Научная статья на тему 'Последипломное обучение сотрудников гериатрических медико-социальных служб: компетентностный подход'

Последипломное обучение сотрудников гериатрических медико-социальных служб: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕРОНТОЛОГИЯ И ГЕРИАТРИЯ / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ / SOCIAL WORKER / NURSE / COMPETENCE / TERMS OF REFERENCE / EDUCATION / GERONTOLOGY AND GERIATRICS / CHRONIC DISEASES / HEALTH OF THE ELDERLY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарчук Андрей Генрихович

До сих пор специалисты дискутируют о том, что в большей степени сказывается на качестве жизни пожилых: утрата ими социального статуса или ухудшение здоровья. Вместе с тем в гериатрических учреждениях остро ощущается нехватка профессионально подготовленных кадров среднего звена. Происходящие в последние десятилетия существенные изменения направленности образования требуют новых принципов и подходов к подготовке персонала к работе в этой сфере.Основной вопрос заключается в том, как подготовить медицинских сестер и социальных работников к работе с лицами пожилого и старческого возраста, чтобы помочь им повысить осведомленность в вопросах сохранения своего здоровья. Рассмотрены три основные группы компетентностей: личности, социального взаимодействия и трудовой (познавательной) деятельности. Для преподавателей и сотрудников медико-социальных служб ключевой компетентностью является профессиональная, а для пациентов и их родственников — компетентности личности и взаимодействия с социумом. Иерархия педагогической деятельности включает: репродуктивный, концептуальный, продуктивный и интегративный уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарчук Андрей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach in postgraduate studies for the personnel working in geriatric medical and social fields

The experts are still debating on what mostly affects the quality of life of older people: loss of their social status or deterioration of health. At the same time, in geriatric institutions there is an acute shortage of professionally trained personnel of medium level. Serious changes in education during the last decades require new principles and approaches to training the personnel in this field. The main question is how to train nurses and social workers to work with the persons of elderly and senile age to help them raise awareness of protecting their health.

Текст научной работы на тему «Последипломное обучение сотрудников гериатрических медико-социальных служб: компетентностный подход»

УДК [612.68:368.4]:371.3

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 2

А. Г. Захарчук

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ГЕРИАТРИЧЕСКИХ МЕДИКО-СОЦИАЛьНЫХ СЛУЖБ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Ведущим направлением в развитии профессионального образования последних лет становится его построение как контекстного, обучающего с целью находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих профессиональные. В медицинском последипломном образовании разработаны и внедрены врачебные образовательные стандарты, в то время как для медицинских сестер и социальных работников они разработаны недостаточно. Учитывая увеличение возраста дожития в России, социальная значимость подготовки таких специалистов велика, что и определяет актуальность поиска принципов и методов повышения эффективности образовательных процессов для медико-социального персонала [1-4]. Именно компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества образования [5].

Используя методы теоретического анализа (сравнение, сопоставление и обобщение педагогического опыта), планируется создать концепцию компетентностного подхода в обучении пожилых людей вопросам сохранения своего здоровья и качества жизни [6]. Компетенция (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) выступает как обезличенная характеристика должности работника, включающая круг полномочий, прав и обязанностей, а также вопросов, в которых работник обладает познаниями, опытом и ответственностью, имеет определенные права. Согласно концепции компетентностно-ориентированного обучения, компетентность означает такой уровень подготовленности работников медико-социальных служб, который позволяет действовать в ситуации неопределенности, творчески подходить к решению проблем конкретного пациента.

Современный подход к образованию и заключается в том, чтобы знания, в данном случае компетентность самих пожилых, повышали качество жизни и адаптацию в социуме, в итоге обеспечивающих наиболее полный личностный и социально-интегрированный результат. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, носителем которой должен стать средний медицинский персонал и социальные работники, работающие с лицами старших возрастных групп [7, 8].

Следуя целям и задачам нашей работы, мы выделили сформулированные в отечественной социологии и психологии три основные группы компетентностей [9].

I. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности: сбережение здоровья — знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены, профилактики основных социально значимых заболеваний; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни [10, 11]; ценностно-смысло-

Захарчук Андрей Генрихович — канд. мед. наук, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: a.g.zaharchuk@gmail.com

© А. Г. Захарчук, 2013

вая ориентация в мире — ценности бытия, жизни, религии; ценности культуры, науки, производства; истории человечества и собственной страны; интеграция — структурирование, расширение и приращение накопленных знаний, их ситуативно-адекватная актуализация; гражданственность — правовая грамотность, свобода и ответственность, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); самосовершенствование, личностная и предметная рефлексия; смысл жизни; профессиональное развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

II. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их разрешение, сотрудничество, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность [12]; общение — порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное общение; делопроизводство; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [13].

III. Компетенции, относящиеся к трудовой и познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач (в том числе нестандартные решения), проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность [14]; игра, учение, труд; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность; информационные технологии: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), масс-медийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность [15].

Если рассматривать эти компетенции с точки зрения актуальности, то можно выделить следующие их характеристики: готовность к проявлению компетентности — мотивационный аспект; знание содержания компетентности — когнитивный аспект; опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях — поведенческий аспект; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения — ценностно-смысловой аспект; эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Для нас также представляет интерес трактовка компетентностей разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования» [16], предлагающих разграничение компетентностей по сферам. Применительно к обучению пожилых это сферы: самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовая (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) [16].

Профессиональная компетентность социально-медицинского работника требует освоения специальных компетенций, которые связаны как с непосредственным предметом труда, практической, «мануальной» деятельностью (техника сестринских манипуляций, владение навыками общего и специализированного ухода и поддержки боль-

ного), так и коммуникативно-психологических (знание основ общей, медицинской, возрастной и социальной психологии).

В профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников медико-социальных служб гериатрического профиля иерархия субъектов, задействованных в процессе обучения, может быть проиллюстрирована представленной схемой:

В соответствии с отношениями субъектов, показанными на схеме, следует говорить о трех уровнях компетентности: 1 — компетентность преподавателей, обучающих сотрудников медико-социальных служб; 2 — компетентность медицинского персонала, оказывающего необходимую медицинскую, психологическую и другую помощь лицам пожилого и старческого возраста; 3 — компетентность пациентов старших возрастных групп, особенно страдающих хроническими заболеваниями (сердечной недостаточностью, артериальной гипертензией, сахарным диабетом, недержанием мочи, онкопатологией), и их родственников [17, 18].

При этом для преподавателей и сотрудников медико-социальных служб ключевой компетентностью будет профессиональная, в то время как для пациентов и их родственников это будут компетентности личности, субъекта жизнедеятельности и взаимодействия с социумом, в том числе с персоналом медико-социальных служб [19, 20].

Целесообразно комплексы ключевых компетентностей обозначенных уровней начать с рассмотрения компетентностей пациентов и их родственников, так как их проблемы и потребности будут определять требования к компетентности персонала медико-социальных служб, а компетентность преподавателей должна обеспечить формирование компетентности и персонала, и пациентов с их родственниками.

В современных условиях компетентный пациент гериатрического учреждения — это человек, не только ориентированный на получение медико-социальных услуг, но и способный к обучению (самообразование, дистанционное обучение), формирующему настроенность на здоровый образ жизни и физиологическое, успешное старение

Компетентность родственников состоит в создании информационного поля, способствующего обучению пожилого человека (компьютер, Интернет, книги, общение со сверстниками в различных клубах и ветеранских организациях), и благоприятной для пожилого человека среды.

Главными составляющими профессиональной деятельности медицинской сестры гериатрического учреждения являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, помощь в восстановлении и укреплении их здоровья и навыков самообслуживания, вторичная и третичная профилактика [22]. Чтобы не только способствовать формированию компетентности своих пациентов и их родственников, но и быть профессионалом, специалисты медико-социальных гериатрических служб должны постоянно пополнять специальные знания и умения, поддерживать на должном уровне и совершенствовать стандарты сестринского дела, обладать коммуникативной компетентно-

Преподаватели

4

Сотрудники медико-социальных служб

4

Пациенты

4

Родственники

[21].

стью, владеть вопросами медицинской этики и деонтологии, соблюдать юридические права пациента, уметь обучать пациента и его родственников в специальных школах для больных, принимать адекватные решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом [23, 24].

Формированию всех необходимых ключевых компетентностей у обучаемых должен соответствовать социально-профессиональный статус преподавателя, который определяется требованиями к профессиональной деятельности внутри образовательной и социальной систем.

Иерархия уровней педагогической деятельности преподавателя обосновывает конкретные требования к его компетентности. Репродуктивный уровень: преподаватель умеет лишь сообщать знания, то есть рассказывать то, что знает сам. Этот уровень свойствен людям, глубоко знающим свою дисциплину, в пределе — магистрам, кандидатам и докторам наук, то есть узким специалистам, не имеющим педагогической квалификации (компетентности). Концептуальный уровень: преподаватель кроме «своего» предмета обладает широкой концептуальной подготовкой в виде знаний как минимум концепций смежного, эколого-социально-экономического блоков, позволяющих конструировать и реконструировать систему знаний профессионально. Продуктивный уровень: преподаватель дополнительно к предыдущим обладает подготовкой в виде знаний психолого-педагогического блоков дисциплин, позволяющих профессионально мотивировать, передавать систему знаний. Интегративный уровень: преподаватель, владеющий высшей степенью продуктивного уровня, обладая техникой педагогического общения и соответствующими качествами личности, профессионально компетентен участвовать в коллективном процессе воспитания концептуального и социального видов интеллекта (интегративного стиля мышления и нравственных убеждений), переводящих знания в норму поступка [25].

Преподаватель, для того чтобы резко сократить период адаптации и максимально быстро выйти на высший уровень профессиональной компетентности, должен знать преподаваемый им предмет, основы смежных дисциплин и социологии [26, 27]. Психолого-педагогические закономерности позволят овладеть методологией и методиками развития концептуального и социального видов интеллекта обучаемых, коллективного управления, самоуправления и техникой оптимального педагогического общения.

Заключение

Таким образом, компетентность социальных работников и медицинских сестер гериатрических служб объединяет в себе, кроме определенной совокупности знаний, умений и навыков, процесс освоения социальных норм, ценностных ориентиров и способность их реализации в своей деятельности, что в итоге формирует отношение к своей профессии как ценности. Компетентность применительно к теме нашей работы рассматривается как личностная характеристика конкретного сотрудника, имеющая прямое отношение к его профессиональной деятельности, включающая готовность и способность обучаться самостоятельно, уверенность в себе, готовность решать сложные вопросы, умение использовать инновации и ресурсы. Хорошо подготовленные специалисты гериатрических учреждений помогают обрести компетентность в различных сферах жизнедеятельности лицам пожилого и старческого возраста, что способствует их активному долголетию и формированию здорового образа жизни.

Проведенный анализ методологических основ компетентностного подхода в образовании позволяет сформулировать перечень принципиально значимых компетенций и компетентностей для всех пациентов (и их родственников), медицинского персонала гериатрических служб и преподавателей системы последипломного образования. Благодаря такому подходу можно добиться максимальной практической составляющей в содержании образовательного процесса через последовательное освоение разных компетенций и приобретение профессиональной компетентности. Вместе с ними развиваются проектное мышление, аналитические способности, мотивированное стремление специалистов к непрерывному самообразованию, что обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста.

Таким образом, ключевые компетенции и компетентности, полученные как в результате обучения в медико-социальных учреждениях, так и в процессе самообразования, станут основой социальной жизни пожилого человека в современном обществе, что является актуальным для социальной геронтологии и гериатрии. Они являются своеобразными целевыми установками не только для разработки программ подготовки специалистов, обслуживающих пожилых, но и для обоснования принципов, методов и средств их эффективного обучения.

Литература

1. Вартанян Ф. Е. Современные тенденции медицинского образования в мире. М.: Рос. мед. акад. по-следиплом. образования, 2004. 109 с.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностью подход: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2005. 215 с.

3. Beaver M. L., Miller D. A. Clinical Social Work. Practice with the Elderly. Primarily, Secondary, and Tertiary Intervention. Belmont, California: Wadsworth Pub. Co., 1992. 414 p.

4. Massey M. G., Kim S. H., Mitchell C. A study of the learning styles of undergraduate social work students // J. Evid Based Soc Work. 2011. Vol. 8, N 3. P. 294-303.

5. Schmidt H. G., Rotgans J. I., Yew E. H. The process of problem-based learning: what works and why // Med. Educ. 2011. Vol. 45, N 8. P. 792-806.

6. Barker R. L. The Social Work Dictionary. Silver Spring: NASW, 1988. 207 p.

7. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИПРАН, 1995. С. 42-57.

8. Isaeva T. E. To the nature of pedagogical culture: competence-based approach to its structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке: Труды Междунар. науч.-практич. интерконференции. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2003. С. 89-94.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

10. Максимова Т. М., Лушкина Н. П. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения пожилого населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 3. С. 3-7.

11. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы) / под науч. ред. В. Н. Келасьева, И. Л. Первовой. СПб.: Изд. дом С-Петерб. ун-та, 2010. 138 с.

12. Hutmacher W. Key competencies in Europe : report of the Symposium (Berne (Switzerland), 27-30 March, 1996) / Council for Cultural Co-operation (CDCC); Secondary Education for Europe Project. Strasbourg: CDCC, 1997. 67 p.

13. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

14. Хисматуллина З. Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми // Вестн. Казан. гос. технол. ун-та. 2010. № 3. С. 31-41.

15. Фокин В. А. Возможности электронно^етевой социальной работы в обслуживании граждан пожилого возраста / Фокин В. А., Фокин И. В. // Успехи геронтологии. 2011. Т. 24, № 1. С. 162-167.

16. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. 119 с.

17. Schnell-Hoehn K. N., Naimark B. J., Tate R. B. Determinants of self-care behaviors in community-dwelling patients with heart failure //J. Cardiovasc. Nurs. 2009. Vol. 24, N 1. P. 40-47.

18. Smeulders E. S., van Haastregt J. C., Janssen-Boyne J. J., Stoffers H. E., van Eijk J. T., Kempen G. I. Feasibility of a group-based self-management program among congestive heart failure patients // Heart Lung. 2009. Vol. 38, N 6. P. 499-512.

19. Косенко О. Ю. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010. 379 с.

20. Павленко Т. Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. М.: Медицина, 2003. 157 с.

21. Кобляков Н. В. Разработка и внедрение дистанционной технологии социального и медицинского обслуживания пожилых людей // Менеджер здравоохранения. 2010. № 3. С. 40-42.

22. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 464 с.

23. Степанов В. В. Должностные инструкции персонала стационара городской больницы: 2-е изд., доп. М.: МЦФЭР, 2003. 336 с.

24. Code of Ethics for Registred Nurses. Ottawa: Canadian Nurses Association, 2002. 28 p.

25. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

26. Azarnoff R. S., Seliger J. S. Delivering Human Services. Englewood Cliffs. 1982. 252 p.

27. Gilbert N., Specht H., Terrell P. Dimensions of social welfare policy. New Jersey — Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice Hall, 1993. 244 p.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.