УДК 1(091)+378.4 ББК 87.3(2)+74.48
И.С. Курилович Порядок превосходящего: обзор номера
«Гуманитарный акцент» призван давать голос и видимость исследователям, которые еще не успели на своем пути получить ученые степени, их «не-остепененное» научное рвение в 2022 г. получило на философском факультете РГГУ несколько поводов для реализации - его плоды в данном номере. Основа номера состоит из уточненных и дополненных докладов, прочитанных на конференции «История систем мысли сегодня: порядок превосходящего», они сложились в три рубрики: «Во имя Гегеля и вопреки», «Политическое внутри и снаружи» и «Язык после монолога». Очередная конференция «История систем мысли сегодня» пройдет весной 2023 г. и будет посвящена «философии мелочей».
Ключевые слова: научная конференция, история систем мысли, молодые ученые, неогегельянство, политическая философия, языковые игры
Философский выпуск лежащего перед вами номера журнала «Гуманитарный акцент» удалось сформировать благодаря трем событиям: 120-летию философа Александра Кожева, 30-летию философского факультета Российского государственного гуманитарного университета и ежегодной научной конференции «История систем мысли сегодня», которая в 2022 г. прошла под общей темой «порядок превосходящего». И если значимые даты говорят сами за себя, то тема нуждается в пояснении.
«Порядок превосходящего» - общая рамка осмысления философских идей и концепций, которые человек открывает и изобретает, чтобы они ему служили, но которые вышли из подчинения прагматике и претендуют на самодовлеющее превосходство. К таковым организаторы отнесли этические проблемы самого широкого размаха, тематику священного и трансгрессии, политическую мысль в ее многовековой традиции и злободневных дилеммах, эстетику, положения которой
© Курилович И.С., 2023
10
И.С. Курилович
вырываются далеко за границы чувственной достоверности, в лабораторию, на площадь, к звездам. Список оставался открыт для продолжения, и в итоге конференция состояла из следующих тематических секций: «Несамотождественность индивидуального - к 120-летию философа Александра Кожева», «Вероломство воспринимаемого», «Обе стороны гильотины» и «Надындивидуальный субъект». Открылась конференция пленарным докладом профессора Артема Александровича Кротова «Психологические предпосылки концепции вечного мира Сен-Пьера», а завершился открытой лекцией «Философия, общественное философствование и политическая практика М. Хай-деггера», прочитанной профессором Леонидом Фридовичем Каци-сом, сегодня, увы, уже покойным. Доклады возбуждали дискуссии и критику, отвечая на которую участники конференции представили статьи - они ярчайшим образом демонстрируют злободневность и широту выбранной темы.
Важную часть номера составили исследования философии Коже-ва и близкие им работы о гегельянстве. Так Михаилом Голубовым подробно исследована проблематика субъективности человека и мудреца-богочеловека из атеистического переосмысления Кожевым философии Гегеля и Хайдеггера. Этот же исследователь в соавторстве с Анастасией Коцарь представил статью о самосознании в философии Кожева и в работах его друга или скорее собеседника и младшего товарища Жоржа Батая. Для обоих самосознание было проблемой, выход из которой авторы статьи нашли через обнаружение эпистемологического разрыва бытия и мышления в учениях исследуемых мыслителей. Продолжил статьи о Кожеве анализ учения, служившего для неогегельянца основной предпосылкой и главной референцией, -положения Гегеля о субъективности. Александр Бардашев дал новый взгляд на данный вопрос, обратившись к тому, как субъективность в «Лекциях по философии религии» раскрывается благодаря концепту «пластичности» Катрина Малабу.
За ними следуют статьи о политической философии, идеологии и личном как политическом. Открывает этот ряд текст Софьи Пор-фирьевой «Феминное поведение и женское тело». В нем исследовательница рассматривает поведение и телесность как то, через что обнаруживается несправедливость мира. Именно тело и повседневные действия оказываются тем, благодаря чему можно найти способы преодоления этой несправедливости. Согласно научным подходам, на которых основывается работа, справедливость достигается через развитие сострадания посредством перенимания так называемого феминного поведения и через принятие телесности, начиная с преодоления отвращения к стиматизированным группам. Это оказывается возможным благодаря производности поведения из структур власти и навязываемых ими норм, а игра и воображение способны
Порядок превосходящего: обзор номера
11
преодолевать угнетение. Продолжение темы многообразия политического в статьях Михаила Исраелова «Единство и исключение: холокост и реконцептуализация "политического"», Ярослава Мишен-кова «Трактование идеологии и утопии в политической философии К. Маннгейма», Сергея Луковенкова «Социальная "прозрачность": от политического изобретения к техногенной реальности».
Также в русле порядка превосходящего, но со стороны языковых игр представила статью Елизавета Карпицкая - «Языковые игры через призму взглядов Л. Витгенштейна и Ж.-Ф. Лиотара», где был дан анализ продуктивности постпозитивистского усиления плюралистических тенденций позднего Витгенштейна.
Конференция «История систем мысли сегодня» 2023 г. предполагает крутой разворот исследовательского интереса относительно 2022-го, ее тема - «Философия мелочей». Доклады новой конференции посвящены примерам внимания философов к тому, что обычно кажется недостаточно масштабным для философского разумения. Необходимо «изумление», чтобы в самопонятном заметить вызывающее, парадоксальное, достойное внимания - и тогда, как говорил Алексей Федорович Лосев, философия может начаться хотя бы и с домашних тапочек или, как добавили бы Винсент Ван Гог с Мартином Хайдеггером, - со стоптанных башмаков. Для многих философия начинается с иной детали, преобразившейся в диджитализированном мире, - с рабочего стола о котором с разных сторон размышляли философы Эдмунд Гуссерль и Симона де Бовуар и который воспели писательницы Марина Цветаева и Вирджиния Вулф. По замыслу организаторов в программу конференции были отобраны доклады, которые сфокусировались на некоторой «мелочи», незначительности, чем бы это ни оказалось: предмет, деталь, упускаемый фон, свойство, аспект, ракурс, черта, микропонятие, забытое имя или учение, маргиналия, опечатка или оговорка - что-то, в чем отразилась рассматриваемая исследовательницами и исследователями философская проблема и что удалось увидеть по-новому (а для начала просто увидеть). Не обошли вниманием и метафилософию мелочей: осмысление сущности мелкого, маргинального, заметенного под ковер доминирующим дискурсом. К этому мы еще вернемся, а пока - «порядок превосходящего».