Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАКТОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В АВИАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАКТОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В АВИАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контракт / закупки / гражданско-правовой договор / муниципальный контракт / государственный заказ / state contract / procurement / civil contract / municipal contract / state order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А П. Бигачёва, В В. Сафронов

В современных условиях, для выполнения закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, государство должно располагать необходимой имущественной базой. Оформлением закупок являются государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А П. Бигачёва, В В. Сафронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR INTERACTION WITH A CONTRACT IN PROCUREMENTS FOR STATE NEEDS IN THE AVIATION SECTOR

In modern conditions, to carry out purchases of goods for state and municipal needs, the state must have the necessary property base. Registration of purchases is government contracts and contracts for the supply of goods for government needs.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАКТОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В АВИАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

УДК 351.712

ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАКТОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В АВИАЦИОННОЙ СФЕРЕ

А. П. Бигачёва Научный руководитель — В.В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: anj_99@mail.ru

В современных условиях, для выполнения закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, государство должно располагать необходимой имущественной базой. Оформлением закупок являются государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд.

Ключевые слова: государственный контракт, закупки, гражданско-правовой договор, муниципальный контракт, государственный заказ.

PROCEDURE FOR INTERACTION WITH A CONTRACT IN PROCUREMENTS FOR STATE NEEDS IN THE AVIATION SECTOR

A. P. Bigacheva Scientific supervisor - V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: anj_99@mail.ru

In modern conditions, to carry out purchases of goods for state and municipal needs, the state must have the necessary property base. Registration of purchases is government contracts and contracts for the supply of goods for government needs.

Keywords: state contract, procurement, civil contract, municipal contract, state order.

Российское авиационно - космическое агентство является государственным заказчиком по созданию и эксплуатации авиационной и космической техники научного и социально -экономического назначения, применяемой для государственных нужд, по созданию гражданской авиационной техники, федеральных целевых программ, а также совместно с Министерством обороны Российской Федерации - заказчиком авиационной и космической техники, применяемой как в научных и социально-экономических целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, именуется контрактом. Контрактами и сейчас в соответствии с нормами Закона о размещении заказов называются договора, заключаемые учреждениями. В этом положения

Закона о контрактной системе и Закона о размещении заказов схожи. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере авиационных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как и ныне действующее законодательство о размещении закупок, основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе (с 2014 года), Закона о размещении заказов и других федеральных законов, регулирующих отношения в авиационной сфере закупочной деятельности. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, со следующего года должны соответствовать Закону о контрактной системе, а сейчас — Закону о государственных закупках. В определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти наделены правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в части деятельности по организации закупок и заключению контрактов в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о государственных закупках. С 2014 года таким правом наделяются субъекты РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в обусловленных Законом о контрактной системе случаях. Рассматриваемые нами сейчас положения содержатся в ст. 2 Закона о контрактной системе и ст. 2 Закона о размещении заказа [1].

Комплекс мер по исполнению контракта

Согласно нормам ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу норм Закона о размещении заказа исполнение контракта включает в себя такие же мероприятия, но они четко не прописаны. Они всего лишь следуют из положений этого закона и норм ГК РФ. Хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент. В Законе о контрактной системе особый акцент сделан на такой мере исполнения контракта, как приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ст. 94). Требования к принятию предмета контракта заказчиком Законом о размещении заказа не предъявлялись. Отсутствие данных норм приводило к тому, что поставщики (подрядчики, исполнители) предмет контракта зачастую исполняли некачественно. Во избежание этого Законом о контрактной системе были введены указанные требования. Итак, согласно нормам п. 2-7 ст. 94 Закона о контрактной системе к установленному контрактом сроку поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей. Для проверки предоставленных поставщиком

(подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Ее могут проводить: заказчик своими силами;

эксперты и экспертные организации, привлекаемые к проведению работ на основании контрактов, заключенных согласно Закону о контрактной системе.

Заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в следующих случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн. руб. в год. Указанные ограничения — предельные значения размеров средств — не распространяются на закупки товаров, работ, услуг заказчиками для нужд сельских поселений;

закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный, природный, ландшафтный парки, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 20 млн. руб. в год;

возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ;

оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности;

заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены

помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;

заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием [2].

Во всех остальных случаях проведение экспертизы при принятии товаров, работ, услуг при исполнении контракта и отдельных этапов контракта обязательно. При привлечении к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций, а также просто экспертов бюджетному учреждению следует знать, что согласно п. 5 ст. 94 Закона о контрактной системе они имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Для принятия товаров, работ, услуг от сторонних организаций или специалистов, отдельных этапов исполнения контракта заказчик создает приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляется документом о приемке. В качестве примеров такого документа можно привести акты приемки-передачи выполненных работ, приемки-передачи оказанных услуг и др. При применении Закона о размещении заказа такие документы тоже оформляются. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. В единой информационной системе (сейчас такой системой является сайт http://zakupki.gov.ru) отражаются результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. В частности, отражению в форме отчета подлежит информация (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о его неисполнении и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ. Позже Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления разработают документ, в соответствии с которым данная информация будет размещаться на официальном сайте [3].

Условия изменения контракта

Согласно нормам ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению

сторон в следующих случаях: 1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) при увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в нем количество такого товара.

2. Если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд, для обеспечения нужд субъекта РФ, на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены соответственно на основании решения Правительства РФ, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. 3. Если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации. 4. Изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Аналогичные причины изменения условий контракта предусмотрены и Законом о размещении заказа.

Расторжение контракта

Пунктом 8 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего отказа от исполнения контракта — в соответствии с гражданским законодательством. Аналогичная норма содержалась в п. 8 ст. 9 Закона о размещении заказа. Прежде чем принять решение об одностороннем расторжении контракта, заказчик должен провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Если по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, он может быть расторгнут. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия решения, должно быть размещено в единой информационной системе и направлено поставщику (подрядчику, исполнителю):

по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте;

телеграммой;

посредством факсимильной связи;

по адресу электронной почты;

с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о таком отказе (п. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе). Если поставщик (подрядчик, исполнитель) в течение десяти дней с даты уведомления его о принятом решении о расторжении заказчиком контракта устранил допущенные нарушения условий контракта, заказчик отменяет свое решение (п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе) [4].

В конце июля 2020 года Правительство РФ засекретило все госзакупки «Роскосмоса». Соответствующий проект постановления подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Согласно документу, при осуществлении закупок в космической сфере будут применяться закрытые способы определения поставщиков. В частности, речь идёт о работах по исследованию и использованию космического пространства, а также контрактах на создание космических материалов и космических технологий.

Библиографические ссылки

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Справочно-правовая система КонсультантПлюс. (дата обращения 10.11.2021).

2. Андреева Л.В. Правовые проблемы обеспечения государственных нужд. Государство и право. Текст: электронный // Госправ: сайт. - 2020. -URL: https://www.e-xecutive.ru/management/itforbusiness/1992175 (дата обращения 11.11.2021).

3. Горбунова Л. В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву. Текст: электронный // Кабельщик: сайт. - 2020. -URL: https://www.cableman.ru/content/rossiiskii-it-rynok-v-2020 (дата обращения 11.11.2021).

4. Жуков Ф.Ф. Происхождение договора поставки в российском гражданском праве. Текст: электронный // Гражданское Право: сайт. - 2020. URL: https://ku. skbkontur.ru/view_doc_ku.html?mode=prod_01 (дата обращения: 11.11.2021).

© Бигачёва А.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.