Библиографический список
Бородовский А.П. Исследование одного из погребально-поминальных комплексов древнетюркского времени на Средней Катуни // Археология Горного Алтая. Барнаул, 1994. С. 75-82.
Васютин А.С. Культовые памятники древних тюрок Горного Алтая (VII-Xвв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1983. 16 с.
Горбунов В.В., Тишкин А.А. О территории формирования тюркского этноса // Тюркские народы. Тобольск; Омск, 2002. С. 43-46.
Грач А.Д. Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в Центральной Туве (полевой сезон 1957 г.) // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. I. М. ; Л., 1960. С. 7-72.
Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П., Семибратов В.П., Тюрина Е.А. Афанасьевские погребальные комплексы Средней Катуни (результаты исследований Ка-тунской археологической экспедиции в зоне строительства и затопления Алтайской ГЭС в 2006-2007 гг.). Барнаул, 2010. 80 с.
Кубарев Г.В., Журавлева А.Д. Древнетюркская керамика Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. №3. С. 25-31.
Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы-I // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 94-116.
Семибратов В.П., Матренин С.С. Исследование погребальных и поминальных памятников тюркской культуры в зоне строительства Алтайской ГЭС в 2007 г. // Теория и практика археологических исследований. Вып. 4. Барнаул, 2008. С. 54-66.
Соенов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. Горно-Алтайск, 1992. 116 с.
Степанова Н.Ф., Соенов В.И. Археологические памятники и объекты Че-мальского района. Горно-Алтайск, 2009. 212 с.
Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Предметный комплекс из памятников кызыл-ташского этапа тюркской культуры (2-я половина V - 1-я половина VI вв. н.э.): традиции и новации // Теория и практика археологических исследований. Вып. 6. Барнаул, 2011. С. 14-32.
С.М. Ситников1, К.Ю. Кирюшин1'2, С.С. Запрудский3
'Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия; 2Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия;
3МВД России, Барнаул, Россия
ПОСЕЛЕНИЕ ЭПОХИ НЕОЛИТА - ЭНЕОЛИТА БЫЧЬЕ-Ш В ВОЛЧИХИНСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Исследование частично выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-50-00036)
Озеро Бычье входит в систему озер, расположенных на границе Волчихинского и Угловского районов Алтайского края (озера Домашнее, Золотое, Топкое, Чайчье, Маралье, Белое, Валовое). История изуче-
Ситников С.М., Кирюшин К.Ю., Запрудский С. С. Поселение эпохи неолита...
ния памятников археологии по берегам этих озер начинается в 1980 г., когда студентом АГУ П.И. Навротским на оз. Белое в Волчихинском районе Алтайского края были обнаружены семь поселений. Осенью того же года памятники осмотрели Ю.Ф. Кирюшин и М.Т. Абдулганеев. Ими же в том же году открыты три памятника в юго-западной части оз. Валовое в Угловском районе Алтайского края. На памятниках Белое 1-У11 и Валовое 1-Ш собрано большое количество керамики, орнаментированной уголком отступающей палочки и гребенки, каменные наконечники треугольной и ромбовидной формы, отщепы. Подъемный материал датируется от раннего металла до раннего железного века [Кирюшин, Клюкин, 1985, с. 75].
В 2006 г. система озер на границе Волчихинского и Угловского районов Алтайского края обследована отрядом Волчихинской экспедиции БГПУ (АлтГПА) под руководством С.М. Ситникова. Проведен мониторинг современного состояния памятников Белое 1-УН и Валовое 1-Ш и обследованы окрестности оз. Бычье.
На западном берегу оз. Бычье, в 2,5 км к востоку от с. Бор-Форпост и в 1 км к северо-востоку от пионерского лагеря, выявлено поселение Бычье-Ш. Коллекция керамики и каменных артефактов собрана на пологом берегу оз. Бычье, на кромке пляжа и первой надпойменной террасы. Терраса разрушается водами озера и ветровой эрозией, и артефакты из культурного слоя проецируются на пляж.
Собранная коллекция насчитывает 22 экз. керамики и 37 экз. каменных артефактов.
Значительная часть коллекции керамики - это фрагменты без орнамента (10 экз.). Наибольший интерес представляют пять фрагментов керамики, которые являются обломками одного сосуда (три из них ап-плицируются) (рис.-7). Несколько фрагментов сильно обкатаны, замыты. Один из фрагментов хорошо сохранился, и на нем четко видны отпечатки штампа из трех вертикально ориентированных зубцов, средний из которых примерно в 1,5 раза длиннее крайних. Кроме того, он глубже уходит в стенку сосуда. Создается впечатление, что в момент нанесения орнамента эти три зубца окружало какое-то относительно мягкое, упругое, эластичное вещество (возможно, хрящевая ткань). В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что орнамент наносился косточкой рыбы среднего размера, но эта гипотеза требует экспериментального подтверждения.
Интересна находка фрагмента керамики, орнаментированного отпечатками отступающей палочки с элементами накалывания и ямками (отступающе-накольчато-ямочная керамика) (рис.-2). Керамика, орнаментированная в «отступающе-накольчато-ямочной» технике, находит многочисленные аналоги на поселениях эпохи энеолита Новоильинка-Ш [Кирюшин, Ситников, Семибратов, Гельмель, 2011] и Новоильинка-У
[Кирюшин, 2013, 2015] в Северной Кулунде. Подобная керамика встречается на поселениях Барнаульско-Бийского Приобья Бойниха-1 [Кирюшин, Фролов, Редников, 2014; Кирюшин, Грушин, Ситников, 2015], Иня-3 [Кирюшин, Шмидт, Грушин, 2001]. К сожалению, археологические коллекции поселений Бойниха-1 и Иня-3 представлены сборами подъемного материала. «Отступающе-накольчато-ямочная» керамика представлена в коллекциях вместе с каменными артефактами и обломками сосудов более раннего и более позднего времени. Это существенно ограничивает возможности историко-культурной интерпретации материалов памятников.
Керамика, орнаментированная в «отступающе-накольчато-ямоч-ной» технике, встречена в заполнении могилы №7 и в межмогильном пространстве грунтового могильника Тузовские Бугры-1 вместе с 22 фрагментами тонкостенного сосуда, орнаментированного отпечатками короткого гребенчатого штампа, образующими ряды шагающей гребенки [Кирюшин Ю.Ф., Кирюшин К.Ю., 2015]. Подобная керамика характерна для поселенческих комплексов большемысской энеоли-тической культуры Барнаульско-Бийского Приобья [Кирюшин, 2002, с. 16-18, рис. 2-11] и Средней Катуни [Кирюшин, 2002, с. 31, рис. 60; Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф., 2008, с. 56-63, рис. 82-100].
Два фрагмента керамики орнаментированы насечками (рис.-З). Сосуды с подобным орнаментом встречаются на поселениях Барнаульско-Бийского Приобья [Кирюшин, Грушин, Ситников, 2015, рис. 2.-8] и Степного Алтая [Кирюшин, Клюкин, 1985, рис. 1.-10, 19-21].
Стоит отметить венчик без орнамента (рис.-4). Аналогии подобной керамике мы находим в материалах неолитических слоев поселений Тыткескень-2 [Кирюшин, Кирюшин, 2008] и Тыткескень-У [Кирюшин, Кирюшин, Семибратов, 2013] на территории Средней Катуни.
Коллекция каменных артефактов насчитывает 36 экз. Продукты подработки нуклеусов представлены дистальным фрагментом реберча-того скола средних размеров (рис.-5).
Орудийный набор насчитывает 18 экз., из них 3 экз. - орудия на пластинах (рис.-6, 8-9), 13 экз. - орудия на отщепах (рис.-11-18) и одно орудие на сланцевой плитке (рис.-19).
Орудия на пластинах - 3 экз., представлены пластинами с ретушью (рис.-6, 8-9): двумя медиальными фрагментами (рис.-8-9) и одним дистальным (рис.-6). Два фрагмента среднего размера (рис.-6, 9) и один мелкого (рис.-8). У одного фрагмента ретушь мелкая краевая двусторонняя по одному краю и дорсальная односторонняя по другому (рис.-6). У медиального фрагмента мелкого размера с «притупленной спинкой» ретушь мелкая вертикальная модифицирующая (рис.-8). У медиального фрагмента среднего размера ретушь мелкая краевая дорсальная односторонняя (рис.-9).
Ситников С.М., Кирюшин К.Ю., Запрудский С. С. Поселение эпохи неолита..
Орудия на отщепах представлены 13 изделиями. Тремя скребками (рис.-11-13): один из которых - двойной с одной рабочей кромкой на дорсальной поверхности, а второй - на вентральной (рис.-11). Еще один скребок - боковой (рис.-12), и один - случайной формы (рис.-13). На вторичном отщепе выполнена симметричная проколка (рис.-14). В коллекции также присутствуют два обломка (рис.-15-16) и два целых наконечника стрел (рис.-17-18). Обнаружено также пять отщепов с ретушью, из них обычные мелкие - 3 экз., обычный средний - 1 экз. и вторичный средний - 1 экз.
Из двух обломков апплицируется орудие на сланцевой плитке -скребло (рис.-19).
Отходы производства представлены 17 экз. Среди них одна чешуйка, 14 мелких обычных отщепов и два дистальных фрагмента пластин среднего размера без ретуши (рис.- 7, 10).
В орудийном наборе поселения Бычье-Ш представлены изделия на пластинах и на отщепах. Орудий на отщепах больше в несколько раз. К сожалению, данную выборку нельзя назвать представительной. Это обстоятельство заставляет отказаться от окончательных выводов. В керамике поселения Бычье-Ш просматриваются аналоги и аналогии с комплексами неолита и энеолита Алтая. На данном этапе наиболее правильным будет обозначить датировку этого комплекса в широких рамках - неолит - энеолит.
Подводя итоги, стоит отметить, что неолит и энеолит остаются одним из наименее изученных периодов в древнейшей истории Алтайского края, и любые новые материалы существенно расширяют имеющуюся в нашем распоряжении источниковую базу. Материалы поселения Бычье-Ш позволяют сделать вывод, что на берегах озер, расположенных на границе Волчихинского и Угловского районов Алтайского края, сосредоточено скопление памятников неолита и энеолита. Привлекательность данной территории для древнего населения требует отдельного исследования. Не вызывает сомнения, что данная группа озер является перспективной для целенаправленного поиска памятников этих наименее исследованных периодов в древней истории Алтайского края.
Выявленный на территории Волчихинского района Алтайского края новый памятник - поселение Бычье-Ш - представляет значительный интерес. Несмотря на то, что находки сделаны на участке с разрушенным культурный слоем, научный потенциал памятника остается значительным. Необходимо проведение раскопок с целью изучения планиграфии и стратиграфии памятника. Есть вероятность получения более представительных материалов из участков с сохранившимся культурный слоем. Будущие исследования позволят уточнить хронологию, периодизацию и культурную принадлежность материалов поселения Бычье-Ш.
Ситников С.М., Семибратов В.П. Новые находки с могильника...
Библиографический список
Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул, 2002. 293 с.
Кирюшин К.Ю. Керамика поселения Новоильинка-VI (по результатам исследований 2013-2014 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. 2015. №4/1 (88). С. 149-156.
Кирюшин К.Ю. Поселение Новоильинка-VI - новый памятник энеолита Кулунды // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XIX. Новосибирск, 2013. С. 202-206.
Кирюшин К.Ю., Грушин С.П., Ситников С.М. Обследование поселения Бойниха 1 в 2014 году // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXI. Барнаул, 2015. С. 116-124.
Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф. Культурно-хронологические комплексы поселения Тыткескень-2 (итоги работ 1988-1994 гг.). Барнаул, 2008. 335 с. : ил.
Кирюшин К.Ю., Кирюшин Ю.Ф., Семибратов В.П. Керамика развитого неолита с поселения Тыткескень-VI // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. №4 (56). С. 65-72.
Кирюшин К.Ю., Ситников С.М., Семибратов В.П., Гельмель Ю.И. Поселение Новоильинка-III - памятник энеолита Кулунды // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Т. I. СПб. ; Великий Новгород, 2011. С. 226-227.
Кирюшин К.Ю., Фролов Я.В., Редников А.А. Бойниха-1 - памятник неолита и раннего железного века Барнаульского Приобья // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XX. Барнаул, 2014. С. 112-119.
Кирюшин Ю.Ф., Кирюшин К.Ю. Проблемы культурной принадлежности ранних погребений грунтового могильника Тузовские Бугры-I (одна из версий историко-культурной интерпретации) // Теория и практика археологических исследований. 2015. №2 (12). С. 51-67.
Кирюшин Ю.Ф., Клюкин Г.А. Памятники неолита и бронзы Юго-Западного Алтая // Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул, 1985. С. 73-117.
Кирюшин Ю.Ф., Шмидт А.В., Грушин С.П. Неолитический комплекс памятника Иня-III // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XII. Барнаул, 2001. С. 75-79.
С.М. Ситников, В.П. Семибратов
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
новые находки с могильника чекановский лог-7
В период поздней бронзы на обширной территории Евразийских степей сформировался ряд культур, характерным признаком которых является керамика, украшенная валиками. Доля подобной посуды в различных памятниках колеблется в пределах 15-40%. В зоне общности культур валиковой керамики выделяются три основных области: вос-