КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; _МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО_
ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Лагунова И.С.
Лагунова Ирина Сергеевна - старший преподаватель, кафедра конституционного и административного права, Нижегородский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород
Аннотация: в настоящее время российское общество переживает новый этап своего развития, связанный с конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента Российской Федерации в 2020 году. В настоящее время немалое влияние на осуществляемые изменения в государственной политике России оказывает распространение в мире коронавируса, вместе с тем, в ближайшем будущем, предполагаем, мы более отчетливо увидим реализацию вступивших в силу конституционных поправок. В настоящей статье приведен анализ их содержания и значения.
Ключевые слова: Конституции Российской Федерации, поправки, общество, статус, российское общество, граждане, личность, президент, конституционный статус, реформа.
Сегодня, когда буквально несколько месяцев назад, была принята новая редакция Конституции Российской Федерации (далее - Конституции), мы и все российское общество только начинаем осознавать произошедшие изменения на глубинном уровне социального устройства - конституционном.
По иронии судьбы, столь судьбоносное решение для нашей страны совпало с не менее судьбоносным и трансформирующим общество периодом: карантином в свете пандемии, переходом и переводом работы и образования в онлайн-формат, ограничением свободы передвижения, необходимостью соблюдать масочный режим и др.
В свете этого, на наш взгляд, первым и главным - о чем свидетельствует и вторая статья Конституции Российской Федерации, является вопрос о том, как же данная конституционная реформа и время, когда она была осуществлена, повлияли и еще повлияют на правовой статус личности, развитие общества и государства. Попробуем найти ответ в настоящей статье.
Необходимость принятия поправок к действующей Конституции была определена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 15 января 2020 г., и внесенном в Государственную Думу законопроекте о поправке - «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» [1], который в был принят в трех чтениях Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и законодательными органами всех субъектов РФ, получил позитивную оценку в Заключении Конституционного Суда от 16 марта, и 17 марта 2020 Президентом Российской Федерации был издан указ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ» [2]. Итак, Конституция России 1993 г. претерпела чрезвычайно существенную ревизию, масштабы и значение которой еще предстоит оценить обществу.
Изменений в Конституцию Российской Федерации было внесено достаточно много. Анализ их качества приведен ниже. Определим основные смысловые группы поправок:
- основы государственного устройства России;
- социальные гарантии, основы социальной политики государства;
- конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации;
- статус законодательной власти в России, регламентация законодательного процесса;
- конституционный статус и полномочия Правительства Российской Федерации, исполнительной власти;
- конституционный статус и полномочия судебной власти и прокуратуры;
- конституционные основы организации местного самоуправления в России.
Остановимся более подробно на поправках, касающихся основ конституционного
строя Российской Федерации и правового статуса личности.
Основные изменения, определяющие принципы государственного устройства России, характеризуются следующим.
Согласно п. 2.1 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
В силу новой ст. 67.1 Конституции Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах; участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.
Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (ч. 2 ст. 67.1). [3]
Значительно конкретизируется действие принципа приоритета международного права, определённого в ч. 4 ст. 15. Этот принцип не отменяется, однако закрепляется верховенство Конституции РФ и невозможность использования международно-правовых норм в целях, не совместимых с принципами российской правовой системы. В силу ст. 79 Конституции РФ решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации, разрешаются Конституционным Судом РФ (п. "б" ч. 5.1 ст. 125 Конституции РФ).
В силу ст. 79.1 Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Государство чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ).
Согласно новой редакции п. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством (ч. 4 ст. 68 Конституции).
Государство охраняет культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия (ч. 2 ст. 69 Конституции РФ) [3].
Основные изменения, непосредственно затрагивающие права человека, характеризуются следующим.
В текст Конституции Российской Федерации была введена ст. 67.1, часть 4 которой предусматривает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Согласно ч. 2 ст. 69 Конституции государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Согласно ч. 3 ст. 69 Конституции Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
Поправки, относящиеся к этой группе, сосредоточены преимущественно в статьях Конституции РФ, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами и устанавливающих полномочия Правительства РФ.
Согласно новой ст. 75.1 Конституции РФ в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Статья 75 Конституции дополнена нормами, посвящёнными основам социальной политики государства.
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Согласно новой редакции п. "е" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление единых правовых основ системы
11
здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования. В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи; сохранение и укрепление общественного здоровья; создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции). Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (п. 1 ст. 132 Конституции).
Субъективным правам и свободам корреспондируют полномочия органов государственной власти и государственных органов. Так, среди новых полномочий Правительства Российской Федерации, связанных с правовым статусом человека, можно выделить:
- содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;
- обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
- создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры [3].
Реальность социальной жизни такова, что заявленные направления социальных гарантий пока воплощаются медленно.
Анализируя качество внесенный в Конституцию Российской Федерации поправок, отметим в них не были закреплены хоть «высшие ценности», понимаемые, как отмечает Б.С. Эбзеев, как «тип согласования интересов общества и личности, государства и гражданина» [4, с. 15].
Кроме этого, в поправках не отражены нормы, детерминирующие принципы «единой системы публичной власти», а также расширяющие реальные «возможности местного самоуправления» [5, с. 88-91].
Таким образом, на наш взгляд, внесенные в Конституцию Российской Федерации поправки не задают существенно прогрессивное направление развития российского общества, так как не отражают идеи сплочения народа, ответственности должностных лиц перед обществом, необходимость решения стоящих перед мировым сообществом в целом экологических проблем, ценность развития каждой личности и способствование этому политики государства.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // "Парламентская газета", N 2, 17-23.01.2020 URL: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию". КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: (consultant.ru) (дата обращения: 11.01.2021).
2. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.20 №188 указ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: 22 апреля - день голосования по изменениям в Конституции Президент России (kremlin.ru) (дата обращения: 11.01.2021).
3. Обзор изменений Конституции РФ URL: Обзор изменений Конституции РФ (подготовлено экспертами компании "Гарант", июнь 2020 г.) | ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: (garant.ru) (дата обращения: 11.01.2021).
4. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. / Б.С. Эбзеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 656 с
5. Игнатенко В.А. Конституционная реформа 2020 года и ее влияние на правовую жизнь российского общества // Междугородный научно-исследовательский журнал. № 4 (94) часть 2. Апрель, 2020. С. 88-91.