Научная статья на тему 'ПОСТ-ИРОНИЯ И "МЕРЦАНИЕ": К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СХОЖДЕНИЯХ РУССКОГО РЭПА И АКТУАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАКТИК'

ПОСТ-ИРОНИЯ И "МЕРЦАНИЕ": К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СХОЖДЕНИЯХ РУССКОГО РЭПА И АКТУАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1120
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИРОНИЯ / РУССКИЙ РЭП / АКТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / ПОСТКОНЦЕПТУАЛИЗМ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РОК-ПОЭЗИЯ / POST-IRONY / RUSSIAN RAP / ACTUAL POETRY / CONCEPTUALISM / POSTCONCEPTUALISM / POETRY / ROCK POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масалов Алексей Евгеньевич

В статье сравнивается стратегии построения субъекта в творчестве Славы КПСС и в русском концептуализме и постконцептуализме. Явление пост - иронии оказывается типологически близким поэтической технике «мерцания», представляющей собой взаимопроникновение различных дискурсов. Кроме того, творчество и субъект Славы КПСС может подвергаться пост - иронии в текстах некоторых поэтов. В заключении делается вывод о ситуации диалога между русским рэпом и актуальными поэтическими практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-IRONY AND "BLINKING": TOWARD THE QUESTION ABOUT SOME TYPOLOGICAL CONVERGENCE OF RUSSIAN RAP AND RELEVANT POETIC PRACTICES

In this article the author compares strategies of building of subject in works of Slava KPSS and in Russian conceptualism and postconceptualism. The phenomenon of post - irony is typologically close to the poetic technique of “blinking”, which is the interpenetration of various discourses. Besides, works and a subject of Slava KPSS may be exposed to post - irony in the texts of some poets. In the end the author draws conclusions about the situation of dialogue between Russian rap and relevant poetry practices.

Текст научной работы на тему «ПОСТ-ИРОНИЯ И "МЕРЦАНИЕ": К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СХОЖДЕНИЯХ РУССКОГО РЭПА И АКТУАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАКТИК»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)63-45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

А. Е. МАСАЛОВ

Москва

ПОСТ-ИРОНИЯ И «МЕРЦАНИЕ»:

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СХОЖДЕНИЯХ РУССКОГО РЭПА И АКТУАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАКТИК

Аннотация. В статье сравнивается стратегии построения субъекта в творчестве Славы КПСС и в русском концептуализме и постконцептуализме. Явление пост-иронии оказывается типологически близким поэтической технике «мерцания», представляющей собой взаимопроникновение различных дискурсов. Кроме того, творчество и субъект Славы КПСС может подвергаться пост-иронии в текстах некоторых поэтов. В заключении делается вывод о ситуации диалога между русским рэпом и актуальными поэтическими практиками.

Ключевые слова: пост-ирония; русский рэп; актуальная поэзия; концептуализм; постконцептуализм; поэтическое творчество; рок-поэзия.

Сведения об авторе: Масалов Алексей Евгеньевич, аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета (Москва)

Контакты: 125993,г. Москва, Миусская пл., 6. РГГУ, ИФИ, кафедра теоретической и исторической поэтики; uchkuduk202@gmail.com

A. E. MASALOV

Moscow

POST-IRONY AND «BLINKING»:

TOWARD THE QUESTION ABOUT

SOME TYPOLOGICAL CONVERGENCE

OF RUSSIAN RAP AND RELEVANT POETIC PRACTICES

Abstract. In this article the author compares strategies of building of subject in works of Slava KPSS and in Russian conceptualism and postconceptual-ism. The phenomenon of post-irony is typologically close to the poetic technique of "blinking", which is the interpenetration of various discourses. Besides, works and a subject of Slava KPSS may be exposed to post-irony in the texts of some poets. In the end the author draws conclusions about the situation of dialogue between Russian rap and relevant poetry practices.

Keywords: post-irony; Russian rap; actual poetry; conceptualism; postcon-ceptualism; poetry; rock poetry.

© Масалов А. Е., 2020

About the author: Masalov Alexey Evgen'evich, postgraduate student of the Department of Theoretical and Historical Poetics, Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities (Moscow).

После победы в рэп-баттле Славы КПСС (он же - Гнойный, Соня Мармеладова, Валентин Дядька и др.) над Оксимироном в августе 2017 года понятие «пост-ирония», известное до этого узкому кругу санкт-петербургского баттл-рэпа и его фанатам, начинает активно артикулироваться в массовой культуре и связываться не только с творчеством объединения «Антихайп», но и с интернет-мемами и с состоянием современной молодёжной культуры в целом.

Википедия даёт следующее определение понятию «пост-ирония»: «термин, используемый для обозначения такого состояния, когда искренность становится трудно отличить от иронии» [14]. На этом исследование можно было бы прекратить, констатировав, что «пост-ирония» мало чем отличается от постмодернистской амбивалентной иронии как «метода переосмысления культурного опыта предшествующих веков и выявления интертекстуальных смысловых отношений, только теперь поиск направлен на построение многомерной и плюралистической картины мира» [13, c. 31], которой пользовались и У. Эко, и Т. Пинчон, и К. Воннегут, и мировой концептуализм, особенно в его советской соц-артовской модификации.

Однако «пост-ирония» артикулируется Славой КПСС как творческая стратегия, формирующая субъект и в словесном, и в медийном аспектах. Кроме того, рэп воспринимаетсяэтим исполнителем как искусство, причём постмодернистское, в рамках которого он стремится к деконструкции привычной «рэп-игры», что выражено в diss^ на Оксимирона «Я мечтаю» [См.: 19]. В связи с этим возникает научный интерес в сравнительном анализе метода построения субъекта в творчестве Славы КПСС.

Наиболее ярким примером пост-иронии, на наш взгляд, является трек «Владимир Путин»1:

Е, что ты можешь рассказать за рэп (а)?

Не смей при мне говорить за рэп (нет)

Я ебал твой протест - Антихайп на века (ха-ха)

Моя мать - глинтвейн, мой отец из ЧК (сука)

Чтоб ты знал, мудак, как меня ебёт мир

Моего корешка убил героин (да)

Другой в реанимашке, Хрюша, Степашка

Кукла с рукой в жопе - Алексей Навальный (лох)

Ты не понял, Маня, этот мир не сказка

Если Слава Гнойный Кремлю продался, е

Я зазнался раньше, чем ты начал делать рэп, сука (у) [17]

1 В скобках сайт Genius обозначает эдлибы - «выкрики или слова, разбавляющие основной текст», которые «звучат заметно тише основной дорожки, либо на том же уровне громкости, и записываются как бэк-вокал» [21]

Возникновение этого текста связано с рэп-баттлом Гнойного и Fallen MC против Эрнесто Заткнитесь и Майти Ди, в котором он отождествил себя с Владимиром Путиным [16].

Здесь, кроме характерного для рэпа эгоцентризма, наблюдается столкновение различных дискурсов: субкультурного («моя мать - глинтвейн» - явная отсылка к цоевскому «папа - стакан портвейна») и политического («мой отец из ЧК»), темы наркотиков, переосмысление медийной роли Навального через обращение к программе «Спокойной ночи, малыши», а также явная ирония на тему «продажности» самого Славы КПСС. Безусловно, с точки зрения «книжного» дискурса текст может выглядеть примитивно, однако в рэп-искусстве работают иные «правила игры». И набор штампов здесь играет роль и легитимизации высказывания Славы КПСС, и деконструкции «высокоинтеллектуального», а также политически активного рэпа, против чего он неоднократно публично высказывался.

Именно поэтому персона российского президента в творчестве Славы КПСС раскрывается через призму амбивалентной иронии. Так и в интервью интернет изданию «TheFlow» он говорит, что президент вызывает у него следующие эмоции: «Трепет перед посланником Бога на земле. От меня это никак не зависит, я должен только трепетать перед его смертоносным величием» [22]. Очевидно, что при всей его откровенной эпатаж-ности и «бредовости», данное высказывание несёт двусмысленный характер, так как слова «трепет», «посланник Бога», «смертоносное величие» могут выражать и обычное восприятие «жёсткой» политики Путина, и иронию над таким восприятием и этой политикой.

Подобное формирование субъекта в медийном и текстовом пространствах при помощи амбивалентной иронии и столкновения различных дискурсов вызывает прямые ассоциации с концептуалистской стратегией «мерцания», которая позволяла Д. А. Пригову, например, «сосредоточить внутри внешне цельного субъекта различные, выглядящие противоположными характеристики» [8, c. 386]. Так в стихотворении «Вот он Рейган к себе их манил...» посредством «мерцания» соединяются советские газетные лозунги, блоковская интерпретация идей панмонголизма, аллюзии на роман Е. Замятина («злой интеграл»), а также «многократно воспетый Приговым "маленький" советский человек» [7]:

Вот он Рейган к себе их манил Завлекал золотыми объятьями Но Бог этого не попустил Потому что с китайцами братья мы

Породнились мы плотью и мифами Породнил нас родимый шамбал Потому что с китайцами - скифы мы А вы - бляди и злой интеграл [15]

Стратегия «мерцания» характерна и для актуальных поэтических практик. Так, в стихотворении Э. Лукоянова «Коммунизм традиции бон» наблюдается подобное столкновение различных дискурсов, однако, в отличие от Славы КПСС, поэт обращается к более «элитарным» культурным стереотипам (коммунизму, национализму, тибетскому буддизму):

Был рождён я комсомолкой в ноябре.

Мой отец был комсомольцем, брат - пьонером,

И в утробе красный свет мне направлял

Путь в земную справедливость - в рай советский

Из дремучих и ужасных стран Бардо, Где терзали за грехи меня уроды: За стяжательство и национализм Или за религиозное сознанье.

И, познав, что демоны - материя лишь, Вняв, что производство - путь в нирвану, Я, как всякий, к бренной жизни был рождён Слабым, лысым, справедливым, словно Ленин.

Кто ж забыл труда завет святой - под грузом Капитала из самсары не уйдёт [11].

Стоит отметить, что в представленном тексте субъект более отстранённый, «отчуждённый», чем в текстах Славы КПСС, о чём говорит использование стереотипов коммунистической идеологии («красный свет», «рай советский», «справедливым, словно Ленин»). Вряд ли можно считать, что эти высказывания имеют прямой, не амбивалентный характер. В связи с этим можно констатировать, что при сходных приёмах в рэпе Славы КПСС и современном постконцептуализме наблюдается обращение к разным традициям.

Слава КПСС даёт прямой ответ, на чью традицию, а точнее, на чей вариант концептуализма он опирается, на одной из обложек своей страницы «ВКонтакте», в подтексте альбома «Солнце мертвых» и в треке «Егор Летов»:

Я Егорка Летов

Мой панк - Киркоров и запись рэпа в Adobe

Рву шаблон и я топ

С Пугачевой альбом, я попс (ху)

Хип-хоп - новый панк-рок (ху)

Вопреки, будто ГрОб

Всегда против, рисую жопу

Коль позвали в приличный дом [18]

Кроме очевидного синтеза, а также столкновения дискурсов «рок-культуры» и «попсы» здесь также наблюдается способ построения фраз посредством «монтажа амбивалентных словесных формул» [См.: 2], что напрямую отсылает к поэтике Егора Летова.

В тексте этой композиции возникает критика сложившегося культурного дискурса, что отсылает к «новой искренности», артикулируемой ранним постконцептуализмом. Википедия также связывает пост-иронию «с концепцией "новой искренности"». Однако, как отмечается там же, это «не совсем верно» [13].

Для примера можно привести стихотворение родоначальника, по мнению М. Н. Эпштейна, постконцептуальной парадигмы Т. Кибирова, в котором посредством «мерцания» между прецедентным текстом С. Есенина и темой войны в Афганистане критически переосмысляется мотив любви к восточной девушке:

Шаганэ ты моя, Шаганэ, потому что я с Севера, что ли, по афганскому минному полю я ползу с вещмешком на спине... Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Тихо розы бегут по полям... Нет, не розы бегут - персияне. Вы куда это, братья-дехкане? Что ж вы, чурки, не верите нам?.. Тихо розы бегут по полям... <...>

Шаганэ ты моя, маганэ! Там, на Севере, девушка Таня. Там я в клубе играл на баяне. Там Есенин на белой стене... Не стреляй, дорогая, по мне!

И ползу я по этому полю -синий май мой, июнь голубой! Что со мною, скажи, что со мной я нисколько не чувствую боли! Я нисколько не чувствую боли... [3, с. 75-76]

Здесь мы наблюдаем «не попытку принижения и осмеяния, а - тенденцию к пересемантизации феномена, направленную на возвращение тексту реального значения, очищенного от идеологических и прочих наслоений» [6, с. 115]. Таким образом, структура субъекта в пост-иронии отличается от субъекта «новой искренности», направленного на постепенное преодоление «мерцания» и на реабилитацию «личного» слова, что выразилось в переходе к эстетике «прямого высказывания» Д. Воденникова и Д. Соколова, её политизации в творчестве К. Медведева и радикализации в

поэтике Ф-письма [См.: 1]. Ведь, согласно Д. Кузьмину, основная проблематика постконцептуализма (особенно раннего) может быть выражена следующими словами: «Я знаю, что индивидуальное высказывание исчерпано, и поэтому моё высказывание не является индивидуальным, но я хочу знать, как мне его реиндивидуализировать!» [10].

А творческая стратегия Славы КПСС, согласно его интервью Ксении Собчак, заключается в том, что он воюет против «бизнес-концепции творчества» Оксимирона, Басты, Хаски и др., против образа «андеграунд-героя» [20]. В таком случае сотрудничество Славы КПСС с Филипом Кир-коровым, телеканалом СТС, его неоднозначные высказывания - это деконструкция медийного субъекта, которая возникает за счёт механизма «мерцания» между политическим, поп-, рок- и рэп-культурными дискурсами, безусловно, с коммерческими целями.

Подобное поведение в чем-то напоминает придуманного поэтом-постконцептуалистом В. Нугатовым facebook-персонажа Деда Хоссана, который пародирует медийную роль умершего криминального авторитета деда Хасана. «Мерцающий субъект» в лирике Нугатова направлен на деконструкцию лирического «я», артикулируемого «новой искренностью». Так, например, в стихотворении «И о любви», построенном «на рефлексии <...> мнимого совпадения творческих биографий» [9]:

мне говорят

что мои нынешние стихи

похожи на стихи кирилла медведева

только хуже

или лучше

но это не важно

а я говорю что не люблю стихов кирилла медведева

хотя на самом деле ничего не имею против кирилла медведева

и его стихов

на самом деле я больше люблю шарля бодлера и его стихи

но мне никто не говорит что мои стихи

похожи на стихи шарля бодлера даже не говорит что похожи но хуже и мне обидно [11]

Однако начальные строки являются только «вступлением» к тексту, в котором деконструкция лирического субъекта, ассоциирующаяся с мировой традицией (Ш. Бодлером, Ч. Буковски), достигает апогея:

я хотел рассказать о том как кайфово

ходить летом вдвоём на речку коломак протекающую под полтавой и как классно там купаться есть воблу пить пиво и сладко ебаться 27

сладко ебаться пить пиво есть воблу и купаться

есть воблу пить пиво купаться и сладко-пресладко ебаться

с лучшей женщиной на свете

да и во всей полтавской области

купаться в тёплой и чистой воде

потом есть свежую вяленую воблу

запивать её завёрнутым в лёд пивом

а потом сладко и пьяно ебаться

на безлюдье в прохладных и нежных кустах

и кончая кипящей спермой на прошлогодние дубовые листья

переживать июльское сатори

на двоих [11]

Безусловно, называть явления «мерцания» и пост-иронии тождественными сложно, так как постконцептуализм исходит из других задач. Однако пост-ирония так же, как и «мерцание» постконцептуализма, позволяет переключаться между различными дискурсами. Нельзя однозначно констатировать, что Слава КПСС, несмотря на его определенный культурный багаж, знаком с актуальными поэтическими практиками, которые, кстати говоря, обращаются к его творчеству.

Так в стихотворении лауреата премии Аркадия Драгомощенко 2017 года К. Коблова «я украл интеллектуальную собственность Влада Гагина», опубликованном на его facebook-странице, «пост-иронии» подвергается уже сам Слава КПСС. С помощью техники ready-written (использования «готового» словесного материала) воспроизводятся слова Гнойного об идее клипа, которую украл у него Эльдар Джарахов1:

мой любимый певец, Артём, который столько всего для нас сделал, на днях написал мне в телеграм идея:в квартире проходит шумная вечеринка с её основной атрибутикой (алкоголь, закуски = интеграции), создаётся эффект «стандартного» клипа такой тематики. В середине первого куплета камера неожиданно переносится сквозь стену в квартиру соседа, который мучается от шума и невозможности уснуть. Он встаёт с кровати, достаёт дрель, зритель убеждён, что герой будет создавать ответные неудобства. Слыша шум из-за стены, главный «тусовщик» прикладывает ухо к стене, пытаясь понять, откуда исходит звук, и, внезапно, его голова оказывается просверленной. Вектор развития сюжета из «вечеринка под реп песню» переключается на юмористический треш. Градус напряжения снижается следующим кадром, который показывает зрителю, что всё действо происходит в воображении «соседа». Далее, по аналогии с игрой

1Слова рэпера выделены курсивом нами - А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

Punisher, разыгрывается ещё несколько неординарных сцен расправы с нарушителями покоя разными забавными способами. Текст песни неожиданно трансформируется визуальным рядом, в финальной сцене напряжение соседа настолько возрастает, что он действительно вскакивает с кровати [5]

Однако в следующих строфах критически переосмысляется и конфликт двух известных рэп-исполнителей, и медийное поведение Славы КПСС через пересказ сюжета клипа и конструирования на психоаналитических идеях отражения субъекта, амбивалентно, почти пародийно выражающего «мотивацию Джарахова»:

неужели тебе не очевидно, что люстра, падающая на одного из нас, что фонтан крови, что нож, поднявшийся в воздух и вонзившийся в чьё-то лицо, тело, разрубленное пополам занавеской, отрубленная нога, медленно пролетающая перед моим сморщившимся лицом, голова, отлетевшая на блюдо для ананасов, пробка шампанского, вышибающая мозги, стрельба из хлопушки, что игры с бензопилой и танцы, что поцелуи, алкогольные игры для вечеринок - это первое, что приходит в голову, когда хочется выразить то, что у меня на душе, мне странно, что это тебя удивляет; помни: как постыдно изумляться, что смоковница смокву приносит, так же и когда мир что-либо приносит из того, чем плодоносен. Вот врачу или кормчему стыдно же дивиться, если кто в горячке или ветер подул в лицо [5].

Примечательно, что следующий пост К. Коблова представляет собой видеозапись с подписью «ШОК! Слава КПСС читает отрывок стихотворения "я украл интеллектуальную собственность Влада Гагина"» [5], что вполне вписывается в контекст и пост-иронии, и «мерцания», так как амбивалентной иронии в данном высказывании подвергается проблема авторства и плагиата.

Таким образом, в современной ситуации позднего постмодернизма наблюдается некоторое взаимопроникновение рэпа и актуальных поэтических практик. Уровень этого диалога не столь высок, однако работа Славы КПСС с концептуальными техниками, хоть и со своей терминологией, с одной стороны, и работа с рэп-искусством таких постконцептуалистских коллективов, как «Техно-поэзия», с другой, говорит о зарождении пространства диалога. Но говорить о том, каким этот диалог будет и продолжится ли он, пока рано.

Литература

1. Волчек, Д. «Я разгребаю свое семейное кладбище» / Д. Волчек // Радио Свобода. - URL: https://www.svoboda.org/a/28446066.html (дата обращения: 03.09.2019).

2. Доманский, Ю. В. Формульная поэтика Егора Летова / Ю. В. До-манский. - Москва ; Калуга ; Венеция : BullTerrierRecords, 2018. - 160 с.

3. Кибиров, Т. Сантименты. Восемь книг / Т. Кибиров. - Белгород : РИСК, 1993. - 384 с.

4. Коблов, К. ШОК! Слава КПСС читает отрывок стихотворения «я украл интеллектуальную собственность Влада Гагина» / К. Коблов // Face-book. - URL: https://www.facebook.com/throbbingstone/posts/ 1231919966967123 (дата обращения: 14.08.2019). - Текст : электронный.

5. Коблов, К. я украл интеллектуальную собственность Влада Гагина / К. Коблов // Facebook. - URL: https://www.facebook.com/throbbingstone/ posts/1231919966967123 (дата обращения: 14.08.2019). - Текст : электронный.

6. Ковалев, П. А. Постмодернистские течения в русской поэзии и специфика современного литературного процесса / П. А. Ковалев. - Орел : Изд-во ОГУ, 2013. - 243 с.

7. Конаков, А. Приговский цикл о Рейгане, или советская газета как онтологическая модель / А. Конаков // Дискурс. - URL: https://discours.io/ articles/theory/prigovskiy-tsikl-o-reygane-ili-sovetskaya-gazeta-kak-ontologicheskaya-model (дата обращения: 03.09.2019). - Текст : элеткронный.

8. Корчагин, К. Возвращение мерцающего субъекта: московский концептуализм и поэзия 2000-2010-х годов / К. Корчагин // Субъект в новейшей русскоязычной поэзии - теория и практика. - Berlin, Bern, Bruxelles, NewYork, Oxford, Warszawa, Wien : PeterLang, 2018. - 448 с.

9. Корчагин, К. Двойник читателя / К. Корчагин. - Текст : электронный // Новое литературное обозрение. - 2009. - № 95. - URL: http://www.litkarta.ru/dossier/korchagin-nugatov/ (дата обращения: 14.08.2019).

10. Кузьмин, Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии / Д. Кузьмин. - Текст : электронный // Новое литературное обозрение. -2001. - № 50. - URL: http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-postkonts/ dossier_987/ (дата обращения: 14.08.2019).

11. Лукоянов, Э. Левой мысли не существует / Э. Лукоянов. - Текст : электронный // Полутона. - URL: https://polutona.ru/?show= 0619204808 (дата обращения: 14.08.2019).

12. Нугатов, В. Фриланс / В. Нугатов. - Текст : электронный // ВАВИЛОН. Современная русская литература. - URL: http://www.vavilon.ru/texts/nugatov1.html (дата обращения: 14.08.2019).

13. Пивоев, В. М. Ирония как феномен культуры / В. М. Пивоев. -Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2000. - 106 с.

14. Постирония // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Постирония (дата обращения: 14.08.2019). - Текст : электронный.

15. Пригов, Д. А. «Вот он Рейган к себе их манил...» / Д. А. Пригов // Пригов Д. А., Рубинштейн Л., Кибиров Т. Поэты-концептуалисты: избранное. - Москва : ЗАО МК-Периодика, 2002. - С. 58.

16. Родин, П. Гнойный назвал себя Путиным перед украинским рэпером. Сколько в этом постиронии? / П. Родин // Канобу. - URL: https://kanobu.ru/news/gnojnyij-nazval-sebya-putinyim-russkogo-repa-skolko-

30

v-etom-postironii-399452/ (дата обращения: 14.08.2019). - Текст : электронный.

17. Слава КПСС. Владимир Путин / Слава КПСС // Genius.com. -URL: https://genius.com/Slava-kpss-vladimir-putin-lyrics (дата обращения: 14.08.2019). - Текст : электронный.

18. Слава КПСС. Егор Летов / Слава КПСС // Genius.com. - URL: https://genius.com/Slava-kpss-egor-letov-lyrics (дата обращения: 14.08.2019). -Текст : электронный.

19. Слава КПСС. Я мечтаю / Слава КПСС // Genius.com. - URL: https://genius.com/Slava-kpss-im-dreaming-oxxxymiron-diss-lyrics (дата обращения: 03.09.2019). - Текст : электронный.

20. Собчак, К. «Оксимирон обеспечил меня на всю жизнь» - СЛАВА ГНОЙНЫЙ в ОСТОРОЖНО, СОБЧАК! // Youtube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=LYoNRVZG6W0 (дата обращения: 14.08.2019).

21. Что значит «Эдлиб»? // TheQuestion. - URL: https://thequestion.ru/ questions/390694/chto-znachit-edlib (дата обращения: 03.09.2019). - Текст : электронный.

22. TheFlow Гнойный, Замай, очень серьезное интервью // Youtube. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=SUWm1Aw9MwQ (дата обращения: 14.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.