Научная статья на тему 'Этос «Постакадемической» науки и трансформация нравственных императивов производства знания'

Этос «Постакадемической» науки и трансформация нравственных императивов производства знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
718
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПОСТАКАДЕМИЧЕСКАЯ» НАУКА / "ВТОРОЙ ТИП" ПРОИЗВОДСТВА ЗНАНИЯ / ЭТОС НАУКИ / «ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ» / “POST-ACADEMIC” “FINALISATION IN SCIENCE” / “SECOND TYPE” OF PRODUCTION OF KNOWLEDGE / "FINALISATION IN SCIENCE" / ETHOS OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гребенщикова Елена Георгиевна

Раскрывается теоретический подход Дж. Займана к проблеме трансформации нравственных императивов этоса науки, выявляются основные факторы инверсии норм, эксплицируются принципы «постакадемической» науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethos of “Post-academic” Science and Transformation of Moral Imperatives in the Production of Knowledge

G. Zayman’s theoretical approach to the problem of transformation of moral imperatives of the ethos of science is explored. Basic factors in norms inversion are presented, principles of “post-academic” science are described.

Текст научной работы на тему «Этос «Постакадемической» науки и трансформация нравственных императивов производства знания»

1ІІІ1І № 1, 2012 ШШШШШ; ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 130.2:7

ЭТОС «ПОСТАКАДЕМИЧЕСКОЙ» НАУКИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ИМПЕРАТИВОВ ПРОИЗВОДСТВА ЗНАНИЯ

Е. Г. Гребенщикова (Курский государственный медицинский

университет)

Раскрывается теоретический подход Дж. Займана к проблеме трансформации нравственных императивов этоса науки, выявляются основные факторы инверсии норм, эксплицируются принципы «пост-академической» науки.

Ключевыге слова: «постакадемическая» наука; «второй тип» производства знания; этос науки; «фина-лизация науки».

Фиксируя ситуацию своеобразного «научного транзита» к новой модальности (Mode 2) [7] производства знания, философы, социологи и методологи указывают на ряд структурных изменений, затрагивающих сами основы организации современной науки. Одним из индикаторов этого процесса является процесс трансформации этоса — особого, формально не кодифицированного, но имплицитно разделяемого учеными набора норм, специфицирующего науку среди других социальных институтов. Дж. Зай-ман квалифицирует новый тип производства знания как «постакадемический» и рассматривает его как своего рода результат последовательной реализации базовых установок «индустриальной» науки, которая во второй половине прошлого века обрела самостоятельность от фундаментальных изысканий [12, p. 67—80]. Выстраивая теоретическую рамку на основе концепции «второго типа» производства знания, он обращается к «классической формуле» научного этоса Р. Мертона (универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм), дополняя ее нормой оригинальности.

Предложенный подход, безусловно, ставит вопрос о релевантности такой оптики для экспликации нравственно-коммуникативного базиса, обеспечивающего взаимодействие членов «невидимого колледжа». Его актуальность более четко проступает в свете другой теорети-

ческой перспективы, рассматривающей логику и основания отношений внутри научного сообщества как особую культуру или субкультуру. В этом русле движется мысль Т. Пинча, утверждающего: «...представление, что наука является формой культуры, — общий лейтмотив в современной социологии науки» [11]. Если подход Т. Пинча можно маркировать как своего рода «широкую версию» научной культуры, то ее более «узким вариантом» будет трактовка К. Кнорр-Цетиной. Американская исследовательница обращается к понятию «эпистеми-ческая культура» и раскрывает ее исходя из существующих на определенном историческом этапе развития науки механизмов достижения согласия относительно того, «как мы знаем то, что мы знаем» в данной области [8]. Сравнивая эпистемическую культуру двух лабораторий: физической и биологической, — К. Кнорр-Цетина использует три критерия анализа — эмпирический, технологический и социальный.

Эмпирический критерий воспроизводит характер исследуемой реальности и интерпретативных возможностей, определяемых цепочкой выводов от наблюдаемого явления до итогового знания. Технологический позволяет раскрыть специфику эпистемической культуры в зависимости от возможностей инструментального обеспечения исследований. В свою очередь, социальный выступает основанием интерпретации рассматрива-

© Гребенщикова Е. Г., 2012

емой культуры посредством оценки социальной организации научной деятельности и специфики ее субъекта, в качестве которого может выступать как отдельный ученый, так и научный коллектив.

Экспликация современных контекстов эпистемической культуры, по мнению К. Кнорр-Цетиной, должна с необходимостью учитывать процессы развития «общества знания», в котором интенсификация технологического развития корреспондирует с возрастанием роли знания и нематериальных активов в процессах социального (вос)производства. Акцентируя значение различных видов (по)знания — религиозного, художественного, обыденного — в социально детерминированных процессах формирования смыслов и ценностей, этот подход становится ресурсом проблематизации взаимосвязи научной культуры с рядом других культурных и субкультурных феноменов [8]. Другими словами, рассмотрение метаморфоз развития современной науки как специфической культурной формы также является одним из способов теоретического осмысления «новой формулы научной культуры» [12, р. 70]. При этом важным оказывается не только фиксация «механики» происходящего сдвига, но и выявление ее содержания, демонстрирующего трансформацию классических императивов Р. Мертона в контекстах нового типа производства знания.

Основные признаки «второго типа» производства знания, согласно одноименной концепции (М. Гиббонс, X. Новотны и др.), характеризуют современные процессы как социально и проблемно-ориентированные, объединяющие когнитивные ресурсы науки и сферы, выходящей за ее границы, для решения общественно актуальных проблем в гибридных исследовательских коллективах [7].

В свое время на качественный сдвиг в процессах производства знания обратили внимание представили Штарнберг-ской группы (Г. Беме, В. Деле, Р. Хол-фелд и др.), предложившие концепцию «финализации науки». Финализацией они называли «процесс формирования теорий

под влиянием внешних целей», подчеркивая, что «понятие финализации дает более адекватную характеристику связи науки с вненаучными социальными, политическими, военными и экономическими целями, чем понятие „прикладное исследование“» [5]. Кроме того, утверждение необходимости «соответствия понятийных структур и результатов совокупности общественных интересов» [6] оказалось созвучно подходам, акцентирующим ценностные измерения науки.

Еще один принципиальный момент, фиксируемый концепцией, — изменение оргформатов исследовательских коллективов, что впоследствии нашло метафорическое выражение в представлении о научной «агоре» (М. Гиббонс, X. Новотны и П. Скотт) [10]. В отличие от древнегреческой агоры ее символическое воспроизведение в концепции Mode 2 выражает транспарентный и трансдисциплинарный характер формирующихся в новых условиях объединений исследователей, ориентированных на решение «сложностных» социально значимых проблем.

Такого рода группы становятся формой организации, планирования, проектирования и реализации различных исследований и, развиваясь, как правило, на основе венчурного капитала, соответствуют конъюнктурным требованиям и финансовой логике современного экономического пространства. Здесь зримо предстает конфликт двух стратегических требований, воплощенный в противоположной направленности интенций knowledge-based economy и императива коллективизма, обоснованного в концепции классического этоса науки. Согласно последнему ученый должен незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, т. е. сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Поскольку они образуют общее достояние, то роль «автора» весьма ограничена и не предполагает какого-либо «права собственности» в науке [9, p. 273—275]. Не противоре-

чила данному положению и утвердившаяся эпонимическая традиция (традиция называть открытия по имени первооткрывателя — «отек Квинке», «болезнь Боткина»), которая не давала первооткрывателю каких-либо исключительных прав или привилегий по использованию открытия. Поэтому потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной «собственностью» удовлетворялась только в признании и уважении, которые он получал как автор открытия. С этим связано и повышенное внимание к приоритету в науке.

Однако в новых реалиях императив публиковать исследовательские результаты так быстро, как это возможно, не только не работает, но и противоречит коммерческим интересам заказчиков знаниевого продукта. Капитализация отношений в науке — одна из сторон тотального проникновения денежного обмена в сферы деятельности, где прежде существовали иные регулятивы, выраженные, в частности, в универсализме Р. Мертона. С этим соотносятся и новые формы капитала: социального, интеллектуального, человеческого, культурного и т. п., объединенные под зонтиком «невещественных» активов, инициирующих, в свою очередь, формирование релевантных социогуманитарных технологий. Замещая коллективизм «интеллектуальной собственностью» и патентованием, новая экономическая оболочка знания закрывает доступ к новому знанию для коллег, не включенных в исследовательский коллектив.

С обозначенным вектором трансформации индустрии знаний коррелируют также изменения, касающиеся второй нормы — универсализма. Порожденный пониманием внеличностного характера знания, этот императив фиксирует универсальность утверждений науки, справедливых для всех аналогичных условий, и независимость истинности этих положений от конкретного автора. Не связывая ценность интеллектуального вклада с личностными особенностями ученого, норма универсализма утверждает равные права на научные исследования и

карьеру для всех, тем самым обусловливая интернациональный и демократический характер самой науки [9, p. 270— 273].

Чтобы понять, как соотносятся новые оргсхемы индустрии знаний с нормой универсализма, необходимо вспомнить, что «второму типу» производства знания атрибутируется только локальный характер, выраженный в динамических исследовательских структурах, нацеленных на решение практических задач. Новая философия действия практически не согласуется с основополагающими положениями унификации и генерализации знания, свойственного новому модусу науки. Критерий пользы, определяющий матрицу инновационной науки, в философской рефлексии происходящих изменений становится основой демаркации двух одновременно сосуществующих исследовательских стратегем и, соответственно, норм профессионального это-са. В этом аспекте возникает проблема «чистой» и «прикладной» наук, последовательно разбирая которую можно увидеть диверсификацию взаимодействия прикладного и фундаментального в едином цикле НИОКР. Это позволяет Дж. Займану сделать вывод, что «вместо унификации постакадемическая наука способствует финализации» [12, p. 72].

Проблема взаимоотношений фундаментального и прикладного достаточно дискутировалась отечественными и зарубежными исследователями [см.: 1], однако динамика новых форм этоса заслуживает более пристального внимания не с точки зрения обнаруживаемых трансформаций, а под углом зрения более широкой перспективы, раскрывающей долгосрочные горизонты целепо-лагания заказчиков и производителей знания, а также заинтересованных сторон. Вместе с тем в призме двух типов производства знания — Mode 1 и Mode 2 — воспроизводимая дихотомия уже на новом этапе инициирует не только процессы разграничения, но и выявление диалектической взаимодополнительности и взаимосвязи двух типов исследовательских стратегий.

Важно не упускать из виду, что, разрабатывая императивы научного этоса, Р. Мертон ориентировался на исторически определенный тип академической организации знания, которая в познавательных мотивах, целях и структурных формах существенно отличается от «прикладной» науки. Утилитарно-ориентированные коды последней, сформированные композициями жизненно-практических и дисциплинарно-теоретических установок, не только соответствуют актуальной прагматике научно-технического развития, но и оказываются релевантны переходу от прежнего практически безрискового режима существования к социально-распределенным сетевым формам функционирования науки. Эти преобразования нашли отражение и в «отработке когнитивно-коммуникативных стратегий познания, объединяющих научное сообщество» [2].

В свое время в полемике относительно концепции этоса наиболее дискуссионным был императив незаинтересованности. Суть постулата Р. Мертона: ученый должен строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов. Требование бескорыстности выступает в качестве предостережения от поступков, совершаемых ради достижения более быстрого или более широкого профессионального признания внутри науки

[3]. Несовместимость объективного незаинтересованного поиска истины с социальными факторами — мысль далеко не новая. Вопрос в другом: какие факторы оказывают влияние на новое качество и современное прочтение уже известных коллизий?

Маркируя «второй тип» производства знания как социально и политически релевантный процесс, его теоретики акцентируют внимание на активном вовлечении различных социальных акторов в процессы получения знания. Соответственно предпосылки и условия реализации проекта во многом оказываются производными от интересов включенных в него сторон, фундированных далеко не только научными факторами.

Второй, уже частично затронутый, аспект — в противоположность академической науке, где исследователи в определенных пределах свободны в постановке и выборе проблем, трансдисциплинарные группы формируются в ответ на необходимость решать конкретную задачу, возникшую в сфере жизненного мира, а сама ее проблематизация с необходимостью приобретает коллективный характер. Обращаясь к представлению о научной культуре, можно утверждать формирование такого ее типа, в котором процесс производства знания становится производным от социальных, политических и иных интересов, конституирующих и гарантирующих его реализацию. Безусловно, доминирующее влияние в таком контексте оказывают социоэкономиче-ские параметры, которые, как и другие «внешние измерения», могут быть инкорпорированы в общий набор новационных научных ценностей [12, р. 73]. В этом же ключе может быть эксплицирован отказ от так называемых дарвиновских принципов, представленный явным образом в многочисленных проблемно-ориентированных исследованиях на внешней периферии науки.

Востребованность трансдисциплинарных алгоритмов мышления и действия стала адекватным ответом на «сложностный» характер проблем. При этом особенности их когнитивных карт раскрываются, по крайней мере, в двух принципиальных моментах: установке на синергию когнитивных ресурсов дисциплинарной и внедисциплинарной сфер, а также учете возможных импликаций знания. Существенное отличие новых интеллектуальных стратегий — контексту-ализация, но не по отношению к имеющейся сумме знаний для целостности теоретических построений, что характерно для академически ориентированной науки, а в учете релевантного проблеме контекста, необходимого для построения «трансдисциплинарных схем». В трансдисциплинарном порядке оргсхем «пост-академической» науки также просматривается один из процессов инверсии императивов этоса, поскольку коллектив-

ный формат определения, структурирования и решения проблем, ограниченный временным горизонтом, существенно отличается от традиции личной инициативы, в том числе в формировании нового направления исследований.

С тем, что метафорически выражено как «социальный контекст в действии», соотносится переход к экспертизе посредством процедур качественного контроля и ответственности. В отличие от организованного научного скептицизма, требующего обоснования, качественный контроль ориентирован на «суррогатные индикаторы» — полезность и практическую реализацию знания. «Возможно, — пишет Дж. Займан, — более высокий уровень когнитивной ненадежности — это цена, которая должна быть заплачена, поскольку академическая наука становится более сложной с транс-эпистемическими проблемами, включая социальные, инвайроментальные и гуманистические ценности» [12, р. 74]. Экспертная функция в условиях высокой стоимости научных исследований оказывается сильно зависимой от коммерческих структур, размывая прежние эксклюзивные позиции «узких» специалистов и профессионалов. Кроме того, следствия, вытекающие из капиталоемкого базиса современных исследований, могут быть выявлены и в других планах — гносеологическом, ценностном, мотивационном, что выводит в сферу социогу-манитарной рефлексии вопрос о соотношении «чистой» и «прикладной» наук. В этом контексте рассматривая науку в трех качествах: как систему непрерывно развивающегося знания, сообщество профессионалов и социальный институт со свойственными ему социокультурными детерминантами, — важно акцентировать именно последний аспект, поскольку на протяжении длительного исторического периода она оценивалась с учетом преобразовательных возможностей и перманентного развития инструментальных средств покорения природы во имя общественного прогресса. Однако ее культуробразующая роль определялась далеко не этим.

Начиная с периода зарождения науки в недрах древнегреческой философии истина рассматривалась как одна из фундаментальных основ целостности, включающей также красоту и добро. Интуиция этого триединства, став связующим звеном учения пифагорейцев, философских построений Платона, изысканий мыслителей средневековой философии и доктрины нововременной философии, по мере развития инструментально-методологического аппарата науки и ее преобразовательных возможностей не теряла своего значения. Скорее, она даже дополняла онтологические основания непрестанно развивающихся исследований, что выражено в известном утверждении Ф. Бэкона: «знание — сила». В дальнейшем усиление прагматических установок и потеря онтологического элемента привели к положению, что «знание полезно, но оно ничего не несет в себе кроме эффективно структурированной информации об устройстве фрагментов бытия»

[4]. Поэтому современные дискуссии о трансформации стандартов научного знания уже на новом этапе воспроизводят обозначенный онтоаксиологический разрыв, коррелирирующий с напряженными поисками социогуманитарных контекстов и ценностно-смысловых измерений, явно востребованных лишь в переломные моменты.

Формируясь как полноправная наследница индустриальной, «постакаде-мическая» наука в большей степени ориентируется на гибкие схемы практики при повышенном внимании к инновационным продуктам и технологиям. Наметившиеся в «индустриальной» науке тренды трансформации организационнодеятельностной структуры постепенно претворились в новой самоорганизующейся сети отдельных ученых и исследовательских коллективов, активно привлекающих творчески мыслящих людей к обсуждению актуальных проектов общества, которое нередко маркируется как общество, основанное на знании. Рост невещественных активов — человеческого капитала, интеллектуальной собственности, социогуманитарных ком-

петенций, созвучный полифоническому комплексу решаемых задач, принципиально меняет контуры управления исследованиями, все больше усиливая значение трансдисциплинарных форм во взаимодействии между наукой и обществом. Все это просматривается и в социальной рефлексивности, поскольку, получая проблемы из жизненного мира, наука концентрируется на проблемах безопасности, эффективности, акцептации обществом и других параметрах, которые уже неневозможно игнорировать. Очевидно, что эта тенденция будет усиливаться — трансдисциплинарные проблемно-ориентированные исследования будут определять организационные установки современной науки, а ключевые императивы ее этоса будут релевантны нормам нового, постиндустриального, в терминологии Дж. Займана, этапа ее производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киященко, Л. П. Постнеклассические практики : фундаментально-прикладной аспект / Л. П. Киященко // Постнеклассические практики: определение предметных областей. — Москва, 2006. — С. 12—23.

2. Киященко, Л. П. Этос постнеклассической науки (к постановке проблемы) / Л. П. Киященко

// Философия науки. — Вып. 11 : Этос науки на рубеже веков. — Москва, 2005. — С. 51.

3. Мирская, Е. 3. Р. К. Мертон и этос классической науки / Е. 3. Мирская // Там же. — С. 14.

4. Пружинин, Б. И. Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки / Б. И. Пружинин // Там же. — С. 112.

5. Федотова, В. Г. Штарнбергская группа (ФРГ) о закономерностях развития науки / В. Г. Федотова// Вопр. философии. — 1984. — № 3. — С. 125.

6. Böhme, G. Finalisiezung der Wissenschaft / G. Böhme, W. van den Deale, W. Krohn // Zeitschrift fur oziologie. — 1973.— №2.— S. 143.

7. Gibbons, M. The new production of knowledge : the dynamics of science and research in contemporary societies / M. Gibbons [et al.]. — Sage, 2008.

8. Knorr Cetina, K. Epistemic cultures : how the science make knowledge / K. Knorr Cetina. — Harvard : Harvard University Press, 1999. — P. 1.

9. Merton, R. K. The sociology of science : theoretical and empirical investigations / R. K. Merton. — Chicago : The University of Chicago Press, 1973.

10. Nowotny, H. Re-thinking science : knowledge and the public in an age of uncertainty / H. Nowotny, P. Scott, M. Gibbons. — Cambridge : Polity Press, 2001.

11. Pinch, T. The Culture of Scientists and Disciplinary Rhetoric / T. Pinch // European Journal of Education. — 1990. — Vol. 25, № 3. — P. 295.

12. Ziman, J. «Postacademic science» : Constructing knowledge with networks and norms / J. Ziman // Science studies. — 1996. — Vol. 9, № 1. — P. 67—80.

Поступила 19.10.11.

УДК 001.3

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНЫХ КУЛЬТУР

Н. А. Плугина (Магнитогорский государственный университет)

Рассматриваются основные аспекты интеграции естественно-научной и гуманитарной культур. Анализируются различные методологические подходы к понятию «диалог научных культур». Приводится взаимосвязь периодов развития понятия «культура» со степенью сформированности понятия «диалог научных культур».

Ключевыге слова: диалог научных культур; интеграция культур; концепция диалога научных культур.

Актуальность заявленной темы новных тенденций развития современных

объясняется тем, что интеграция науч- государственных образовательных сис-

ных культур наряду с такими направле- тем и служит основой для их реализации.

ниями, как гуманизация, фундаментали- Разнообразие точек зрения на опре-зация, технологизация, стандартизация и деление категории «культура» показыва-

компьютеризация, является одной из ос- ет, что это — сложное и многогранное

© Плугина Н. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.