ISSN 2311-942X (Online) Правовое регулирование
ISSN 2079-6781 (Print)
ПОРЯДОК УПЛАТЫ ТОРГОВОГО СБОРА ТИПОГРАФИЕЙ Дмитрий Викторович ГУСИХИН
эксперт службы
правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
История статьи Аннотация
Принята 05.11.2015 В статье на практическом примере рассматривается порядок реализации изготавливаемых
Одобрена 09.11.2015 типографией под заказ бланков, а также уплаты организацией торгового сбора.
Ключевые слова: типография, порядок уплаты организацией торгового сбора, производство бланков под заказ
Пример. Организация занимается производством бланков под заказ (типография), которые она затем реализует покупателям. При этом типографией заключаются договоры купли-продажи. Деятельность организации
осуществляется на территории г. Москвы. Рассмотрим порядок уплаты организацией торгового сбора.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 382-Ф3) раздел X «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса Российской Федерации дополнен гл. 33 «Торговый сбор», вступившей в силу с 01.01.2015. Положения этой главы предусматривают установление торгового сбора (далее - сбор) на территории муниципальных образований, а также городов федерального значения, включая Москву.
На основании п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации на территории г. Москвы сбор установлен и введен в действие с 01.07.2015 Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее - Закон № 62).
В соответствии с п. 1 ст. 412 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее -объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах
осуществления торговли (п. 1 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации). В целях гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации к торговой деятельности относятся виды торговли, перечисленные в п. 2 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
В отношении видов торговли, перечисленных в п. 2 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом осуществления торговли признаются здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор (подп. 1 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной
торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-Ф3) определяет торговую деятельность (торговлю) как вид
предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
То же определение приведено в п. 1 ст. 2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утвержден приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, далее - ГОСТ Р 513032013). В связи с этим специалисты полагают, что деятельность по продаже продукции собственного производства, в отличие от торговли покупными товарами, объектом обложения торговым сбором не является.
Вместе с тем такой правовой подход не является очевидным. В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации в контексте норм этого кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Под реализацией товаров понимается передача права собственности на них (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации). Эти нормы не позволяют исключить из понятия «товар» продукцию собственного производства.
В отличие от определения понятия розничной торговли для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения (соответственно ст. 346.27 и подп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации) нормы гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат указания на то, что к торговле не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).
Наконец, правила этой главы не содержат отсылку к понятиям, определения которых приводятся в Законе № 81-ФЗ, а в силу п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятия и термины других отраслей законодательства применяются в налоговых правоотношениях в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства лишь при условии, что иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Между тем из подп. 2 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не следует, что в целях гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации к торговле товарами относится только продажа покупных товаров, но не продукция собственного производства (изготовления).
В то же время ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что торговля -это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Если исходить из того, что продаже товаров должна предшествовать их закупка, то реализация продукции собственного производства к понятию торговли для целей применения гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации не относится.
В связи с этим, по мнению автора, исходя из буквального смысла понятия торговли (подп. 2 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации), применимого в отношениях, связанных с обложением торговым сбором деятельности налогоплательщика, сбор в связи с реализацией продукции собственного
производства, в большинстве случаев предполагающего ее отгрузку со склада, уплачиваться не должен.
Вместе с тем, если речь идет о реализации продукции собственного производства через специально созданные производителем объекты организации торговли, взимание торгового сбора возможно.
Однако окончательно этот вопрос может быть прояснен только официальными разъяснениями контролирующих органов и правоприменительной практикой, которая по данному вопросу еще не сложилась.
В настоящее время существует разъяснение представителя финансовых органов,
опубликованное в журнале «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» ( 2015 г., № 2).
Так, в ответ на вопрос, вступил ли в силу Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-Ф3
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который расширил перечень местных налогов и сборов (к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор), а также означает ли это, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков, в том числе на «упрощенцев», увеличится, дано разъяснение, что введение сбора не означает увеличения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков.
В частности, в ответе говорится, что торговый сбор уплачивается лишь в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли. К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли, а также к ней приравнена деятельность по организации розничных рынков.
Таким образом, торговый сбор является обязательным платежом только для налогоплательщиков, которые осуществляют торговую деятельность в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе и не применяют патентную систему налогообложения (ПСН) и систему налогообложения в виде единого
сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Также следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «склад» как объекта осуществления торговли, относящегося к объектам обложения торговым сбором, а также не конкретизирует понятие «отпуск товаров со склада».
Как уже было отмечено, п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ряд понятий, используемых в гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации или соотносящихся по смыслу с понятиями, используемыми в этой главе, приведен в нормативных правовых актах, относящихся к законодательству о техническом регулировании.
Так, ст. 50 ГОСТ Р 51303-2013 дает определение магазина-склада, под которым понимается предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и (или) хозяйствующим
субъектам продовольственных и
непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке.
Вместе с тем в примечании к п. 3.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утвержден приказом Росстандарта от 15.12.2009 № 771-ст) товарные склады и магазины-склады отнесены к различным типам предприятий оптовой торговли (причем именно оптовой, о розничной торговле в этой норме не упоминается).
Согласно п. 3 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала.
Как предусмотрено п. 5 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь торгового зала определяется в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, который, в свою очередь, определяет ее как часть магазина, павильона, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Исходя из п. 2, подп. 1, 2 п. 4 ст. 413, п. 3 ст. 415 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации товарный склад не относится к объектам стационарной торговой сети, вместе с тем он имеет торговый зал.
По мнению автора, это не вполне соответствует понятиям, используемым в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который подразделяет торговые объекты на стационарные и нестационарные (п. 4-6 ст. 2 Закона № 381-ФЗ), не выделяя склады (товарные) в качестве отдельного вида торговых объектов.
Тем не менее по смыслу приведенных норм объект обложения торговым сбором при осуществлении
торговой деятельности, виды которой перечислены в п. 2 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает тогда, когда налогоплательщик использует здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговую точку непосредственно для совершения сделок купли-продажи.
Учитывая правила подп. 5 п. 3 ст. 346.43, п. 3, 5 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению автора, можно прийти к выводу, что использование товарного склада является объектом обложения торговым сбором, если помещение товарного склада имеет торговый зал и используется именно для совершения сделок купли-продажи, то есть в контексте норм гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации понятие «склад» («товарный склад») используется в значении, аналогичном понятию магазина-склада, приведенному в п. 50 ГОСТ Р 51303-2013.
При этом вывоз покупателем со склада товара, в отношении которого уже был заключен договор купли-продажи (без использования склада как объекта обложения торговым сбором), а также доставка со склада покупателю приобретенного им товара не приводят к возникновению объекта обложения сбором.
Следует обратить внимание, что в ст. 2 Закона № 62 торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, как вид предпринимательской деятельности, в отношении которого установлена ставка сбора, не упомянута.
Поэтому формально есть основания полагать, что в отношении этого вида торговли сбор на территории Москвы не установлен. В то же время, по мнению автора, необходимо отметить, что нельзя исключить вероятность и иного истолкования контролирующими органами или судами норм ст. 2 Закона № 62, в частности предполагающего квалификацию товарного склада
Список литературы
как разновидности объекта стационарной торговой сети, который законодатель по какой-либо причине не выделил в отдельную категорию объектов осуществления торговли для целей этого закона. Однако напрямую из норм Закона № 62 это не следует.
Кроме того, отметим, что этот закон является актом законодательства субъекта РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации), а п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Также напоминаем, что передача покупателю производимых товаров является элементом договора поставки (ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по мнению автора, реализация по договорам купли-продажи (поставки)
изготавливаемых под заказ бланков торговым сбором в г. Москве не облагается.
В то же время в связи с отсутствием разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации рекомендуем организации на основании п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 6.34. п. 6 Положения о Департаменте финансов г. Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-1III) воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Департамент финансов г. Москвы или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»: утвержден приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ.
7. О торговом сборе: закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62.
8. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
9. Положение о Департаменте финансов г. Москвы: утверждено постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП.