Д. Ф. Мищенко
СПбГУ, Санкт-Петербург
ПОСЛЕЛОГИ И ПОСТПОЗИТИВНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ЛООМА (ЮГО-ЗАПАДНАЯ ГРУППА МАНДЕ)1
Базовый порядок слов в лоома SOV, однако глагол занимает не абсолютно конечную позицию в предложении, так что все непрямые дополнения и обстоятельства располагаются после него. Однако большинство ИГ, за исключением локативных существительных, о которых будет сказано ниже, не могут употребляться в постглагольной позиции самостоятельно. Функцию введения ИГ — косвенного дополнения или сирконстанта — выполняет группа единиц, которую мы будем условно называть постпозитивными словами. Эта группа неоднородна по своему составу: ее образуют послелоги и особый подкласс существительных, которые мы будем называть постпозитивными существительными2; очевидно, что последние представляют собой промежуточную стадию на пути грамматикализации существительных в послелоги. В первом разделе данной статьи мы обсудим основания для объединения послелогов и постпозитивных существительных в особую группу постпозитивных слов, для чего рассмотрим класс локативных существительных, от которых происходит большинство единиц этого типа. Определив основания для выделения этой группы, во втором разделе мы проанализируем особенности морфологического и синтаксического поведения и сопутствующие им семантические различия постпозитивных слов и покажем, что несмотря на единство функции, внутри
1 Данная работа осуществлена при поддержке гранта Фонда фундаментальных лингвистических исследований, проект А-7 «Полевое исследование языков манде Гвинеи и Кот-д’Ивуара».
2 гр
Термин «постпозитивные существительные», возможно, не отражает функциональных особенностей этой группы имен, однако более точное определение «послелогоподобные», в отличие от своего английского эквивалента «postposition-like», кажется слишком громоздким.
этой группы необходимо выделять две отдельные подгруппы единиц.
1. Постпозитивные слова и локативные существительные
Постпозитивные слова в основном либо являются, либо восходят к относительным существительным, обозначающим части тела или имеющим общелокативное значение типа ‘поверхность’. Большинство подобных существительных образует класс локативных существительных. Этот класс выделяется на основании следующих синтаксических и морфологических признаков.
1) В то время как большинство существительных в лоома присоединяет определенный артикль -у (варианты -у/распределены лексически в зависимости от типа основы на глубинном уровне представления3), с локативными существительными употребляется особый показатель -иг/^аиг (с аналогичным распределением алломорфов), восходящий к наречию иг ‘здесь’:
ргИ ‘дом’ — р£1г-у ‘дом (опред.)’, но: рдШ ‘спина’ — ро1й-иг ‘его спина’,
} * * ч4 4 5
та поверхность — таа-иг его поверхность .
Форма множественного числа как у локативных, так и у прочих существительных образуется при помощи показателя -%:
та ‘поверхность’ — таа-иг-й ‘его поверхности’; рШ ‘дом’ — ргЫ-у-й ‘дома (опред.)’.
Нужно отметить, что среди существительных встречаются пары омонимов, представляющих различные классы. В этом случае
3
Все морфемы в лоома делятся на 2 класса. Морфемы первого класса вызывают сохранение «сильного» начального согласного последующей морфемы, а вокалические суффиксы присоединяются к ним в форме с начальным согласным g-. Морфемы второго класса вызывают появление «слабого» альтернанта начального согласного последующей морфемы. Единицы, образующие первый класс, принято условно записывать с конечным ^, свидетельствующим о принадлежности к данному классу, но не произносящимся.
4 Конечный гласный односложных слов, за исключением /и/, удлиняется перед морфемой структуры СУ в составе одной словоформы.
различие в морфологическом поведении может сопровождаться семантическими различиями, ср.:
краШ-ф. ‘поле’ — краШ^аие ‘поле’;
но: g¿¿zй5 ‘небо (плоскость)’ — g¿¿zй-иг ‘вверху, в воздухе’,
%1г-уь ‘вода, река’ — %(а-иг ‘река, болото’.
2) Синтаксической особенностью локативных существительных является их способность употребляться в постглагольной позиции без послелога (1), в том числе без левого зависимого (2):
(1) Ед1дтд wйLа зоо-у wэma(-иг)
Фоломо выходить.РКР КЕБ\лошадь-БЕБ холка(-ШС) ‘Фоломо слез с лошади’.
(2) Кой" уа па-иг
КЕБ\камень.БЕБ 380.№8Т КЕР\вода-ЬОС
‘Камень в реке’.
Поскольку большая часть локативных существительных представлена релятивными именами, многие из них не могут употребляться без эксплицитно выраженного посессора. В том случае, когда полная ИГ в позиции посессора отсутствует, он маркируется на локативном существительном при помощи местоименного индекса (МИ) — сегментной префиксальной морфемы или морфемы-операции с планом выражения, состоящим во влиянии на тон и начальный согласный слова, к которому она присоединяется (3):
(3) 0 иа кака1а(-иг)!
280.1МР приходить 180.Р1\перед-(Ь0С)
‘Встань передо мной!’
В том случае, если локативное существительное выполняет функцию постпозитивного существительного, т. е. вводит косвенное дополнение или сирконстант, местоименная группа по-прежнему
5 Производные существительные, образованные путем сложения с послелогом, такие как ьйагй ‘город’ или $ёёт ‘небо’, не присоединяют определенный артикль, однако на основании их синтаксического поведения их следует относить к классу «обыкновенных», нелокативных существительных.
6 При присоединении определенного артикля -у конечный гласный основы /а/ регулярно чередуется с /е/.
маркируется на нем МИ. Это свойство сохраняют и образованные от локативных имен послелоги (4):
(4) Dee Ы
180.И\мать 1SG.PI\r
‘У меня есть мама’.
Однако поскольку сама функция введения ИГ или местоименной группы в постглагольной позиции подразумевает наличие эксплицитно выраженного зависимого, не все локативные существительные оказываются способны выполнять ее. Так, естественно ожидать, что автосемантичные имена типа zíá ‘река’ или kpalag ‘поле’, т. е. существительные с конкретно-локативной семантикой, не будут использоваться для введения ИГ в позиции сирконстанта. С другой стороны, эту функцию начинают выполнять также некоторые нелокативные существительные, например, pélé ‘дорога’, sama ‘половина’ и некоторые другие. Таким образом, группа постпозитивных существительных лишь частично совпадает по своему составу с классом локативных существительных. Кроме того, еще раз подчеркнем, что основания для выделения этих групп различны. Локативные существительные представляют собой морфологический класс имен, выделяемый на основании синтаксических и морфологических свойств входящих в него существительных, тогда постпозитивные существительные объединяет их функциональное сходство.
2. Послелоги и постпозитивные существительные
Обратимся к критериям, позволяющим отделить постпозитивные существительные от послелогов.
Главным основанием для того, чтобы выделять постпозитивные существительные в группе постпозитивных слов, является их морфологическое поведение. В то время как послелоги не способны присоединять определенный артикль и показатель множественного числа (5), постпозитивные существительные не только могут иметь собственные детерминанты, но и зачастую являются единственным элементом в составе ИГ генитивного типа, который имеет определенный артикль, оформляющий всю группу в целом (6); впрочем, левое зависимое может иметь и собственный артикль (7):
(5) Хеге уа Ита-%й &1е-у
Зезе 380.№8Т бояться-1РБУ РЕБ\собака-БЕБ иа / *иа-у / *иа-иг
к к-БЕБ к-ЬОС
‘Зезе боится собаки’.
(6) Той па wдbа-vг
380.№8Т РЕБ\вода бок-ЬОС ‘Он стоит на берегу реки’.
(7) Се 6е1а^г йэЪэ-у Ша-иг
180.БЛ8Е останавливаться-РКБ РЕБ\лес-БЕБ край-ЬОС
Я остановился на краю леса’.
Вторым критерием различия послелогов и постпозитивных слов является их семантика. Процесс грамматикализации локативных имен в послелоги сопровождается семантическим «выветриванием»: спектр значений становится шире, а сами значения — абстрактнее. Послелоги приобретают способность маркировать аргументы глагола (8), в то время как постпозитивные существительные выражают исключительно локативные значения (9):
(8) Ыаа уаЬа-зй Ыйзййй пй
^О.ОТ^Т читать-1РБУ Масента в
‘Я читаю о Масенте’.
(9) Рйрй-у уа %ш-т
РЕБ\муравей-БЕБ 380.№8Т ходить-ШБУ
1йЪйК уа
РЕБ\стол.БЕБ поверхность
‘Муравей ползет по столу’.
Отметим при этом, что даже если послелог сохраняет способность выражать локативное значение (10), обычно это крайне неконкретное значение нахождения где-либо вблизи объекта:
(10) Кргкрг-ф. уа 6Ыа-%й
РЕБ\таракан-БЕБ 380.№8Т бегать-1РБУ
ЬеЬе-у %й
РЕБ\кровать-БЕБ в
‘Тараканы ползают по кровати’.
Применение двух этих критериев в некоторых случаях вынуждает постулировать наличие омонимичных постпозитивного существительного и послелога. Например, именно такова ситуация с омонимичными единицами та. Послелог та с основным значением ‘на’ способен маркировать семантические роли экспери-енцера или пациенса в некоторых метафорических конструкциях, обозначающих физические состояния, роль темы с некоторыми глаголами ментальной деятельности, адресата (11), а также вводить сирконстанты времени (12) и цели.
(11) Се Ьб^а тй
^О.БЛ8Е 380.Р1\говорить-РКБ 380.Р1\на ‘Я сказал ему это’.
(12) Б(иШ %б1б-т ЬЫЬубьб-^ь та
Сивили рождаться-ЛОК июнь-БЕБ на ‘Сивили родился в июне’.
В отличие от послелога, постпозитивное существительное та выражает исключительно локативное значение (13):
(13) Се ЬйИ 1г-й
180.БЛ8Е КЕБ\ловушка.БЕБ подниматься-РКБ краШ-^ таа-иг
КЕБ\поле-БЕБ поверхность-ЬОС
1) ‘Я расставил ловушки на поле’.
2) ‘Я расставил ловушки вокруг поля’.
3. Заключение
Таким образом, в лоома на основании функционального сходства — способности вводить ИГ или местоименную группу в постглагольной позиции косвенного дополнения или сиркон-станта — выделяется группа постпозитивных слов, частично по составу пересекающаяся с классом локативных существительных. Внутри этой группы следует различать две подгруппы единиц. Полностью грамматикализованные послелоги утратили все именные свойства и выражают многочисленные абстрактные значения. В отличие от них, постпозитивные существительные по-прежнему сохраняют свою именную природу и выражают исключительно локативные значения.
Список условных сокращений
1, 3 — лицо; ИГ — именная группа; МИ — местоименный индекс; aor — аорист; base — местоименно-предикативный показатель базовой серии; def — определенный артикль; imp — местоименнопредикативный показатель императивной серии; ipfv — имперфектив; loc — локативный определенный артикль; npst — местоименно-предикативный показатель серии не-прошедшего времени; O — прямое дополнение; pi — местоименный индекс; prf — перфект; ref — референтный артикль; S — подлежащее; SG — единственное число; V — глагольное сказуемое.