Научная статья на тему '«Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр'

«Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14238
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЫСЕЛ / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ / ЖАНР / ЦИКЛ РАССКАЗОВ / ПОВЕСТЬ / ПОВЕСТЬ В РАССКАЗАХ / THE AUTHOR'S MESSAGE / HISTORY OF CREATION / GENRE / A CYCLE OF SHORT STORIES / NOVEL / A NOVEL IN SHORT STORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ян Чжэн Ян Чжэн

В статье прослеживается история создания автобиографической повести в рассказах «Последний поклон», главной «заветной» книги В.П. Астафьева, которая напрямую связана со становлением ее жанра (цикл рассказов повесть повесть в рассказах). Такая повесть наиболее органична в художественном мире Астафьева, отдающего предпочтение жанру рассказа или большим прозаическим формам, созданным на основе рассказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.P. Astafiev's 'The Last Bow': The History of Creation. The Genre

The history of creating the autobiographical novel in short stories The Last Bow V.P. Astafiev's principal cherished work is closely related to formation of its genre (a cycle of short stories a novel a novel in short stories). A novel in short stories is most organic to the artistic world of Astafiev, who gives preference to the genre of the short story or large prose forms created on the basis of a short story.

Текст научной работы на тему ««Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 4

Ян Чжэн (Китай)

«ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» В.П. АСТАФЬЕВА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЖАНР

В статье прослеживается история создания автобиографической повести в рассказах «Последний поклон», главной «заветной» книги В.П. Астафьева, которая напрямую связана со становлением ее жанра (цикл рассказов — повесть — повесть в рассказах). Такая повесть наиболее органична в художественном мире Астафьева, отдающего предпочтение жанру рассказа или большим прозаическим формам, созданным на основе рассказа.

Ключевые слова: замысел, история создания, жанр, цикл рассказов, повесть, повесть в рассказах

The history of creating the autobiographical novel in short stories "The Last Bow" — V.P. Astafiev's principal "cherished" work — is closely related to formation of its genre (a cycle of short stories — a novel — a novel in short stories). "A novel in short stories" is most organic to the artistic world of Astafiev, who gives preference to the genre of the short story or large prose forms created on the basis of a short story.

Key words: the author's message, history of creation, genre, a cycle of short stories, novel, a novel in short stories

История создания книги «Последний поклон» — это история поиска В. Астафьевым жанра, наиболее точно отвечающего его творческому замыслу, который созрел далеко не сразу. Все началось с одной командировки на Красноярскую ГЭС в 1957 г. по поручению редактора журнала «Смена» М.А. Величко. Именно из этой поездки писатель, по словам Ю. Ростовцева, «вывез творческое негодование, которое обратилось в яркое, самобытное и лирическое слово о его деревенском детстве»1. Астафьева возмутило, с какой безответственностью и как хвастливо люди, владеющие пером, рассказывали о Сибири и ее стройках, «будто до них тут никого не было, никто не жил, а если жил, то никакого внимания не заслуживал»2. Писатель осознал необходимость рассказать «о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом»3.

1 Ростовцев Ю. Виктор Астафьев. М., 2009. С. 23.

2 Астафьев В. Посох памяти. М., 1980. С. 222.

3 Астафьев В. Последний поклон: повесть в рассказах. Комментарии (авторские). М., 2010. С. 794.

С 1960 г. на страницах периодической печати и в сборниках стали появляться рассказы писателя о детстве: «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1960), «По сено» (1963), «Конь с розовой гривой» (1963), «Далекая и близкая сказка» (1964) «Деревья растут для всех» (1964) и др. Позднее эти рассказы вошли в «Последний поклон», правда, в иной очередности, а некоторые с измененным названием (например, рассказ «По сено» переименован потом в «Запах сена»). Астафьев писал свои «страницы из детства» в перерывах, отвлекаясь от «главной» работы. «С появлением рассказов "Конь с розовой гривой" и "Монах в новых штанах" (1966) я понял, — вспоминал писатель, — что из всего этого может получиться книга»4. И она получилась. В 1968 г. в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». «Я долго искал это название, — рассказывал В. Астафьев, — а оно уже было в книге — так называлась одна из глав. И однажды мой товарищ ткнул пальцем в это название»5.

Первое издание «Последнего поклона» (1968) составляют 15 рассказов, напечатанные в периодике в течение 8 лет (1960—1968). Это издание еще сильно отличается от итогового трехкнижья, канонического варианта, включенного в 15-томное собрание сочинений (Красноярск, 1997—1998) Астафьева, хотя бы тем, что здесь всего 15 рассказов, а там 32.

Жанр «Последнего поклона» (1968) писатель определял как повесть, еще не осознавая всей ответственности подобного жанрового определения. Для того чтобы сборник рассказов превратился в повесть, в нем должно произойти осмысленное соединение частей в целое, должна существовать серьезная внутренняя взаимосвязь элементов. В первой книге «Последнего поклона» есть лишь отдельные скрепы, призванные связать текст. Это два сквозных главных героя — бабушка по линии матери Катерина Петровна Поты-лицына и ее внук Витя Потылицын, будущий писатель Виктор Петрович Астафьев (фамилия отца). Удачно найдено начало повествования, роль которого выполняет рассказ «Далекая и близкая сказка. Вместо вступления». Он так и будет стоять во главе текста от начала до конца становления жанра «Последнего поклона» (процесс растянулся почти на 30 лет). Текст первого сборника объединяют, в частности, и топонимические связи — кочующие из рассказа в рассказ географические названия реально существующих примет местности, деревни Овсянки, в которой происходит действие. Это скала Караульный бык; Енисей, малые впадающие в него реки: Караулка и Фокинская речка, рассекающая деревню пополам; другие речки при енисейской деревушки: Майская, Мана, Малая и большая Слизневка. Эти топонимы, повторяясь, образуют тонкую мотивную структуру.

4 Там же.

5 Там же.

Первое издание «Последнего поклона» является лишь подступом к решению серьезной художественной задачи — создания книги о судьбах русского крестьянства (Крестьянской Вселенной) в XX в. Перед нами пока не повесть, а лишь удачный фрагмент большого замысла — цикл рассказов о детстве плюс два рассказа, по смыслу выпадающих из структуры («Где-то гремит война» (1966) об учебе семнадцатилетнего Виктора в ФЗО в 1941 г. (начало войны) и «Последний поклон» (1967) о послевоенном времени).

Перечисленные выше скрепы (два главных сквозных героя, удачно найденное начало, кочующие топонимы как средство мо-тивных связей) достаточны лишь для образования цикла рассказов. Для того чтобы рассказы стали повестью, писателю предстоит расширить повествование, решить серьезные композиционные задачи, усилить драматизм повествования, раскрыть конфликты, зреющие внутри Крестьянской Вселенной, пристальнее всмотреться в крестьянские судьбы (еще нет рассказов о семье отца, о раскулачивании, о жизни маленького Вити в городе ссыльных — Игарке).

В 1978 г. в Москве вышло новое издание «Последнего поклона» (изд-во «Современник»), где насчитывалось уже 24 рассказа. Время и место действия намного расширились. Исходя из описываемых в рассказах событий разного периода жизни главного героя Вити, автор впервые делит «Последний поклон» на две книги: в одной — 15, в другой 9 рассказов. Важно, что первая книга «Последнего поклона» второго издания (1978) не повторяет по составу рассказов «Последнего поклона» первого издания (1968). Два рассказа: «Где-то гремит война» и «Последний поклон», которые по своему содержанию не вписывались в цикл рассказов о детстве, каким был, по сути, «Последний поклон» в 1968 г., автор переносит во вторую книгу. А на их место в первую книгу ставит новые рассказы о детстве: «Мальчик в белой рубахе» (1971) и «Гори, гори ясно» (1978). Одним словом, автор осуществляет смысловую перестройку текста, собирая в первую книгу рассказы о детстве, а во вторую — об отрочестве и юности героя, его жизни с отцом и его родней и дальнейшем выходе в жизнь.

После трагической смерти матери в июле 1931 г. семилетний Витя жил со своими дедушкой Ильей Евграфовичем и бабушкой по материнской линии Катериной Петровной Потылицыной. Именно этот отрезок времени представлен в первой книге новой редакции «Последнего поклона». Действие рассказов в основном происходит в родном селе Овсянка.

Во второй книге «Последнего поклона» (1978) отец Вити возвращается из тюрьмы в Овсянку (1934) и через некоторое время берет сына в свою новую семью на лесоучасток Сосновка. Летом 1935 г. Витя переезжает вместе с отцом и мачехой в Игарку. Рассказом «Бурундук на кресте», где действие переходит из Овсянки

в Игарку, открывается вторая книга новой редакции «Последнего поклона». Повествование идет о дальнейшей жизни Вити в Игарке, о его военной и послевоенной жизни. Действие рассказов во второй книге выходит за пределы Овсянки. В издании 1978 г. автор снял с первого рассказа подзаголовок «вместо вступления», видимо, осознав, что этот рассказ вполне справляется с функцией вступления. Все завершается рассказом «Последний поклон» (1967), который не только дает название целому, но и выражает явное авторское намерение увековечить бабушку и символизировать ее образ.

«Последний поклон» автор именует по-прежнему «повестью», уделяя большое внимание тем компонентам текста, которые связывают рассказы воедино и приближают их к повести. Во-первых, усилена в двухкнижном «Последнем поклоне» связующая роль главных героев — бабушки Катерины Петровны и ее внука Виктора Потылицына, которые уже показаны в развитии. К примеру, Катерина Петровна в этом издании является действующим лицом в 18 рассказах из 24. Они становятся, по сути, сквозными, значительно усложненными героями единого уже увеличенного текста. Все рассказы первой книги «Последнего поклона», издания 1978 г., сюжетно привязаны к деревне Овсянка, но само название родной деревни Астафьева «Овсянка» появляется не сразу (впервые косвенно в четвертом рассказе «Гуси в полынье»: «Вот им-то предприятием, не продается, а отпускается продукция Овсянского из-го з-да»; в тринадцатом рассказе «Фотография, на которой меня нет» — явно: «а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может»). Бабушка в первой книге — на первом плане.

Во второй книге этого издания на переднем плане оказывается уже не бабушка, а автобиографический герой Витя Потылицын, где характер его не только раскрывается в развитии, но и в значительной степени усложняется. Композиционным стержнем второй книги «Последнего поклона» становится драматический жизненный путь главного героя Вити Потылицына: его «хождение по мукам» (бродяжничество, детский дом, взросление, становление, испытание войной).

В 1980 г. Астафьев возвратился на родину, поселился в Красноярске и одновременно в родной деревне Овсянка обзавелся избой. Здесь 50 лет назад в семье бабушки прошла самая лучшая пора его жизни — детство. «Моя заветная книга снова "зашевелилась" во мне», — вспоминал писатель, — «я заметил в ней неточности, неизбежные оттого, что писалась она вдали от «натуры», ощутил пропуски в книге и какие-то упущения памяти, а главное — позывы "рожать"»6. И рождаются новые рассказы, вносятся дополнения и поправки в ранние рассказы. С 1979 по 1989 г. «Последний поклон»

6 Астафьев В. Последний поклон: повесть в рассказах. Комментарии (авторские). М., 2010. С. 795.

в двух книгах с жанровым определением «повесть» переиздавался неоднократно.

В 1989 г. издательство «Молодая гвардия» выпустило «Последний поклон» уже в трех книгах. Добавились новые рассказы (их общее количество увеличилось до 30). Двухкнижная структура развивалась в трехкнижную (12, 9, 9 рассказов соответственно в каждой книге). Новая трехкнижная структура позднее станет окончательной и в каноническом варианте. Время и пространство перестают быть главным критерием структурирования текста. Картины деревенского детства Вити появляются во всех трех книгах. Автор отказывается от прежней структуры и создает новую: рассказы «Гори, гори ясно», «Ночь темная-темная», «Дядя Филипп — судовой механик» перенесены во вторую книгу, а рассказы «Сорока», «Где-то гремит война», «Приворотное зелье», «Соевые конфеты», «Пир после Победы», «Последний поклон» включены в третью книгу. В каждой из трех книг царит разный пафос. В первой книге — светлый, радостный пафос, который выражается в таких словах текста, как «и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала...»7, «а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»8. Здесь изображается жизнь в замкнутом мире Овсянки, где «труд соединяет существование человека с природным круговоротом, где сходятся за крестьянскими занятиями люди разных поколений, возвышенный смысл обретают обыденные трудовые процессы»9. Во второй книге идеальные отношения человека с человеком, человека с природой постепенно разрушаются, возникают ожесточенные конфликты, происходит столкновение личной, семейной судьбы с судьбой советского государства. Кончилось у Вити короткое счастливое детство и началась тяжелая, скитальческая и детдомовская жизнь. В третьей книге прослеживается большой и трудный жизненный путь Вити Потылицына в период войны и послевоенное время, показано взросление главного героя и укрепление его характера. В повествовании усиливается общечеловеческое и философское начало. Взрослый герой стал серьезно осмысливать жизнь и судьбу человека, общества. Жанровое определение — «повесть» — сохраняется.

Понимая, что в рыхлой прозаической структуре, состоящей из рассказов, первостепенную роль в лабиринте связей различных компонентов текста играют сцепления персонажей, Астафьев использует многократно испытанный Толстым принцип сцепления характеров по контрасту, противопоставление дворянских семей.

7 Там же. С. 23.

8 Там же. С. 64.

9 Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. С. 48.

У Астафьева это антитеза характеров и противопоставление двух крестьянских семей: Потылицыных (трудового рода бабушки Катерины) и гулевого бесшабашного рода прадеда, деда, отца Мазо-вых (Астафьевых).

Но с изданием трехкнижного «Последнего поклона» в 1989 г. авторский замысел не был завершен: «... одолел я и третью часть книги, хотя чувствую и заранее знаю, что работа не завершена и хватит ее мне на всю жизнь. И последнюю точку в моей Заветной книге ставить придется уже не мне, а тому и тем, кто последует за мною»10.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. Астафьев был занят давно задуманным романом о войне. И это ускорило завершение «Последнего поклона». Подводя итоги многолетнему труду, Астафьев написал два заключительных рассказа, «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья», напечатанные во втором и третьем номерах «Нового мира» за 1992 г. В этом же году вышел третий том незавершенного собрания сочинений в шести томах, куда были включены первая и вторая книги «Последнего поклона». А четвертый том, в котором должна была печататься третья книга, по какой-то причине не увидел свет. Автор заменил прежнее жанровое определение «повесть» «повестью в рассказах».

В 1994 г. в Красноярске вышла двухтомная повесть «Последний поклон», где автор вновь отказывается от деления рассказов на книги. Все рассказы стоят один за другим в том порядке, как в издании 1989 г. Зато в издании содержатся все 32 рассказа (20 и 12 соответственно в каждом томе), включая заключительные два. Книга 1994 г. была радостным событием и для самого автора. В предисловии к данному изданию он пишет: «И вот впервые моя самая "толстая" и самая заветная книга издается полностью, уходит "мое дите" под названием "Последний поклон" в люди, уплывает мой давний корабль в людское море»11. Автор вновь вернулся к жанровому определению «повести». Можно предположить, что структуру книги в этом случае определяло издательство, а не автор, занятый работой над романом «Прокляты и убиты».

В 1997—1998 гг. в Красноярске вышло собрание сочинений Астафьева в 15 томах. «Последний поклон» занимает 4-й и 5-й тома. Данный вариант считается каноническим. Окончательно сложилась следующая трехкнижная структура: в первой книге — 12, во второй — 9, в третьей — 11 рассказов. Автор восстановил прежнюю (1989) трехкнижную структуру и включил две заключительные главы в третью книгу. Эти два рассказа придают произведению очень мрачный оттенок, свойственный произведениям писателя последних лет — романам «Печальный детектив», «Прокляты и убиты»,

10 Астафьев В. Последний поклон. От автора. М., 1989. С. 9.

11 Астафьев В. Последний поклон. Повесть: В 2 т. Т. 1. Красноярск, 1994, С. 5.

рассказу «Людочка». Автор показывает сплошной хаос в крестьянском мире, вместе с тем в мучительном страдании ищет пути к возрождению. Он все-таки верит в бессмертие, «в чудо, способное затушить пожар, успокоить мертвых во гробе и обнадежить живых»12. Дано окончательное жанровое определение «Последнего поклона»: повесть в рассказах. Более 30 лет Астафьев создавал свой «Последний поклон», который критик В. Курбатов справедливо назвал «книгой одной жизни»13, а сам писатель считал самой любимой, заветной книгой.

Рассказ и крупные прозаические формы, созданные на основе рассказов — самые любимые жанры писателя. В примечаниях автора к «Последнему поклону» Астафьев пишет: «Свободная форма книги, состоящей из глав — рассказов или коротких повестей, дает возможность пополнять книгу "на ходу", раздвигая "ограду" книги»14. Наверно, именно поэтому жанровые определения таких произведений, как «Царь-рыба» и «Последний поклон», форму которых составляют многочисленные, связанные друг с другом рассказы, для него были очень важны. Для книги «Царь-рыба» Астафьев нашел особое жанровое определение — повествование в рассказах. Об оригинальности этого жанра он пишет: «"Царь-рыба" не повесть в старом смысле, но и не цикл рассказов. Это именно повествование в рассказах, иначе не скажешь, то есть такая вещь эпического характера, вобравшая в себе много материала. Рассказы органически взаимно связаны друг с другом характером отбора и целью. Одна большая глава, например, композиционно законченная сама по себе, может быть названа повестью в повествовании. И тем не менее мне кажется, что повествование нигде не рвется. И то, что я хочу сказать, и место действия и даже наличие главного героя, каким является Аким, придают, на мой взгляд, произведению цельность»15. Для писателя очень важны авторские отступления, где он имеет возможность выразить свои собственные мысли и чувства. По этому поводу однажды он сказал: «Друзья подбивали меня назвать "Царь-рыбу" романом. Но я отказался от этого определения. Боюсь этого слова — "роман", ко многому оно обязывает. Но главное, если бы я писал роман, я бы писал по-другому. Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных отступлений, которые в такой форме повествования вроде бы "не выглядят отступлениями"»16.

12 Астафьев В. Последний поклон: повесть в рассказах. М., 2010. С. 791.

13 Курбатов В. Книга одной жизни // Астафьев В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1979. С. 5.

14 Астафьев В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1992. С. 462.

15 Астафьев В. Работая над «Царь-рыбой» // Литературная газета. 1976. 24 марта.

16 Астафьев В. Выступление в дискуссии // Литературное обозрение. 1976. № 10. С. 57.

Другое дело с «Последним поклоном», хотя и похожим композиционно на «Царь-рыбу». В «Последнем поклоне» доминирует эпическое начало и объективность изображения мира. Здесь дана гораздо более широкая социальная картина крестьянской жизни в целом, Крестьянской Вселенной во всем ее многообразии. Субъективное, авторское начало, хотя и присутствует, но оно зачастую вплетено в эпическую судьбу главного героя Вити Потылицына. Автор в «Последнем поклоне» чаще не повествует, а изображает, живописует.

Автобиографический, состоящий из трех книг «Последний поклон» хотя и тяготеет к трехчастным произведениям Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») и находится в русле этой классической традиции, тем не менее существенно развивает эту традицию не только тем, что обращен к крестьянскому сословию, но и потому, что автор избирает иную жанровую форму — повесть в рассказах — наиболее адекватную его художественному миру.

Конечно, в астафьевской автобиографической повести в рассказах слишком много действующих лиц (около 150), что не свойственно традиционной повести. Но Астафьеву удается, не соскользнув в очерк, остаться в рамках повести благодаря тому, что «Последний поклон» хотя и состоит из рассказов, тем не менее — вещь эпически насыщенная. На втором плане одновременно с развитием драматических судеб двух главных героев (бабушка и внук) существует меняющийся образ многоликой Крестьянской Вселенной, крестьянского мира в целом.

Список литературы

Астафьев В.П. Нет мне ответа... Эпистолярный дневник. 1952—2001 /

Сост., предисл. Г. Сапронова. Иркутск, 2009. Астафьев В.П. Последний поклон: повесть в рассказах. М., 2010. Астафьев В.П. Посох памяти. М., 1980.

Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество: библиографич. указатель / Сост. и ред. Т.Я. Бриксман. М., 1999. Дар слова: Виктор Петрович Астафьев. К 85-летию со дня рождения. Библиографич. указатель. Статьи. Иркутск, 2009. Ростовцев Ю. Виктор Астафьев. М., 2009.

Сведения об авторе: Ян Чжэн, аспирант кафедры истории русской литературы XX—XXI веков филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова; старший преподаватель ф-та русского языка Нанкинского ун-та (КНР). E-mail: sakylawa@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.