Методические разработки и рекомендации
Методические разработки и образовательные программы
Пособие по естественнонаучному практикуму на летних полевых выездах
В настоящий практикум включено шестнадцать работ естественно-научной тематики. Их выполнение не требует профессиональных навыков, сложного специального оборудования и лабораторных условий.
В зависимости от времени проведения, места и задач практики в порядок и ход реализации некоторых заданий, по усмотрению руководителей, могут быть внесены определенные коррективы. Нумерация работ может не соответствовать последовательности их выполнения.
Условия и сроки выполнения оговорены для каждой работы (после номера, перед названием). Задания и методы выполнения различных работ по некоторым пунктам могут совпадать. При продуманном подходе каждый исследователь (бригада, группа) способен параллельно выполнять несколько действий, оптимально используя силы, средства и время.
К содержанию указаний по проведению работ следует отнестись осмысленно и творчески. В полевых исследованиях высоко ценятся смекалка, неординарный подход к решению задач, взаимопомощь и упорство в достижении поставленной цели. Поскольку неудачи и ошибки неизбежны, всегда надо быть готовым к проведению повторного эксперимента.
Записи, графики, таблицы, расчеты и зарисовки, предусмотренные в ходе выполнения каждой из работ, поэтапно заносятся в соответствующие разделы рабочей тетради простым карандашом. После окончательной обработки и верификации данных, устранения неточностей, помарок и ошибок письменная часть
Л
Шаронина
Юлия Александровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии ГОУ СОШ № 26, г. Москва
Пособие по естественно-научному практикуму на летних полевых выездах__
Шаронина Юлия Александровна
работы оформляется ручкой, а графическая и художественная -простым и цветными карандашами. Использование фломастеров, чернильных и гелевых ручек для ведения полевых дневников активно (вплоть до «категорически!») не приветствуется.
Каждый исследователь несет персональную ответственность за корректное выполнение конкретной работы и заполнение тетради. Результаты индивидуальных и коллективных исследований скрупулезно рассматриваются на ежедневных общих научных совещаниях. Сопоставление и обсуждение данных, полученных разными бригадами, является неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности и стимулирует аналитическое мышление, развивает культуру ведения дискуссий.
Работы 1, 2 (выполняются бригадами, 1 день)
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений
Плотность популяции - это число особей, или их биомасса, приходящееся на единицу площади либо объема жизненного пространства.
Оборудование: рулетка или другой инструмент для определения площади. Ход работы:
1. Выберите два вида деревьев, растущих на исследуемом участке (воспользуйтесь определителем).
2. Произведите замеры и вычислите площадь участка.
3. Подсчитайте число деревьев каждого вида. Подсчитайте плотность для каждого вида деревьев. Заполните таблицу:
Вид дерева Количество на участке Средняя плотность на 1 км2
1.
2.
4. Выберите произвольно 5 площадок размером 1 х 1 м (а-д) в разных частях участка.
5. Определите видовой состав травянистых растений (воспользуйтесь определителем). Сделайте рисунки.
6. Подсчитайте плотность растений трех видов на каждой площадке. Сравните плотность растений каждого вида на разных участках и соотнесите результаты с условиями обитания. Заполните таблицу:
Вид растения Число растений на площадке размером 1 м2 Средняя плотность на 1 м2 Предпочтительные условия
а б в г д
1.
2.
3.
7. Сопоставьте полученные результаты с данными других бригад. Сделайте вывод о существовании корреляции между видовым составом деревьев, трав и условиями среды обитания (влажность, ландшафт, освещенность, почва).
Работа 3 (выполняется индивидуально, 1 день)
Изучение возрастного спектра популяции растений
В жизненном цикле растений выделяют несколько периодов: I - период покоя (семена); II - ювенильный (проростки, однолетние побеги); III - вегетативный (молодые неплодоносящие растения); IV - генеративный (плодоносящие); V - субсенильный и VI - сенильный (отмирающие и мертвые особи). Соотношение особей популяции по этим состояниям называется возрастным спектром популяции. Учитываются особи, не подвергшиеся непосредственному антропогенному воздействию. Ход работы:
1. Выберите два вида древесных растений, наиболее распространенных на исследуемом участке (воспользуйтесь определителем).
2. Подсчитайте число особей, находящихся в каждом из шести периодов (для семян - примерное их количество: нет, отдельные, мало, умеренно, много, обильно). Заполните таблицу:
Вид дерева Число особей в каждом периоде
семена ювенил. вегетат. генерат. субсенил. сенильн.
1.
2.
3. Постройте возрастной спектр данной популяции (в виде графика), обозначая вид своим цветом:
Кол. '
I II III IV V VI Период развития
4. На основе анализа возрастного спектра оцените перспективу существования и развития популяции. Сделайте вывод по итогам работы.
Шаронина Юлия Александровна
Работы 4, 5 (выполняются бригадами в течение практики)
Определение количества
атмосферных осадков. Анализ дождевой воды
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы в данный момент времени. Сосуды с воронками или цилиндры емкостью 0,5 - 1 л устанавливаются на открытой площадке (в них не должна попадать вода с крыш или деревьев). Работа проводится во время дождя; учитывается его продолжительность. Результаты поэтапно заносятся в таблицу.
Оборудование: приемники осадков, универсальная индикаторная бумага, мерные сосуды, предметные стекла, часы. Ход работы:
1. Определите количество выпавших осадков в миллиметрах, используя мерный цилиндр и линейку.
2. Установите количество выпавших осадков по формуле: К = V / S (за.....мин),
где К - количество выпавших осадков; V - объем осадков, в мл; $=таг2 - площадь сечения воронки (горлышка сосуда), в см2.
3. Определите кислотность (рН) воды. Нанесите каплю исследуемой воды на кусочек универсальной индикаторной бумаги, сравните полученный цвет со шкалой рН.
4. Определите прозрачность воды. Налейте пробу воды в химический стакан и рассмотрите на свет. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной.
5. Определите наличие растворенных веществ. Из каждой пробы нанесите по несколько капель на чистые предметные стекла. Выпарите. По белому налету на стекле определите наличие растворенных веществ в каждой пробе (нет, следы, мало, умеренно, много).
6. Занесите в таблицу и проанализируйте результаты всех исследований:
Проба Дата Время (мин.) Объем осадков (мл/см2) Кол. осадков (мм) рН Прозрачность Минерализация
1
2
3
Сопоставьте полученные результаты с данными других бригад, сделайте выводы.
Работы 6, 7 (выполняются бригадами, 2 дня)
Пункты, помеченные знаком [*] требуют особой внимательности и осторожности.
Содержание воды и органических веществ в почвенном образце
Определение рН, катионного и анионного состава почвы.
Различают следующие показатели степени влажности почвы: I - сырая (сочатся капельки воды); II - влажная (вода не сочится, но приложенный к почве лист фильтровальной бумаги быстро намокает); III - свежая (почва на ощупь прохладная, чувствуется, что в ней есть влага, но фильтровальная бумага, приложенная: к почве, не намокает); IV - сухая (почва на ощупь сухая, рассыпающаяся). Для сравнения берутся образцы различных типов почв разной степени увлажнения. Следует определить рН почвы (с помощью индикатора) и видовой состав растений тех мест, откуда взяты образцы. Результаты поэтапно заносятся в таблицу.
Оборудование: пробы почвы, алюминиевые стаканы, весы, фильтровальная бумага (газета), индикаторная бумага. Ход работы:
1. Поместите в пробирку щепотку взятого образца почвы. Добавьте ~5 мл кипяченой воды. Энергично встряхните пробирку. Дайте отстояться осадку. Определите с помощью индикаторной пластинки рН образца (рН1).
2. Взвесьте пустой стакан; запишите его массу (т). Насыпьте в стакан размельченный почвенный образец и взвесьте; запишите их общую массу (т1).
3. Распределите образец почвы из стакана тонким слоем на бумаге, высушите, поместив в сухое теплое место (на 1 сутки).
4. Через сутки аккуратно перенесите почву в стакан. Взвесьте стакан с высушенной почвой; запишите его массу (т2).
5. Рассчитайте процент содержания воды в каждом образце по формуле:
W =
т. - т
х 100,
7*
где W - содержание воды в образце (в %); т - масса пустого стакана; т1 - начальная масса стакана с образцом почвы до высушивания; т2 - масса стакана с образцом почвы после высушивания. (Т.о. в числителе - масса испарившейся влаги, в знаменателе - масса влажной почвы). Возьмите стакан с почвой после высушивания (с известной массой т2) и прокалите его на огне. При этом органические вещества распадутся (до СО2, Н2О и других газообразных компонентов).
Остудите и взвесьте стакан с прокаленной почвой (т3). Определите процентное содержание органических веществ в почве (по аналогии с п. 5.):
Шаронина Юлия Александровна
G = -х 100
т2 - т
9. Добавьте -50 мл кипяченой воды. Энергично встряхните стакан. Дайте отстояться осадку. Определите с помощью индикаторной пластинки рН образца (рН2).
10*. Возьмите небольшой фрагмент почвенного образца и зафиксируйте его в проволочной петле, предварительно смочив НС1. Внесите в пламя и сделайте вывод о катион-ном составе почвы по таблице А.
11*. Поместите небольшой фрагмент почвенного образца в пробирку, добавьте несколько капель Н^04 конц. По запаху и цвету выделившихся газов сделайте вывод об анионном составе образца (таблица Б).
Таблица А
Ионы металла (катионы) Окраска пламени
натрий Желтая
К+ калий Фиолетовая
Rb+ рубидий Темно-красная
Сэ+ цезий Небесно-голубая
Эг2+ стронций Карминово-красн.
Са2+ кальций Кирпично-красн.
Ва2+ барий Желто-зеленая
Си2+ медь Ярко-зеленая
РЬ2+ свинец Бледно-голубая
Таблица Б
Анионы (соли) Выделение газа при взаимодействии с H2SO4
С032- карбонат Газ без цвета и запаха СО2
Э032- сульфит Газ с запахом S (SO)
Ш3- нитрат Бурый газ (NO)
Б2- сульфид S или SO
С1- хлорид Дымящийся газ (HCl)
Вг бромид Бурые пары (Br)
I- йодид Фиолетовые пары (I)
12. Сопоставьте собственные данные с результатами других бригад, сделайте выводы. Занесите все полученные результаты в сводную таблицу:
Образец (бригада, участок) рН, рН2 Визуальная оценка влажности (I - IV) % влаги (W) % гумуса (G) Преобладающие виды растений Катионы Соли
1
2
Работы 8, 9 (выполняются бригадами, 3 дня)
Водоемы и почва - среды обитания живых организмов
В почве и природных водоемах обитает множество микроорганизмов - представителей всех четырех царств живой природы. Изучение их многообразия и видового состава представляет несомненный интерес. Пробы почвы и воды для изучения
беспозвоночных в теплое время года можно взять в лесу, на лугу, в поле, в постоянных и временных водоемах.
Оборудование: прозрачные сосуды, микроскопы, предметные стекла, пипетки. Ход работы:
1. Возьмите пробы воды и грунта из разных водных источников и участков суши (по 100-200 мл). Поместите в отдельные емкости. Пометьте каждый образец (присвойте номер, а в тетради укажите расположение и особенности места, дайте краткую экологическую характеристику).
2. В каждую емкость с водой поместите пучок сена, предварительно обваренный кипятком. К почвенным образцам добавьте кипяченую (не горячую!) воду (100 мл).
3. Сосуды прикройте сверху листами бумаги и поставьте в теплое светлое место на 3 дня.
4. Возьмите из каждой емкости каплю воды и поместите на предметное стекло под микроскоп. Определите видовой состав и приблизительный размер микроорганизмов (см. Приложение и определитель). Зарисуйте представителей беспозвоночных, простейших и микрофлоры. Подсчитайте их количество в поле зрения микроскопа и полученные данные занесите в таблицу:
Вид микроорганизма № пробы, количество особей в поле зрения
1. 2. 3. 4.
1.
2.
3.
4.
N...
5. Сравните плотность популяций инфузорий и других микроорганизмов в каждой из банок и сделайте выводы о содержании этих микроорганизмов в водных источниках и почве в зависимости от их экологической характеристики. Сопоставьте собственные данные с результатами, полученными другими бригадами.
Работа 10 (выполняется группой, 1 день)
Фракционирование беспозвоночных с помощью сепаратора. Разнообразие почвенных и водных беспозвоночных
Оборудование: пробы почвы и воды, сепаратор, микроскоп, лупа, ведро кипяченой воды (К300С). Ход работы:
1. Поместите образец почвы из верхнего горизонта на первый уровень сепаратора. Аккуратно разрыхлите, измельчите и распределите грунт равномерным слоем.
Пособие по естественно-научному практикуму на летних полевых выездах__
Шаронина Юлия Александровна
2. Постепенно, небольшими порциями промойте грунт кипяченой водой. Изучите почвенные организмы на всех уровнях сепаратора с помощью лупы и микроскопа. Зарисуйте их. Определите их размеры и систематическую принадлежность (см. Приложение и определитель).
3. Заполните таблицу:
Диаметр ячейки (мм) Представители флоры и фауны
Животные Количество Растения Количество
10
7
3
2
0,25
4. Промойте и протрите сепаратор насухо. Зачерпните ведро воды из ближайшего водоема. Постепенно, небольшими порциями процедите воду через сепаратор. Изучите водные организмы на всех уровнях сепаратора с помощью лупы и микроскопа. Зарисуйте их. Определите их систематическую принадлежность (см. Приложение и определитель).
5. Заполните таблицу, аналогичную приведенной в п. 3.
6. Сравните биологический состав проб почвы и воды. Сопоставьте полученные данные с результатами работ 8, 9. Сделайте выводы по работе.
Работа 11 (выполняется бригадами в течение практики)
Изучение напочвенных беспозвоночных
Оборудование: ловушки (из пластиковых бутылок). Ход работы:
1. Вкопайте по четыре ловушки в каждой модельной экосистеме (по выбору) на расстоянии 2 м друг от друга. Необходимо, чтобы края ловушек были вровень с поверхностью почвы. Опишите выбранную экосистему.
2. Проверяйте ловушки не реже одного раза в сутки в одно и то же время. В результате таких наблюдений вы получите представление о видовом составе и относительной численности напочвенных беспозвоночных. Если проверять ловушки два раза в сутки - утром и вечером, то дополнительно можно узнать, какую суточную активность проявляют разные виды животных. Минимальный срок, в течение которого должна простоять каждая ловушка - 1 сутки.
3. Пойманных животных определите (см. Приложение и определитель) и выпустите. Занесите результаты в тетрадь. Сделайте рисунки.
4. Составьте итоговую таблицу. Сопоставьте данные с результатами, полученными другими бригадами. Сделайте выводы о видовом разнообразии напочвенных животных в разных экосистемах, численности отдельных видов.
Вид животного Количество пойманных особей в ловушках №:
1. 2. 3. 4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
N...
Работа 12 (выполняется бригадами, 1 день)
Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию
популяции растений семейства рясковые
Ход работы:
1. Опишите выбранный водоем: название, площадь водоема, за счет чего происходит его питание, краткая характеристика растительности прилегающей местности.
2. Возьмите несколько проб растительности с поверхности водоема.
3. Определите видовую принадлежность ряски и распределите растения, пользуясь Приложением и определителем. Сделайте рисунки.
4. Заполните таблицу:
Вид ряски Число растений Общее число щитков Число поврежденных щитков % поврежденных щитков от общего количества щитков
1.
2.
3.
N...
Одно растение - это материнский щиток с прикрепленными к нему детками. Общее число щитков - это количество материнских щитков и деток.
К повреждениям щитков относятся черные и бурые пятна (некроз), пожелтения (хлороз). Количество и размер пятен не учитываются.
5. Проведите экспресс-оценку качества воды, используя самый массовый вид (обычно это Ряска малая), по таблице:
Шаронина Юлия Александровна
% щитков Отношение: число щитков / число особей
с повреждениями 1 >1,3 >1,7 2,0 >2,0
0 1-2 2 3 3 3
10 3 3 3 3 3
20 3 4 3 3 3
30 4 4 4 3 3
40 4 4 4 3 -
50 4 4 4 - -
>50 5 5 - - -
Баллы: 1 - очень чистая, 2 - чистая, 3 - умеренно загрязненная, 4 - загрязненная, 5 - грязная.
Сделайте вывод об экологическом состоянии водоема.
Работа 13 (выполняется бригадой, 1 день)
Составление географического описания места полевой практики
Оборудование: карта, линейка, фотоаппарат. Ход работы:
1. Определите расположение места практики по отношению к географическим объектам (городам: Москве, областным центрам; рекам, авто- и железным дорогам). Начертите план района практики при помощи туристических схем или карт с указанием географических объектов.
2. Дайте краткую характеристику климата и природной зоны.
3. Охарактеризуйте рельеф местности.
4. Опишите хозяйственное использование района практики. Какие встречаются виды угодий (пашня, луг, лес)? Узнайте у местных жителей о наличии промышленных предприятий, ферм.
5. Сделайте фотографии и рисунки ландшафтов, рек, озер, родников, сельскохозяйственных угодий и т. п. При фотографировании местности вначале необходимо снимать общий вид территории (общий вид реки и т. д.). Затем - более крупным планом - отдельные участки (см. Приложение). Фотографируя отдельные объекты, поступают так же, т. е. вначале снимают общий вид объекта, затем - отдельные его части и более крупным планом - отдельные детали.
При фотографировании необходимо записывать в блокнот последовательность выполняемой съёмки, названия снимаемых территорий, их частей и деталей. После получения отпечатков на обороте каждой фотографии необходимо карандашом написать, что на ней изображено, когда была
сделана данная съемка. Описания местности и отдельных объектов могут быть иллюстрированы вашими рисунками. Во время изучения объектов на местности вначале лучше сделать простым карандашом эскиз, а затем при подготовке отчёта о практике завершите работу над рисунком.
Работа 14 (выполняется дежурными бригадами в течение практики)
Описание погоды
Описание погоды и замеры в течение практики осуществляются дежурными бригадами утром, перед обедом и после ужина. Все данные поэтапно заносятся в таблицу. Сдача-прием наряда считаются состоявшимися, если дежурными зафиксированы все суточные изменения погоды (от подъема до отбоя). Оборудование: термометры, барометр. Ход работы:
1. Определите утреннюю, дневную и ночную температуры воды, воздуха, почвы. Подсчитайте среднесуточную температуру.
2. Отметьте характер и изменения облачности (например, кучевая, сплошная, переменная и т. д.), направления ветра (напр. ю-з, ю), осадков (напр. ливень, град), атмосферного давления (при наличии барометра).
3. Результаты занесите в таблицу:
Дата Время Температура Давление (средн.), Р мм Ветер (преобл.)/ /Штиль Осадки Облачность Прим.
воды Р> воздуха Р> почвы
утро
день
ночь
средн.
4. В конце практики подведите итоги наблюдений, определите средние и предельные показатели и амплитуды колебаний величин за отчетный период. Постройте графики изменения показателей погоды. Определите «розу ветров»:
Шаронина Юлия Александровна
Работа 15 (выполняется бригадами, 1 день)
Описание строения почвенного профиля района по шурфу или обнажению
Оборудование: рулетка, лопата. Ход работы:
1. Опишите место заложения шурфа или место обнажения (пойма, терраса, водораздельная поверхность). Укажите особенности растительности.
2. Выявите и замерьте сантиметровой лентой генетические горизонты почвы, которые обозначаются общепринятыми в почвоведении индексами: Ад - лесная подстилка, Лл - дернина, А} - гумусовый горизонт, А2 -подзолистый горизонт (элювиальный - вымывания), В - иллювиальный (вмывания) горизонт; С - материнская (почвообразующая) порода; Б - подстилающая порода. Описание почвенных горизонтов составляется в определенной последовательности: 1) цвет (например, Л} - серовато-коричневый, А2 - белесый, В - бурый и т. д.); 2) влажность: сухая - почва пылит, свежая - холодноватая, влажная - вода не выжимается, сырая - можно выжать воду, мокрая - вода высачивается; 3) механический состав: песчаная - сыпучая масса песка, шарик не получается даже во влажном состоянии; супесчаная -во влажном состоянии образуется непрочный шарик, суглинистая - во влажном состоянии раскатывается в шнур, который при сгибании в кольцо растрескивается; глинистая - во влажном состоянии раскатывается в шнур, который при сгибании в кольцо не растрескивается; 4) структура: о состоянии почвы судят прежде всего по мощности плодородного слоя, по интенсивности окраски и зернистости - чем мощнее и темнее плодородный слой, тем лучше выражена его структура; если структура почвы зернистая и она легко распадается на комочки, но в то же время не разрушается при намокании, то в такой почве хорошо сохраняется влага, пышно развивается растительность (см. Приложение); 5) включения - инородные тела, остатки литосферы, биосферы и деятельности человека, т.е. предметы, не связанные с процессами почвообразования (камни: щебень, галька, валуны; черепки, кости, кирпич и пр.).
3. Опишите и зарисуйте образец почвы.
4. Сопоставьте полученные результаты с данными других бригад, сделайте выводы.
Работа 16 (выполняется группой, 1 день)
Описание реки
Оборудование: уровень, транспортир, отвес, рулетка, карта. Ход работы:
1. Укажите название реки (если оно неизвестно, определите по карте название той реки, в которую она впадает).
2. Выясните, к какому бассейну относится река.
3. Определите скорость и направление течения реки.
4. Установите ширину и высоту поймы и надпойменных террас методом горизонтального визирования (см. Приложение). Встаньте у подножия склона, поднимите к уровню глаз на вытянутой руке планшет с визирной линейкой, держа его в строго горизонтальном положении. Визируя, замечают на склоне приметную точку (камень, цветок, куст и т. д.), расположенную на линии визирования и, следовательно, находящуюся на уровне глаз. Затем поднимаются вверх по склону и становятся на замеченную точку, вновь поднимают планшет на уровень глаз и повторяют всё снова. Зная свой рост, можно по числу проведённых отчётов определить высоту склона. Точно так же можно определить высоту холма, оврага. Проведите следующие расчёты: если вы сделали от подножия холма до его вершины 4 отсчёта, а ваш рост равен 1,5 м, то, следовательно, высота холма составляет 1,5 м х 4 = 6 м.
5. Измерьте крутизну склонов в градусах с помощью эклиметра (см. Приложение). Для этого необходимо сделать эклиметр из транспортира и небольшого грузика (отвеса). Стоя у самой подошвы склона, визируйте по верхнему краю эклиметра на вершину склона, стараясь, чтобы верхний край прибора был направлен параллельно поверхности склона. Для этого визируйте на какую-нибудь точку, расположенную на вершине склона или около неё на уровне ваших глаз, например, на стоящего на этой вершине человека. Занесите результаты замеров в тетрадь.
6. Охарактеризуйте цвет и прозрачность воды.
7. Составьте схему речной долины (см. Приложение).
Приложение
В настоящее Приложение вошли материалы, которые, на наш взгляд, недостаточно полно отражены в доступных на выездных практиках определителях и учебных пособиях. Наибольшее внимание уделено рисункам и фотографиям микроскопических живых объектов и других беспозвоночных, населяющих экосистемы европейской части России. Иллюстрации с надписями помогают ориентироваться в многообразном мире живой
Шаронина Юлия Александровна
природы, облегчают работу с микроскопом, служат для закрепления и расширения знаний и умений, полученных на уроках биологии и географии. В то же время Приложение представляет собой лишь дополнительное пособие, охватывающее малую часть обширных сведений, содержащихся в специальной и научно-популярной литературе, и может использоваться в качестве вспомогательного источника информации. Латинские наименования некоторых организмов приведены для расширения кругозора и не обязательны для запоминания. Приложение составлено с учетом современных представлений о систематической принадлежности живых организмов.
Фитопланктон
2
3
Рис. 1. Цианобактерии (синезеленые): 1 - микроцистис синевато-зеленый: а - колония, б - клетки, 2 - анабена: а - спора, б - гетероциста, 3 - афанизоменон «цветения» воды
Рис. 2. Динофитовые и зеленые (вольвоксовые): 1 - перидиниум: а - с брюшной стороны, б - со спинной стороны, 2 - церациум, 3 - динобрион, 4 - хламидомонада, 5 - пандорина, 6 - эвдорина, 7 - вольвокс
2
Рис. 3. Диатомовые водоросли: 1 - мелозира, 2 -фрагиллярия, 3 - астерио-нелла, 4 -табеллярия
Рис. 4. Зеленые водоросли (хло-рококковые и десмидиевые): 1 - педиаструм, 2 - водяная сеточка, 3 - сценедесмус, 4 - хлорелла, 5 -клостериум, 6 - космариум
Представители подцарства одноклеточных
Рис. 5. Амеба - Amoeba proteus (по Дофлейну):
1 - эктоплазма,
2 - эндоплазма,
3 - заглатываемые пищевые частицы,
4 - сократительная вакуоль,
5 - ядро,
6 - пищеварительная вакуоль
4
6
Рис. 6. Эвглена зеленая - Euglena viridis (по Дофлейну): 1 - жгутик, 2 - резервуар сократительной вакуоли, 3 - сократительная вакуоль, 4 - хромато-форы, 5 - ядро, 6 - зерна парамила, 7 - глазок
7
Рис. 7. Жгутиконосец - Маэ^атоеЬа аэрега (по Шульце): 1 - жгутик, 2 - ядро,
3 - эндоплазма,
4 - сократительная вакуоль, 5 - пелликула, 6 - псевдоподии
Рис. 9. Раковинные корненожки (амебы) Testacea (по Хаусману): 1 - Дгсе!!а (вид сверху и сбоку), 2 - Difflugia
Рис. 8 Амеба-протей
(до 500 мкм)
Рис. 10. Didinium паэиШт (дидиниум) - равноресничная хищная инфузория: А - общий вид, Б - заглатывание добычи - инфузории-туфельки
Шаронина Юлия Александровна
Рис. 11. Хищные равнореснич-ные инфузории Dileptus заглатывают инфузорий
Г ■■ А
•л ,
Д
Рис. 12. Спиральноресничные инфузории (по Натали): А -Stentor polymorphus (трубач), Б - Spirostomum ambiguum: 1 - макронуклеус, 2 - микронуклеус, 3 - приводящий канал и сократительная вакуоль, 4 -мембранеллы, 5 - глотка, В - равноресничная инфузория Balanthidium coli, Г -Paramecium caud-atum (туфелька), Д - брюхоресничная инфузория Stylonichia
A
Рис. 13. А - Сосущая инфузория БрИаегорИгуа, захватившая щупальцами несколько ресничных инфузорий (по Дофлейну), Б - общий вид
Рис. 15. Многообразие инфузорий: А - сувойки, Б -трубачи, В - туфелька, Г - euplotes
Рис. 14. Кругоресничные инфузории УогйсеПа (сувойки) (по Натали): 1, 2 - размножение делением, 3 -«бродяжка», 4 - конъюгация
Масштабы представителей зоопланктона (нейстон и бентос)
Рис. 16. Коловратки, инфузории и бактерии в 1 мм2
Рис. 17. Рачок, коловратки, инфузории, бактерии.
Плоские черви. Планарии
Рис. 18. Планарии (слева направо): бурая (мрачная), траурная, рогатая, угловатая, черная многоглазка
2 см
Круглые черви. Коловратки
Рис. 19. Коловратки:1 -Platyias, 2 - НехаЛИга, 3 -КеШсоШа, 4,10 - ВгасЫопиэ, 5 - Keratella, 6 - Ро!уаг№га, 7 - Fi!inia, 8 - ТпсИосегса, 9 -конохилюс, 11 - Дэр!апсИпа, 12 - цикломорфоз: изменение строения в зависимости от условий.
3
Рис. 20. Коловратки: 1 - Rotaгia, 2 - Масг оиасИе!а, 3 - РИМпа.
Шаронина Юлия Александровна
Круглые черви. Коловратки
Почвенная и водная сво-бодноживущие нематоды
Рис. 21. Фитонематоды (по Кирьяновой): А - самка и Б - самец галловой нематоды Меlоidogуnе, В - самка свекловичной нематоды Heterodera эсИасШ с яйцами, Г, Д, Е - повреждения корней огурца и свеклы нематодами; 1 - стилет, 2 - пищевод, 3 - пищеварительные железы, 4 - нервное кольцо, 5 - выделительная пора, 6 - средняя кишка, 7 - яичник, 8 - яйцевод, 9 - матка, 10 - половое отверстие самки, 11 - анус, 12 - семенник, 13 - семяпровод, 14 - семяизвергательный канал, 15 - спикулы
Кольчатые черви. Пиявки
Рис. 23. Пресноводные пиявки (по Натали): А - щетинковая пиявка Acanthobdella реЫта (1 - щетинки), Б - медицинская пиявка Жп^о medicina!is, В - хоботная пиявка Иерэте complanata, Г - рыбья пиявка Pisicola geometra
Ракообразные. Щитни
Рис. 24. Щитни: 1 - Tгiops canciformis (Щ. обыкновенный), 1а - внешний вид, 1б - палеонтологический отпечаток (возраст ~ 250 млн. лет), 2,3 - Lepidurus apus (Щ. весенний)
Г
Палеонтология
Рис. 25. Окаменелости: Моллюски: 1-7 - Аммониты, 8-10 - Белемниты, 11,12 - двустворчатые, 13 а,б -Брюхоногие, 14 - Кишечнополостные: Коралловые полипы
Многообразие насекомых
Рис. 26. Представители важнейших отрядов насекомых: 1 - Hymenoptera (перепончатокрылые - муравьи, пчелы, осы), 2 - Coleoptera, (жесткокрылые -жуки), 3 - Lepidoptera (чешуекрылые - бабочки), 4 - Siphonaptera (кровососущие - блохи), 5 - Diptera (двукрылые - мухи, комары), 6 - Neuroptera (сетчатокрылые - муравьиный лев); 7 - Mallophaga (пухоеды, власоеды), 8 - Siphunculata (вши), 9 - Hemiptera (клопы), 10 - Orthoptera (прямокрылые - сверчки, кузнечики), 11 - Isoptera (термиты), 12 - Dermaptera (кожистокрылые - уховертки); 13 - Odonata (стрекозы), 14 - Ephemerida (поденки), 15 - Thysanura (щетинкохвостые)
Фитобиоиндикация экологического состояния водоемов
Рис. 27. Виды семейства Lemnaceae (рясковые): 1 - Spirodela polyrhyza (многокоренник обыкновенный), 2 - Lemna trisulca (ряска тройчатая), 3 - L.minor (ряска малая)
Шаронина Юлия Александровна
Микроскопические грибы
ж'Т
Рис. 28. Грибы: 1 - Зигомицеты (Mucoг), 2 -Эуаскомицеты (Penici!!um)
2
Рис. 31. Структурные формы почв (по Кучер): 1 - комковатая, 2 - ореховатая, 3 - зернистая, 4 -пылеватая
Рис. 32. Определение высоты способом горизонтального визирования
Рис. 33. 1 - измерение крутизны склона с помощью эклиметра, 2 - прибор
Рис. 34. Схематический поперечный профиль речной долины (по Кучер)
Справочные материалы:
Меры длины. А (ангстрем) = 10-10м; нм (нанометр) = 10-9м; 1мкм, |м (микрон, микрометр) = = 10-6м = 10-3мм.
Меры объема. 1л (литр) = 10-3м3 = 1дм3; для воды масса 1л = 1 кг.
Меры площади. 1 га (гектар) = квадрат со стороной 100 м = 10000 м2 (=1 десятина).
Условные обозначения в картографии
Шаронина Юлия Александровна
Список литературы:
1. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М: АО МДС, 1996.
3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Владос, 2002.
4. Вилли К., ДетьеВ. Биология. - М.: Мир,1974.
5. Теппер Е.З. и др. Практикум по микробиологии. - М.: Дрофа, 2004.
6. Кучер Т.В. Изучай свой край. - М.: РИНО, 1998.
7. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению. - М.: Academia, 2001.