Научная статья на тему 'Последствия Волжского похода Святослава Игоревича для Венгрии'

Последствия Волжского похода Святослава Игоревича для Венгрии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1411
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВЕНГРИЯ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрасов Михаил Константинович

Рассматривается проблема достоверности свидетельства Венгерского Анонима о переселении в Карпатскую котловину части волжских булгар при верховном вожде Такшоне (ок. 955–971/2) на основании известий ранних летописей, арабских географов раннего Средневековья и данных средневековой топонимии Королевства Венгрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF THE VOLGA RAID OF PRINCE SVYATOSLAV IGOREVICH FOR HUNGARY

We consider the problem of reliability of the Hungarian Anonymous' evidence concerning the resettlement to the Carpathian basin of the Volga Bulgars under their supreme leader Takshon (circa 955-971/2), based on such sources as early chronicles, the notes of Arab geographers of the early Middle Ages, and medieval toponymy data of the Kingdom of Hungary.

Текст научной работы на тему «Последствия Волжского похода Святослава Игоревича для Венгрии»

Исторические практики изучения политогенеза Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (3), с. 31-35

УДК 94(4)

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЛЖСКОГО ПОХОДА СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ДЛЯ ВЕНГРИИ

© 2012 г. М.К. Юрасов

Институт российской истории РАН, г. Москва

тЬаП_уига80У@таП. ги

Поступила в редакцию 5.11.2012

Рассматривается проблема достоверности свидетельства Венгерского Анонима о переселении в Карпатскую котловину части волжских булгар при верховном вожде Такшоне (ок. 955-971/2) на основании известий ранних летописей, арабских географов раннего Средневековья и данных средневековой топонимии Королевства Венгрия.

Ключевые слова: внешняя политика Древней Руси, средневековая Венгрия, Волжская Булгария.

Первой известной нам из русских летописей (Повести временных лет) военной операцией, проведенной киевским князем Святославом (нач. 960-х - 972), стал поход, совершенный в 964 г. через земли вятичей по Оке и далее по Волге. Автор краткого летописного сообщения об этом походе, завершающего в Повести статью под 6472 г., немногословен. По его свидетельству, Святослав «иде на Оку реку и на Волгу, и налезе Вятичи, и реч(е) Вятичемъ: «Кому дань даете?». Они же реша: «Козаромъ по щьлягу и от рала даемъ» [1, стб. 65; 2, стб. 53]. Как видно из приведенной цитаты, никаких конкретных сведений о том, что Святослав Игоревич совершил свой первый поход против Волжской Булгарии, летописец не сообщает.

Тем не менее в отечественной историографии преобладает традиция, согласно которой целью Святослава было наказание тех народов Поволжья, которые мешали свободному перемещению русских купцов по торговому пути, связывавшему северные области Руси с арабским Востоком [3, с. 610; 4, с. 89, примеч. 29]. Главной опорой этой традиции является информация следующей статьи Повести временных лет (под 6673 г.), где кратко описана война Святослава Игоревича с Хазарией, приведшая к гибели этого государства [1, стб. 65; 2, стб. 53]. Одни исследователи считают, что киевский князь прошел вниз по Волге до ее устья и в завершение похода сразился с хазарами, другие буквально воспринимают летописные свидетельства и пишут о двух походах Святослава, совершенных в 964 и 965 гг., но подчеркивают, что война, приведшая к уничтожению Хазарии, была вызвана действиями воинственного Иго-

ревича, подрывавшими суверенитет кагана над подвластными ему территориями [3, с. 610; 4, с. 89, примеч. 29].

Недостаток летописной информации о Волжском походе Святослава как будто восполняет рассказ арабского географа второй половины Х в. Ибн Хаукала, свидетельствующего о том, что русы в 358 г. лунной хиджры опустошили земли, населенные булгарами, бурта-сами и хазарами [4, с. 88-89, 92]. Однако при переводе мусульманского летосчисления в христианскую эру получается, что рассматриваемый поход был совершен между 25 декабря 968 г. и 13 ноября 969 г. Т.Н. Калинина считает, что «реально поход мог иметь место, начиная с весны 969 г.» [4, с. 89, примеч. 29]. Таким образом, если летописная датировка верна, то автор данной статьи Повести временных лет и Ибн Хаукал пишут о разных походах. Поскольку последний был современником описываемых им событий, скорее всего, разгром Волжской Болгарии был учинен Святославом в 969, а не в 964 г., хотя нельзя исключать и такого варианта, что в 964 г. состоялся «разведывательный» поход в Волжскую Булгарию, а в 969 г. - полномасштабная война.

Автор наиболее подробного исследования походов Святослава Игоревича А.Н. Сахаров подчеркивает осознанность действий самого воинственного киевского князя, каждая военная акция которого решала одну из злободневных внешнеполитических задач [5, с. 204-207]. Поскольку факт разорения Святославом Волжской Булгарии в 60-е годы Х в. не подлежит сомнению, вызывая лишь проблему его точной датировки, можно предположить, что это событие

могло вызвать переселение части жителей этого раннегосударственного образования в более спокойные области. Уничтожение Святославом Хазарии означало разрушение системы взаимоотношений, сложившейся в степях Восточной Европы еще в VII в., во главе которой стоял хазарский каган. Эта система была вполне приемлема для различных кочевых народностей, проживавших в названном регионе, поскольку дань, которую уплачивали хазарам в том числе и волжские булгары, была необременительной, а в случае попадания в крайне тяжелую ситуацию (как это произошло с венграми в середине IX в. после первого разгрома их печенегами) можно было рассчитывать на помощь Хазарии в борьбе за сохранение своего этноса.

О том, что часть волжских булгар покинула в 60-е годы Х в. родину и переселилась в Карпатскую котловину, на земли, которые занимала конфедерация «семи мадьяр» (семи венгерских племен) и примкнувших к ним других этнических групп, свидетельствует сочинение неизвестного нотария короля Белы III (1172-1196) «Деяния венгров». Здесь в главе 57 (заключительной) можно прочитать: «Вождь же Такшонь со всеми сановниками Венгрии силой и миром каждый день своей жизни удерживал все права своего королевства. Прослышав о его благости, к нему стеклись многие гости из различных народностей. Так, из земли Булар пришли некоторые благороднейшие господа с весьма многими измаильтянами, имена которых были Билла и Бакш. Вождь пожаловал им земли в различных местностях венгров, а, кроме того, замок, который называется Пешт, уступил им навечно. Билла же и брат его Бакш, от потомства которых происходит Этей, держа совет, уступили для службы этому замку две трети народа, приведенного с собой, третью же часть оставили их потомкам» (Thocsun vero dux cum omnibus primatibus Hungarie potenter et pacifice per omnia dies vite sue obtinuit omnia iura regni sui et audita pietate ipsius multi hospites confluebant ad eum ex diversis nationibus. Nam de terra Bular venerunt quidam nobilissimi domini cum magna multitudine Hismahelitarum, quorum nomina fuerunt Billa et Bocsu, quibus dux per diversa loca Hungarorum condonavit terras et insuper castrum, quod dicitur Pest, in perpetuum concessit. Bylla vero et frater eius Bocsu, a quorum progenie Ethey discendit, inito consilio de populo secum ducto duas partes ad servitium predicti castri concesserunt, tertiam vero partem suis posteris dimiserunt) [6, р. 114-115].

Сочинение неизвестного «магистра П.», имеющее типичное для средневековой венгер-

ской хронистики название Gesta Hungarorum («Деяния венгров»), по жанру своему является историческим романом. Оно было написано на рубеже ХІІ-ХШ вв., когда его автор уже оставил службу при королевском дворе, и отражает стремления знатнейших венгерских родов показать, что, с одной стороны, их предки сами завоевали владения, принадлежавшие аристократическим фамилиям во времена Анонима, а с другой стороны, получили эти земли от верховного вождя Арпада, якобы признавшего их владельческие права уже в эпоху «обретения родины» венграми в Среднем Подунавье. Последнее обстоятельство отражает реалии эпохи классического феодализма, когда каждый землевладелец стремился иметь королевскую грамоту, удостоверяющую законность его владения пашнями, лесами, лугами и т.п. В вышецитиро-ванном отрывке это ярко проявляется в упоминании современного «магистру П.» рода Этей.

Время правления верховного вождя Такшоня (ок. 955-971/2) приходится на одну эпоху с княжением Святослава Игоревича. Есть мнение, что Такшонь возглавил Венгерский союз племен после страшного поражения, понесенного венграми от германского короля Оттона I на Лехском поле (955) [7, 659.1], а его смерть по времени совпадает с неудачной войной Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном I Цимисхием (969-976), в которой венгры были союзниками киевского князя.

Средневековые венгерские хроники не содержат никаких сведений о внутренней политике Такшоня, ограничиваясь крайне скудными сведениями о его внешнеполитической деятельности. Связано это прежде всего с тем, что венгры переживали в то время эпоху «разбойных нападений» (kalandozasok), начало которой датируется рубежом ІХ—Х вв. (временем «обретения родины»), а конец - 970/1 г. (поражением в войне с Иоанном Цимисхием). В этот период венгры были грозой Западной Европы и Византии, продолжая вести кочевой или полукочевой образ жизни, поэтому говорить о внутренней политике в данном случае не приходится. Кроме того, Венгерский союз племен в то время фактически представлял собой конфедерацию, а вожди входивших в него отдельных племен и этнических групп относились к Такшоню как к «первому среди равных».

В связи с отсутствием в венгерских средневековых хрониках каких-либо сведений о деятельности Такшоня внутри возглавляемого им межплеменного объединения исследователи вынуждены обращаться к рыцарскому роману «магистра П.», в котором содержатся свиде-

тельства о переселении в Карпатскую котловину не только волжских болгар, но и других кочевых этнических групп или знатных родов. На их основании можно сделать вывод о том, что при Такшоне венгры не только сохраняли связи со степняками, проживавшими в Восточной Европе, но и подкрепляли их матримониальными связями. Сам Такшонь, по свидетельству анонимного нотария, был женат на знатной женщине «из страны куманов» (de terra Cumanorum) [6, р. 114.]. Поскольку куманами в средневековой Венгрии называли чаще всего половцев (кунов), которые в Х в. кочевали еще к востоку от Волги, исследователи выдвигают различные версии по поводу того, кем была жена Такшоня - печенежкой, хазаркой или происходила из Волжской Булгарии [7, 659.1].

Безусловно, от рыцарского романа нельзя требовать такой же степени отображения реальных событий, какой мы ожидаем от исторических сочинений, написанных в жанре хроники, однако, как явствует из выявленных исследователями многочисленных примеров, «магистр П.» использовал при написании своих «Деяний венгров» один из не дошедших до нас вариантов Гесты (так венгерские исследователи называют официальные исторические сочинения в жанре хроники, создававшиеся при дворе Арпадов с середины XI в.). В описаниях событий, не связанных с битвами и другими военными акциями, требовавшими проявления героизма, а также с легендами, объясняющими происхождение отдельных топонимов, неизвестный нотарий менее всего был склонен к баснословию.

В связи с этим сведения Венгерского Анонима о переселении группы знатных волжских булгар в Венгрию при верховном вожде Такшоне представляются весьма вероятными. При этом возникает вопрос: почему главы бул-гарских родов приняли решение эмигрировать именно на земли Карпатской котловины? Как явствует из вышецитированного отрывка из сочинения «магистра П.», вместе с волжскими булгарами в Среднее Подунавье переселились измаилиты (исмаилиты) - представители одного из оппозиционных исламских течений. В отличие от волжских булгар, измаилиты оставили более глубокий след в средневековой истории Венгрии. Об их появлении в Венгрии сообщает, помимо «магистра П.», Композиция венгерских хроник XIV в., которая помещает измаилитов в список этнических групп, иммигрировавших в Венгрию при князе Гезе (971/2-997), короле Иштване I Святом (997-1038, король c 1000/1) «и других королях» [6, р. З0З]13, поскольку из-

маилиты играли важную роль в Венгрии эпохи Арпадов (895-1301). На них было возложено руководство такими сферами деятельности, как сбор таможенных пошлин, обмен денег и соляная казна [7, 298.1]. При этом в списках «семейства» Венской или Иллюстрированной хроники дано пояснение: «Измаилиты или Сарацины». По мнению венгерских исследователей, автором главы, в которой перечисляются народности, переселившиеся в Венгрию в эпоху Арпа-дов, был магистр Акош, переработавший Гесту в годы правления Иштвана V (1270-1272) [8, с. 203].

У нас нет сведений источников о проживании измаилитов на землях Волжской Булгарии. Как известно, это раннегосударственное образование лишь в 922 г. было объявлено исламским, к тому же оно находилось достаточно далеко от регионов, где господствовал ислам, поэтому невозможно представить ни тогда, ни позднее, чтобы там появилась значительная группа мусульманских оппозиционеров. Скорее всего, Венгерский Аноним соединил в рассказе о переселении знатных булгар и измаилитов сведения о миграциях мусульман во владения Арпадов, происшедшие в разные эпохи. По мнению А. Мартона, «магистр П.», упоминая измаилитов, имел в виду реалии своего времени [7, 298.1].

Поскольку главной задачей неизвестного но-тария было прославление подвигов Арпада и его соратников - предков знатнейших родов Венгрии рубежа ХП-ХШ вв., он никак не подчеркивает религиозную принадлежность народностей, о которых он пишет в своем сочинении. Ввиду того что венгры в то время были еще закоренелыми язычниками, «магистр П.» пишет об измаилитах лишь как об одной из народностей, поселившейся рядом с мадьярами в Среднем Подунавье. Скорее всего, Аноним не знал, когда волжские булгары официально приняли ислам, но в его время они уже давно были известны как живущие по мусульманскому закону. То, что неизвестный нотарий упомянул о них в своем романе, свидетельствует о том, что потомки волжских булгар, безусловно, жили в средневековой Венгрии, и вполне возможно, что в исторической памяти венгерского народа сохранилось предание о переселении группы булгарской знати в Карпатскую котловину при верховном вожде Такшоне, которое и привел в данном случае Аноним.

Венгерские исследователи не сомневаются в том, что топоним Булар (Ви1аг), приводимый «магистром П.» в главе 57 его «Деяний венгров», может относиться только к волжским

болгарам. При этом Д. Паиш подчеркивает, что речь в данном случае идет не о стране (которая в средневековых латиноязычных сочинениях называется Bulgaria Magna), а именно о городе - столице Волжской Булгарии [6, р. 114, аnn.

5.]. В средневековом венгерском языке было более строгое различение волжских и дунайских болгар: последние назывались нандорами. Наиболее ярко это отразилось в средневековом венгерском названии современной столицы Сербии - Нандорфехервар (“Болгарская белая крепость”).

Помимо топонима Булар о переселении части волжских болгар в Карпатскую котловину, возможно, свидетельствуют также этноним се-кеи (Siculi) и имя одного из вождей венгров эпохи «обретения родины» - Совард (Zuard). Эти топоним и антропоним встречаются не только в рыцарском романе неизвестного нота-рия, но и в хронике Шимона Кезаи, а также в Композиции венгерских хроник XIV в. [6, р. 160, 162, 163, 167, 184; 274, 278, 279, 436, 456].

По мнению венгерских исследователей, в этнониме секей может отражаться переселение в раннее Средневековье на Средний Дунай эс-килов (эсекелей) - части волжско-булгарского этноса, которых упоминают средневековые мусульманские географы. Впрочем, это всего лишь одна из многочисленных версий происхождения секеев - средневековой венгерской народности, проживавшей в Трансильвании, которая вплоть до турецкого завоевания сохраняла патриархальный образ жизни и особые привилегии от венгерских королей. Венгерский историк Д. Кришто написал специальную монографию, посвященную происхождению секеев, в которой классифицировал высказывавшиеся по этой проблеме точки зрения по рубрикам: этимологические, древне-исторические, историко-этнографические, военно-исторические и т.д. [9]. Теории о волжско-булгарском происхождении секеев рассматриваются в ней.

Что касается антропонима Совард, который, по мнению исследователей, может отражать этноним сувар, то здесь вопрос более сложный. По свидетельству Ибн Фадлана, племя с таким названием также было составной частью волжских булгар. Однако, по мнению Д. Дёрффи, «название племени сувар, которое происходит от тюркского этнонима сабир, также встречается в венгерской древности. Согласно Константину (Багрянородному. - М. Ю.), поселившаяся к югу от Кавказских хребтов часть венгров носила название саварты-асфалы, и память о них сохранилась в рассказе Анонима о переселении вождя Зуарда. Приняли ли переселившиеся са-

варды это название потому, что оно было древним названием всех венгров, или потому, что они переселились в закавказский регион, ранее населенный сабирами, а их имя перешло на них, или потому, что этнически они были в подавляющем большинстве суварскими племенами - сегодня это уже было бы трудно установить» [10, 63. 1].

Переселение этнических групп на земли Карпатской котловины в эпоху Арпадов подтверждается и данными топонимии. Венгерскими исследователями выявлены на территории средневековой Венгрии 29 топонимов, содержащих в своем составе элемент болгар в различных модификациях, которые, по их мнению, свидетельствуют о поселении в данной местности именно волжских булгар [11, 14-15. 1], в то время как венгерский этникон дунайских болгар (нандор) обнаруживается в 23 топонимах [11, 15-16. 1]. Что касается суваров, то все 8 топонимов, в которых, возможно, скрываются следы их поселения во владениях Арпадов, пока не признаны исследователями в качестве надежных свидетельств [11, 11.1]. Относительно же секеев, ввиду признания их одной из средневековых венгерских народностей, трудно сказать, насколько встречающиеся в актовом материале того времени упоминания о них в составе топонимов отражают факт переселения их предков на земли, подвластные Арпадам, поскольку они достаточно активно расселялись в пределах Карпатской котловины во время существования средневекового Венгерского коро-

24 -Г,

левства . В своде топонимов, в которых можно отыскать следы, оставленные племенами, народностями и историческими личностями, действовавшими в эпоху освоения мадьярами Среднего Подунавья, составленном Д. Кришто, Ф. Макком и Л. Сегфю, приведено 34 топонима, содержащих элемент секей в различных модификациях [11, 16-17. 1].

Так или иначе, но «магистр П.» свидетельствует лишь о переселении некоторых знатных булгарских родов на территорию Венгрии при верховном вожде Такшоне (ок. 955-971/2). Почему и каким образом могла произойти эта миграция? Расстояние между Волжской Булгарией и Средним Подунавьем составляет ок. 2000 км. Если предположить, что немногочисленная группа булгарской знати с подвластными им людьми отправилась прямым маршрутом через степи Восточной Европы, то такое предприятие представляется достаточно рискованным, хотя и вполне возможным.

В то же время, поскольку Волжская Бул-гария, по свидетельству Ибн Хаукала, была

разорена русами в 969 г., есть вероятность полагать, что знатные булгарские роды (с подчиненными им воинами) могли присоединиться к войску Святослава Игоревича и отправиться вместе с ним на Балканы, на войну с Иоанном Цимисхием. Судя по тому, что современник этой войны Лев Диакон не упоминает об участии «гуннов» (= венгров) в балканской военной кампании 971 г., после поражения, понесенного от армии «ромеев», венгры покинули Святослава и вернулись на родину. Этим вполне могли воспользоваться пришедшие с киевским князем знатные булгары, оставившие своего неудачливого полководца и попросившие у Такшоня разрешения поселиться в его владениях. Поскольку на всем протяжении Средневековья земли, подвластные венгерским правителям, оставались малонаселенными, последние не только охотно принимали, но и призывали в свое государство переселенцев как из европейских регионов, так и из Азии, если таковые находились.

Выражаю благодарность В.В. Трепавло-ву, подсказавшему идею написания этой работы.

Список литературы

1. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. I. М.: Языки русской культуры, 1997. 744 с.

2. Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. М.: Языки русской культуры, 1998. 936 стб. + 87 с. Приложение.

3. Свердлов М.Б. Дополнения // Повесть временных лет. СПб.: Ладомир, 1996. С. 584-641.

4. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. Восточные источники. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2009. 251 с.

5. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М.: Наука, 1982. 238 с.

6. Scriptores rerum Hungaricarum tempore ducum regumque stirpis Arpadianae gestarum / Edendo operi praefuit E. Szentpetery. Vol. I. Budapestini, 1937. 553 р.

7. Korai magyar torteneti lexikon (9-14. szazad). Foszerk. Gy. Kristo. Budapest, 1994. 753 с.

8. Johannes de Thurocz. Chronica Hungarorum. II. Commentarii. 1. Ab initiis usque ad annum 1301. Composuit E. Malyusz. 603 с.

9. Kristo Gyula. A szekelyek eredete. Budapest, 2005. 175 с.

10. Gyorffy Gyorgy. A csatlakozott nepek // Idem. A magyarsag keleti elemei. Budapest, 1990. 43-79. l.

11. Kristo Gy.-Makk F.-Szegffi L. Adatok „korai” helyneveink ismeretehez. I. // Acta Universitatis Szegediensis de Attila Jozsef nominatae. Acta Historica. T. XLIV. Szeged, 1973. 93 с.

CONSEQUENCES OF THE VOLGA RAID OF PRINCE SVYATOSLAV IGOREVICH FOR HUNGARY

M.K. Yurasov

We consider the problem of reliability of the Hungarian Anonymous' evidence concerning the resettlement to the Carpathian basin of the Volga Bulgars under their supreme leader Takshon (circa 955-971/2), based on such sources as early chronicles, the notes of Arab geographers of the early Middle Ages, and medieval toponymy data of the Kingdom of Hungary.

Keywords: foreign policy of Ancient Russia, medieval Hungary, Volga Bulgary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.