Научная статья на тему 'Постановка лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью'

Постановка лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПАРООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко Лилия Владимировна

В работе предложена методика проведения лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью для бакалавров технологических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х

Список использованной литературы:

1. Акопян М.А., Оганнисян Л.А., Данчук М.П. Развитие профессионально значимых личностных ресурсов студентов в процессе обучения в вузе // Наука и мир: Международный научный журнал. - 2016. - № 2 (30). - Том 3. - С. 39-42.

2. Аромштам М.С. Педагогические условия организации творческой деятельности школьников в процессе обучения. М.: Линка-Пресс, 2003.

3. Данчук И.И., Данчук М.П. Организация творческой деятельности школьников в технологическом образовании как социально значимая психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. - № 8. - С. 45-56.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009.

5. Кожина О.А. Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Обслуживающий труд: Методическое пособие / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2005.

6. Полякова Л.Ф. Формирование креативной личности в процессе обучения иностранному языку // Таврический научный обозреватель: Электронный научный журнал. - 2015. - № 4. - Часть II. - С.56-59.

7. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 15 / А.В. Айпачев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

8. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.

9. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016.

© Данчук И.И., 2016

Кучеренко Лилия Владимировна

док. тех. наук, профессор Дальрыбвтуза, г. Владивосток, РФ E-mail: lvk-07@ mail.ru

ПОСТАНОВКА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация

В работе предложена методика проведения лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью для бакалавров технологических специальностей.

Ключевые слова

Лабораторная работа, профессиональная направленность, удельная теплота парообразования.

Сегодня главную цель высшего образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Достижение этой цели позволит личности успешнее решать проблемы трудоустройства, профессиональной адаптации, социализации в условиях роста наукоёмких производств[1, с 233]. Наиболее действенной формой связи дисциплины физика с предстоящей практической деятельностью будущих специалистов является выполнение лабораторных работ по физике [1, с 234].

Физический практикум является той формой занятий, содержание которой может строиться с учётом будущей профессиональной деятельностью учащихся и достаточно отразить значение физики для профессиональной подготовки учащихся. Важным фактором является и то, что постановка в физическом

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

практикуме профессионально направленных лабораторных работ дает возможность осуществить мотивацию и сформировать у учащихся интерес к изучению физики [2,с 3].

Профессионально направленные работы физического практикума при методически правильной их организации и поведении будет способствовать формированию у учащихся профессионально значимых умений (устанавливать причинно-следственные зависимости физических явлений в технических объектах, применять знания физических закономерностей в производственных ситуациях, выявлять физическую основу технических объектов) [2,с.4].

Цель настоящей работы - разработать методику проведения лабораторной работы для содействия профессиональной направленности обучения в преподавании физики бакалаврам следующих направлений:

- 15.03.02 «Технологические машины и оборудование»;

- 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья».

Объект исследования в лабораторной работе - одна из теплофизических характеристик воды.

Вода имеет особенные, аномальные свойства. В первую очередь это касается таких термодинамических констант, как теплоёмкость воды, теплота парообразования, скрытая теплота плавления льда. Аномально высокое значение имеет теплота парообразования воды [3]. В работе [4] рассматриваются основные принципы работы различного оборудования для пищевой промышленности: сушильных и выпарных аппаратов, для понимания которых необходимо знать физический смысл термодинамических констант воды.

Предложенная лабораторная работа посвящена определению удельной теплоты парообразования

воды.

В теоретической части методических указаний к лабораторной работе рассмотрена теория метода исследования на основании уравнения баланса, в котором вся энергия нагревателя идет на парообразования воды:

AQi = AQ2

AQi = U2At / R = WAt; AQ2 = LAm = Ld(Vo - Vi) = LdAV;

L = W At /d AV

где: W- мощность нагревателя, Вт; At-время кипения воды, с; U- напряжение нагревателя, равное 43В; R- сопротивление, равное 23,7 Ом; L- удельная теплота парообразования воды, Дж/кг; d- плотность воды, равная 1 кг/л; V -начальный объём воды, л; V - оставшийся объём воды, л; AV - объём испарившейся воды, л.

Для проведения исследований использовался лабораторный комплекс ЛКТ- 9, фирмы « Владис», на базе которого выполнялись лабораторные работы по разделу « Молекулярная физика и термодинамика» [5, с.36-38].

Принадлежности комплекса для проведения эксперимента:

1- основание-поддон с электропитанием, 2- вольтметр, 3- секундомер, 4- мультиметр М838 для определения температуры, 5- чайник электрический, 6 - термопара к мультиметру,7- мензурка мерная 1000 мл.

Порядок выполнения эксперимента.

1. Составить таблицу экспериментальных данных.

Таблица

№ n /n W,Bm At, с А(2,Дж АУ,л L, Дж/кг

2. Отмерить мензуркой 1 литр воды (Уо) и залить в чайник. Подключить чайник к источнику электрического тока и довести воду до кипения.

3. Измерить напряжение вольтметром и температуру воды термопарой.

4. Включить секундомер и продолжать процесс кипения 240 секунд.

5. Выключить чайник и вылить оставшуюся воду в мерную мензурку, определив VI.

6. Определить ДУ, рассчитать ДQ, Ь и внести в таблицу.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

7. Сравнить полученное значение удельной теплоты парообразования воды с табличным значением 2260 кДж/ кг.

8. Сделать вывод о точности определения удельной теплоты парообразования воды предложенным методом.

Предлагаются вопросы для самоконтроля.

1. При каких условиях выполняется закон сохранения энергии в термодинамических системах?

2. Какой физический смысл имеет удельная теплота парообразования?

3. Как измениться величина удельной теплоты парообразования при увеличении температуры воды?

4. Зависит ли величина удельной теплоты парообразования воды от давления газа над поверхностью

воды?

Можно сделать вывод о том, что знания законов термодинамики помогут рациональному проектированию и эксплуатации технологического оборудования с учётом экономических аспектов производства. Аномально высокое значение удельной теплоты парообразования воды позволяет использовать её в качестве охладителя в технологических процессах, обеспечивая их экологичность. Список использованной литературы:

1. Латыпова Э.А. Формирование профессиональной направленности студентов при выполнении лабораторных работ по общей физике в технических вузах / Э.А.Латыпова // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2010.-№ 4-1.- С. 232-236.

2. Мукагова И.С. Осуществление профессиональной направленности в преподавании физики // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: // www.nsportal.ru/shkola /fizika/library/2015/01/18/ ( дата обращения 27.08.2016 ).

3. Физико-химические свойства воды // [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: http: //www.ecoflash.narod.ru/likbez_2.htm (дата обращения 27.08.2016 )

4. Справочник.- Пер. с англ. под общ. науч. ред. А.Л. Ишевского.- СПб.: Профессия, 2004. - 848 с.

5. Кучеренко Л.В., Слабженникова И.М., Яшенкова Л.Н. Физика. Механика. Молекулярная физика и термодинамика: методические указания по выполнению лабораторных работ /Л.В.Кучеренко, И.М.Слабженникова, Л.Н.Яшенкова.- Владивосток: Дальрыбвтуз, 2012. -С.43-44.

© Кучеренко Л.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.