Научная статья на тему 'Зоологическое краеведение в профессиональной подготовке бакалавров на примере изучения беспозвоночных - гидробионтов Самарской области'

Зоологическое краеведение в профессиональной подготовке бакалавров на примере изучения беспозвоночных - гидробионтов Самарской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ЗООЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ZOOLOGICAL LOCAL HISTORY / ГИДРОБИОНТЫ / HYDROBIONTS / ПРОСТЕЙШИЕ / PROTOZOA / ГУБКИ / SPONGES / КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ / COELENTERATES / МШАНКИ / BRYOZOANS / ЧЕРВИ (ПЛОСКИЕ / WORMS (FLAT / КРУГЛЫЕ / ROUND / КОЛЬЧАТЫЕ) / BACHELORS' TRAINING / RINGED)

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Носова Тамара Михайловна, Ковригина Александра Михайловна

В профессиональной подготовке бакалавров естественно-научного образования существенна роль зоологического краеведения, формирующего основные профессиональные, культурологические и специальные компетенции на основе регионального подхода в обучении, знании краеведческого материала, биоэкологии фоновых и редких видов животных, закономерностей их распределения в различных средах обитания. Значимое место занимают обитатели водной среды гидробионты. Их можно встретить в реках, озерах, прудах и мелких временных водоемах на территории Самарской области. Они представлены систематическими группами: одноклеточными (простейшими), многоклеточными (губками, кишечнополостными, мшанками, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, членистоногими и моллюсками). Гидробионты входят в разные экологические группы: планктон, бентос, перифитон, плейстон, нектон, нейстон. Их обитателей по размерным параметрам можно разбить на наннопланктон, мезопланктон, макропланктон и соответственно бентос и перифитон. Весьма разнообразны трофические цепи и сети обитателей водной среды. В состав планктона входят организмы, которые не могут противостоять течению. Зоопланктон это мелкие животные (простейшие одноклеточные и колониальные, ракообразные и личинки насекомых). Бентос совокупность организмов, обитающих в грунте и на дне. По образу жизни это неподвижные, малоподвижные и подвижные животные. Перифитон биообрастатели сувойки, трубачи, губки, мшанки и другие. Отдельные представители гидробионтов включены в Красную книгу Самарской области (2009). Многие группы используются для биоиндикации состояния пресных вод. Знание гидробионтов Самарской области имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно способствует развитию ценностных ориентаций, экологической культуры личности и готовности к природоохранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZOOLOGICAL STUDIES IN TRAINING BA- BY EXAMPLE KALAVRYTA INVERTEBRATE - HYDROBIONTS SAMARA REGION

In bachelors' training the essential role is played by Zoological local lore, forming the basic professional, cultural and special competence based on the regional approach, knowledge of the local history, background and rare species bio-ecology and their distribution patterns in a variety of habitats. The significant part is occupied by marine inhabitants hydrobionts.They can be found in rivers, lakes, ponds and small temporary water bodies in Samara region. They are represented by taxonomic groups: single-celled (protozoan), multicellular (sponges, coelenterates, bryozoans, flat, round, annelids, arthropods and molluscs). The hydrobionts are included in different ecological groups: plankton, benthos, periphyton, pleuston, nekton, neuston. Their inhabitants can be divided by size into nannoplankton, mesoplankton, respectively macroplankton and benthos and periphyton. Food chains and networks in marine environments are widely diversified. The structure consists of plankton organisms that cannot withstand the river course. The Zooplankton is small animals (protozoa unicellular and colonial, crustaceans and insect larvae). The Benthos a set of organisms living in the soil and on the bottom. By way of living they can be fixed, mobile and sedentary animals. The Periphyton bioobrastateli suvoyki, trumpeters, sponges, bryozoans, and others. Some representatives of the hydrobionts organisms are included in the Red Book of the Samara Region (2009). Many groups are used for bio-indication status of freshwater. The knowledge about the hydrobionts of Samara region is of great theoretical and practical significance. It contributes to the development of value orientations, personal ecological culture and willingness to take environmental actions.

Текст научной работы на тему «Зоологическое краеведение в профессиональной подготовке бакалавров на примере изучения беспозвоночных - гидробионтов Самарской области»

УДК 591

ЗООЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ - ГИДРОБИОНТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.М. Носова, А.М. Ковригина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26 E-mail: ssllnn@mail.ru

В профессиональной подготовке бакалавров естественно-научного образования существенна роль зоологического краеведения, формирующего основные профессиональные, культурологические и специальные компетенции на основе регионального подхода в обучении, знании краеведческого материала, биоэкологии фоновых и редких видов животных, закономерностей их распределения в различных средах обитания.

Значимое место занимают обитатели водной среды - гидробионты. Их можно встретить в реках, озерах, прудах и мелких временных водоемах на территории Самарской области. Они представлены систематическими группами: одноклеточными (простейшими), многоклеточными (губками, кишечнополостными, мшанками, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, членистоногими и моллюсками). Гидробионты входят в разные экологические группы: планктон, бентос, перифитон, плейстон, нектон, нейстон. Их обитателей по размерным параметрам можно разбить на наннопланктон, мезопланктон, макропланктон и соответственно бентос и перифитон. Весьма разнообразны трофические цепи и сети обитателей водной среды. В состав планктона входят организмы, которые не могут противостоять течению. Зоопланктон - это мелкие животные (простейшие - одноклеточные и колониальные, ракообразные и личинки насекомых). Бентос - совокупность организмов, обитающих в грунте и на дне. По образу жизни это - неподвижные, малоподвижные и подвижные животные. Перифитон - биообрастатели - сувойки, трубачи, губки, мшанки и другие. Отдельные представители гидробионтов включены в Красную книгу Самарской области (2009). Многие группы используются для биоиндикации состояния пресных вод. Знание гидробионтов Самарской области имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно способствует развитию ценностных ориентаций, экологической культуры личности и готовности к природоохранной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров, зоологическое краеведение, гидробионты, простейшие, губки, кишечнополостные, мшанки, черви (плоские, круглые, кольчатые).

Образованию сегодня отводится ведущая роль в обеспечении устойчивого развития экономики и общества, в решении острейших проблем современности. По утверждению известного исследователя образовательных систем Майкла Барбера, реформа образования входит в число главных задач почти всех стран мира [1, с. 30]. Успех в обновлении системы образования, закреплении в общественных практиках гуманитарных, экологических технологий и гуманистических ценностей, формировании инновационной культуры, инновационного мышления и инновационных моделей поведения во многом определяется уровнем подготовки

Тамара Михайловна Носова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности человека».

Александра Михайловна Ковригина, кандидат биологических наук, доцент.

педагогических кадров. «Качество системы образования, - указывает В.П. Соломин, - не может быть выше качества работающих в ней учителей», а «единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание» [2, с. 12]. Вот почему одной из первоочередных задач модернизации образовательной сферы выступают институциональные изменения в педагогическом образовании. Сегодня, отмечает В.П. Соломин, как никогда ранее необходимо понимание контекста деятельности вуза, его места в процессных изменениях, происходящих в системе высшего образования, а также понимание нового содержания профессиональной подготовки в современном социуме. Изменения педагогического образования связаны с решением проблем, обнаруживающихся на пересечении вопросов развития человека и общества средствами образования в условиях постоянно меняющейся среды [2, с. 17].

В послании Федеральному собранию (2012) президент Российской Федерации В.В. Путин, выдвигая новые ориентиры развития образования в стране, обратил внимание на особенности профессиональной деятельности современного учителя, работающего в школе, который не просто передает набор знаний, а воспитывает детей [3]. С этих позиций педагогическое образование можно рассматривать не только как систему, но и как непрерывный процесс формирования и обновления профессионально-педагогических компетентностей, которые будут способствовать быстрой адаптации будущего специалиста в среде и помогать ему в решении актуальных проблем.

Одной из них сегодня становится проблема охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, поскольку воздействие человека на природную среду резко усиливается и приобретает глобальный характер. В этих условиях необходимо глубокое изучение сложных и многогранных процессов взаимодействия человека и природы и всестороннее понимание сущности, причин и последствий современного экологического кризиса, что выдвигает задачу формирования экологической культуры населения на первый план. Важная роль в решении этой задачи отводится системе непрерывного экологического образования и воспитания. Совершенствование ее было направлено на усиление мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций. В связи с этим в процессе модернизации общего и профессионального образования обновляется содержание его биологической составляющей, осуществляется интеграция естественно-научных знаний об экологических проблемах, их региональных проявлениях, акцентируется внимание на биоэкологическом краеведении. Кроме того, разрабатывается система эколого-краеведческого воспитания обучаемых, которая строится внутри действующей системы образования, являясь ее важнейшей составляющей. Одно из условий успеха эколого-краеведческого воспитания обучаемых - научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники» [4, с. 8].

Переориентация биологического и экологического образования с репродуктивного обучения на творческое, личностно-ориентированное, на развитие устойчивого познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла обеспечивается включением в учебный процесс новых педагогических направлений и технологий.

В профессиональной подготовке бакалавров на естественно-географическом факультете ПГСГА (Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) в развитии основных компетенций важное место занимает дисциплина «Зоологическое краеведение». Общий объем учебной дисциплины - 180 часов (5 з. ед.), из которых аудиторные занятия составляют 68 часов (лекции - 28 ч; лабораторные занятия - 40 ч). Большое место в профессиональной подготовке бакалавров занимает самостоятельная работа (70 ч.) Согласно учебному плану (направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профили «Биология» и «География», квалификация - бакалавр) данная дисциплина изучается в течение первого курса в 1 -м и 2-м семестрах. В процессе обучения у студентов формируются общекультурные (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), профессиональные, а также специальные компетенции по профилю «Биология» (СКБ) (СКБ-1 - владение основными биологическими понятиями, знаниями биоэкологических законов и явлений; СКБ-2 - владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, микроорганизмов, их роли в природе).

В основе столь важного курса в профессиональной подготовке бакалавров (будущих учителей биологии, географии и химии) лежит региональный подход в обучении, знание краеведческого материала, мониторинг видов и их биоразнообразие. Особое значение имеет изучение беспозвоночных обитателей водной среды - гидробионтов (Степановских, 2009) [5, с. 81].

Мир простейших в водоемах Самарской области разнообразен. Как показали наши исследования, а также литературные данные, гидробионты Самарской области представлены простейшими и многоклеточными животными. Это голые амебы (амеба протей Amoeba proteus) и другие - малозаметный, но обязательный компонент водоемов.

Обычные виды раковинных амеб в бентосе р. Волги - арцелла Arcella dentata и ар-целла обыкновенная Arcella vulgaris (сем. Arcellidae). Последний вид обычен в бентосе и планктоне малых водоемов г. Самары, а также в планктоне озер и прудов области.

В планктоне Волги обитают представители отряда Difflugina (сем. Centropyxidae); центропиксис акулеата Centropixis aculeate. В бентосе р. Волги -Difflugia limnetica, D. acuminata, D. bicornis, D. corona, D. globulosa, D. pyriformis, D. urceolata, D. lobostoma (сем. Difflugiidae) (Шиклеев, 1957; Кадастр..., 2007) [6, с. 42; 7, с. 101], нередки в водоемах области эуглифы Euglypha и др. Во всех водоемах области можно встретить колониальных жгутиконосцев из отряда Вольвоксовые (Volvocales); вольвокс золотистый Volvox aureus, вольвокс шаровидный V. globater, три вида эвдорин, два вида пандорин Pandorina morum, P. charkoviensis и один вид гониума Gonium pectorale. Разнообразны представители семейства бодониды Bodonidae, свободно плавающие или ползающие жгутиконосцы, а также бесцветные и зеленые эвглены: эвглена зеленая Euglena viridis, эвглена изящная E. gracilis и др.

Из семейства стенторид Stentoridae выявлено пять видов в составе перифитона и реже планктона: стентор многообразный Stentor polymorphus, голубой S. coeruleus, S. muelleri, S. roeseli, S. amethystinus.

Крупные, до 1,5 мм, инфузории-трубачи по форме напоминают граммофонную трубу. Синевато-зеленую и зеленую окраску им придают симбиотические зеленые водоросли и сине-зеленый пигмент стенторин. К субстрату трубач прикрепляется задним концом тела - «ногой». Трубачи - излюбленный объект экспериментов по регенерации.

На склеенных в кисточки ресничках бегают окситрихи Oxytricha minor, O. fallax, стилонихии Stylonychia pustulata и хищные дидинии Didinium nasutum, D. chlorelligerum и др.

Обычны представители сосущих инфузорий Suctoria - 29 видов.

В бентосе озер обитают кольподы (отр. Colpodida) - Colpoda cucullus и С. steinii. В планктоне озер Самарской луки выявлены четыре вида инфузорий из семейства Парамеции Parameciidae - инфузория-туфелька (туфелька хвостатая) Paramecium caudatum, инфузория поликариум P. polycarium, инфузория парамеция - ушко P. aurelia и инфузория бурсария P. bursaria.

Из подкласса Peritrichia привлекают внимание сувойки Vorticellidae - среди них сувойки Vorticella campanula, V. convallaria, V. aequilata, V. chlorostigma, V. imnetis, V. margaritata, V. minima, V. microstoma, V. striata, V. verrucosa и др. виды (Кадастр ..., 2007) [7, с. 123]. Это одиночные или колониальные инфузории. Их можно найти на водных растениях (ряске, элодее и др.), на теле пресноводных рачков (циклопов, дафний), на раковинах моллюсков, которые носят на себе «чудесный сад» из живых «колокольчиков», или «ландышей». К субстрату (даже упавшим в воду веточкам) сувойки прикрепляются длинным, очень подвижным стебельком.

Инфузории служат кормом для мальков рыб. А вот «рыбья вошь» - инфузория ихтиофтириус Ichthyophthirius multifilus - может вызвать гибель мальков и самих рыб. Рыба, пораженная ихтиофтириусом, кажется посыпанной манной крупой. Крупные инфузории покидают тело рыбы, некоторое время свободно плавают, затем оседают на дно и инцистируются (Натали, 1975) [8, с. 44].

При благоприятных условиях простейшие очень быстро размножаются, при неблагоприятных - покрываются цистой. Их удобно использовать в качестве биоиндикаторов состояния почв и воды в водоемах, а вымершие формы - для определения возраста земных пластов и обнаружения нефтеносных горизонтов.

Многоклеточные гидробионты Самарской области - это губки (Spongia), которые представлены в водоемах области двумя видами: бодягой озерной, или обыкновенной Spongilla lacustris, и эфидацией речной Ephydatia fluviatilis (Природа Куйбышевской области, 1990) [9, с. 87].

Более разнообразны кишечнополостные из класса Гидрозои Hydrozoa. Встречаются четыре вида: гидра обыкновенная Hydra vulgaris, гидра стебельчатая Pelmatohydra (Hydra) oligastis, гидра зеленая Chlorohydra viridissima и гидра тонкая Hydra attenuata. В иные годы в Волге возможны случаи нахождения пресноводной мелкой медузы краспедокусты.

В водоемах на территории Самарской луки выявлено восемь видов мшанок (тип щупальцевые Tentaculata, кл. Мшанки Bryozoa): мшанка клубчатая Plumatella fungosa, мшанка ползучая P. repens, мшанка гребенчатая Cristatella mucedo и др. (Виноградов, 1991, а, б) [10, с. 104; 11, с. 43]. Это колониальные животные, которые имеют вид клубков, наростов на камнях, сваях, на водных растениях и упавших в воду предметах. Они невзрачны на вид, чаще буро-коричневого цвета. Свое название получили за счет беловатых щупалец, которые расположены вокруг ротового отверстия. Они напоминают нежный моховой покров (отсюда - «мшанки»).

Расселение и размножение мшанок осуществляется при помощи статобластов. Они образуются при внутреннем почковании. У мшанок имеется и половой процесс.

В прудах города (Сухой и др.) обитают свободно живущие плоские черви из класса ресничных червей, или турбеллярий Turbellaria. Это нередкие молочно-белая планария Dendrocoelum lacteum длиной до 3 см и более мелкие планария бурая Planaria torva и планария черная Polycelis nigra. Планарии - хищники. Для них характерна высокая способность к регенерации.

Разнообразен мир коловраток Rotatoria в планктоне разных водоемов области. Для Самарской луки указаны 132 вида (Кадастр..., 2007) [7, с. 67], для прудов г. Самары - 125 видов из 25 семейств (Герасимов, 2007, 2009) [12, с. 167; 13, с. 172]. Это мельчайшие организмы из типа круглых червей Nemathelminthes, некоторые из них - мельче крупных инфузорий.

Тело коловраток разделено на головной и туловищный отделы и заканчивается одной или двумя ногами. Имеется коловращательный аппарат. Часть коловраток ведет прикрепленный образ жизни, прикрепляясь к субстрату при помощи ног. Это одиночные и колониальные организмы, «мирные» и хищные виды. Они играют важную роль в качестве звена трофических цепей, а также фильтруют воду.

Найден в пруду (ул. Бронная) один вид брюхоресничных червей Gastrotricha из круглых червей Nemathelminthes - Dasydytes bisetosus (Герасимов, 2011) [14, с. 12].

Кроме коловраток в водоемах обитают круглые черви из класса волосатики Nematomorpha. Это обычный темно-коричневый волосатик водный Gordius aquaticus. Длина тела - 20-40 см. Волосатики плавают в толще воды или ползают по дну волнообразно, как змейки, изгибая тело. При этом они напоминают «оживший» конский волос (отсюда и название). Часто образуют скопления, напоминающие спутанные лошадиные волосы. Червь не питается, у него нет даже ротового отверстия. Микроскопические личинки паразитируют в водных насекомых, меняя хозяев дважды. Для человека не представляют никакой опасности.

Кольчатые черви (Annelida) представлены тремя классами.

Из полихет в бентосе устья р. Чапаевки отмечена гипания инвалида Hypania invalida (Зинченко и др., 1997) [15, с. 125]. Среди олигохет в бентосе Волги разнообразны представители семейств водяные змейки Haididae - 11 видов (Кадастр., 2007; Жадин, 1948) [7, с. 167; 16, с. 426] и трубочники Tubificidae - 12 видов (Кадастр., 2007) [7, с. 180]. Среди трубочников привлекают внимание трубочник обыкновенный Tubifex tubifex и лимнодриллюс Гоффмейстера Limnodrillus hoffmeisteri.

Водяные змейки (сем. Naididae) - мелкие черви с нитевидным телом. Покровы прозрачны. Щетинкобрюх улитковый Chaetogaster limnaeni чаще всего встречается среди легочных и переднежаберных моллюсков, являясь их комменсалом. Это хищник - он поедает коловраток, инфузорий и, что очень важно, церкариев трематод, выходящих из раковин прудовиков. Он является фактором биологической элиминации сосальщиков в природе. Щетинкобрюх прозрачный Chaetogaster diaphanus - толстый, прозрачный червь длиной до 25 мм.

Трубочники - черви средних размеров, есть и крупные; форма нитевидная. Окраска тела обусловлена цветом крови: от бледно-розового до пурпурно-красного.

При большой численности на дне водоемов (даже сточных канав) образуют своеобразные красные «подушки». При опасности быстро втягиваются в трубки. Размножение половое. Глаза отсутствуют. Живут в большинстве случаев в иле, часто образуя трубочки из грунта и секрета своего тела (отсюда название). Нередки в зарослях водных макрофитов, среди твердых субстратов. Ползают по дну, способны плавать. Трубочники поедают иловые частицы и играют большую роль в процессах биологического очищения. Они являются промежуточными хозяевами ленточных червей - гвоздичников, которые паразитируют у карповых рыб.

В пруду на улице Бронной г. Самары выявлены два вида олигохет: стилария прудовая Stilaria lacustris и лимнодрилус Limnodrilus sp. (Герасимов, 2011) [14, с. 15].

Пиявки представлены в водоемах нашей области двумя отрядами: бесхоботные Archynchobdellida и хоботные Rhyncobdellida - по шесть видов (Кадастр ., 2007) [7, с. 133].

Среди бесхоботных пиявок обычна в стоячих водоемах как области, так и города большая ложноконская пиявка Haemopis sanguisuga и очень редка медицинская пиявка Hirudo medicinalis из семейства челюстных пиявок. Медицинская пиявка с глубокой древности используется для лечения многих заболеваний человека.

Вид включен в Международный красный список со статусом «под угрозой исчезновения» и в Красную книгу Самарской области (2009) [17, с. 198] со статусом «крайне редкий вид с неизвестными тенденциями численности».

В семействе глоточных пиявок Herpobdellidae самая распространенная как в стоячих, так и текучих водах - малая ложноконская пиявка, или нефелида Herpobdella octo-culata. Длина тела около 5 см. Челюсти ее рудиментарны. Она нападает на личинок насекомых и других мелких животных. В отличие от других пиявок, нефелиды откладывают коконы на листья водных растений, а не закапывают их в почву. Буро-коричневые коконы имеют овальную форму. Из них выходит молодь пиявки.

В бентосе Волги зарегистрированы еще три вида глоточных пиявок: Erpobdella lineata, E. nigricollis, E. testacea (Жадин, 1948; Кадастр..., 2007) [16 с. 423; 7, с. 178].

Среди хоботных пиявок семейство рыбьи пиявки Ichthyobdellidae (Piscicolidae) представлено Зтремя видами: пиявка-землемер Piscicola geometra, пиявка каспийская Фадеева Caspiobdella fadeyewi и пиявка рыбья полосчатая Piscicola fasciata. Тело рыбьих пиявок тонкое, цилиндрическое, с двумя (передней и задней) большими присосками. Они резко отграничены от тела. На передней присоске у большинства видов находится две пары глаз. Питаются кровью и лимфой карповых рыб, особенно леща и сазана, полосчатая пиявка обнаружена на коже сома. В летний период рыбьи пиявки ведут свободный образ жизни. Зимой и весной паразитируют в ротовой и жаберной полости рыб. При массовом размножении наносят вред рыбному хозяйству. Спариваются гермафро-дитные пиявки на рыбах-хозяевах, после чего откладывают коконы на водные растения. Для человека они неопасны (Фауна города Самары, 2012) [18, с. 120].

Пиявка-землемер обычна в прудах г. Самары (Сухой и др.). Плоские пиявки (сем. Glossiphonidae) имеют широкое листовидное тело, суживающееся к обоим концам. Обычна и широко распространена в прудах области пиявка улитковая, или клепсина Glossiphonia complanata. Небольшая (до 2-3 см) с плоским телом пиявочка ползает по подводным растениям, при опасности свертывается кольцом, прижимая хвостовой конец к головному. Клепсина нападает на моллюсков (катушек, прудовиков) - отсюда русское название «улитковая пиявка».

У клепсин проявляется забота о потомстве. На брюшной стороне они вынашивают весной и в начале лета яйца, а позднее молодых пиявочек. Окрепнув, молодь покидает материнский организм и начинает вести самостоятельный образ жизни, присасываясь к моллюскам.

У улитковой пиявки три пары глаз. Поэтому ее называют шестиглазой. Обычна и двуглазая, или прудовая клепсина Helobdella stagnalis. Для человека клепсины не представляют опасности.

В бентосе Волги отмечены три вида: Glossiphonia heteroclita, G. octoserialis и Hemiclepsis marginata (Жадин, 1948) [16, с. 425].

Знание краеведческого материала по гидробионтам Самарской области, изучение биологии фоновых и редких видов животных способствует формированию основных профессиональных, культурологических и специальных компетенций бакалавров, развивает ценностные ориентации, экологическую культуру и готовность к природоохранной деятельности.

Результаты исследования дали достоверное увеличение показателей сформированности профессионально-деятельностной компоненты экологической

компетентности, значимость различий (при р<0,05) превысила критические значения. Их прирост составил 28,2 % (где средний исходный показатель 28,6 %, конечный показатель - 56,8 %). Изменилась способность проводить простейшие исследования гидробионтов (исходный показатель - 18,9 %; конечный - 56,8 %; прирост - 37,9 %), а также сформированность навыка по реализации экологических знаний в учебной деятельности (исходный показатель - 14,9 %; конечный - 66,2 %; прирост - 51,3 %). Отмечалась положительная динамика успеваемости и качества усвоения биологических знаний (первый контрольный срез составил 55,32 %; второй - 75,98 %; третий - 94,74 %). Качество знаний возросло в 1,9 раза (р<0,05), увеличилось число студентов (на 40,1 %), способных осуществлять самостоятельную работу по изучению гидробионтов на основе краеведческих экологических знаний.

Зоологическое краеведение дает широкий простор для понимания законов природы и воспитания сознательного патриотизма обучаемых. Необходимость развития у бакалавров интересов в области зоологического краеведения определена социальным заказом общества. Чем полнее, содержательнее будут их знания о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе у школьников в дальнейшей профессиональной деятельности бакалавров, способствуя тем самым лучшему решению экологических проблем региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образовательного мира / Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 1-54.

2. Соломин В.П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 ноября 2013 г.). Вып. 12. - СПб.: Тесса, 2013. - С. 11-22.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации, 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www/kremlin.ru/news/1 7118

4. ЛихачевД.С. Учит земля родная // Вестник Союза краеведов России. - 1992. - № 1. - С. 8.

5. Степановских А.С. Биологическая экология. Теория и практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям. - М.: ЮНИТИ ДаНа, 2009. - 791 с.

6. Шиклеев С.М. К вопросу о зоопланктоне реки Волги в границах Самарской луки // Тр. Куйбышевского мед. ин-та. - Куйбышев, 1957. - Т. 7. - С. 41-51.

7. Кадастр беспозвоночных животных Самарской луки: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Розенберга. - Самара: Офорт, 2007. - 471 с.

8. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных: Учебник для студентов биологических фак-тов пед. ин-тов / Под рук. О.Н. Сазоновой. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - С. 487.

9. Природа Куйбышевской области. - Куйбышев: Куйбыш. книж. изд-во, 1990. - 464 с.

10. Виноградов А.В. Появление мшанок (Вгуо7оа) в озере Ключужино Жигулёвского заповедника // Самарская лука. - Бюлл. 1991а. - № 1. - С. 104-107.

11. Виноградов А.В. Обследование некоторых водоемов Самарской луки // Самарская лука. - Бюлл. 1991б. - № 2. - С. 40-60.

12. Герасимов Ю.Л. Коловратки прудов ботанического сада Самарского государственного университета // Самарская лука. - Бюлл. 2007. - Т. 16. - № 1-2 (19-20). - С. 167-173.

13. Герасимов Ю.Л. Коловратки прудов урбанизированных территорий (г. Самара) // Известия Самарского НЦ РАН. - 2009. - Т. 11. - № 1. - С. 171-176.

14. Герасимов Ю.Л. Беспозвоночные экосистемы пруда на улице Бронной г. Самары // Исследования в области естественных наук и образования: Межвуз. сб. наус.-исслед. работ. Вып. 2. - Самара, 2011. - С. 10-17.

15. Зинченко Т.Д., Головатюк Л.В., Марченко Н.А. Состав и распределение макрозообентоса // Экологическое состояние бассейна реки Чапаевки в условиях антропогенного воздействия (биологическая индикация). - Тольятти, 1997. - С. 124-145.

16. Жадин В.И. Донная фауна Волги от Свияги до Жигулей и ее возможные изменения // Тр. Зоол. ин-та АН СССР. - М.-Л., 1948. - Т. 8. - Вып. 3. - С. 413-466.

17. Красная книга Самарской области. Редкие виды животных. Т. II. - Тольятти: Кассандра, 2009. - 332 с.

18. Фауна города Самары: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Ясюка. - Самара: ПГСГА, 2012. -230 с.

Поступила в редакцию 29.05.2014; в окончательном варианте 20.06.2014

UDC 591

ZOOLOGICAL STUDIES IN TRAINING BA- BY EXAMPLE KALAVRYTA INVERTEBRATE - HYDROBIONTS SAMARA REGION

T.M. Nosova, A.M. Kovrigina Volga State Socio-Humanitarian Academy 26, A.-Ovseyenko str., Samara, 443090 E-mail: ssllnn@mail.ru

In bachelors' training the essential role is played by Zoological local lore, forming the basic professional, cultural and special competence based on the regional approach, knowledge of the local history, background and rare species bio-ecology and their distribution patterns in a variety of habitats.

The significant part is occupied by marine inhabitants - hydrobionts.They can be found in rivers, lakes, ponds and small temporary water bodies in Samara region. They are represented by taxonomic groups: single-celled (protozoan), multicellular (sponges, coelenterates, bryozoans, flat, round, annelids, arthropods and molluscs). The hydrobionts are included in different ecological groups: plankton, benthos, periphyton, pleuston, nekton, neuston. Their inhabitants can be divided by size into nannoplankton, mesoplankton, respectively macroplankton and benthos and periphyton. Food chains and networks in marine environments are widely diversified.

The structure consists of plankton organisms that cannot withstand the river course. The Zooplankton is small animals (protozoa - unicellular and colonial, crustaceans and insect larvae). The Benthos - a set of organisms living in the soil and on the bottom. By way of living they can be fixed, mobile and sedentary animals. The Periphyton - bioobrastateli - suvoyki, trumpeters, sponges, bryozoans, and others.

Some representatives of the hydrobionts organisms are included in the Red Book of the Samara Region (2009). Many groups are used for bio-indication status offreshwater. The knowledge about the hydrobionts of Samara region is of great theoretical and practical significance. It contributes to the development of value orientations, personal ecological culture and willingness to take environmental actions .

Keywords: bachelors' training, zoological local history, hydrobionts, protozoa, sponges, coelenterates, bryozoans, worms (flat, round, ringed).

Original article submitted 29.05.2014; revision submitted 20.06.2014

Tamara M. Nosova, doctor of pedagogical sciences, candidate of biological sciences, professor of «Zoology and anatomy, physiology, safety of human life». Aleksandra M. Kovrigina, candidate of biological sciences, associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.