Научная статья на тему 'Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления'

Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC BEHAVIOR / YOUTH / RUSSIAN SOCIETY / CONSUMER SOCIETY / INTERNALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Талалаев Николай Викторович

Статья базируется на идее о том, что процессы интернализации ценностей общества потребления в российских условиях в целом находятся на мировом уровне развития и соответствуют глобальным трендам (рост интернет-покупок, увеличение потребляемой информации и развлекательного контента и др.). Отмечается, что потребление для молодёжи выступает важным средством коммуникации, мотивацией будущих, в том числе карьерных, амбиций, а также маркером переживания индивидуальной и деполитизированной свободы. Делается вывод о том, что интернализация ценностей общества потребления не приводит к полной деконструкции трудовых ориентаций молодёжи, а, напротив, в определенной степени стимулирует их к дополнительным заработкам, которые служат удовлетворению их потребительских запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Талалаев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consequences of deformation of economic behavior of Russian youth in the context of internalization of values of consumer society

The article is based on the idea that the process of internalization of the values of the consumer society in the Russian context in General are at a global level of development and is consistent with global trends (the rise of online shopping, an increase in consumption of information and entertainment content, etc.). It is noted that consumption for young people is an important means of communication, motivation of the future, including career ambitions, as well as a marker of the experience of individual and depoliticized freedom. It is concluded that the internalization of the values of the consumer society does not lead to a complete deconstruction of the labor orientations of young people, but, on the contrary, to a certain extent stimulates them to additional earnings, which serve to meet their consumer needs.

Текст научной работы на тему «Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления»

Н.В. Талалаев*

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, преподаватель Уфимского юридического института Министерства внутренних дел

Российской Федерации

Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления

Перспективы изменения экономического поведения современной российской молодёжи определяются во многом не только общим ростом отечественной экономики и реальных доходов населения, но и степенью интернализации ценностей общества потребления, которые носят глобальный характер. В данной связи интернализация (от лат. interims -«внутренний»)1 представляет собой довольно сложный психосоциальный процесс, в результате которого внешние нормы и ценности становятся внутренними регуляторами, в том числе и экономического поведения как индивида, так и целых общественных групп. Поэтому в контексте рассмотрения деформации экономического поведения молодёжи необходимо выявить, насколько обобществленные ценности потребления были усвоены данной группой в процессе её социализации. При этом следует учитывать общие тренды интернализации ценностей потребления российским социумом в целом.

Исследователи уже акцентировали внимание на том, что ценности общества потребления, группируемые вокруг богатства и материального достатка, стали неотъемлемыми ориентирами в общественном сознании населения России, превратившими достаток в символ успеха и удачи. Вместе с тем М.К. Горшков справедливо отмечает, что по сравнению «с жителями других европейских стран стремление к материальному благополучию и уважению со стороны окружающих является для наших сограждан не столько самоцелью, сколько обратной стороной дефицитности этих составляющих жизни. В представлениях о направлениях дальнейшего развития страны преобладают установки на возрождение традиций»2. Так называемая наглядная бедность населения в сочетании с кризисными явлениями последних лет воздействует на процессы интернализации потребительских ценностей. Таким образом, ценности обще-

* Талалаев Николай Викторович, e-mail: [email protected]

1 См.: Аберкромби Н. Социологический словарь. М., 2004.

2 Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 10.

ства потребления интернализируются основной массой населения страны под знаком нужды, дефицитности финансовых благ и финансовых возможностей расширения потребительских практик.

Поэтому российская молодёжь в своём экономическом поведении продолжает ориентироваться на западные тренды потребления. «Запросы молодежи высоки, - как отмечает Ф.Э. Шереги, - но они соответствуют современным стандартам благополучия для среднего класса. Молодежь рассчитывает на приобретение в будущем: собственной квартиры (89 %), автомобиля (78 %), компьютера (49 %), дачи (43 %), видео-, аудио- и электронной аппаратуры (38 %)»1. Более того, потребительские ценности выступают базисом определенного оптимизма в отношении будущей жизни, по крайней мере они представляют собой вполне понятный ориентир, к чему можно (и нужно) стремиться.

Действительно, молодые люди испытывают экономический оптимизм, поскольку, как правило, они верят и рассчитывают в перспективе на непременный рост собственных доходов. Притом что «материальные ожидания молодежи связаны с ее социально-статусными притязаниями. Сегодня 83 % российской молодежи и свое материальное положение, и свой социальный статус по 10-балльной шкале оценивают не выше 5 баллов, а хотели бы иметь материальное положение по аналогии с верхними пятью слоями имущественных групп - 72 %, и столько же -располагаться в верхних пяти социальных стратах»2. Вместе с тем при осуществлении оценки текущего положения дел молодые люди зачастую определяют свой реальный достаток как неудовлетворительный.

Кроме этого, сравнение прежде всего со странами Запада свидетельствует в пользу того, что ценности потребления в силу длительного (межпоколенческого) существования в условиях дефицита стимулируют индивидуалистические стремления. «Социальная история России последнего пятидесятилетия неразрывно связана с массовой мотивацией общества потребления, а потому в известной мере может считаться историей становления и развития индивидуалистических ценностных ори-ентаций. Очевидно, что кризисные периоды, переживаемые современной Россией, не заглушили, а в еще большей степени актуализировали данную тенденцию»3. Таким образом, можно признать, что ценности общества потребления на практике способствуют росту именно индивидуальных потребностей, которые удовлетворяются в целях собственного удовольствия, а, например, не ради каких-либо коллективных общностей (семья, государство, церковь и т.д.).

Более того, в условиях кризиса ценности потребления приобрели больший оттенок привлекательности для малообеспеченных слоёв населения, а также тех представителей среднего класса, которые были вынуждены начать экономить в кризисной ситуации. В данной связи ряд

1 Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013. С. 81.

2 Там же.

3 Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход. С. 11-12.

последних исследований, например, зафиксировал довольно прагматичный подход молодых россиян к выбору одежды: большинство (около 60,0 %)1 не склонны покупать модные новинки, а напротив, выбирают практичную, удобную одежду, наиболее подходящую их образу жизни.

Таким образом, несомненно, что в молодёжной среде развивается индивидуализм, во многом связанный с феноменом, описанным российскими социологами, а именно мультиморальностью. Действительно, на передний край ценностных ориентаций молодёжи выходит уважение прав частной жизни (сохранение собственной приватности) при невмешательстве в поведение другого человека, если оно конкретно не мешает или не затрагивает его личную жизнь. Например, в отличие от представителей старших возрастных групп, молодые люди в меньшей степени осуждают различные формы аморального поведения.

Поэтому в результате интернализации ценностей общества потребления современная молодёжь, «придерживаясь своего морального кодекса, как правило, совпадающего с кодексом общепринятым, признает право других жить по их собственным законам. Для одних такое поведение - отражение действительной толерантности, для других - позиция, демонстрирующая окружающим "широту" взглядов, возможность казаться "современным", "продвинутым" и т.п.»2.

В данной связи молодёжь особенно остро реагирует на навязывание им определенной (единообразной) морали или стандартов жизни, в том числе и применительно к модным гаджетам и потреблению в целом. При этом молодых людей зачастую беспокоит слишком открытая и навязчивая как потребительская, так и антиконсюмеристская пропаганда. Во многом именно интернализация ценностей общества потребления способствовала росту представлений молодёжи о свободе как способности выбирать из товарного многообразия.

С другой стороны, мониторинг текущей ситуации, связанной с довольно продолжительным существованием России в условиях западных санкций, показывает, что начиная со второго (2016) года кризис стал затрагивать большинство россиян, причём в первую очередь от него пострадали малообеспеченные слои населения. Поэтому можно вполне говорить о том, что статусное потребление испытало крен и стало зачастую восприниматься как элитарное благо. «В этих условиях основной стратегией адаптации для населения стала экономия. Весной 2016 г. только 13 % населения не начали экономить по причине отсутствия необходимости в этом или подобного желания. Остальные россияне (87 %) отметили, что кризис заставил их изменить привычные модели потребления. Наиболее частыми направлениями экономии для населения оказались покупка одежды и обуви, продуктов питания и отдых.

1 Гоунт Е.В., Мухутдинова А.И. Потребительское поведение молодежи при выборе модной одежды // Известия Уральского федерального университета. Серия 3 : Общественные науки. 2017. Т. 12, № 1 (161). С. 38.

2 Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М., 2011. С. 449.

Кроме того, около 40 % россиян стали также экономить на текущем досуге и приобретении дорогостоящих товаров длительного пользования»1. Экономия снова превратилась в стратегию значительной части населения страны, включая представителей среднего класса. Таким образом, отмечается тренд на ограничение потребления гражданами страны, включая молодежь, что не могло не отразиться на снижении расточительного поведения.

Очевидно, что по мере социального развития молодёжи затраты, связанные с потреблением, становятся не просто главными аспектами функционирования рынка товаров и услуг, но и ведущими факторами формирования духовного мира современной личности2. Более того, потребление приобретает не чисто утилитарный, а вполне символический характер, а главное, становится средством коммуникации, особенно в период юности.

Преимущественно для молодых людей очень важно находиться в тренде, поскольку в их среде наиболее остро переживается чувство собственной отсталости. Довольно существенное воздействие на экономическое поведение молодёжи и в первую очередь на их потребительские практики продолжает оказывать мода, специально создающаяся для данной социально-демографической группы3. При этом мода во многом производится коммерческой культурой, которая зачастую направлена на стимуляцию именно массового потребления.

Вместе с тем несомненно, что в последние годы произошла значительная символизация потребления посредством в первую очередь брендинга. Ведь, согласно мысли Ж. Бодрийяра, в современном обществе «изобилие и потребление - это не потребление материальных благ, изделий и услуг, а потребленный образ потребления - составляют новую родовую мифологию, мораль современности»4. Поэтому речь здесь идёт не просто о потреблении товаров первой необходимости, а о потреблении определенных, причём зачастую статусных, образов.

Следовательно, и маркетинговые исследования должны учитывать потребление подобных товаров в молодёжной среде, где особую роль играют не функциональность и его практическая надёжность (хотя и это, конечно же, имеет значение), а способность доставлять индивиду удовольствие от самого факта владения подобным товаром (фетишем). Значит, основным маркером интернализации основных ценностей общества потребления в России (как и в мире) будет выступать отнюдь не (вполне естественное и оправданное) стремление молодых людей к

1 Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М., 2017. С. 28-29.

2 Васенина И.В. Эволюция ценностных ориентаций российского студенчества // Российское студенчество на рубеже XX - XXI вв.: трансформация системы ценностей. М., 2012.

3 Сороколетова А.О. Мода как фактор потребительского поведения молодёжи // Вестник Тамбовского университета. Общественные науки. 2017. Т. 3. № 3 (11).

4 БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 165.

улучшению собственного материального достатка, но акцентированное желание приобретать подобные знаковые товары-фетишы.

Сам термин «потребительский фетишизм» (от лат. factTcius - «искусственный, поддельный»), возникший в качестве развития современного общества потребления, уже давно превратился в неотъемлемый атрибут повседневности большей части представителей российского социума, т. е. во многом укоренился в структурах общественного сознания, отвечающих за восприятие реальности. По сути дела, фетишизм в современной системе маркетинга выполняет экономическую роль украшения, приукрашивания любого товара. При этом фетишизм транслируется, например, и на человеческое тело, поэтому культ тела, связанный со спортом (уходом за собственным телом), можно также рассматривать в качестве разновидности фетишизма.

Таким образом, именно фетишизация товаров и услуг конструирует практики потребления не только в современной России, но и в мире. Как полагает в данной связи отечественный исследователь феномена массовой культуры А.В. Костина, само же потребительство (в своих наиболее развитых формах, прежде всего в форме описанного ещё К. Марксом товарного фетишизма) «приводит к стремлению удовлетворить многочисленные, искусственно сформированные потребности, которые воспринимаются в качестве непременного атрибута современного человека, к ориентации на определенные стандарты поведения, имиджи и стереотипы, позволяющие демонстрировать собственное экономическое превосходство или - чаще - имитировать его, к убежденности в относительности шкалы ценностей и готовности ее корректировать в соответствии с изменившимися социальным условиями, к установке на престижное потребление и стремлению соответствовать - хотя бы частично -социальному слою, выступающему в качестве идеального ориентира»1. В данной связи многие молодые люди желают стать богатыми и успешными как бы вопреки собственным реальным возможностям.

Следовательно, можно, конечно, различать необходимое потребление и потребительство как что-то ложное или избыточное, хотя порой установить реальную границу между данными феноменами крайне сложно. Например, если молодой человек из семьи с невысоким достатком в течение полугода копил на какую-либо брендовую, статусную вещь, то довольно странным будет в этой связи обвинять его в бездуховности и фетишизме. К тому же потребление во многих случаях невозможно без предшествующей довольно жёсткой экономии, к которой приходится прибегать молодым людям. Таким образом, потребительские ценности вполне могут выступать мотивами трудовой деятельно-

1 Костина А.В. Общество потребления и ценности российской цивилизации // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 51.

сти1, проявлением вполне адекватных экономических, как, впрочем, и дальнейших карьерных, амбиций.

В настоящее время молодые люди ориентируются на высокий достаток, который привязан к оценке собственного социального статуса. Но, несомненно, в свете вышесказанного здесь мы имеем явное противоречие и потенциальный конфликт «между ограниченными материальными ресурсами и мотивацией достижения материального благополучия, которое порождает деструктивные способы социальных коммуникаций и суррогатные формы общения, способствующие самоутверждению в виде ухода от социальной реальности»2. В связи с чем особенно в молодёжной среде экономическое поведение приобретает отклоняющиеся формы.

Вместе с тем действительная интернализация ценностей потребления приводит к тому, что они начинают доминировать в общей системе ценностных ориентаций индивида, в результате особенно для молодого человека, ещё в полной мере не смирившегося с собственной судьбой и социальным положением, возрастает возможность быть фрустрированным в связи с хроническим недопотреблением, что, в свою очередь, чревато рисками девиантного и делинквентного поведения. Ситуация также обостряется за счёт того, что каждый третий респондент признаёт себя жертвой «моббинга»3 на работе, считая себя объектом манипулирования или откровенной дискриминации.

Отсутствие возможности удовлетворить потребности, во многом спровоцированные рекламой и культом потребления, ведёт к поступкам криминального характера либо стратегиям эскапизма, в которых центральную роль занимают запрещённые психотропные вещества. Таким образом, бегство от мира (эскапизм) реализуется в качестве девиантной реакции на мир товаров и услуг, к которым молодой человек не может в полной мере приобщиться. В результате он страдает от того, что попросту не имеет доступа к красивым и статусным вещам. Вместе с тем медиа продолжают транслировать потребительские ценности, которые в ряде случаев (недопотребления) начинают давить на индивида.

Поэтому в данной связи сохраняет свою релевантность положение В.Т. Лисовского о том, что «возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам)»4. Не имея возможности действовать в согласии со своими желаниями, молодые

1 Шевченко Д.Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009.

2 Лилюхин А.М. Аддиктивное поведение российской молодёжи: условия формирования, особенности стратегий и практик : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. С. 25.

3 Тюплина И.А. Моббинг как специфическая форма социально-психологического конфликта // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16.

4 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. СПб., 1996. С. 223.

люди подвергаются рискам не только стать девиантами, но и действовать в отношении потребления довольно иррациональным (расточительным) способом.

Поэтому и экономическое поведение молодых людей, особенно из наиболее ранних возрастных групп (юношество), может значительно отклоняться от стратегий рационального инвестирования в будущее в сторону токсичных трат и развлекательного контента, как, впрочем, и экономическая грамотность молодёжи в целом, которая оставляет желать лучшего. Вместе с тем, с другой стороны, не устарело мнение, что юность на то и юность, чтобы относительно беззаботно растрачивать имеющиеся силы и финансовые средства. Ведь молодые люди в целом отличаются большей впечатлительностью и способны к значительным физическим усилиям ради интереса1 (часто молодые люди действуют на спор, проявляя в своем поведении больший азарт), притом не уделяя должного внимания собственному здоровью.

Несомненно, что тема интернализации ценностей общества потребления современной российской молодёжью в значительной степени политизирована, причём многие авторы видят в них опасность духовного разложения подрастающего поколения. Поэтому в данной связи, например, С.Ю. Глазьев считает необходимым развивать экономическую культуру современной российской молодёжи на патриотической основе, где ключевым аспектом выступает забота о человеке труда2. Но в целом подобный подход представляется все-таки малоперспективным, поскольку в качестве условия собственной реализации предполагает левый социально-политический поворот, практический нереальный в рамках развития в России государственного капитализма. С другой стороны, требования информационного общества и цифровизации экономики также вносят свои коррективы в отношении процессов труда и развития профессиональной этики.

Вместе с тем необходимо учитывать, что государство как некий моральный субъект не только не противостоит интернализации ценностей общества потребления, но и в определенной степени, посредством образования и экономического регулирования, способствует их внедрению в общественное сознание молодёжи. Поэтому не только средства массовой информации, но и представленные на всех уровнях образовательные программы способствуют преобразованию структур общей потребительской культуры.

Сложившаяся в последние годы система образования на всех уровнях должна обеспечивать не только поддержание и развитие интеллектуального потенциала человека и общества в целом, но и социальную адаптацию человека к существующим и меняющимся условиям общественной жизнедеятельности. Более того, совокупность средств

1 Луков Вал.А. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания. М., 2013.

2 Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М., 2011.

массовой информации позволяет с самых ранних лет закладывать в человеке основные нормы потребительского поведения. Культура потребления формируется благодаря просмотрам разнообразных фильмов, радио- и телепередач, показывающих поведение героев, звезд через спортивные матчи, шоу, где можно видеть образцы модной одежды, примеры потребления напитков, пищи, предметов длительного пользования1. В данной связи именно государство, несомненно, выступает по крайней мере главным координатором рассматриваемых процессов, поскольку в целях воспитания и просвещения в широком смысле финансирует большую часть производства кинофильмов из бюджета страны.

Вместе с тем реальное экономическое поведение молодёжи в плане потребления продолжает под воздействием внедрения разнообразных стратегий и практик маркетинга процесс дальнейшей сегментации. Так, например, современный исследователь Е.А. Василовская справедливо отмечает, что главной функциональной чертой и очевидным «элементом маркетинга является сегментирование рынка. Очевидно, что сегментирование - это не поиск новых типов потребителей той или иной продукции. Это по сути процесс создания (социального конструирования) новых типов потребителей - разных типов домохозяек или автолюбителей с разным стилем вождения, которые в реальной жизни не имели принципиальных расхождений в стиле жизни. Однако перенасыщенность рынка товарами и услугами вынуждает маркетологов создавать типы потребителей под свою продукцию»2. В результате сложившаяся ситуация в полной мере затрагивает в первую очередь молодёжь, притом что экономическое поведение данной категории населения также продолжает находиться в зависимости от субкультурных предпочтений.

Эмпирические исследования последних лет свидетельствуют в пользу того, что, по мнению самих представителей молодёжи, культура потребления (массовая) играет ключевую роль в формировании личности и характера современного представителя молодёжи (40 %), затем с двукратным отставанием следует образование (24,5 %), и только последнее место занимает классическое искусство (5 %)3. В данной связи становится вполне очевидным, что именно массовая культура в своей индустриальной фазе, неотъемлемым аспектом которой выступает активное потребление, является вне зависимости от негативных оценок определяющим механизмом социализации молодёжи.

Пожалуй, необходимо признать, что ценности общества потребления уже стали задавать для молодёжи критерии нормы. Несмотря на то

1 Исаева Л.А., Неяскина Е.В. Роль государства в формировании культуры потребления // Фундаментальные исследования. 2016. № 7-2. С. 364-365.

2 Василовская Е.А. Антиконсюмеризм как феномен общества потребления : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2016. С. 43.

3 Злотникова Т. А., Летина Н. Н., Гапонова Ж. К. Молодежь в современной российской провинции: социокультурная рефлексия // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1 (9). С. 120.

что многие респонденты из числа молодёжи высказываются о ценностях потребительства довольно негативно, полагая их излишними (навязанными извне, т. е. рекламой) и даже указывая на их отупляющий эффект, они склонны в то же время считать их ключом к восприятию социальной реальности (вхождения / погружения в мир взрослых вещей). В целом товарный фетишизм здесь и проявляется как стремление ко всему яркому, блестящему (глянцу), отчасти гламурному, правда, зачастую подобные стремления обусловлены ущербностью эстетического воспитания, понимания духовной красоты.

Таким образом, часть молодых людей продолжают сохранять к ценностям потребления довольно критические установки. Но вместе с тем исследователи вполне справедливо констатируют «переход от статусного потребления брендов представителями молодежи к рутинному. Этот переход ориентирован на выражение индивидуальности. Так, молодежь в регионах выбирает удобную, функциональную одежду (50,6 %), соответствующую индивидуальному стилю (27,5 %), соответствующую ближайшему окружению (20,6 %), представляющую известный бренд (19,4 %), модную и красивую (15,6 %)»1. Значительная часть полученных данных свидетельствует, что ориентация на те или иные потребительские товары в значительной степени определяется брендированием и требованиями коммуникации.

Но далеко не во всех случаях интернализация молодёжью ценностей потребления приводит к их моральной и социальной деградации. Напротив, ценности общества потребления могут вполне пробудить здоровые экономические амбиции, в том числе стимулировать желание молодых людей к дополнительным заработкам. Исследования «Левада-центра» свидетельствуют, что, несмотря на то что «подросткам в целом хватает тех денег, которые им дают родители или родственники на карманные расходы (85 % респондентов), однако около 50 % респондентов стараются как-либо еще заработать»2. Поэтому в целом можно с очевидностью отметить тенденции молодых людей (как подростков, так и студентов) работать в свободное от учёбы время с целью расширения собственных потребительских возможностей.

Следовательно, экономическая социализация современной молодёжи в значительно большей степени протекает посредством виртуальных сетей, что оказывает значительно большее влияние (по сравнению со старшими группами) на их потребительские ориентации. Исследователи в данной связи отмечают, что «помимо обычной рекламы, мы можем также наблюдать виртуальное "сарафанное радио", которое работает следующим образом: ваши друзья приобретают товар или

1 Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов (социологическая зарисовка) // Вестник ВГУ. История, политология, социология. 2015. № 2. С. 41.

2 Дети: права, допустимость родительского и государственного контроля [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2015/05/30/deti-pravadopustimost-roditelskogo-i-gosudarstvennogo-kontrolya/ (дата обращения: 16.12.2016).

услугу и публикуют его фотографию или же используют на фото или видео, акцентируя внимание на данном предмете. Срабатывает эффект референтной группы и появляется желание приобрести такой же товар. Впоследствии подросток подтверждает свою покупку размещением соответствующего фото в сети, чтобы друзья могли оценить его приобретение. Данный процесс напоминает спираль: покупка - демонстрация - покупка другой вещи - демонстрация»1. Таким образом, потребительское поведение молодёжи во многом связано с коммуникацией со сверстниками, поскольку, например, покупки зачастую служат лишь поводом для общения и знакомства в Сети.

Экономическое поведение современной российской молодёжи в последние годы в значительной степени формируется под воздействием технологий информационного общества, в значительной степени опосредовано коммуникацией со сверстниками, само по себе является важной формой коммуникации. В современных условиях формируется значительная рутинизация потребительских практик молодёжи, расширение роли которых в общей структуре экономической социализации происходит на фоне роста потребления информационного контента. Вместе с тем дефицитность сложившейся в России модели общества потребления, во многом запуская механизм девиантности, способствует росту фрустрации в молодёжной среде. Тем не менее потребительские практики в последние годы были в значительной степени институционализированы, что позволяет им играть также и довольно позитивную и регулирующую роль в социализации молодёжи, особенно в вопросах релаксации и реализации минимальной свободы выбора. В ближайшее время экономическое поведение молодежи может стать в большей степени ориентированным на сбережение в связи с экономическим кризисом и во многом будет определяться и сдерживаться дефицитной и, соответственно, более рациональной моделью потребления.

Талалаев Н.В. Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления. Статья базируется на идее о том, что процессы интернализации ценностей общества потребления в российских условиях в целом находятся на мировом уровне развития и соответствуют глобальным трендам (рост интернет-покупок, увеличение потребляемой информации и развлекательного контента и др.). Отмечается, что потребление для молодёжи выступает важным средством коммуникации, мотивацией будущих, в том числе карьерных, амбиций, а также маркером переживания индивидуальной и деполитизированной свободы. Делается вывод о том, что интернализация ценностей общества потребления не приводит к полной деконструкции трудовых ориен-

1 Лопатина Е.А. Потребительское поведение подростков в контексте социализации (на материалах Ростовской области) : дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. С. 85-86.

таций молодёжи, а, напротив, в определенной степени стимулирует их к дополнительным заработкам, которые служат удовлетворению их потребительских запросов.

Ключевые слова: экономическое поведение, молодежь, российское общество, общество потребления, интернализация.

Talalaev N.V. Consequences of deformation of economic behavior of Russian youth in the context of internalization of values of consumer society. The article is based on the idea that the process of internalization of the values of the consumer society in the Russian context in General are at a global level of development and is consistent with global trends (the rise of online shopping, an increase in consumption of information and entertainment content, etc.). It is noted that consumption for young people is an important means of communication, motivation of the future, including career ambitions, as well as a marker of the experience of individual and depoliticized freedom. It is concluded that the internalization of the values of the consumer society does not lead to a complete deconstruction of the labor orientations of young people, but, on the contrary, to a certain extent stimulates them to additional earnings, which serve to meet their consumer needs.

Keywords: economic behavior, youth, Russian society, consumer society, internalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.