Научная статья на тему 'ПОСТАКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ПОСТАКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постакадемическая наука / когнитивный капитализм / коммерциализация науки / трансдисциплинарные исследования / технонаука / сетевая наука / post-academic science / cognitive capitalism / commercialization of science / transdisciplinary research / techno science / network science

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кисель Наталья Константиновна

Статья посвящена исследованию постакадемической науки – новому феномену в развитии современного научного познания. Системный подход к рассмотрению науки в качестве знания, деятельности и социального института позволил сформировать синтагматическое видение метаморфоз, характерных для науки в условиях информационного общества. Эксплицированы причины становления постакадемической науки как внутреннего, так и внешнего характера. На основе рассмотрения технонауки уточнены конституирующие особенности постакадемического тренда в современном научном познании. Проведенное исследование позволило наметить основания для смены парадигмы в философско-методологическом исследовании науки рубежа ХХ–ХХI столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-ACADEMIC SCIENCE AS A PHENOMENON OF THE INFORMATION SOCIETY

The article is devoted to the study of post-academic science a new phenomenon in the development of modern scientific knowledge. A systematic approach to the consideration of science as knowledge, activity and a social institution made it possible to form a syntagmatic vision of the metamorphoses characteristic of science in the information society. The reasons for the formation of post-academic science, both internal and external, are explicated. Based on the consideration of techno science, the constitutive features of the post-academic trend in modern scientific knowledge are clarified. The study made it possible to outline the grounds for a paradigm shift in the philosophical and methodological study of science at the turn of the XX–XXI centuries.

Текст научной работы на тему «ПОСТАКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHY

УДК 1.16.168.001

ПОСТАКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Кисель Н. К.

кандидат философских наук, доцент Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация. Статья посвящена исследованию постакадемической науки - новому феномену в развитии современного научного познания. Системный подход к рассмотрению науки в качестве знания, деятельности и социального института позволил сформировать синтагматическое видение метаморфоз, характерных для науки в условиях информационного общества. Эксплицированы причины становления постакадемической науки как внутреннего, так и внешнего характера. На основе рассмотрения технонауки уточнены конституирующие особенности постакадемического тренда в современном научном познании. Проведенное исследование позволило наметить основания для смены парадигмы в философско-методологическом исследовании науки рубежа ХХ-ХХ столетий.

Ключевые слова: постакадемическая наука, когнитивный капитализм, коммерциализация науки, трансдисциплинарные исследования, технонаука, сетевая наука.

POST-ACADEMIC SCIENCE AS A PHENOMENON OF THE INFORMATION SOCIETY

Kisel N. K.

Сandidate of Philosophy, Associate Professor Belarusian State University Minsk, Republic of Belarus

Abstract. The article is devoted to the study of post-academic science - a new phenomenon in the development of modern scientific knowledge. A systematic approach to the consideration of science as knowledge, activity and a social institution made it possible to form a syntagmatic vision of the metamorphoses characteristic of science in the information society. The reasons for the formation of post-academic science, both internal and external, are explicated. Based on the consideration of techno science, the constitutive features of the post-academic trend in modern scientific knowledge are clarified. The study made it possible to outline the grounds for a paradigm shift in the philosophical and methodological study of science at the turn of the XX-XXI centuries.

Keywords: post-academic science, cognitive capitalism, commercialization of science, transdisciplinary research, techno science, network science.

В контексте традиционного философско-методологического подхода к анализу исторического развития научных знаний нынешний этап их эволюции именуется постнеклассической наукой. Основанием для его выделения является учет ряда факторов: особенности осваиваемых предметных областей научного исследования; содержательная новизна научных теорий, нацеленных на их репрезентацию; характеристики

метатеоретических оснований науки данного периода, включая тип научной рациональности. Это позволяет выявить факторы социокультурной детерминации научного познания и осуществить плодотворную реконструкцию его исторического развития. Эвристика данного подхода к исследованию научного познания, представленного, прежде всего, в работах В. С. Степина, неоспорима и по-прежнему играет существенную роль в развертке философско-методологического анализа современной науки.

Вместе с тем современная история науки не только не исключает, но и предполагает рассмотрение изменяющихся функций науки как важнейшего социального института, анализ существенных трансформаций связи науки с запросами общества, исследование новых форм ее организации. Данный аспект историко-научных исследований носит явно выраженный междисциплинарный характер. Традиционный философско-методологический анализ смыкается с аксиологией, социологией, культурологией знания и ассоциируется с так называемой «постакадемической наукой».

В ряде исследований постакадемической науки содержатся убедительные результаты в рассмотрении обозначенного феномена в разных ракурсах [1; 2; 3; 4]. Вместе с тем, на наш взгляд, назрела необходимость выработки целостного видения постакадемической науки в условиях современного информационного общества. На сегодняшний день решение этой задачи находится на стадии проблематизации. В этой связи целью представленного исследования является разработка синтагматического похода к анализу постакадемической науки, что, на наш взгляд, позволит перейти к холистической парадигме в анализе кардинальных изменений как самой науки, так и ее роли в жизни современного общества.

Становление и развитие постакадемической науки происходит под воздействием ряда причин как внешнего, так и внутреннего характера. К первым, прежде всего, следует отнести переход современной экономики в фазу когнитивного капитализма, существенным образом меняющего характер отношений между трудом и капиталом. Когнитивный капитализм, приходящий на смену фордизму ХХ века, в качестве основного источника стоимости и прибыли предполагает знание и тем самым обнаруживает кардинальные отличия от так называемого промышленного капитализма. Развивающаяся экономика знаний стимулирует интерес общества не столько к фундаментальным исследованиям, сколько к научному поиску прикладного характера, удовлетворяющему разнообразные потребности общества знаний.

В условиях когнитивного капитализма особую ценность приобретают нематериальные активы, в том числе и научная информация. Современная экономика использует научное знание в качестве нематериального капитала. Тем самым наука не просто осуществляет свою индустриально-производственную функцию, а оказывается важнейшим элементом экономической системы.

Сервильная экономика современного общества предполагает сдвиг производства в сферу воспроизводства биологического и социального [5, с. 41, 175]. В силу этих обстоятельств научное знание в качестве нематериального капитала вынужденно меняется во всех своих ипостасях - деятельности, знания и социального института.

Постакадемическая наука последней трети ХХ века, формирующаяся в условиях когнитивного капитализма, демонстрирует ряд существенных трансформаций как содержательного, так и институционального характера. К ним следует отнести изменения в структуре научного знания, оригинальные методологические новации, новые социальные статусы субъекта современного научного исследования, инновационный характер взаимодействия науки и социальной практики, метаморфозы этоса науки.

Научное знание, как и прежде, являет собой четко структурированную систему, но внутренняя организация последней с появлением постакадемической науки претерпевает значимые изменения. Так, известная контроверзы фундаментальных и прикладных исследований, эмпирического и теоретического знания дополняются, а в ряде случаев и

сменяются дихотомией так называемых базисных и специализированных исследований [6, с. 176]. Базисные исследования отличает высокая степень непосредственной применимости, эффективность, относительно быстрая внедряемость и нацеленность на практические задачи. Явно обнаруживает себя стремление не столько к получению обоснованию знания, сколько заинтересованность в его практическом применении.

Проблематика исследований определяется в диалоге различных заинтересованных сторон и актуализируется чаще всего в контексте приложений. Такого рода исследования, будучи прямо ориентированными на формирование базы данных для последующих специализированных научных практик, не совпадают с традиционными установками академической науки, озабоченной, прежде всего, решением своих внутренних задач

Структурная организация науки тем самым отличается синтагматической целостностью, решая задачи, которые все чаще диктуются не столько чистой логикой развития науки, сколь потребностями экономического, социального и политического характера. В ряде случаев новизна сложившейся ситуации приводит к необходимости пусть поверхностного, но в определенной мере оправданного, разграничения науки как таковой (по сути дела академической науки) и исследований, символизирующего неопределенность, практическую нацеленность и риски, свойственные знаниевым практикам постакадемической науки.

Для постакадемической науки в силу вступают изменения методологических ориентиров научного поиска. Ее отличительной особенностью становятся междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования, ярким примером которых выступают конвергирующие НБИК-технологии.

Кардинальный методологический сдвиг, присущий постакадемической науке, во многом фундирован необходимостью освоения теоретическим мышлением объектов повышенной сложности, среди которых особое место принадлежит человекоразмерным системам. Холистическая интенция в процессе их модельной репрезентации сопрягается с нацеленностью на проблемно-ориентированный научный поиск, так или иначе нацеленный на практический результат, на реализацию требований, задаваемых контекстом будущих приложений. Симптоматично, что на смену традиционным понятиям «наука», «научная дисциплина» в употребление входит термин «технология», как например, для наименования раздела современной физики, имеющей дело с наноразмерной предметной областью микромира.

Существенные обновления в современном мире претерпевает связь науки и техники. Обнаруживаемая нелинейность процесса их взаимодействия скрывает за собой влияние ряда важнейших дополнительных факторов социального, политического, культурного и др. характера. Программные инновации, по М. Гиббонсу [7], рождающиеся в таком процессе, к тому же определяют перестройку статусов внутри научного и технико-технологического сообщества. Наряду с традиционной в прошлом фигурой теоретика, творящего из познавательного интереса к миру в башне из слоновьей кости, возникают и стремительно набирают силу новые ролевые статусы - кастомизатор, идентификатор проблем (problem identifier), их «решатель» (problem solver). Таким образом, наука стремительно меняется как важнейший социальный институт современного общества.

Метаморфозы институализации науки осуществляются в разных вариациях: формирование кластеров науки, появление сетевой науки, а также сетевых узлов в развертке научных исследований.

Сетевая наука, будучи своеобразным продуктом дигитализации культуры, свидетельствует о растущей ангажированности, по крайней мере, сетевого сообщества миром интенсивно развивающейся и весьма авторитетной в обществе науки. Ареал сетевой науки - это обработка больших массивов информации (анализ фотоизображений, выбор

нужной пространственной модели из многих тысяч возможных, работа с фотокопиями архивных документов) или же сбор информации путем полевых наблюдений.

Появление сетевой науки как своеобразной развертки большой науки ХХ века инспирировано информационно-компьютерной революцией. Вхождение в жизнь миллионов людей феномена сетевой науки началось в 1999г. с создания сетей, состоящих из множества частных компьютеров. Первоначально сетевая науки была привлечена к реализации проекта SETI, предполагающего, в частности, поиск внеземных цивилизаций. В английском языке со временем даже укоренилось понятие «ученые по призванию» или «граждане-ученые» (citizen scientists), т. е. энтузиасты науки, ее добровольческий корпус. В 2006 г. был открыт первый сайт с доступом к 40 научным проектам, сегодня их число перевалило за сотни. Работа ведется бесплатно, но поскольку стимуляция интереса к науке в обществе налицо, постольку можно ожидать, что рано или поздно появятся инвестиционные вложения в сетевую науку.

Ели сетевая наука на сегодняшний день выступает в качестве «боковой ветви» научного поиска, то формирование современных кластеров науки определяет одно из магистральных направлений ее развития. Коммерческий характер кластеров науки, объединяющих усилия науки и производства, предполагает разработку не только наукоемких прикладных технологий, но и технологий внедрения, а также поиск партнеров, наличие комплекса информационных услуг, обучение и переподготовкой персонала для работы и т. д.

Университетская и академическая наука отличаются сложной иерархической структурой, в то же время для современной постакадемической науки в силу вступают гетерогенные, нежесткие структуры организации исследования. С одной стороны, это совершенствующаяся система получения грантов на проведение научных изысканий, а с другой - появление сетевых узлов, модернизирующих сам процесс научных исследований.

Продуктивная работа в современной науке предполагает создание и использование развитой околонаучной инфраструктуры, актуальной модификацией которой, в частности, выступают сетевые узлы. Сетевой узел как новая форма организации научно-исследовательской деятельности предполагает, что отдельные институции (например, лаборатории) сходного профиля существуют не в изоляции друг от друга, а погружены в систему связей с подобными учреждениями по всему миру. В случае необходимости ресурсы всех участников сети, а это открытая система, доступны друг для друга. Эта своеобразная форма научной кооперации делает отдельные институции (элементы сети) фактически вспомогательными, но абсолютно необходимыми участниками решения задачи, стоящей перед одной из них. Они делятся компетенциями, обеспечивают доступ к сложной и дорогостоящей приборной технике, уникальным реагентам и т. д. Вклад всех участников после завершения исследовательского проекта ранжируется и учитывается в виде авторства, что содействует получению ими грантов для проведения дальнейших исследований.

Новые институциональные формы науки являются своеобразным воплощением интеллектуального трансфера. Первоначально его осуществление было связано с появлением венчурных фирм в процессе создания кластеров науки, а затем и венчурных фондов. Венчурные организации призваны связать научно-исследовательские и внедренческие подразделения технопарков и кластеров науки с заинтересованными представителями различных игроков на экономических рынках разного масштаба и значимости.

Появление сети венчурных организаций меняет характер связи между наукой и обществом. Изначально предполагалось, что наука, выполняя свою культурно-мировоззренческую функцию, призвана информировать заинтересованную общественность

о своих новейших достижениях. На сегодняшний день наряду с традиционными потоками научной информации, адресованной ее широкому потребителю в разных слоях общества, набирают силу интенции прямо противоположного свойства: общество проявляет заинтересованность в том, чтобы сообщить науке о своих потребностях, желаниях, а в ряде случаев и опасениях. В своей развертке наука получает новые стимулы к развитию -потребности и ожидания потребителей.

В этой связи нельзя не обратить внимания на появление в Интернете онлайновых информационных систем, особых научных коммуникационных хабов, призванных сначала аккумулировать информационные потоки, создаваемые децентрализованными научными сообществами, а затем обеспечить систематизированный доступ к ресурсам потребителям разного ранга. Такая своеобразная организация работы с информацией получила наименование «лоскутная интеграция». Рост численности информационных хабов научного профиля не просто вносит элемент новизны в научную коммуникацию, а знаменует собой появление нового механизма в осуществлении общественного разделения труда в рамках профессионального научного сообщества.

Содержательные изменения современной науки и метаморфозы ее институализации в условиях когнитивного капитализма неразрывно связаны с коммерциализацией научной деятельности, в ходе которой результат научной исследований, будучи изначально неприсвоенным, становится объектом экономического присвоения. В условиях ограниченности традиционных ресурсов коммерциализация продуктов науки, вовлечение в экономический оборот интеллектуальных ресурсов (прежде всего объектов интеллектуальной собственности) является мощнейшим источником развития экономики.

Коммерциализация представляет собой доведение продуктов прикладной науки до признания их объектами промышленной собственности и включение последних в рыночный оборот как товаров, реализуемых на возмездной основе через куплю-продажу или лицензионные платежи, а также лицензирование деятельности по их производству. Как рынок нельзя сводить только к торговле, поскольку это сложный механизм воспроизводства и реализации продукции, так и рыночный оборот продукта науки надо рассматривать не только как куплю-продажу, но и как процесс движения научной идеи по всем ступеням инновационного цикла. Таким образом, в постиндустриальной экономике рыночный оборот предполагает куплю-продажу научных разработок и лицензий.

В условиях когнитивного капитализма результат научной деятельности становится продуктом и объектом экономического присвоения. Это не просто полученное предметное знание, а такое, которое может быть либо передано, сохранено, накоплено посредством современных информационных технологий, либо перенесено на некоторый технологический процесс. При этом накопленные знания обнаруживают синергетический эффект. Результат научной деятельности, ориентированный на потребителя, оказывается аксиологически ненагруженным и свободным от ценностного измерения.

Наука традиционно считалась формой всеобщего труда, результат которого не может быть приватизирован. Однако сегодня частные интересы фирм и компаний, организующих и финансирующих научные изыскания, побуждают ученых засекречивать свои научные открытия. Действительно, если научное исследование - это коммерческое предприятие, то его результаты нельзя сделать общедоступными, так как они могут быть использованы конкурентами для извлечения прибыли, захвата новых рынков или достижения военно-промышленных преимуществ. В то же время любое ограничение доступа к научной информации всегда приводило к стагнации исследовательского процесса и требовало привлечения иных механизмов для ее получения, например, научного и промышленного шпионажа.

Коммерциализация постакадемической науки ведет к тому, что нарушаются основоположения научного этоса, прежде всего, общедоступность научных знаний и

бескорытие ученого в ходе их получения. Свобода научного исследования как непременное условие творчества в науке оказывается перед лицом реальной угрозы, а это ведет к деструкции процесса саморазвития профессионального научного сообщества.

Ярчайшим проявлением коммерциализации научной деятельности предстает технонаука, в лице которой находят свое отражение глубинные трансформационные процессы, происходящие в современном обществе. Технонаука кардинальным образом изменила сам принцип взаимосвязи науки и техники. Ранее их взаимодействие происходило по схеме: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработка новой техники и технологий - внедрение. Процедура внедрения сводилась главным образом к поиску тех видов деятельности, которые открывали бы возможность применения новой технологии. В такой модели инициатором технологических нововведений выступала наука, а вектор развития был направлен от науки к технологии.

В современных условиях такая схема хотя и сохраняется, но перестает быть доминирующей. Сегодня инициаторами создания новых технологий выступают рынок и производство. Новые технологии создаются под заказ либо государственных структур, либо крупных производителей. Научные достижения и технологии оказываются включенными в рыночные отношения, при этом товаром становится не только готовый продукт или услуги, но и сама технология.

Технонаука выступает своеобразным символом изменений, характерных для постакадемической науки в целом. Очевидно, что она не замещает собой традиционную академическую науку, нацеленную на выработку, прежде всего, новых, обоснованных и проверенных знаний, а также на воспроизводство и этих знаний, и науки как социального института в целом. Вместе с тем, характер взаимоотношений между академической и постакадемической наукой в лице технонауки остается непроясненным.

Изначально связь традиционной науки и техники в рамках линейных инноваций во многом носила несистематический характер. Инновационная деятельность на этапе постакадемической науки по-другому позиционирует эту связь. Придавая ей необходимую системную организацию, она обнаруживает востребованность научных исследований в качестве поставщика не столько новых знаний, сколько новых технологических решений.

Постакадемическая наука отличается присущей ей ориентацией на потребителя, о чем свидетельствуют программные инновации, отталкивающиеся от кастомизации инновационных научно-технических продуктов, выпускаемых на широкий рынок. Своеобразную «человекоразмерность» демонстрируют, например, коммуникационные и биомедицинские технологии. Человеческий индивид как массовый потребитель, наряду с инвестиционным капиталом, выступает мотивирующим фактором в развертке современной стадии научно-технического прогресса, определяет его лицо.

Интенсивно развивающаяся в условиях когнитивного капитализма постакадемическая наука, таким образом, наглядно демонстрирует как содержательные трансформации, вновь возникающие формы научного знания, так и значимые изменения роли науки в обществе. Современная наука, как и наука прошлого, обнаруживает способность к глубинным изменениям, что, в свою очередь, делает ее своеобразным эталоном для разнообразных инновационных процессов в жизни общества нового тысячелетия.

Список литературы

1. Гребенщикова Е. Г. Этос постакадемической науки и трансформация нравственных императивов производства знаний // Философия образования. 2012. № 1. С. 33-38.

2. Федотова В. Г. Академическая или постакадемическая наука // Вопросы философии. 2014. № 8. С. 44-53.

3. Поляков А. Ф. Коммерциализация науки: за и против // Символ науки. 2016. № 2. С.242-245.

4. Баконова Е. А. Технонаука в ракурсе социально-эпистемологического исследования // Философская мысль. 2019. № 8. С. 219-232.

5. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 208 с.

6. Мамчур Е. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники на XIV Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 173-180.

7. Gibbons M. et al. The New Production of Knowledge : The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. L. : SAGE Publications Ltd, 1994. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.