ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 342+378:73
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США:
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Б. В. НИКОЛАЕВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин e-mail: [email protected]
Николаев Б. В. - Послания Президента США: правовая политика в сфере высшего образования // Известия
ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 129-135. - В статье рассматривается институт президентских посланий в системе источников права, анализируется содержание посланий президентов США У. Дж. Клинтона, Дж. У. Буша, Б. Обамы, посвященное политике в области высшего образования.
Ключевые слова: президент США, президентские послания, высшее образование в США.
Nikolaev B. V. - President’s Addresses Before a Joint Session of the Congress: legal policy concerning issues of higher education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 129-135. - The institution of presidential addresses as part of legislation is analyzed in the article. The addresses of President W.G. Clinton, President G. W. Bush, President B. H. Obama concerning education issues are under also consideration.
Key words: President of the USA, higher education, President’s Addresses Before a Joint Session of the Congress.
Одной из наиболее эффективных форм воздействия Президента США на американское законодательство и общую политику являются его послания Конгрессу и прежде всего ежегодное январское «Послание о Положении Союза» («The State of Union»). В посланиях проявляются приоритетные для соответствующей администрации направления внутренней и внешней политики. Впервые Послание о Положении Союза было провозглашено Дж. Вашингтоном 8 января 1790 г., но уже в 1801 г. Т. Джефферсон прервал по-добнуютрадицию,сочтяеечрезмерномонархической.
Утвердилась практика направления письменных посланий (оглашавшихся клерком) в Конгресс, действовавшая вплоть до 1913 г., когда В. Вильсон восстановил традицию публичных выступлений президента. Последним из президентов, воспользовавшимся формой письменного послания Конгрессу, стал Дж. Картер в 1981 г. Первоначально соответствующее выступление именовалось как «Президентское ежегодное послание Конгрессу», а в 1935 г. Ф. Рузвельт впервыеиспользовалфразу«ПоложениеСоюза».Тра-диционнопосланиевключаетфразу«ПоложениеСою-заявляетсяпрочным» или другую подобную фразу. До 1934 г. послание осуществлялось в декабре, но после внесения ХХ поправки, изменившей расписание работы Конгресса, послания направляются, как правило, в январе (обычно в последний вторник) или, в некоторых случаях, в начале февраля. Так, послание 2008 г. пришлось на последний понедельник января. В год
инаугурации нового президента (датой начала нового президентского срока определено 20 января) после Дж. Картера в 1981 г. ни один из уходящих в отставку президентов не использовал своего конституционного права. В этом случае имели место неформальные послания нового президента, которые не носили названия «О положении союза» (обычно именовались как «Послание о целях администрации») и представлялись, как правило, в феврале месяце (в том числе У. Клинтоном и Дж. У. Бушем). Впервые в 1923 г. К. Кулидж использовал для трансляции послания радио, Г. Трумэн в 1947 г. - телевидение, а У. Клинтон в 1997 г. - Интернет.
Дважды в связи с перипетиями процедуры импичмента в 1997 г. и в 2000 г. при произнесении послания У. Клинтоном в полном составе отсутствовали судьи Верховного Суда. С 1966 г. развивается традиция ответных посланий, автором которых является представитель оппозиционной президенту партии. В 2008 г. ответные послания прозвучали одновременно на английском (Губернатор штата Канзас Кет-лин Себелиус) и испанском (сенатор от штата Техас Летиция Ван де Путте) языках.
Послания последних двух американских президентов могут продемонстрировать изменение внимания исполнительной власти к вопросам образования. Так, Послание Дж. У. Буша от 28 января 2008 г. лишь дважды содержит слово «образование»; 12 терминов, непосредственно связанных со сферой образования
(«образование», «преподаватель», «студент», «школа», «колледж», «университет»); специальную часть, посвященную образовательной политике (объемом 224 слова). В основном послание содержит отсылки к программе «Не оставить ни одного ребенка за бортом» и посвящено средней школе. Относительно высшей школы в послании упоминается о необходимости расширения программы Пелл грантов для студентов из семей с низкими доходами. Предполагается, что данные гранты помогут студентам колледжей «реализовать свой полный потенциал» [2].
Специальный раздел Послания 2007 г. (объемом 195 слов) также ориентирован на развитие публичных школ с точки зрения подготовки выпускников к работе и повышения конкурентоспособности США [3].
В Послании 2006 г. (специальный раздел включает более 300 слов) вновь подтверждается тезис о необходимости «мирового лидерства в сфере человеческого таланта и креативности для обеспечения американской конкурентоспособности», а главным преимуществомАмерикиназывается «образованный, трудолюбивый, амбициозный народ». Основными направлениями государственной образовательной политики провозглашаются развитие фундаментальных исследований, в частности исследований в области физики (особо оговариваются нанотехнологии, создание суперкомпьютеров, источников альтернативной энергии); привлечение частных инвестиций в технологии за счет налоговой и кредитной политики; содействие, прежде всего, развитию математики и естественных наук в рамках общеобразовательной школы, в том числе посредством подготовки до 70 тысяч новых учителей, специалистов в этих областях и привлечения 30 тысяч профессионалов для работы в учебных классах. Вновь высшая школа не становится объектом специального внимания [4].
Послание Дж. У. Буша от 4 февраля 2005 г. является, пожалуй, наиболее лаконичным в отношении образовательной тематики, оно содержит лишь пять терминов, непосредственно связанных со сферой образования, и специальный «образовательный» раздел объемом 111 слов, который провозглашает основными успехами программы «Ни один ребенок не должен остаться за бортом» повышение уровня учебных стандартов и улучшение результатов тестов, улучшение положения студентов-представителей меньшинств, а также ориентирует на развитие старшей средней школы, общинных колледжей, а также обеспечение доступности обучения в колледже путем увеличения размеров Пелл грантов [5].
Более развернутым в сфере образования стало Послание 2004 г. Во-первых, дважды в перечне основных направлений политики упоминаются реформы в образовании, в частности публичных школ. Во-вторых, Послание содержит достаточно развернутый специальный раздел, посвященный образовательной политике, объемом 409 слов. Данный раздел посвящен улучшению работы начальной школы (прежде всего развитию навыков чтения и математики), совершенствованию системы тестирования основных знаний
учащихся, образованиювзрослыхлюдей, реформированию старшей средней школы, созданию связей между средней школой и рынком труда, развитию системы вечернего образования (с частичной занятостью) и образования в общинных колледжах с целью совершенствования профессиональной подготовки. Кроме того, послание называет классическую консервативную триаду «семья, школа, религиозная конгрегация» фундаментальными институтами общества и затрагивает такие специфические проблемы, как борьба с наркотиками и развитие физической культуры и спорта в школе [6].
Послание 2003 г. впервые не содержит специальной части, посвященной образовательной политике, больше внимания уделено вопросам налоговой политики, реформе здравоохранения, борьбе с наркотиками. В послании лишь констатируется факт «осуществления исторической образовательной реформы, направленной на повышение уровня стандартов обучения в публичных школах таким образом, чтобы каждый ребенок в Америке мог читать, учиться и преуспеть в жизни» [7].
Послание Дж. У. Буша-мл. 2002 г. (объем специальной части - около 160 слов) начинает традицию упоминания об «исторической образовательной реформе», подчеркивая ее двухпартийный характер, а также ориентирует на улучшение подготовки учителей, называя «великой целью Америки» наличие «квалифицированного учителя в каждом классе» [8].
Инаугуральная речь Дж. Буша от 26 января 2001 г. не содержит специальной части, посвященной образовательной политике, и лишь единожды использует слово «школа», называя общеобразовательную школу одной из основных сфер ответственности государства [19]. Однако, «Послание о целях администрации» от 27 февраля того же года является, пожалуй, наиболее содержательным с точки зрения образования из всех посланий действующего президента США. Уже в начале речи большое число неблагополучных школ названо одним из пяти существенных вызовов Америке. Образование провозглашается «высшим приоритетом» администрации. Первый специальный раздел послания посвящен именно образованию. Содействие всеобщей грамотности детей, развитие навыков чтения, обучение математике, развитие института учительства, увеличение федерального финансирования, соединенного с повышением уровня образовательных стандартов и ростом подотчетности образовательных институтов, развитие института тестирования, развитие многообразия образовательных заведений (публичных, частных, чартерных) - вот основные элементы программы нового президента в сфере образования. Это послание во многом обозначило приори-тетноевниманиеразвитиюобщеобразовательнойшко-лы и относительное «равнодушие» к вопросам высшей школы [16].
Послания Президента У. Дж. Клинтона в основном более насыщены образовательной тематикой, равнокакотличаютсяразнообразнойобразовательной лексикой и большим пафосом. Так, последнее Посла-
ние У. Дж. Клинтона от 27 января 2000 г. четырежды содержит слово «образование», 39 терминов, непосредственно связанных со сферой образования, специальный раздел, посвященный образовательной политике (объемом 770 слов). Послание констатирует увеличение образовательных инвестиций в два раза. У. Дж. Клинтон называет первым и весьма значимым шагом по достижению сформулированных им «великих целей» «великой нации» «революцию XXI века в образовании»,однимиз главныхнаправленийкоторой должно стать обеспечение возможностей обучения в колледже для всех американцев.
Послание подчеркивает, что «для достижения Американской Мечты необходимо сделать колледж доступным для всех [американцев]». Перечисляя достижения своего президентства в этой сфере (развитие программы Пелл грантов, более доступные студенческие займы, образовательные программы ИРА, программа «Надежда», обеспеченные для пяти миллионов молодыхлюдей),Президентсообщаетодостиженииде-сятипроцентного прогресса по сравнению с 1993 г., поскольку уже 67 процентов выпускников старшей средней школы поступают в колледж. Завершается образовательный раздел Послания амбициозной целью: поскольку «достигнута цель всеобщей доступности двух-годичногоколледжа,необходимообеспечитьвсеобщую доступностьчетырехгодичногоколледжа».Крометого, в послании упоминаются специальные проблемы образования женщин, образования коренных американцев, образовательных налоговых льгот [9].
Послание 1999 г. (специальный образовательный раздел имеет объем около 900 слов) заявляет: «Информационный век - это, прежде всего, образовательный век, в котором образование начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни». «Образование - высочайший приоритет». Расширение системы Пелл грантов и других программ финансирования высшего образования позволяет Президенту повторить пять раз: «каждый может пойти в колледж»; заявить о том, что колледж «должен стать таким же универсальным в XXI веке, как старшая средняя школа в конце ХХ в.»; торжественно провозгласить об «открытии дверей в лучшую во всем мире систему высшего образования» [10].
Послание 1998 г. также включает специальную часть (объемом 746 слов), посвященную в основном развитию публичных школ и повышению качества подготовки учителей [11].
Провозгласив в Послании 1997 г. (которое имеет наибольший - более 1500 слов - раздел, посвященный вопросам образования) [12] «главным врагом нашего времени - бездействие», Президент Клинтон называет «усиление роли образования и мобилизацию сил технологии и науки» одним из основных направлений деятельности администрации. Президент называет своим первым приоритетом на следующий четырехлетний срок «обеспечение для всех американцев лучшего образования в мире», в частности означающее, что «каждый восьмилетний американец должен уметь читать, каждый 12-летний должен пользоваться Ин-
тернетом, каждый 18-летний должен быть способен поступить в колледж, каждый взрослый американец должен быть способным поддерживать образовательный уровень на протяжении всей своей жизни».
Далее, Президент формулирует десять принци-повпланаразвитияамериканскогообразования.Вось-мая цель состоит в обеспечении 13-14-летнего образования (по крайней мере, двухгодичного колледжа) для всей Америки к XXI в. «Двери колледжа должны быть открыты для всех американцев», прежде всего за счет так называемой Программы «Надежда», предоставляющей двухлетние налоговые кредиты в полторы тысячи долларов, что достаточно для оплаты типичного общинного колледжа (по образцу программы, реализованной первоначально в штате Джорджия). Далее Президент предложил ввести налоговые вычеты до десяти тысяч долларов в год для любого вида обучения после старшей средней школы, расширение программ ИРА, наибольшее увеличение Пелл грантов за двадцать лет. Девятая цель XXI века - «расширение границ образования на все время жизни» независимо от возраста; возможность приобретения новых навыков (прежде всего, в близлежащих общинных колледжах, которые могут стать для каждого американца «дорогами в лучшее будущее»). Десятая цель состоит в информатизации школы, а именно «присоединении каждой школы и библиотеки к Интернету до 2000 года». Очертив свой план образовательной реформы, Президент призвал к двухпартийности в ее реализации, объединению усилий «губернаторов, родителей, учителей, граждан всей Америки, поскольку образование явля-етсярешающимвопросомнациональнойбезопасности для будущего страны, и политика должна остановиться перед школьными дверями».
Послание 1996 г. также статистически является образовательно-ориентированным[13].Оновосемьраз содержит слово «образование» и его производные, а также достаточно внушительный раздел, посвященный вопросам образовательной политики (объемом в 458 слов). Уже в первых строках Послания Президент обращает внимание на вступление в «мир возможностей», «век технологии, информации и глобальной конкуренции» и называет «большие образовательные возможности» одной из семи главных целей деятельности американского государства.
Президент обозначил семь «вызовов» времени, на которые Америка должна дать ответ: укрепление американскойсемьиизаботаодетях;обеспечениенад-лежащихобразовательныхвозможностей;экономиче-ская безопасность для всех желающих работать; борьба с преступностью; обеспечение чистой и безопасной окружающей природной среды для будущих поколений; сохранение американского лидерства в борьбе за свободу и мир во всем мире; реформирование государственной власти с целью обеспечения демократии для американцев. Обращает на себя внимание не только почетное второе место образования в приведенном перечне, но и его присутствие при рассмотрении других аспектов программы. В частности, провозгласив необходимость обеспечения занятости для всех желаю-
щих работать, У. Клинтон возлагает особые надежды на развитие системы образования и профессиональной подготовки в течение всей жизни, прежде всего на основе развития общинных колледжей.
Средствами ответа на второй вызов современности в Послании провозглашаются развитие высоких технологий и информационных систем в сфере образования, разработка национальных стандартов оценки качества обучения и повышение уровня по-дотчетностишкол,развитиесистемыобразовательных учреждений для обеспечения возможности реального образовательного выбора, развитие воспитательной функции деятельности школ, развитие чувства гражданственности и добродетели (предполагается даже возможность введения единой школьной униформы). Высшее образование, по мнению Президента, является «важным для американцев как никогда прежде».
Доступность высшего образования должна обеспечиваться расширением программ студенческих займов (прежде всего облегчающих как заимствование, так и погашение таких займов), развитием программы АмериКорпуса (которая в текущем году позволит более двадцати пяти тысячам американцев самостоятельно заработать денежные средства для оплаты обучения в колледже), поддержанием практики совмещения работы и обучения (для миллиона американцев к 2000 г.), предоставлением тысячи долларов на обучение лучшим пяти процентам выпускников старших средних школ, расширением программы Пелл грантов для заслуживающих ихи нуждающихся студентов, повышением до ста тысяч долларов в год налоговых вычетов в отношении платы за обучение в колледже.
Послание У. Клинтона 1995 г. [14] акцентировало внимание в основном на вопросах внешней политики, административной реформе и реформе системы социального обеспечения, но, тем не менее, содержит три небольших раздела об образовании (всего - более 350 слов). Президент отметил благоприятные отзывы университетских администраторов о новой программе прямых коллежских займов, которые сокращают бюрократические проволочки, делают кредиты более дешевыми, доступными и возвратными, сокращают расходы и административную и бумажную работу Правительства и университетов.
Несколько раз в послании образование рассматривается как один из приоритетов работы нового «малого» (а не «большого аппарата»), социальноориентированного правительства, «правительства-партнера», имеющего своей главной целью «восстановить Американскую мечту для всех американцев». Идея «Нового Конвента», участниками которого должны стать все простые американцы, а не традиционный истеблишмент, также органично сочетается с образовательнойтематикойпрезидентскогопослания.
Президент в качестве примера активной деятельности институтов гражданского общества приводит программу АмериКорпуса, реализующую одновременно две социально значимые цели: обеспечение источников финансирования высшего образования американцами и выполнение социально значимых ра-
бот и услуг вместных сообществах. Болеетого, именно представитель данной программы Синди Пери из штата Кентукки стала специальным гостем Президента при провозглашении Послания как пример эффективности образовательной политики Президента. Провозглашая новый «билль о правах» («билль о правах и обязанностях американцев среднего класса»), Президент подчеркивает, что образование «значит для экономического процветания всей нашей страны» более, чем другие вещи. И потому «мы должны делать все для его поощрения», в том числе обеспечить соответствующие налоговые вычеты для всех американцев, получающихобразованиепослестаршейсреднейшко-лы. В Послании поднимаются специальные вопросы участия общинных колледжей в программе переподготовки и предоставлении школьных завтраков (как наглядный пример того, что «малое» правительство может заниматься такими узкоспециальными, но значимыми вопросами в масштабе всей страны).
Первое традиционное Послание о состоянии Союза У. Клинтона 25 января 1994 г. [15] основной пафос социальных реформ связывает с развитием здравоохранения, но в то же время называет качественное образование одним из трех условий, при наличии которых американцы способны на «экстраординарные поступки». Также подчеркивается обеспечение более доступных займов для целей обучения в колледже в качестве одного из главных достижений Конгресса. Раздел об образовании содержит лишь 221 слово и, в основном, отсылает к таким программам, как «Цели 2000» и «Школа-работа».
«Посланиеоцелях администрации» У. Дж. Клинтона 17 февраля 1993 г. не содержит развернутого раздела, посвященного образованию, в отличие от его по-следующихобращенийкКонгрессу.Однако,образова-ние восемь раз упоминается в различных контекстах как один из приоритетов политики новой администрации, а программа обеспечения доступных займов для студентов высшей школы сравнивается со знаменитыми актами Моррила и «Джи Ай Биллем» [17].
Статистический анализ наиболее употребляемых в связи со сферой образования слов и терминов в президентских посланиях демонстрирует ряд закономерностей. Так, с точки зрения удельной сравнительной частоты использования термина «образование» безусловноелидерствоимеютпрезиденты,представля-ющие Демократическую партию: Дж. Картер в 1981 г. (47 раз), Г. Трумэн в 1946 г. (25 раз), У. Дж. Клинтон в 1998 г. и 1995 г., наряду с Т. Рузвельтом в 1906 г. (28 раз). Показательно, что если другие Президенты, как правило, лишь однажды в пределах президентского срока полномочий заявляли образовательную политику в качестве явно приоритетной, то по данному формальномупоказателюпосланияУ. Д. Клинтонаде-монстрируют устойчивый интерес к образовательной тематике, занимая четвертое (1998 г.), пятое (1995 г.), девятое (2000 г.), тринадцатое (1997 г.), четырнадцатое (1996 г.), двадцать второе (1994 г.) и сороковое (1999 г.) места. Для сравнения, Послания Дж. Бу-ша-младшего менее насыщены образовательной те-
матикой (соответственно 21, 42, 67-70, 111 места). Семь посланий У. Клинтона лидируют и с точки зрения интенсивности использования термина «колледж», а Послание 1997 г. лидирует в использовании слов «студенты» и «школы».
Другой важный вывод, который позволяет сделать статистическое исследование, - это неуклонное повышение значения образовательной тематики в посланиях президентов. Так, безусловное совокупное лидерство в использовании таких слов и терминов, как «образование», «школы», «университеты», «преподаватели», «студенты», «колледжи» имеют послания двух последних Президентов США У. Дж. Клинтона и Дж. Буша-младшего. Политике в сфере образования неизменно посвящаются специальные разделы посланий (за исключением Послания 2003 г.), образование неизменно называется в качестве одного из приоритетов американской внутренней политики и основой процветания американского общества.
В то же время существуют и значительные различия в образовательной тематике посланий двух последних американских президентов. В частности, уже отмечалось терминологическое разнообразие и насыщенность посланий У. Клинтона по сравнению с подобными обращениями Дж. Буша-младшего. Послания У. Клинтона содержат более развернутые разделы, специальнопосвященныеобразованию.Разделы же посланий Дж. Буша-младшего включают в основном 100-200 слов, и лишь Послание 2004 г. (около 400слов)является относительно развернутым.Напро-тив, послания Президента Клинтона демонстрируют не только стабильную, но и поступательную тенденцию роста внимания к проблемам образования: более 200 слов - в 1994 г., 350 - в 1995 г., 450 - в 1996 г., 700 - в 1998 г., более 850 - в 1999 г., более 750 - в 2000 г. Безусловным рекордсменом является Послание Президента У. Клинтона 1997 г., образовательный раздел которого включает более полутора тысячи слов.
Послания У. Клинтона более интересны и с точки зрения разнообразия затрагиваемых в них образовательных вопросов, и с точки зрения специального внимания к вопросам высшей школы. Дж. Буш-младший в большей степени ориентируется на оценку выполнения и развитие его программы «Ни один ребенок не должен остаться за бортом», которая, хотя и имеет несомненно значимый характер для развития американской системы образования, но направлена прежде всего на среднюю школу.
Во многом показательным является и перечень лиц, специально приглашаемых президентом на произнесение Послания перед Конгрессом. Эта традиция введена Р. Рейганом в 1982 г. и с тех пор поддерживается всеми президентами. Исключением были годы 1983, 1989, 1992 и 1993. Абсолютным рекордсменом по числу специально приглашенных гостей является У. Дж. Клинтон (34 приглашенных за время президентства), далеко опередивший Дж. Буша-младшего (19 приглашенных лиц), Р. Рейгана (9 гостей), Дж. Буша-старшего (6 гостей).
Примечателен и состав гостей с точки зрения их принадлежности к сфере образования или образовательной политике. Четыре губернатора, работавших активно с президентом над установлением национальных образовательных целей, известных впоследствии как программа «Цели-2000», были приглашены Дж. Бушем. Это был единственный случай «образовательного» контекста президентского приглашения. ВслучаепрезидентовР. РейганаиДж.Буша-младшего такие приглашения отсутствуют (послания последнего запомнились присутствием раненых солдат и родителей погибших воинов или иных гостей, связанных с террористическими актами и боевыми действиями в Афганистане и Ираке - 13 из 19 гостей). Напротив, среди гостей президента Клинтона в 1995, 1996, 1997, 2000 гг. насчитывается, по крайней мере, шесть человек, связанных с системой образования.
В то же время было бы ошибочно объяснять наличие или степень интенсивности интереса президента к вопросам образовательной политики исключительно субъективными факторами. Напротив, именно политическая конъюнктура, как внутриполитическая, так и международная, во многом обусловливает направленность политической стратегии и тактики. Так, само избрание У. Клинтона рассматривалось американцами как необходимость обращения правительства к нуждам простых американцев, развития социальных программ, в том числе в сфере образования. Кроме того, благоприятная международная обстановка, в частности прекращение холодной войны, распад СССР и возрастающая роль США как посредника и зачастую единственного арбитра в разрешении межго-сударственныхконфликтов,позволиласосредоточить большое внимание и ресурсы на решении насущных внутренних проблем. Активная общественная демократическая риторика Президента в его посланиях созвучна таким ожиданиям. Дополнительным фактором объективного роста значения образовательной политики правительства стал новый масштабный этап технического перевооружения человечества в рамках научно-технической революции. Именно 1990-е гг., несмотря на войны, революции, кризисы, стали периодом активной глобализации, интернетизации, роста высоких технологий во всех сферах общественной жизни. Все это обусловило признание образования, в том числе и особенно высшего образования, одним из важнейших приоритетов развития современного демократического общества. Технологический и экономический прорыв 1990-х гг. не мог быть совершен без активного развития и популяризации высшей школы, что и отражают послания У. Клинтона.
Президентство Дж. Буша-младшего, начавшееся также с заявления внутриполитических приоритетов, испытало значительное воздействие событий 11 сентября 2001 г., после которых «крестовый поход за образованием и повышением социального благо-денствия»сменился«крестовым походомпротивмеж-дународного терроризма». Если в первом послании Дж. Буша 2001 г. выражение «социальное обеспече-
ние» упоминалось пятнадцать раз, «учитель» - четыре раза, «колледж» - два раза, «школы» - восемь раз, «образование» - семь раз, а Афганистан, Иран и Ирак не упоминаются вовсе, то в послании 2007 г. данные три страны упоминаются сорок три раза, а первая группа терминов лишь шесть раз. Это свидетельствует о принципиальном изменении приоритетов политики действующей администрации.
Т радиция признания образовательной тематики в качестве одного из наиболее значимых аспектов государственной политики сохраняется и при новой президентской администрации.Болеетого, Демократическая партия традиционно в большей степени ориентирована на социально значимые сферы политики, будучи особо чувствительной к сфере образования. Даже в условиях масштабного финансового кризиса Б. Обама признает значимую и даже центральную роль образования для обеспечения восстановления и процветания Америки. Если в инаугуральной речи Президент ограничивается общими заявлениями о «трансформации наших школ, колледжей и университетов, чтобы они отвечали требованиям нового века» [20], то в первом специальном обращении к Конгрессу 24 февраля 2009 г. предложения Президента в сфере образования были более масштабными и конкретными. Начав с определения энергетики, здравоохранения и образования в качестве трех основных сфер инвестиций с целью обеспечения роста американской экономики, Б. Обама напомнил, что наиболее важные вехи развития американской государственности связаны с развитием системы образования. Так, развитие системы высшего образования способствовало успешному завершению Промышленной революции. Знаменитый Джи-Ай Билль не только способствовал ресоциализации ветеранов Второй мировой войны, но и создал за счет обеспечения массового высшего образования самый крупный средний класс в мире. Научнотехническая революция до сих пор продолжает перестраивать наш мир.
Новый Президент США назвал знания «наиболее ценным продуктом, который вы можете продать», а «хорошее образование является отныне не просто основной дорогой, открывающей широкие возможности, но их обязательным условием». Он констатировал, что, несмотря на то, что 3/4 рабочих мест требуют высшего образования, лишь около половины американцев получили высшее образование, при этом США занимают «одну из низших строчек в рейтинге индустриальных стран с точки зрения числа студентов, не завершивших курс обучения» (около половины всех поступивших в высшие учебные заведения). Одной из предпосылок возрождения экономики он считает «исторические инвестиции в образование», которые обеспечат доступность высшего образования дополнительно для семи миллионов студентов. К 2020 г., по мнению Президента, США должны стать мировым лидером с точки зрения пропорции граждан, обладающих высшим образованием [21]. Кроме того, из 24 гостей, приглашенных на публичное выступление нового Президента США, пять представляли
систему образования. В рамках первой своей пресс-конференции Б.Обама вновь подчеркивает необходи-мостьразвитиякредитованиястудентов,подчеркивая, что прямые инвестиции в образование (наряду с раз-витиемэнергетики, здравоохранения и инфраструктуры) являются необходимым условием будущего экономического роста [18].
Вновь, уже специально обращаясь к определению основных направлений политики новой администрации в сфере образования, Обама подчеркивает, что именно сейчас в условиях серьезного кризиса «необходимо заложить фундамент будущего процвета-ния»и, прежде всего,это касается сферыобразования. «К 2016 г. четыре из каждых десяти рабочих мест потребует продвинутого уровня образования или профессиональной подготовки», что требует обратить особоевниманиенаразвитиесистемывысшегообразо-вания, содействуя повышению уровня квалификации преподавателей. В качестве одного из главных направлений образовательной реформы Б. Обама провозгла-шает«обеспечениекаждомуамериканцукачественно-го образования в колледжах или профессиональных школах». Президент обратил особое внимание на такую проблему как значительное число студентов, не завершающих успешно высшее образование, сравнив ее с «настоящей эпидемией» и призвав студентов ответственнее отнестись к процессу обучения [22].
В своем первом официальном «Послании о Положении Союза» 2010 г. (послание 2009 г. не имело такого титула) Б. Обама вновь продемонстрировал особое внимание к вопросам образовательной политики. Термины, связанные с образованием, встречаются в тексте послания 26 раз, оно содержит и уже традиционный «образовательный» раздел. Несмотря на определенную лаконичность (около 270 слов), послание определяет широкий круг приоритетов образовательной политики: пролонгация действия Закона о начальном и среднем образовании, возрождение общинных колледжей, прекращение практики субсидирования налогоплательщиками банков в рамках программ студенческих займов, введение налогового кредита в размере 10 000 долл. для обучения в четырехлетнем колледже, увеличение размера Пелл грантов, ограничение выплат по студенческим займам лишь 10 % дохода, списание остатка долга по истечении 20 лет или 10 лет в отношении лиц, избравших государственную службу, в том числе в отношении учителей и военнослужащих. Крометого, Б. Обамапризвалуниверситеты и колледжи оптимизировать свои программы с целью снижениястоимостиобразования.«Лучшаяпрограмма борьбы с бедностью - это образование мирового уровня». В целом образовательная программа Обамы органично встраивается в его общую стратегию оптимизации и, таким образом, сокращения государственных расходов при увеличении государственной поддержки социальных и инновационных программ [1].
Следует отметить все возрастающую роль и президентской власти в регулировании сферы высшего образования, и значение образовательной тематики в политическойдеятельностиПрезидентаСША.Данная
тенденция поддерживается на протяжении полувека и приобретает еще больший динамизм в последние полтора десятка лет. Недаром последние два президента США претендовали на почетное звание «президента образования». Все более становятся формы президентской образовательной политики, все большее значение в системе которых получают президентские послания. Меняется и качественное значение образовательной проблематики, которая выступает в роли ключевой для многих иных задач общегосударственного значения: совершенствования экономической системы США и повышения качества рабочей силы, повышения конкурентоспособности США в условиях глобализации, усиления социальных гарантий для каждого американца и повышения качества жизни, обеспечениянаучного, культурного,цивилизационно-го лидерства США в современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union,January27,2010// http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2010_ record&docid=cr27ja10-109
2. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union [Congressional Record: January 28, 2008 (House)] [Page H472-H476] // http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2008_ record&docid=cr28ja08-94
3. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union [Congressional Record: January 23, 2007 (House)][Page H881-H884] // http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2007_ record&docid= cr23ja07-120
4. AddressBeforeaJointSessionoftheCongressontheState of the Union [Congressional Record: January 31, 2006 (House)] [Page H15-H19] // http://www.gpoaccess. gov/sou/06sou.html
5. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union February 2, 2005 [Page 126-133] // http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi? dbname=2005_presidential_documents&docid= pd07fe05_txt-9
6. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union January 20, 2004 [Page 94-101] // http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi? dbname=2004_presidential_documents&docid= pd26ja04_txt-10
7. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union January 28, 2003 [Page 109-116] // http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi? dbname=2003_presidential_documents&docid= pd03fe03_txt-6
8. Address Before a Joint Session of the Congress on the State ofthe UnionJanuary 29, 2002// http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2002_ presidential_documents&docid=pd04fe02_txt-11
9. Address Before a Joint Session of the congress on the State of the Union January 19, 2000 // http://www.gpo. gov/congress/sou/sou00.html
10. Address Before a Joint Session of the congress on the State of the Union January 19, 1999 Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union January 19, 1999 // http://frwebgate.access.gpo.gov/ cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1999_public_papers_vol1_ text&docid=pap_text-44
11. Address Before a Joint Session of the Congress on the State ofthe UnionJanuary 27, 1998// http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1998_ public_papers_vol1_text&docid=pap_txt-60
12. Address Before a Joint Session of the Congress on the State ofthe Union February 4, 1997 // http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1997_ public_papers_vol1_text&docid=pap_text-73
13. Address Before a Joint Session of the Congress on the State ofthe UnionJanuary 23, 1996 // http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1996_ public_papers_vol1_text&docid=pap_text-54
14. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union January 24, 1995 http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1995_ public_papers_vol1_text&docid=pap_text-52
15. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union January 25, 1994 http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1994_ public_papers_vol1_text&docid=pap_text-64
16. Address Before a Joint Session of the Congress on Administration Goals February 27, 2001 // http://www. presidency.uscb.edu/ws/print.php?pid=29643
17. Address Before a Joint Session of the Congress on Administration Goals February 17, 1993 // http://www. presidency.uscb.edu/ws/print.php?pid=47232
18. The First Press Conference, February 9, 2009 // http:// www.whitehouse.gov/blog_post/the_first_press_conference/
19. Inaugural Address January 20, 2001 http://frwebgate. access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=2001_ presidential_documents&docid=pd29ja01_txt-2
20. Inaugural Address by President Barack Hussein Obama, January 21, 2009 // http://www.whitehouse.gov/the_ press_office/inaugural-address/
21. Remarks of President Barack Obama Address to Joint Session of Congress // http://www.whitehouse.gov/ the_press_office/Remarks-of-President-Barack-Obama-Address-to-Joint-Session-of-Congress/
22. Taking on Education, March 10, 2009 // http://www. whitehouse.gov/blog_post/ taking_on_education/