Научная статья на тему 'Возрастные особенности функциональной межполушарной ассиметрии: научный аспект'

Возрастные особенности функциональной межполушарной ассиметрии: научный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1413
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА / АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ДОМИНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ / FUNCTIONAL INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY / STAGES OF ONTOGENY / BRAIN ASYMMETRY / TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY / THE DOMINANCE OF THE HEMISPHERES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева Татьяна Васильевна, Бушуева Татьяна Владимировна

В статье авторы обращают внимание на научно методологический аспект возрастных особенностей функциональной межполушарной асимметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева Татьяна Васильевна, Бушуева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE PECULIARITIES OF FUNCTIONAL INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY: THE SCIENTIFIC ASPECT

In the article the authors pay attention to the scientific and methodological aspect of age related features of the functional interhemispheric asymmetry.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности функциональной межполушарной ассиметрии: научный аспект»

УДК 612.821

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ

AGE PECULIARITIES OF FUNCTIONAL INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY: THE SCIENTIFIC ASPECT

Пономарева Татьяна Васильевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма г. Краснодар, Россия Ponomareva Tatyana

candidate of biological Sciences, associate Professor of adaptive physical

culture

Бушуева Татьяна Владимировна

кандидат биологических наук, доцент кафедра биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма г. Краснодар, Россия Bushueva Tatyana candidate of biological Sciences, associate Professor of biochemistry,biomechanics and natural Sciences Kuban state University of physical culture, sports and tourism

г. Краснодар, Россия

Аннотация: В статье авторы обращают внимание на научно-методологический аспект возрастных особенностей функциональной меж -полушарной асимметрии.

Abstract: In the article the authors pay attention to the scientific and methodological aspect of age-related features of the functional interhemispheric asymmetry.

Ключевые слова: функциональная межполушарная асимметрия, этапы онтогенеза, асимметрия мозга, типологические особенности личности, доминирования полушарий.

Keywords: functional interhemispheric asymmetry, stages of ontogeny, brain asymmetry, typological peculiarities of personality, the dominance of the hemispheres.

Изучение проблемы функциональной асимметрии мозга про -должается уже не одно десятилетие, однако, она еще изучена не достаточно, что связано с рядом трудностей теоретического и ме -тодического характера.

Вопросы, связанные с функциональной асимметрией, начали возникать еще в начале 19 века. Дело в том, что независимо от условий и требований у индивидуумов наблюдается относительное доминирование одного из полушарий.

Хотя, на сегодняшний день, независимо от национальности, преобладают правши с доминированием левого полушария. Сле -дует отметить что, функциональная асимметрия может обнаружи -ваться и в работе органов чувств, в частности: глаза, уши, нос, язык, что позволяет разделить асимметрии на моторные (Леутин В.П., Николаева Е.И.,) и сенсорные (Бердичевская Е.М; Брагина Н.Н., Сетко Н.П )[3,4,15].

На сегодняшний день существуют различные точки зрения на проявление межполушарной асимметрии в онтогенезе. Некоторые ученные (Melekian B., Bishop D.V.,) отмечают ее проявления еще в младенчестве, что свидетельствует о врожденной межполушарной асимметрии. Однако есть другая точка зрения (Труш В.Д., Фишман М.Н.,) в которой считается, что функциональная межполушарная асимметрия связана с определенными функциональными, возраст -ными и окружающими условиями, причем сначала отмечается превалирование активности правого полушария на фоне социализации (Маньковский Н.Б., Полюхов А.М., Белоног Р.П.,; Merola J., Liederman J.), и только в возрасте 10-14 лет наблюдается значительное увеличение лиц с доминированием левого полушария[3]. Некоторые авторы считают, что на поздних этапах онтогенеза наблюдается снижение асимметрии конечностей (Полюхов А.М.,). В онтогенезе асимметрия мозга увеличивается (Геодакян В.А.,), при этом может прослеживаться смена доминирования полушарий (Антропова Л.К )[2,6].

Ряд авторов отмечают зависимость между полом и функцио -нальной асимметрией (Силина Е.А., Евтух Т.В.,). У девочек чаще встречается правополушарный тип, у мальчиков, наоборот, преобладает смешанный тип (Бериташвили И.С,; Геодакян В.А., ; Кураев Г.А., ).

Большинство авторов отмечают влияние генетики на функ-циональную асимметрию мозга (Двирский А.Е.), но не исключается доминирование одного из полушарий в зависимости от социальных условий, что в последующем определяет психологические особен -ности индивидуума[7].

Выделены А.М. Полюховым факторы, влияющие на доминирование левого полушария:

- генетический;

- пренатальные средовые влияния, вызывающие патологию межполушарной асимметрии;

- системное влияние среды.

В. А. Москвин предлагает другую классификацию факторов:

- генетический (наследственный);

- патологический;

-функциональный (особенности сенсомоторного коорди-нирования и социокультурные причины).

Отмечено непосредственное влияние функциональной асим -метрии мозга на различные признаки , а именно:

- особенности основных свойств нервной деятельности;

- устойчивость организма к утомлению;

- характер течения заболевания связанных с нарушением регуляторных функций мозга;

- половые различия функциональной асимметрии мозга;

- особенности вегетативной регуляции у инвалида;

- адаптационные свойства личности;

- типологические особенности личности;

- особенности анализа пространства и времени.

В любой ситуации человек должен иметь одинаковые возмож -ности вовлечения в работу обоих полушарий мозга. Однако, в жизни существует доминирование одного полушария над другим (Абаскалова Н.П.)[1].

На данный момент в современном мире преобладает, количество правшей (около 80%), т.е. людей с доминированием левого полушария, левшей составляет от 5% до 20%, а также амбидекстры (около 3%), т.е. люди с равенством рук. Функциональная асимметрия мозга отражает не только различия рук и ног, но и анализаторов, т.е. выделяют моторную и сенсорную асиммет -рии[1]. Моторная асимметрия предполагает - доминирование одного из полушарий при выполнении действий руками, ногами, а также включает асимметрию мышц лиц. Моторная асимметрия не устойчива. Сенсорная асимметрия более стойкая (Брагина Н. Н.) [4]. Выделяют асимметрию зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания (Ледяева Л.В.)[11].

Нет единого мнения о периоде формирования функцио-нальной асимметрии мозга (Бердичевская Е.М.)[3]. В литературе описаны данные о проявлении моторной асимметрии у новорожденных уже в первые сутки с последующим ее развитием[9,10]. Динамика моторной асимметрии свидетельствует об увеличении ее количества в онтогенезе и уменьшении амбидекстров.

Ряд исследований выявили половые отличия в проявлении ИПА у мальчиков и девочек (Геодакян В.А.,)[6]. Отмечено, что у девочек чаще встречается правый профиль асимметрии, чем у мальчиков, для которых характерен в большей степени смешен -ный профиль. Так же выявлено, что при начальном обучении в школе изменение ведущей руки происходит у мальчиков, а ног, глаза и уха - у обоих .

Следует отметить, что отсутствует единое мнение о возник -новении межполушарной асимметрии (Брагина Н.Н., Будилова В.Ю Черемушникова И. И.) [4,5,17]. Большинство авторов считают,

функциональную асимметрию наследуемым признаком (Двирский А.Е.,), некоторые авторы считают, что это связано с родовой травмой [7]. Помимо наследственности и патологии имеет место влияние среды на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга (Брагина Н.Н., Сетко Н.П.)[4,15].

Функциональная асимметрия мозга - динамичный признак с широким диапазоном нормы реакции, зависящей от различных воздействий: обучения, воздействия стрессорных факторов (Фокин В. Ф., Пономарева Н. В.,), изменения климато-географических условий (Леутин В.П.,), при этом имеющий выраженный генетический компонент.

Функциональная асимметрия полушарий возникает в процессе созревания и формирования нейрофизиологических механизмов коры больших полушарий, подкорковых структур и их взаимодей -ствия с другими отделами центральной нервной системы, которая имеет конкретное выражение у каждого человека, проявляющееся в доминировании периферического моторного или сенсорного признака.

Дети с сенсорными нарушениями испытывают серьезные трудности в коммуникации с окружающим миром, возникающие в результате происходящей перестройки системогенеза в переднем мозге из-за резкого дефицита сенсорной афферентации в его структуре. Это проявляется в нарушениях памяти, мышления, тонкой моторики рук, снижения остроты зрения, сужения полей зрения, т.е. в изменениях функций сенсорных систем.

Дети с нарушениями речи не имеют высокого уровня соматического здоровья. У абсолютных правшей преобладает уровень соматического здоровья выше среднего (63%). Тогда как преимущественно правый и амбидекстральные группы имеют различные уровни соматического здоровья с преобладанием среднего. У смешанных типов латеральной организации преобладает уровень соматического здоровья ниже среднего.

Абсолютные левши имеют уровни соматического здоровья средний и ниже среднего (50% и 50%).

Гармоничное физическое развитие наблюдается в подавляющем большинстве случаев у абсолютных правшей (75%). Дисгармоничное развитие преобладает в группах абсолютных левшей и амбидек-стрального типа. Тогда как у детей со смешенным типом организации мозга зарегистрирован одинаковый процент случаев как дисгармоничного, так и резко дисгармоничного физического развития. У детей с преимущественно правым типом примерно в одинаковом соотношении встречаются все виды гармоничности физического развития.

Тестирование психофизиологических показателей в зависи-мости от профиля асимметрии у детей с нарушениями речи пока -зал, что дети, имеющие хоть один левосторонний признак отли -

чаются лучшей организацией словесно-логического мышле-ния. Остальные анализируемые показатели свидетельствуют о низком уровне зрительной и слуховой памяти по сравнению с правшами. С увеличением левосторонних периферических признаков увели -чивается произвольность психических процессов.

Таким образом, исследование особенностей функциональной асимметрии мозга у детей с сенсорными нарушениями имеет важнейшее значение для устранения проблем их обучаемости и социализации[1,9,10,15,16].

Выводы. Обозначенная проблема носит не только физиоло -гический характер, но и объективно научный с точки зрения меж предметного взаимодействия различных научных направлений. Свою практическую значимость данная научная область нашла в педагогике и психологии, в том числе в образовательных учреждениях. Следует обратить внимание на социальную функцию научной проблемы в ее прикладном значении.

Заключение. Студенты Кубанского государственного универ-ситета, спорта и туризма на факультете адаптивной и оздоро-вительной физической культуры знакомятся с научными пробле-мами функциональной асимметрии мозга для восприятия научной проблематики и ее значимости в профессиональной деятельности.

Асимметрии мозга имеет научные перспективы и практи-ческую направленность в подходах социализация детей в общест-ве и выбор ими профессии, ориентации в пространстве с точки зрения биомеханики движений человека[12,13,14].

Литература

1. Абаскалова Н. П., Пыжьянова Н. Н. Функциональная межполу-шарная асимметрия, обучение и здоровье/ Н.П. Абаскалова, // Вестн. БГПУ. 2002. № 1. С. 23 - 34.

2. Антропова Л. К., Андронникова О. О., Куликов В. Ю., Козлова Л. А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека // Journal of Siberian medical sciences. - Новосибирск: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2005. №3. С.3-11.

3. Бердичевская Е. М. Профиль межполушарной асимметрии и дви-гательные качества // Теория и практика физической культуры, 2014. № 9. С. 43.

4. Брагина H. H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М. : Медицина, 1988. 240 с.

5. Будилова В.Ю. Особенности проявлений асимметрии полушарий головного мозга у детей // Современные научные исследования и разработки. 2016. Выпуск № 6(6). URL: http://olimpiks.ru/

6. Геодакян В. А. Эволюционная теория асимметризации организмов, мозга и тела // Успехи физиологических наук. 2005. Т. 36. С.24-53.

7. Двирский А. Е. Влияние наследственности и генотипических факторов на проявление леворукости // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1983. С. 84-86.

8. Дмитриева Е. С., Зайцева К. А. Особенности латерализации речевой функции у заикающихся в зависимости от пола испытуемых // Физиология человека. 1998. Т.24. N2. С.45 -51.

9. Ендолов В. В., Муравьева М. С., Данюков В. Н. Значение динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга детей младшего школьного возраста для их социальной адаптации к школе // Консилиум. Сибирский медико-фармацевтический журнал. 2007. № 7. С. 188-189.

10. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Зенина О. Ю., Аксенова А. В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) // Экологическая физиология. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации, 2016. С. 30 -39.

11.Ледяева Л. В. Обучение леворуких учащихся, как психолого -педагогическая проблема // Вестник Мордовского университета. Мордовия, 2011. № 2. С. 226-230.

12. Овчинников Ю. Д. Нейротехнологии-профессии будущего/ Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2018. № 1. С. 177-179.

13. Овчинников Ю. Д., Прокопчук Ю. А., Шиянов Г. П. Особенности изучения и развития учебной программы «Биомеханика двигательной деятельности» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 3. С. 32-36.

14. Овчинников Ю.Д., Лызарь О.Г. Влияние двигательной активности на психическое здоровье современного человека//Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019. № 2. С. 51-57.

15. Сетко Н. П., Володина Е. А., Сафронова А. И. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора програм-мы обучения ребенка // Гигиена и санитария. 2009. № 4. С. 61-63.

16.Хватова М. В. Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности // Вестник ТГУ, т. 10, вып.3, 2005. С 303-308.

17. Черемушникова И. И. Изучение влияния функциональной меж -полушарной асимметрии у студентов на склонность к агрессии, с после -дующей оценкой неспецифических адаптационных реакций организма // Асимметрия. 2011. Т. 5, № 3. С. 35-48.

References

1. Abaskalova N. P., Pyzhyanova N. N. Functional interhemispheric

asymmetry, training and health / N.P. Abaskalova, // Vestn. BSPU. 2002. No. 1. S. 23 - 34.

2. Antropova L. K., Andronnikova O. O., Kulikov V. Yu., Kozlova L. A. Functional asymmetry of the brain and individual psychophysiological characteristics of a person // Journal of Siberian medical sciences. -Novosibirsk: FSBEI HE "Novosibirsk State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2005. No. 3. C.3-11.

3. Berdichevskaya EM. Profile of interhemispheric asymmetry and motor qualities // Theory and Practice of Physical Culture, 2014. No. 9. P. 43.

4. Bragin H. H., Dobrokhotova T. A. Functional asymmetries of man. M.: Medicine, 1988.240 s.

5. Budilova V.Yu. Features of manifestations of asymmetry of the cerebral hemispheres in children // Modern scientific research and development. 2016. Issue No. 6 (6). URL: http://olimpiks.ru/

6. Geodakyan V. A. Evolutionary theory of the asymmetrization of organisms, brain and body // Uspekhi Fiziologicheskikh Nauk. 2005.V. 36. S.24-53.

7. Dvirsky AE The influence of heredity and genotypic factors on the manifestation of left-handedness // Functional asymmetry and human adaptation. M., 1983. S. 84-86.

8. Dmitrieva E. S., Zaitseva K. A. Features of lateralization of speech function in stutters depending on the sex of the subjects // Human Physiology. 1998. T.24. N2. S.45-51.

9. Endolov V. V., Muravyova M. S., Danyukov V. N. The importance of the dynamics of functional interhemispheric asymmetry of the brain of children of primary school age for their social adaptation to school // Consilium. Siberian Medical and Pharmaceutical Journal. 2007. No. 7. P. 188-189.

10. Ignatova Yu.P., Makarova I.I., Zenina O. Yu., Aksenova A.V. Modern aspects of the study of functional interhemispheric asymmetry of the brain (literature review) // Ecological physiology. State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Northern State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2016. P. 30 -39.

11. Ledyaeva L. V. Teaching left-handed students as a psychological and pedagogical problem // Bulletin of the Mordovian University. Mordovia, 2011. No. 2. S. 226-230.

12. Ovchinnikov Yu. D. Neurotechnology-profession of the future /

Materials of the scientific and scientific-methodological conference of

the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 2018. No. 1. S. 177-179.

13. Ovchinnikov Yu. D., Prokopchuk Yu. A., Shiyanov G. P. Features of the study and development of the curriculum "Biomechanics of motor activity" // Municipal education: innovation and experiment. 2017. No. 3. P. 32-36.

14. Ovchinnikov Yu.D., Lyzar O.G. The influence of motor activity on the mental health of modern man // Social pedagogy in Russia. Scientific and methodological journal. 2019.No 2.P. 51-57.

15. Setko N.P., Volodina E.A., Safronova A.I. Functional asymmetry of the cerebral hemispheres as an indicator of the choice of a child's education program // Hygiene and Sanitation. 2009. No. 4. P. 61 -63.

16. Khvatova MV, Lateral organization of the brain of adolescents of different learning conditions and their individual characteristics // Vestnik TSU, v. 10, issue 3, 2005. P 303-308.

17. Cheremushnikova II. Study of the influence of functional interhemispheric asymmetry in students on the tendency to aggression, with a subsequent assessment of nonspecific adaptive reactions of the body // Asymmetry. 2011. V. 5, No. 3. P. 35-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.