя приводят его к выводу, что «лишь себя мы не смогли победить», хоть и утверждал раньше, что всех врагов победил. Ему кажется, что и в последний путь его будет провожать характерный российский «вечный вопрос»: кто виноват? А. Гадель к этому «вечному вопросу» возвращается не раз и в других стихотворениях, призывая отвечать за содеянное. Таким образом, в его стихах усиливаются мотивы поучительности, что, как известно, негативно влияет на эстетическую сторону произведения. За нравственными поисками стоят социальные потребности. Их удовлетворение предполагает поиск ответов на вечные философские вопросы: что есть человек и в чем смысл его бытия? На выполнение какой жизненной задачи он должен ориенти-ро-ваться? Какую миссию ему предстоит избрать в жизни и как жить, чтобы исполнить свое человеческое предназначение? Существует утверждение, будто к подобным вопросам приводят страдания, выпадающие на долю личности. Вот такая «проблематика страданий» наиболее ярко видна в стихах последних лет, особенно в творчестве поэтов старшего поколения.

В свое время литературный критик и поэт Наис Гамбар так определил эстетические категории стихов: «стих не только копье или стрела с отравленным наконечником, сколько противоядие; во всяком случае, так должно быть» [4, с. 301]. Но во многих стихах, написанных в последние десятилетия, читатель встречается «со стрелой с отравленным наконечником». Видимо, острота накопленных проблем требует от поэтов суровости и краткости.

В современных стихах авторские проявления дают веские основания литературоведам исследовать образ самого автора, обнаруживать различные формы присутствия автора в тексте. Эти формы зависят от родовой принадлежности произведении, его жанра. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке текста. В современных стихах татарских поэтов автор, заявляя о себе, высказывает о принадлежности одному лирическому субъекту, изображая его переживания, отношение к «невыразимому» (В.А. Жуковский), внешнему миру и миру своей души в бесконечности их переходов друг в друга [3, с. 15]. Таким образом, современные

лирические произведения дают представление о личности самого поэта. Как отмечает Н.Д. Тамарченко, чаще всего в художественную действительность вводится автопортрет автора, а иногда персонаж-двойник автора включается в круг действующих лиц [7, с. 243]. В современных стихах татарских поэтов, особенно у поэтов старшего поколения, таких, как Ильдар Юзеев, Шаукат Галиев, Ахсан Баян, Гамиль Афзал, Фанис Яруллин, Равиль Файзуллин, Ренат Харис, существует еще один вариант присутствия «авторской личности» внутри произведения. В его речевую структуру входит «авторская маска» (Н.Д. Тамарченко), а именно: высказывания построены таким образом и произнесены с такой интонацией, что у читателя создается впечатление, что с ним «говорит сам автор».

Анализируя стихи, написанные в последние десятилетия, можно сделать такой вывод: действительно, «на плечах поэтов скорбь народа» и, как справедливо пишет И. Юзеев, «гармонии можно достичь только в стихах...»

Литература

1. Афзал Г.Г. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1.: Лирика, юмор, сатира I Г.Г. Афзал. Казань: Тат. кит. нашр., 2004. 383 с.

2. Баян А.Ф. Избранные произведения: в 5 т. Т. 1.: Лирика I А.Ф. Баян. Казань: Тат. кит. нашр., 2002. 415 с.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие I Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш.школа; Издательский центр «Академия», 2000. 55б с.

4. Гамбар Н. Путешествие в мир поэии I Н. Гамбар II Файзуллин Р.Г. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3.: Стихи, миниатюры. Казань: Тат. кит. нашр., 1995. 420 с.

5. Гаязов АХ. Праздник духа: Стихи, поэмы I АХ. Гадель. Казань: Тат. кит. нашр., 2002. 207 с.

6. Харисов Р.М. Избранные произведения: в 7 т. Т. 2.: Стихи (1980-2000) I Р.М. Харисов; сост. и авт. ввод. сл. Ф.Ф.Хасанова. Казань: Тат. кит. нашр., 2006. 463 с.

7. Теория литературы: учеб.пособие для студ. филол. факультета высш. учеб. заведений: в 2 т. I под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1: Тамарченко Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика I Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.

8. Тынянов ЮН. Литературный факт: Классика литературной науки I ЮН. Тынянов. М.: Высш.школа, 1993. 319 с.

ХАСАНОВА ФАРИДА ФИРДАВЕСЕВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры истории татарской литературы, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Казань ([email protected]).

KHASANOVA FARIDA FIRDAUSOVNA - candidate of Phiioiogicai Sciences, assistant professor of tatar literature history department, Tatar State Humanities and Education University, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.