Научная статья на тему 'Постановка проблемы функциональной асимметрии мозга в психологической науке'

Постановка проблемы функциональной асимметрии мозга в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
733
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная асимметрия мозга / личность / межполушарная асимметрия / леове полушарие / правое полушарие / психические функции / головной мозг / functional asymmetry of the brain / personality / interhemispheric asymmetry / left hemisphere / right hemisphere / mental functions / brain

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оганнисян Аракся Вагановна

В статье представлены особенности функциональной асимметрии головного мозга, обсуждаемые в психологической науке. Рассмотрены отечественные и зарубежные подходы исследования функциональной асимметрии мозга, а также ее влияния на психику, поведение, восприятие и жизнедеятельность человека. На основе проведенного теоретического анализа автором выявлены актуальные вопросы, которые затронуты в психологической науке и могут стать в дальнейшем предметом новых исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Оганнисян Аракся Вагановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT OF THE PROBLEM OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE BRAIN IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The article presents the features of the functional asymmetry of the brain, discussed in psychological science. Reviewed domestic and foreign approaches to the study of functional asymmetry of the brain as well as its influence on the psyche, behavior, perception and vital activity of a person. Based on the theoretical analysis, the author identified relevant issues that are raised in psychological science and may become the subject of new research in the future

Текст научной работы на тему «Постановка проблемы функциональной асимметрии мозга в психологической науке»

указанных ими мероприятиях должны участвовать ученики, родители и учителя, то есть ответственность за сохранение всей совокупности болгарских черт, символических кодов и болгарских национальных смыслов должна быть общей и четко осознанной.

На основе полученных результатов, в соответствии со структурированными критериями и показателями, могут быть сделаны следующие выводы и обобщения:

♦ Отмечается, что основа для формирования национальной идентичности и самосознания закладывается в семье, и она «преломляет» влияние всех других факторов — школы, СМИ, социальной среды и т.д. Эмоциональная связанность с родителем делает ребенка податливым его влиянию, создает возможности для формирования установок и отношения к национальным ценностям, судьбе, истории, наследию, территории, природе, героям и т.д.

♦ Настоящие исследования показывают, что формирование болгарской национальной идентичности начинается в семье и продолжается в период обучения в школе то есть роль семьи существенна, но необходима координация и согласованность в действиях этих значимых факторов воспитания подростков — школы и семьи.

♦ Необходима разработка программы по формированию и сохранению национальной идентичности.

♦ Учителя и родители должны быть обучены формированию основ национальной идентичности, ее аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов.

Литература

1. Anthony D. Smith (1992). National Identity and the idea of European unit, International Affairs.

2. Чавдарова-Костова С. (2001). Интеркултурно възпитание. — С., Изд. «Веда Словена — ЖГ»,

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Оганнисян Аракся Вагановна (Москва, Россия), аспирант 2-го курса кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского Университета Дружбы Народов (РУДН), E-mail: hovhannisyanaraks776@gmail.com

Аннотация. В статье представлены особенности функциональной асимметрии головного мозга, обсуждаемые в психологической науке. Рассмотрены отечественные и зарубежные подходы исследования функциональной асимметрии мозга, а также ее влияния на психику, поведение, восприятие и жизнедеятельность человека. На основе проведенного теоретического анализа автором выявлены актуальные вопросы, которые затронуты в психологической науке и могут стать в дальнейшем предметом новых исследований.

Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга, личность, межполушарная асимметрия, леове полушарие, правое полушарие, психические функции, головной мозг.

STATEMENT OF THE PROBLEM OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE BRAIN IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Ogannisyan Araksya Vaganovna (Moscow, Russia), 2nd year postgraduate student, Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN). E-mail: hovhannisyanaraks776@gmail.com

Abstract. The article presents the features of the functional asymmetry of the brain, discussed in psychological science. Reviewed domestic and foreign approaches to the study of functional asymmetry of the brain as well as its influence on the psyche, behavior, perception and vital activity of a person. Based on the theoretical analysis, the author identified relevant issues that are raised in psychological science and may become the subject of new research in the future.

Keywords: functional asymmetry of the brain, personality, interhemispheric asymmetry, left hemisphere, right hemisphere, mental functions, brain.

В настоящее время проблемой функциональной асимметрии головного мозга и ее влияния на различные аспекты психики личности активно занимаются многие отечественные (Л.Я. Балонов, В.Л. Бианки, Э.Г. Симерницкая, О.А Кондрашихина, В.Ф. Фокин, Г.Н. Болдырева, Е.В. Шарова, Ю.М. Коптелов, А.Н. Щепетков, К.В. Никитин, В.Н. Корниенко, Л.М. Фадеева, В.Ю. Куликов, Л.К. Антропова, Л.А Козлова) и зарубежные (Д. Хечт, Л. Ленгва, Н. Буч, А. Лонг, Е. Ковак, А. Тренкик, Дж. Макаули) ученые.

Одним из основных принципов функционирования полушарий головного мозга является его функциональная асимметрия. Понятие «асимметрия» в переводе с греческого означает неравномерность, разнообразие, разноподобие. Функциональная асимметрия головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга и одна из базовых закономерностей морфологии мозга у человека и у животных. Данный феномен проявляется не только в построении мозга, но и в межполушарных особенностях психических процессов и влияет на восприятие окружающего мира, а также на специфику реагирования и поведения человека в целом.

Первым, кто высказал предположение о том, что все способности человека предопределяются активностью конкретных участков мозга, был немецкий анатом Ф. Галль (1810—1820). Функциональная асимметрия головного мозга была обнаружена в XIX веке, когда специалисты стали обращать внимание на последствия различных повреждений левой и правой половины головного мозга. Научные исследования головного мозга связаны с открытием П. Брока в 1865 году, которые основаны на наблюдении приобретенного языкового дефицита (афазии) после инсульта левого полушария, и выяснилось, что левое полушарие головного мозга праворуких людей является доминирующим для языка. До середины 1940-х годов уже существовал общий неврологический консенсус, который заключался в том, что левое полушарие правшей доминирует для всех высших психических функций и что правое полушарие доминирует у левшей.

Функциональная специализация полушарий определяется функциональной асимметрией, которая в свою очередь описывается степенью и качеством переработки информации извне и регуляции соответствующей функции, которая в большей степени принадлежит данному полушарию. Разными полушариями переработка информации и осуществление функции происходит по-разному. Специфичными для левого полушария являются следующие стратегии переработки информации и регуляции психической деятельности: вербально-логическая, аналитическая, произвольная регуляция с участием сознания, а для правого полушария — наглядно-образная, конкретная, синтетическая, бессознательная, непроизвольная регуляция. Функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга является основной характеристикой организации и познания человеческого мозга. Это явление также называют церебральным доминированием, функциональной или мозговой латерализацией и специализацией полушарий [8].

В настоящее время проблема функциональной асимметрии мозга разрабатывается учеными таких областей науки, как психология, физиология, медицина и т.д. Особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи функциональной асимметрии мозга с психическими когнитивными процессами и влиянию отдельных областей головного мозга на протекание всех этих процессов. Исследования по данной проблематике в русле анатомических, биологических, психофизиологических и морфологических направлений говорят о существовании определенной структуры и реализации важнейших функций головного мозга — таких когнитивных процессов, как память, внимание, мышление, речь и др.

В психологической науке также отмечается большой интерес к вопросу о том, каким именно образом функциональная асимметрии мозга влияет на психику человека.

Однако современный теоретический анализ психологических и психофизиологических источников показывает, что влияние функциональной асимметрии мозга на психические процессы, индивидуальные и личностные особенности человека носит противоречивый характер. Анализ различных исследований в области влияния функциональной асимметрии мозга на различные аспекты психической жизни, поведения и восприятия личности дает возможность описать несколько основных подходов к исследованию данной проблемы.

В.Ю. Куликов, Л.К. Антропова, Л.А. Козлова отмечают, что одним из таких подходов является исследование функциональной неравнозначности полушарий, которое начинает проявляться на ранних этапах онтогенеза как индивидуальный профиль функциональной асимметрии мозга, обусловленный сочетанием биосоциальных факторов. Очень важным направлением в исследованиях функциональной асимметрии мозга являются исследования основных закономерностей онтогенеза парной работы полушарий. Отсюда становится ясно, что неравнозначная работа полушарий головного мозга проявляется еще на самых ранних ступенях онтогенеза. В ходе онтогенеза роль левого полушария в обеспечении речевых функций возрастает по мере изменения психологической структуры самой речевой деятельности (обучение грамоте, письму, чтению) [2].

Другой подход связан с рассмотрением влияния функциональной асимметрии мозга на процесс виктимизации личности в контексте влияния темпераментальных особенностей на формирование аддиктивных и депрессивных синдромов.

Авторы обнаруживают взаимосвязь темпераментальных особенностей с глубиной отрицательных переживаний личностью и выраженностью депрессии [7]. Л. Ленгва, Н. Буч, А. Лонг, Е. Ковак, А. Тренкик как угрозу социальной виктимизации рассматривают нейрофизиологические особенности ребенка, приводящие к сложностям контроля внутренних импульсов, проявляющихся через агрессивное поведение. Такие дети часто оказываются в виктимной ситуации вследствие собственной открытой агрессии [6].

Актуальность данной проблемы заключается также во влиянии функциональной асимметрии мозга на ролевую жизненную позицию личности, через которую формируется динамичная структура отношений индивида к окружающим и к себе. Данная структура, в свою очередь, объединяет внешние проявления и внутренние механизмы активности личности и реализуется в специфическом мировоззрении, образе мыслей и поведенческих реакциях [1].

В работе Л.К. Антроповой показано, что лица с доминированием левого полушария в стрессовых условиях принимают решение о возможности позитивного изменения ситуации и мобилизуют все свои ресурсы для его достижения, а индивидуумы с праволате-ральной специализацией при столкновении со стрессовой ситуацией стремятся к уходу от проблемы физически или психически [4].

Е.Л. Луценко также прослежены связи между коэффициентом межполушарной асимметрии, темпераментом и способностью к саморегуляции личности. Обнаружено, что большинство имеют левополушарную асимметрию, что объясняется вероятным стрессовым состоянием [3]. Д. Хечт отмечает, что депрессия обусловлена доминированием правого полушария, что позволяет описать потенциальные связи между функциональной асимметрией мозга и признаками депрессии [5].

Н.А. Аминов считал, что индивидуальные различия в функциональной асимметрии полушарий головного мозга выступают в качестве фактора, предопределяющего характер когнитивной стратегии по отношению к раздражителям, оцениваемым как угрожающие. Было выявлено, что у лиц с менее выраженным уровнем активированности

левого полушария более часто наблюдается эффект по типу перцептивной защиты. Однако доминирование одного полушария не является фиксированным явлением, а зависит от деятельности человека, от ее содержания, а также при изменении этих факторов возможно не только сбалансирование асимметрии, но даже изменение доминирования [8].

В настоящее время большой интерес в области психологии вызывают индивидуальные особенности человека и каким образом он в своей жизнедеятельности воспринимает информацию и как ее обрабатывает, и это все естественно находит свое отражение в сфере обучения и общения. У каждого человека есть свой специфический способ восприятия информации. Сенсорные системы у каждого человека имеют неоднозначный уровень развития, на который влияет социально-психологические и физиологические факторы. Понимание всех этих явлений однозначно повышает необходимость и значимость исследования роли межполушарной асимметрии головного мозга и ее влияния на организацию всех высших психических функций человека и его жизнедеятельность в целом.

Таким образом, анализируя все вышеперечисленные подходы, можно предположить, что функциональная асимметрии больших полушарий играет очень большую роль во всех уровнях человеческой личности, затрагивает все сферы психики, включает эмоционально-волевую сферу, сферу деятельности, адаптации, выбора и реализации жизненной позиции, ролей и т.д. Данные межполушарной асимметрии в регуляции и осуществлении высших психических функций человека в его жизнедеятельности помогают при решении целого комплекса социально значимых задач. В число этих задач включаются также адаптация человека, преодоление стрессовых ситуаций (копинг-стратегии), поведение человека в конфликтных ситуациях и т.д.

Литература

1. Андронникова О.О. Факторы формирования ролевой позиции «жертва» // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2013. № 12. С. 41-47.

2. Куликов В.Ю., Антропова Л.К., Козлова Л.А. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. 2010. № 5. URL.: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/arti-cle/text_full. php?id=452 (дата обращения 12.07.2016).

3. Луценко Е.Л. Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов // Вестник психофизиологии. 2013. № 2. С. 34-40.

4. Antropova L.K., Andronikova O.O., Kulikov V.Ju., Kozlova L.A. Medicina i obrazovanie v Sibiri [Medicine and Education in Siberia]. 2011. No. 3

5. Hecht D. Depression and the hyperactive right-hemisphere // Neurosci. Res. 2010. Vol. 68 (2). P. 77-87. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.neures.2010.06.013

6. Lengua L.J., Bush N.R., Long A. C., Kovacs E.A., Trancik A.M. Effortful control as a moderator of the relation between contextual risk factors and growth in adjustment problems // Development and Psychopathology. 2008. Vol. 20. P. 509-528. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1017/S0954579408000254

7. Sugimura N., Rudolph K. D. Temperamental Differences in Children's Reactions to Peer Victimization // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2012. Vol. 41 (3). P. 314-328. DOI: http:// dx.doi.org/10.1080/15374416.2012.65655

8. URL: https://murzim.ru/23271-asimmetriya-polushariy-i-ee-proyavleniya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.