ном, пикрофуксином на волокнистые структуры, азур-2-эозином. Для выявления кислых и нейтральных мукополисахаридов применялись гистохимические реакции с альциановым синим и ставилась ШИК- реакция.
С общебиологических позиций выявленные морфологические изменения указывали, что эпикантусы являются пороком развития кожи с неправильным формированием структур эпидермиса и дермы. Менялось количество эпителиальных слоев с их уменьшением и истончением эпидермиса, или активной пролиферации базальных слоев эпителия с образование глубоких акантотических или папиломатозных разрастаний (Рис. 5, 6, 7, цветная вкладка). Нарушалось ороговение эпидермиса с образованием роговых кист и пробок.
Другой особенностью строения эпиканту-са являлось избыточное и неравномерное содержание придатков кожи: сальных желез и волосяных фолликулов и их беспорядочное расположение (рис. 8, цветная вкладка). Сальные железы отличались повышенной функциональной активностью.
Стромальный компонент во многих эпи-кантусах отличался неоднородностью. Чаще коллагеновые и эластические волокна располагались беспорядочно с явлениями фрагментации и образованием пучков различной толщины. Мезенхимальный состав представлен в основном кислыми мукополисахаридами, в особенности у детей до 10-летнего возраста.
Было установлено, что морфологические изменения в эпикантусах, нарушение тканевой дифференцировки в значительной степени определялись возрастом пациента, длительностью заболевания.
У детей до 5 лет преобладали пролиферативные процессы в эпидермисе, нарушение формирования волокнистого каркаса и мукополисахаридного состава дермы. В старших возрастных группах возрастали процессы дискерато-за эпидермиса, активный рост придаток кожи.
Заключение
Морфофункциональные состояния эпи-кантусов в значительной степени определяются возрастом больного, длительностью существования порока развития кожи. Эти особенности необходимо учитывать при их хирургическом лечении.
Разработанный в ОФ ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» метод эпикантопластики является щадящим, сохраняет анатомо-морфоло-гические параметры оперируемого участка, дает хороший косметический эффект с сохранением функциональности данной зоны, сокращает период послеоперационной реабилитации.
Список использованной литературы:
1. С.В. Гришенко «Эстетическая хирургия возрастных изменений век», Москва, «Медицина».- 2007.- 216 с.
2. А. Каллахан Хирургия глазных болезней, Государственное издательство медицинской литературы, Москва.-1963.- С. 13-18.
3. И.И. Иванова, В.Н. Канюков «Новый подход к микрохирургии эпикантуса», материалы конференции, №3.1994.- С. 54-55.
4. И.И. Иванова, В.Н. Канюков «Схема комплексного лечения больных с нарушением формы глазной щели», сборник материалов конференции, №4.- 1995.- С. 32-33.
5. C.C. Johnson “Epicanthus and Epiblepharon”, Arch Ophthalmol, Vol. 96.- 1978.- Р. 1030-1033
6. So-Ki Yi, Hye-Won Paik, Paik-Kwon Lee, Deuk-Young Oh et al. “Simple Epicanthoplasty with Minimal Scar”, Aesthetic Plastic Surgery, 31.- 2007.- Р 350-353.
7. Yoonho Lee, Euitae Lee,Woon Jin Park “Anchor Epicanthoplasty combined with out-fold type double eyelidplasty for Asian: Do we have to make an additional scar to correct the Asian Epicanthal fold?”, Ophtalmic Plastic and Reconstr Surgery, Vol. 18, №1.- 2002.- Р1872-1880.
8. A. Fuente del Campo “A simple procedure for aesthetic correction of the medial epicanthal fold”, Aesth. Plastic Surg, 21.- 1997.- Р 381.
9. M.T. Yen, D.R. Gordan, R.L. Anderson “No- Scar Asian Epicanthoplasty”, Plastic and Reconstr Surg, Vol. 110, №1.2002.- P. 40-44.
Канюков В.Н., Королихин Ф.С., Скойбедо И.Е., Болотников В.Н.
Оренбургский филиал ФГУ «МНТК
«Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.
Федорова Росмедтехнологии»
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ ТОШНОТА И РВОТА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДЛЯ АНЕСТЕЗИИ КОМБИНАЦИИ КЕТАМИНА И ПРОПОФОЛА
В данной статье приведены сравнительные результаты эметогенной активности комбинации внутривенных анестетиков кетамина и про-пофола с моноанестезией кетамином в офтальмохирургической практике у детей.
Актуальность
Частым побочным эффектом анестезии являются послеоперационная тошнота и рвота.
Частота ее составляет до 20-30%. Наиболее часто послеоперационная тошнота и рвота бывает после ингаляционных видов анестезий. Внутривенные анестетики обладают различной эметогенной активностью и по степени ее убывания располагаются в следующем порядке -этамидат, кетамин, метогекситал, тиопен-тал, пропофол. Максимальный эметогенный эффект у этамидата и минимальный у пропо-фола.
По сравнению с использованием только ингаляционных или только внутривенных анестетиков использование комбинации закиси азота, опиоида и миорелаксанта вызывает более высокую частоту тошноты и рвоты.
Рвота, кроме прочих нежелательных эффектов, вызывает повышение внутричерепного и внутриглазного давления.
Рвота чаще встречается у детей, чем у взрослых. Пик частоты послеоперационной рвоты достигается в возрасте 11-14 лет. Характер оперативного вмешательства влияет на частоту рвоты независимо от применяемой методики анестезии. У детей высокая частота послеоперационной тошноты и рвоты наблюдается после хирургического лечения косоглазия, после орхидопексии, отопластики, тонзилэктомии.
Кетамин является самым «полноценным» из неингаляционных анестетиков, так как обладает свойствами вызывать утрату сознания, анальгезию и амнезию. Благодаря этому он нашел широкое применение в педиатрической практике. Вместе с тем известны его отрицательные психосоматические эффекты и высокий потенциал послеоперационной тошноты и рвоты.
Появившийся в конце прошлого века внутривенный анестетик пропофол имеет четкие фармакологические и фармакодинамические характеристики, обладает мощным гипнотическим и минимальным эметогенным действием.
Применение этих двух неингаляционных анестетиков в ряде случаев позволяет нивелировать отрицательные эффекты друг друга, при сохранении положительных.
Цель
Сравнение эметогенной активности комбинации внутривенных анестетиков кетамина и пропофола с моноанестезией кетамином в офтальмохирургической практике у детей.
Материал и методы
Нами обследован 31 ребенок в возрасте от 3-х до 14-ти лет, находившихся на оперативном лечении в Оренбургском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии» по поводу врожденной катаракты, миопии, птоза. Хирургическая коррекция стробизма была исключена из наблюдений как операция, таящая сама в себе высокий потенциал послеоперационной рвоты. Для проведения оперативных вмешательств было произведено следующее анестезиологическое пособие.
Премедикация у всех детей была стандартной и включала в себя холинолитик (атропин 0,01 мг/кг), наркотический анальгетик (промедол 0,2- 0,3 мг/кг в/м или фентанил 1-2 мг/кг в/в) и атарактик (дормикум 0,1 мг/кг).
Детям в возрасте до 9 лет премедикация вводилась внутримышечно, старше 9 лет - внутривенно.
Анестезию у детей до 9 лет осуществляли внутримышечным введением кетамина в дозе 2 мг/кг и внутривенным введением дипривана (пропофола) в дозе 1 мг/кг.
Анестезия у детей старше 9 лет производилась внутривенным введением кетамина в дозе 1 мг/кг и дипривана в дозе 1 мг/кг.
Поддержание анестезии осуществлялось постоянной внутривенной инфузией диприва-на со скоростью 8 мг/кг/ч и болюсным внутривенным введением кетамина в дозе 0,5-1 мг/кг через 20-30 минут.
Течение анестезии во всех случаях было гладкое, без осложнений.
В послеоперационном периоде отслеживали наличие тошноты и рвоты сразу после пробуждения, через 2 часа после пробуждения и через 24 часа после оперативного вмешательства. Выявлено 3 случая тошноты (9,7%) и 3 случая рвоты (9,7%). При этом отмечено, что тошнота появлялась не ранее чем через 2 часа после пробуждения, а случаи рвоты наблюдались в период 6-11 часов после пробуждения. Эпизоды тошноты были легкими, рвота однократной после приема пищи. Все случаи тошноты и рвоты исчезли самостоятельно без лечения.
Полученные показатели были сравнены нами с показателями частоты послеоперационной тошноты и рвоты при применении одного лишь кетамина по литературным данным. По
данным различных авторов (1, 2, 3, 4, 5, 6) применение одного кетамина без комбинации с другими анестетиками вызывает в послеоперационном периоде тошноту от 20 до 30% случаев, а рвоту от 15 до 28% случаев, при этом большинство случаев рвоты бывает многократным.
Заключение
Применение кетамина в комбинации с дип-риваном помогает снизить количество послеоперационных случаев тошноты и рвоты в офтальмохирургической практике у детей по сравнению с применением кетамина в виде мононаркоза. При этом сами эпизоды тошноты и рвоты протекают в более легкой форме.
Список использованной литературы:
1. Детская анестезиология и реаниматология /Под ред. В.А. Михельсона, В.А. Гребенщикова - М., 2001.
2. Михельсон В.А., Георгиу П.К. Попова Т.Г. Кетаминовый наркоз. - Кишенев, 1987.
3. А.В. Горбаненко, А.И. Левшанков //Анест. и реанима-тол. - 1998. - №2. - С.60-62.
4. Б.Д. Бадаев // Анест. И реаниматол. - 1999. - №4. _ С. 30-33
5. В.Л. Ершов, И.Ф. Острейков. //Анест. и реаниматол. -1999.- №4. - С. 33-35.
6. Ю.В. Никифоров. //Анест. и реаниматол, - 1999. - №5. -С.74-77.
7. А.У. Лекманов, Е.М. Розанов, Ш.М. Мухидинов. //Анест. и реаниматол. - 2000. - №1. - С.4-6.
8. Берлинский В.В., Жданов Г.Г., Мушкин В.В. и др. // Анест. и реаниматол. - 2000. - №3. - С.10-12.
9. Егоров В.М.., Вербук Л.М., Вербук А.М. //Анест. и реанимат. //Анест. и реаниматол. - 1996. - №6. - С. 31-33
10. Беркалов М.Ю., Тимербаев В.Л., Валетова В.В. //Анест. и реаниматол. - 2008. - №1. - С.66-71.
11. И.Ф. Острейков, В.А. Семин, В.Л. Ершов, А.В. Киселев. //Анест. И реаниматол. -1998. - №1. - С. 12-14.
12. Федоров С.Н. Вопросы офтальмологической анестезиологии. - М.,1987.
13. Острейков И.Ф., Миленин В.В., Васильев Я.И. и др. // Анест. И реаниматол. - 2002. - №1. - С.22-25.
14.Михайлов И.Г., Ильина, Острейков И.Ф. //Анест. и ре-аниматол. - 2006. - №1. - С.30-33.
15. Давыдов В.В., Неймарк М.И. //Анест. и реаниматол. -2004. - №4. - С.37-41.
16. Берлинский В.В., Берлинский В.Д. //Анест. и реаниматол. - 1995. - №5. - С. 38-40.
17. А.М. Овечкин, Ю.В. Гагарина. //Анест. и реаниматол. -2002. - №3. - С.52-55.
Канюков В.Н., Екимов А.К., Петросян Э.А.
Оренбургский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад.
С.Н. Федорова Росмедтехнологии»
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С ОФТАЛЬМОПАТОЛОГИЕЙ
В данной статье оценка качества жизни (КЖ) измерялась с помощью опросника ВОЗКЖ - 100, разработанного ВОЗ. Приведены результаты исследования возрастных различий в оценке КЖ пациентов с катарактой и изменения оценок КЖ, которые происходят после операции.
Актуальность
Под воздействием изменяющихся условий жизни постепенно меняется образ жизни человека, что непосредственно оказывает свое воздействие на состояние здоровья и психологический статус.
Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано определение здоровья: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней, физических дефектов».
Качество жизни, как непосредственно связанное со здоровьем, было признано важной медико-социальной проблемой, особенно в отношении инвалидов и больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе с патологией органа зрения.
Определение здоровья, данное ВОЗ, служит основой для формирования и развития понятия КЖ человека. В соответствии с этим КЖ включает в себя факторы, ранжирующиеся «от физического благополучия через психическое здоровье к социальным взаимоотношениям, относительной независимости и качеству среды обитания» (ВОЗ, 1992).
К одним из наиболее значимых проблем, по мнению экспертов ВОЗ, относится и проблема ухудшения зрении, слабови-дения (ВОЗ, Евро бюро, 1991/93). Так, по данным D. N. Fernando (1995), большинство