DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.94.4.042
КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2020 ГОДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА
Обзор
Игнатенко В.А. *
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия * Корреспондирующий автор (ignatenko.well[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассмотрены понятия «общество», «право», «государство», «конституционализм», их происхождение и роль, в контексте социокультурных традиций развития современной цивилизации. Автором проведен обзор направлений конституционной реформы, предложенной Президентом Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Помимо этого, в статье акцентировано внимание на предложенных поправках в действующую Конституцию государства. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что принимаемые поправки обусловлены необходимостью реставрации существующей власти с целью снятия социального напряжения в обществе.
Ключевые слова: общество, государство, конституционализм, конституционная реформа, Конституция РФ, Президент РФ.
CONSTITUTIONAL REFORM 2020 AND ITS INFLUENCE ON THE LEGAL LIFE OF THE RUSSIAN SOCIETY
Review
Ignatenko V.A. *
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
* Corresponding author (ignatenko.well[at]mail.ru)
Abstract
The article discusses the concepts of "society," "law," "state," and "constitutionalism," their origin and role in the context of socio-cultural traditions of the modern civilization development. The author reviews the directions of constitutional reform proposed by the President of the Russian Federation in his annual message to the Federal Assembly on January 15, 2020. In addition, the article focuses on the proposed amendments to the current Constitution. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that adopted amendments are caused by the necessity to restore the existing government in order to relieve social tension.
Keywords: society, state, constitutionalism, constitutional reform, Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation.
Введение
В процессе своей жизнедеятельности люди находится в постоянном взаимодействии друг с другом. При этом взаимодействии, под воздействием общих языковых и культурных факторов, возникает относительно устойчивое образование, называемое «обществом», характеризуемое сформировавшимися связями между индивидами и их группами. При этом следует отметить, что общество - «эта сложная саморазвивающаяся система связей людей», которое представляет собой «внутренне противоречивый организм» [5, С. 27].
Устранить противоречия в обществе и урегулировать возникающие в нем разногласия способна лишь особая система социальных норм, именуемая «правом», и специальный институт организации политической власти в обществе, именуемый «государством». Именно государство, как институт политической власти в обществе, способно обеспечить распространение права на всех членов общества, и урегулировать возникающие в обществе противоречия путем применения мер убеждения и принуждения к конкретным членам общества [5, С. 38-60].
С другой стороны, само государство, реализуя свои регулятивные функции в обществе, посредством властных полномочий, способно использовать реализацию своих функций не на благо обществу. В связи с этим, среди социальных регуляторов для сдерживания властных полномочий самого государства применим и наиболее эффективен принцип конституционализма.
С.А. Авакьян подчеркивает, что является распространенной ошибкой связывать конституционализм «только с формальным моментом - появлением акта, именуемого конституцией» [4, С. 38-60].
С точки зрения современного права принцип конституционализма более широкое понятие, представляющее собой формально установленные пределы деятельности властных структур государства над обществом. Но при этом нельзя умолять и значение самой конституции как основного закона государства и как основу для построения всей системы нормативных актов внутри него.
Основная часть
Деятельность современного российского общества и, в частности, его правовая жизнь, регулируется основным законом государства - Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [1].
Указанная Конституция действует внутри нашего государства свыше четверти века, и ее создание было обусловлено той сложной политической и социально-экономической обстановкой внутри страны, когда государство находилось на пороге распада, а российское общество на пороге гражданской войны.
За истекшие годы, прошедшие с момента начала действия основного закона государства, в стране и обществе
произошли серьезные изменения. Как следствие этому, в научном сообществе все чаще выдвигаются обоснованные идеи о необходимости проведения конституционной реформы, либо о принятии новой Конституции, к примеру, О.В. Мартышиным [7], М.С. Матейковичем [8], В.А. Игнатенко [6] и др.
В результате решение о необходимости проведения конституционной реформы страны было принято и властными структурами государства.
Так, 15 января 2020 года во время ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Президент страны В.В. Путин отметил, что в обществе назрел «вопрос о принятии новой Конституции» [2]. Однако он выразил свое мнение, «что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан...». При этом он поддержал идею изменения Конституции, путем внесения «на обсуждение» некоторых «конституционных поправок». В ходе своего дальнейшего выступления он сгруппировал предлагаемые поправки по семи следующим направлениям:
Во-первых, признать «приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве» над международным законодательством, договорами и решениями «международных органов».
Во-вторых, внести в правовой статус должностных лиц государства, вплоть до кандидатов на должность Президента страны, дополнительные требования по срокам постоянного проживания на территории России, «отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве». Здесь же было предложено запретить «занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».
В-третьих, «закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами». При этом расширив и укрепив «полномочия и реальные возможности местного самоуправления». Здесь же было указано на необходимость закрепить в Конституции требования действующего трудового и пенсионного законодательства «о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже прожиточного минимума», а также о регулярной индексации пенсий.
В-четвертых, для повышения роли «губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного Совета», в который входят все губернаторы, и который возглавляет Президент страны.
В-пятых, расширить полномочия Государственной Думы по утверждению Председателя Правительства, а далее, опосредованно, его вице-премьеров и федеральных министров, осуществляющих реализацию социально-экономической политики государства. При этом Президент страны оставляет за собой «право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия».
В-шестых, оставить за Президентом России право назначать «руководителей силовых ведомств» и «прокуроров регионов» по результатам «консультаций с Советом Федерации».
В-седьмых, провести реорганизацию судебной системы, расширив полномочия Конституционного Суда по проверке конституционности «законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства», а также других нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными и региональными властными структурами.
20 января 2020 года Президентом Российской Федерации в Государственную Думу направлен Законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации, которым предусмотрены изменения в статьях 71, 75, 77, 78, 79, 81, 83, 95, 97, 102, 103, 107, 108, 110, 111, 112, 119, 125, 128, 129, 133 Конституции Российской Федерации [3].
При этом необходимо отметить, что статьи 71 и 75 Конституции России были дополнены социальными гарантиями действующего законодательства, из-за которых изменять Основной закон государства острой необходимости не было.
Статьи 77, 78, 95, 97, 110 и 119 Конституции России предусматривают ряд ограничений для высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, руководителей федеральных государственных органов, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства и судей.
Статья 79 Конституции России предусматривает приоритет Конституции России над международным законодательством, договорами и решениями международных органов, что является политически более справедливым, но, с моей точки зрения, нарушает положения статьи 15 действующей Конституции.
Статьи 81, 83 Конституции России изменяет правовой статус Президента Российской Федерации, в сторону снижения его ответственности за формирование и работу Правительства государства, не умаляя его полномочий по отстранению членов Правительства, руководителей федеральных службы и агентств, прекращения полномочий судей.
Здесь же следует отметить, что положения пункта «ж» со значком «1» статьи 83 проекта конституционных поправок, о правовом статусе Государственного Совета Российской Федерации, наделяя его властными полномочиями, расширяет перечень правовых институтов, представляющих государственную власть в России, что противоречит положению части 1 статьи 11 действующей Конституции.
Статьи 102, 103, 111 и 112 Конституции России предусматривают расширение правового статуса Государственной Думы, однако, в основном в сторону усиления ответственности за формирование и эффективную работу Правительства Российской Федерации. При этом какая разница в изменении процедуры избрания должностных лиц, если право по их отстранению остается у другого должностного лица государства?
Статьи 107, 108, 125 и 128 Конституции России, с моей точки зрения, направлены на усложнение процедуры по преодолению представительными органами государства президентского вето.
Заключение
С точки зрения научного сообщества «идеальная» Конституция государства представляет собой документ, в котором отражены «высшие ценности», то есть тот идеал, к которому государство должно стремиться в своем развитии.
Так, Б.С. Эбзеев, рассматривает высшую ценность как «тип согласования интересов. общества и личности, государства и гражданина» [9, С. 15]. И.С. Яценко рассматривает: «Справедливую Конституцию... как
формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства в их постоянном стремлении к общественному идеалу» [10, С. 154].
Однако в представленном законопроекте по изменению действующей Конституции не были закреплены хоть какие-либо «высшие ценности», при этом указанные в статье 2 действующей Конституции утверждение, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» носят явно декларативный характер и резко диссонируют с правоприменительной практикой и правовой политикой государства [6].
Кроме этого, в представленном проекте отсутствуют нормы по закреплению принципов «единой системы публичной власти», а также выстраивание эффективного взаимодействия государственных и муниципальных органов, расширение и укрепление полномочий и реальной «возможности местного самоуправления» [2].
Таким образом, данную конституционную реформу можно рассматривать как конституциональную, то есть реформу по изменению границ действия государственной власти для отдельных должностных лиц и властных органов.
Кроме этого, в ходе данной конституционной реформе, во-первых, может поменяться правовой статус самого Президента государства, снижающего уровень его ответственности и усиление его правовых позиций в сторону централизации властных полномочий, во-вторых, получит правовое закрепление новый институт государственной власти - Государственный Совет Российской Федерации.
Следовательно, проходящая в настоящий момент конституционная реформа едва ли сможет оказать существенное влияние на изменение правовой жизни российского общества и, по сути, является лишь реставрацией действующей власти, проводимой с целью снятия существующего социального напряжения в обществе.
Обоснованием для данного вывода является то, что в указанный проект по изменению Конституции России не были внесены поправки:
Во-первых, о «высшие ценности» российского общества, о которых было упомянуто выше и, которые направлены на сплочение общества, установления необходимого правового баланса между интересами общества, государства и отдельного гражданина, а также для определения «общественного идеала». Здесь под «общественным идеалом» подразумевается такое качественное изменения состояния общественной жизни, к которому стремятся все члены российского общества.
Во-вторых, об улучшении экономического благосостояния российского народа и экономической независимости страны, например, от иностранных поставок товаров, либо о взятии курса страны на индустриализацию. Здесь под индустриализацией подразумевается строительство государственных предприятий, либо предприятий, основанных на частно-государственном партнерстве с российским бизнесом, обеспечением граждан страны рабочими местами и возможностью для реализации их права на труд.
В-третьих, о персональной юридической ответственности должностных лиц государства, например, за неэффективное расходование бюджетных денежных средств, например, их полную материальную ответственность.
В-четвертых, об изменении законодательства о недрах и природных ресурсах, например, на запрет их передачи иностранным компаниям, либо по ограничению их использования частными лицами.
В-пятых, о социальных гарантиях для граждан страны, которые могли бы качественно изменить жизнь российского народа, порождаю у каждого человека и гражданина уверенность в своем будущем и своих детей.
Учитывая, что в настоящее время конституционная реформа продолжается, хочется выразить надежду на то, что действующая Конституция государства будет дополнена новыми изменениями, которые найдут поддержку у граждан страны на всенародном голосовании.
Финансирование
Финансирование исследования производилось за счет личных средств автора.
Конфликт интересов
Не указан.
Funding
The research was funded from the personal funds of the author.
Conflict of Interest
None declared.
Список литературы / References
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30. - Ст. 4202.
2. Послание Президента Федеральному собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020. [Электронный ресурс] - URL: http//www.garant.ru. (дата обращения 21.02.2020).
3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: Законопроект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 20.01.2020 № 885214-7 [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания. Официальный сайт - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения 21.02.2020).
4. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Практикум / проф. С.А. Авакьян. - М.: Издательский дом «Городец», 2007. - 400 с.
5. Алексеев, С.С., Архипов, С.И., Игнатенко, Г.В., Корельский В.М., Леушин, В.И., Перевалов, В.Д., Пучков, О.А., Русинов Р.К., Семитко, А.П., Тарасов, Н.Н., Шабуров, А.С. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 616 с.
6. Игнатенко, В.А. О некоторых аспектах влияния Конституции Российской Федерации на правовую культуру российского общества / В.А. Игнатенко // Актуальные проблемы юриспруденции: Сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. № 9 (25). Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2019. - С. 49-56.
7. Мартышин, О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2004. - № 4. - С. 13-16.
8. Матейкович, М.С. Дефекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации / М.С. Матейкович // Государство и право. - 2007. - № 12. - С. 15-21.
9. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. / Б.С. Эбзеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 656 с Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. / Б.С. Эбзеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 656 с.
10. Яценко, И.С. Конституционное право Российской Федерации / И.С. Яценко. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 496 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh v Konstitutsiyu RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ; ot 30.12.2008 № 7-FKZ; ot 05.02.2014 № 2-FKZ; ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ; dated December 30, 2008 No. 7-FKZ; dated February 5, 2014 No. 2-FKZ; dated July 21, 2014 No. 11- FKZ)] // Sobraniye Zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Meeting of the Legislation of the Russian Federation]. - 2014. - No.30. - Art. 4202. [in Russian]
2. Poslanie Prezidenta Federalnomu sobraniyu: Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 15.01.2020. [Message from the President to the Federal Assembly: Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 15.01.2020] - URL: http//www.garant.ru (Accessed: 21.02.2020). [in Russian]
3. Sovershenstvovanii regulirovaniya otdelnykh voprosov organizatsii publichnoi vlasti: Zakonoproekt Zakona Rossiiskoi Federatsii o popravke k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 20.01.2020 № 885214-7 [On Improving the Regulation of Certain Issues of Public Authority Organization: Draft Law of the Russian Federation on Amendment to the Constitution of the Russian Federation of 01.20.2020 No. 885214-7] // Sistema obespecheniya zakonotvorcheskoy deyatel'nosti Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya. Ofitsial'nyy sayt [System for ensuring the legislative activity of the State Duma of the Federal Assembly. Official website] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (Accessed: 21.02.2020). [in Russian]
4. Avakyan, S.A.Konstitutsionnoe pravo Rossii: Praktikum [Constitutional Law of Russia: Workshop] / prof. S.A. Avakyan.
- M.: Gorodets Publishing House, 2007. - 400 p. [in Russian]
5. Alekseev, S.S. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov [Theory of State and Law: Textbook for High Schools] / Alekseev, S.S., Arkhipov, S.I., Ignatenko, G.V., Korelski V.M., et al //Under the editorship of prof. V.M. Korelsky and prof. V.D. Perevalova. - M.: Publishing House NORMA, 2000. - 616 p. [in Russian]
6. Ignatenko, V.A. O nekotorykh aspektakh vliyaniya Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii na pravovuyu kulturu rossiiskogo obshchestva [On Some Aspects of the Impact of the Constitution of the Russian Federation on the Legal Culture of Russian Society] / V.A. Ignatenko // Aktual'nyye problemy yurisprudentsii: Sb. iskusstva. po materialam XXVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual Problems of Jurisprudence: Coll. of art. based on the materials of the XXVI International Science-to-Practice Conf]. No. 9 (25). Novosibirsk: Publishing House SibAK LLC, 2019. - P. 49-56. [in Russian]
7. Martyshin, O.V. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii 1993 g. kak pamyatnik epokhi [Constitution of the Russian Federation of 1993 as the Monument of the Era] / O.V. Martyshin // Gosudarstvo i zakon [State and Law]. - 2004. - No.4. - P. 13-16. [in Russian]
8. Mateikovich, M.S. Defekty konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya v Rossiiskoj Federatsii [Faults of Сonstitutional Legal Regulation in the Russian Federation] / M.S. Mateikovich // Gosudarstvo i zakon [State and Law]. - 2007. - No. 12. - P. 15-21. [in Russian]
9. Ebzeev, B.S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiiskoi Federatsii: monografiya. [Man, People, State in the Constitutional System of the Russian Federation: Monograph] / B.S. Ebzeev. - 2nd ed., revised. - M.: Prospect, 2015.
- 656 p. [in Russian]
10. Yatsenko, I.S. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation] / I.S. Yatsenko. - M.: Berator-Press, 2003. - 496 p. [in Russian]