Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО'

ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО»

над нерпой совершают обряд очищения - коряки как бы просят прощение за убийство. Они с уважением относятся к этому животному, без которого жить зимой было бы очень трудно: нерпа - это и питательное мясо, и жир, который можно использовать не только в еду, но и для освещения жилища, а также для обогрева. [3]

Использованные источники:

1. Савельева Л. А. Эвенские обрядовые праздники: Хэбденек, Бакыл-дыдяк, Холиа, Чайрудяк. - Магадан: Новая полиграфия, 2008

2. Бакылдыдяк — эвенский праздник первой рыбы [электронный ресурс] // www.alkrylov.livejournal.com. URL: http://alkrylov.livejournal.com/459261.html (дата обращения: 22.11.14)

3. Более 500 колымчан собрал национальный эвенский праздник Бакылдыдяк [электронный ресурс] // www.magadanmedia.ru URL: http://magadanmedia.ru/news/kolyma/20.07.2014/373021/bolee-500-kolimchan-sobral-natsionalniy-evenskiy-prazdnik-bakildidyak.html (дата обращения: 22.11.14)

4. Корякский обрядовый праздник Хололо [электронный ресурс] // www.kamchatkaoutdoors.ru. URL: http://kamchatkaoutdoors.ru/koryakskiy-obryadovyy-prazdnik-hololo (дата обращения: 22.11.14)

5. Современное положение коренных этносов Магаданской области [электронный ресурс] // www.dvs-tour.ru. URL: http://www.dvs-tour.ru/index.php?newsid=208 (дата обращения: 22.11.14)

6. Хэбденек на Колыме [электронный ресурс] // www.dvkapital.ru. URL: http://dvkapital.ru/regionnow/rf_10.08.2009_2391_khebdenek-na-kolyme.html (дата обращения: 22.11.14)

7. Эвенский праздник «Чайрудяк» [электронный ресурс] // http://www.cultura-yagodnoe.ru. URL: http://www.cultura-yagodnoe.ru/index.php/8-novosti/1-evenskij -prazdnik-chajrudyak (дата обращения: 22.11.14)

Иванова А.Н. студент

факультета экономики и менеджмента

Осадчий Э.А. научный руководитель Казанский (Приволжский) федеральный университет ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО Всемирная торговая организация - интернациональная система, основанная 1 января 1995 года, целью которого является либерализация интернациональной торговли и контроль торгово-политических отношений стран - участниц.

В настоящее время вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) является одним из центральных вопросов российской экономической политики. С 22 августа 2012 года официально Россия стала

156 страной-членом ВТО. Однако, о полном членстве можно заявлять только лишь через семь лет, после переходного этапа - в 2020 году.

Нужно отметить, что Россия находится на 61-м месте в мире по уровню жизни населения, что свидетельствует о необходимости проведения структурной перестройки экономики, которая требует дополнительные инвестиции.

В экономических кругах тематика Всемирной торговой организации (ВТО) и присоединения к ней Российской Федерации преобладает в публичных дискуссиях в нашей стране.

В конце 2013 года всемирный центр изучения общественного мнения (далее ВЦИОМ) провел опрос среди 1600 человек из разных населенных пунктов (138 н.п.). В ходе которого пришли к мнению, что граждане России не понимают для чего нам потребовалось входить в ВТО. Анализируя опрос ВЦИОМ, существенная часть населения (45%) не могут высказать свою позицию по этому вопросу, а 25 % жителей РФ убеждены в том, что вступление в данную организацию подрывает экономическое состояние страны, делает ее уязвимым перед другими, более сильными участниками. [5].

Членство во Всемирной торговой организации уже подтвердили 159 стран по состоянию на март 2013 года, и в ближайшие годы их количество будет расти.

Анализируя структуру поставок в России, следует отметить, что их основная часть приходится на страны дальнего зарубежья. Большинство из перечня этих стран входит в состав ВТО. Экспортные поставки продукции из России после вступления в ВТО выросли. А именно выросли экспортные показатели в легкой промышленности по результатам января-мая 2014 года на 9% по сравнению с 2013 годом.

Этому способствовало значительное снятие барьеров в этих странах на ввоз российской продукции. В частности, во многих странах в настоящее время применяются высокие импортные пошлины на ввоз товаров из стран не входящих в ВТО. После вступления РФ в ВТО данные страны применяют в отношении томских товаров импортные пошлины такие же, как и для всех остальных стран-членов ВТО.

От экспорта в страны СНГ не стоит ждать значительного увеличения, так как страны СНГ - основные потребители продукции российских предприятий, уже в настоящее время создали на своей территории благоприятные условия для поставок российской продукции. Казахстан и Белоруссия совместно с РФ входят в Единое экономическое пространство, а ряд других стран СНГ входят в Зону свободной торговли.

В настоящее время точные параметры изменения рыночной активности иностранных предприятий определить практически невозможно. Это обусловлено тем, что в настоящее время отсутствует информация о том, какое субсидирование на экспорт получают предприятия в разных странах

(основных импортерах в Россию). По разным данным, экспортные субсидии применяются во многих странах ВТО в отношении экспортных поставок в страны, не входящие в ВТО, данные субсидии применялись также против России. Так, в случае снижении импортных пошлин в России на 5-6%, отменялись экспортные субсидии в странах импортерах (субсидии доходят до 20-30 % стоимости экспорта), что приводило не к удешевлению импорта, а к его удорожанию на российском рынке. Хотя данный вывод следует признать в отношении части продукции.

К чему же привело присоединение России к ВТО и как повлияло вступление России на экономику в целом?

В современной России, по мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО привело гораздо более сильным изменениям, чем создание конкретных дополнительных рынков, вследствие чего, необходим более широкий взгляд на последствия вступления. Следовательно, к проблемам, возникающим после вступления страны в ВТО, стоит уделять особое внимание.

Сегодня ВТО имеет основную роль в регулировании международного оборота торговли. Его целью является защита свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости регулирования. Суть нынешних многосторонних соглашений ВТО позволяет нам надеяться, что, став полноправным участником, Россия может рассчитывать на определенные льготы. Она получила более широкий доступ на мировой рынок, что помогло избежать дискриминации в реализации их продукции. Членство в ВТО, с одной стороны, обеспечивает России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой, таит в себе определенные осложнения: повышение конкуренции на внутреннем рынке, неконтролируемого роста экспорта и импорта.

Все чаще представители экспертного сообщества обосновывают, что участие России в системе глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим открытиям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных составляющих экономики. Одна из основных проблем для Российской Федерации, связанная со вступлением в ВТО, это субсидирование сельского хозяйства. В соответствии с правилами ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения российской отрасли сельского хозяйства это может привести к трагическим последствиям для сельского хозяйства страны.

Сельское хозяйство - одна из самых важных и значимых отраслей экономики всех стран, развитие которой во многом зависит от государственной поддержки. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Однако продовольственный рынок России может получить как плюсы, так и минусы от вступления России в ВТО в зависимости от эффективности

государственной политики поддержки развития агропромышленного комплекса с точки зрения готовности страны в целом, а так же отдельных регионов к либерализации внешней экономики.

От вступления России в ВТО появился выход на мировые рынки для тех участников рынка, которые смогли компетентно воспользоваться рыночной информацией и при этом показали деловую активность и настойчивость в распространении отечественного продовольствия на мировые рынки. Если рассматривать преимущества от вступления России в ВТО, то на них влияет прежде всего, насколько действенной может стать государственная политика поддержки предпринимательских структур и экспортно-ориентированных отраслей агропромышленного комплекса России.

Основным положительным фактором, который связан с присоединением России к ВТО, для агропромышленного комплекса стало преодоление дискриминации и равноправное участие нашей страны в международном разделении труда, а в долгосрочной перспективе, членство в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей агропромышленного комплекса в мировое хозяйство [2].

С учетом ограниченных потенциалов системы государственной поддержки агропромышленного комплекса для России приоритетным представляется улучшения механизма взаимодействия органов государственной власти, научных учреждений и предпринимательских структур с целью исследования ситуации на мировом рынке и оперативного вмешательства в происходящие процессы глобализации экономики.

Что касается негативных последствий, связанных с вступлением России к ВТО и либерализацией экономических отношений на продовольственном рынке в рамках этой организации, то все они концентрируются вокруг двух проблем. Первая из них связана с уровнем государственной поддержки сельского хозяйства, а вторая - с эффективностью государственного регулирования российского продовольственного рынка [1].

Однако, выходом из ситуации, когда страна сильно зависит от импорта, является усиление государственного влияния на развитие АПК и в этом направлении активно работает государство. Но, меры, предусмотренные государством, для дальнейшего развития сельского хозяйства, недостаточно. В то же время, усиление государственной поддержки не представляется возможным, поскольку, согласно правилам ВТО, заложенная сумма в бюджете по программам на прямую помощь сельскому хозяйству уже превысила допустимые пределы. Придется урезать запланированные расходы, про увеличение суммы и речи быть не может.

Согласно проекту «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -

2017 годы» в 2017 г. Россия намеревается потратить 10,6 млр. дол. (что на 6,2 млрд. долларов меньше). В то время как Швейцария может расходовать на непосредственную помощь сельского хозяйства до 5,8 млр. дол., а США - до 19 млр. долларов [4].

Помимо финансовой политики на сельское хозяйство также должны меняться социальная, кредитная и налоговая (что не противоречит правилам ВТО). На улучшения положения сельского хозяйства должны стать непрямые способы поддержки сельхозпроизводителей, применимые в масштабах всей страны и каждого региона в отдельности.

К ним относят:

- подготовка кадров для аграрного сектора,

- внедрение программ страхования,

- проведение фитосанитарных и ветеринарных мероприятий,

- улучшением инфраструктуры на селе и др.

Таким образом, состояние отечественного агропромышленного комплекса на первых этапах членства России в ВТО может ухудшиться. Для стабилизации положения сельского хозяйства и его дальнейшего качественного развития необходимы изменения не только в сфере финансирования, но и в первую очередь непосредственно в сфере производства продовольственной продукции. Что требует немалых затрат времени и усилий всех участников.

Вместе с тем вступление страны в ВТО создает принципиально новые условия деятельности для субъектов экономики - реального сектора и банков, которые должны функционировать в гораздо более жестких конкурентных условиях. В этой связи при дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ВТО необходимо учитывать ряд вопросов общего и частного, технического характера, относящихся к поддержанию равных конкурентных условий, включая финансово-кредитные.

В число множества секторов экономики, являющихся предметом обсуждения на переговорах по присоединению к ВТО, входит финансовый сектор, включающий один из его важнейших сегментов - сектор банковских услуг.

Согласно ВТО российские предприниматели могут наравне конкурировать с зарубежными. При этом наиболее оптимистичные настроения продемонстрировали предприниматели южного региона и наиболее пессимистичные настроения - у предпринимателей восточного региона страны. Наличие теневого сектора позволит российским предпринимателям смягчить негативные последствия вступления во Всемирную торговую организацию. В основном же предприниматели считают, что теневой сектор оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность российских товаров после вступления страны в ВТО.

Относительно мероприятий, которые, с точки зрения предпринимателей, необходимо осуществить государству для поддержания конкурентоспособности малого и среднего бизнеса мнения предпринимателей разделились. Одни предприниматели наиболее важным мероприятием назвали формирование комплексной программы защитных мер и устранение административных барьеров, а другие предприниматели на первое место поставили формирование новой таможенно - тарифной политики. При этом предприниматели в числе наиболее важных мероприятий считают борьбу с контрабандой - разработку и реализацию комплексной программы защитных мер. В отношении наименее важного мероприятия предприниматели всех регионов были единодушны, поставив на последнее место такое мероприятие как борьбу с коррупцией.

Существует большое число мер, предусмотренных ВТО, для выравнивания условий конкуренции - "благоразумные отклонения", "компенсационные меры", использование критерия "поддержания стабильности рынка".

Однако наиболее важным представляется проведение адекватной экономической политики. При этом надо иметь в виду тот факт, что вступление Российской Федерацией в ВТО способствует ее интеграции в мировую экономику и ускорению процесса цепной передачи изменений и рисков, характерных для глобального рынка, и их влияния на российскую экономику и экономическую политику.

Регулирование рисков как одно из направлений внешнеэкономической политики должно способствовать реализации не только текущих задач, но и стратегии социально-экономического развития страны по инновационному пути.

Вступление России в ВТО приводит к росту открытости ее торговли, вследствие чего на рынке России конкуренция с возрастающим импортом для российских товаров усиливается.

Основными глобальными факторами внешнеэкономических рисков России являются:

• кризисные потрясения;

• мировой финансово-экоомический кризис;

• послекризисная экономическая депрессия;

• финансово-экономическая нестабильность в мире;

• глобальный долговой кризис;

• обострение конкуренции на мировых рынках [3].

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что фундаментом решения проблемы ликвидации негативных последствий вступления в ВТО является комплексная разработка законодательной и нормативно-правовой базы, подробная проработка и осуществление и реализация российских государственных программ поддержки развития агропромышленного комплекса, а так же развитие инфраструктуры российского продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения по всей стране, эффективная налоговая и таможенная политика.

Использованные источники:

1.Анисимов Е.Д. Вступление России в ВТО: проблемы сельхозпроизводителей/ Е.Д. Анисимов / «Справочник экономиста» - 2012 -№2. С. 79-92.

2. Попов В. Г. Проблемы образования для бизнеса и менеджмента в условиях присоединения России к ВТО / В. Г. Попов // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2012. - Т. 158. - С. 173-202.

3. Портанский А. П. Россия становится полноправным участником мировой торговли / А. П. Портанский // Российский внешнеэкономический вестник. -2012. - № 4. - С. 51-66.

4.http ://ria.ru/trend/Russia_member_WT0_22082012/

5.http://ria.ru/analytics/20130822/957857094.html

Иванова Т.Л. студент 5-го курса Минеева В.М., к.э.н.

доцент

ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

УПРАВЛЕНИЕ МКТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ

ЗАТРАТАМИ

Ключевые слова: материальные затраты, управление затратами.

Материальные затраты - элемент себестоимости продукции (работ, услуг), в котором отражается стоимость: приобретаемых со стороны сырья и материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции или являющихся необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг); покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроль, содержание, ремонт и эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и пр.), а так же запасных частей для ремонта оборудования, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износа спецодежды и других малоценных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.