Научная статья на тему 'Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме'

Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на количество голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе.

Например, в многомандатном избирательном округе с четырьмя замещаемыми мандатами избиратель имеет три голоса. Предположим, что на четыре мандата зарегистрировано пять кандидатов А, Б, В, Г, Д.

Кандидаты Число голосов избирателей, поданных за кандидата

А 25

Б 50

В 70

Г 90

Д 120

Против всех кандидатов (Е) 80

Расчетное число - х. х = Е : (4 : 3) или х = 80 : (4 : 3) = 60,15. Из нашего примера следует, что больше расчетного числа (больше 60 голосов

избирателей) получили голоса избирателей кандидаты В, Г и Д, а значит, они и были избраны. Кандидаты А и Б получили количество голосов избирателей меньше расчетного числа, значит, они считаются неизбранными.

Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, то по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы. В нашем примере повторные выборы назначаются по двум незамещенным мандатам. В этом случае избиратель будет наделяться двумя голосами, то есть по числу мандатов, оставшихся незамещенными.

Из всего вышеизложенного следует, что проведение выборов депутатов на основе мажоритарной избирательной системы по многомандатным избирательным округам является наиболее оптимальным вариантом, позволяющим обеспечить выдвижение и избрание качественного депутатского корпуса с меньшими финансовыми затратами.

1. См.: определения Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля2002 г по делу №№ 34ГО2-9 и от 8 декабря2004 г по делу № 61-ГО4-13 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

К0МЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В данном разделе журнала публикуется комментарий к ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая регламентирует порядок обжалований решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме. Комментарий к указанной статье Федерального закона подготовлен профессором В.В. Игнатенко.

_________ _ ____м _ __ ___м

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИИ И ДЕЙСТВИИ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), НАРУШАЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

4. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

6. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

7. Решения или действия (бездействие)

избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

8. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

9. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

91. По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях (введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

10. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их

доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

12. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3).

В комментируемой статье определен порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Порядок обжалования может быть административным (через систему избирательных комиссий) и судебным.

Под обжалованием понимается подача в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума или в соответствующий суд общей юрисдикции заявления, в котором оспаривается законность решений и действий (действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц указанных органов и организаций по вопросам реализации законодательства о выборах и референдумах.

Решения как объект обжалования - это оспариваемые заявителем правовые акты или акты, имеющие правовое значение. К ним относятся:

1) правовой акт органа публичной власти (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума);

2) распорядительный правовой акт должностного лица органа публичной власти;

3) имеющий правовое значение документ, в котором выражено коллегиальное мнение соответствующего органа общественного объединения или политической партии.

Действия как объект обжалования - это оспариваемые заявителем формы активного поведения уполномоченного органа (должностного лица), выразившееся в совершении одного или нескольких правозначимых действий (операций).

Бездействие как объект обжалования - это оспариваемая заявителем форма пассивного поведения, когда уполномоченным органом (должностным лицом) не выполнена предписанная законом обязанность совершить определенное действие (совокупность действий) в полном объеме и в установленный срок.

1. Участникам выборов и референдумов законом предоставлено право обжалования в суд решения и действия (бездействие), которые нарушают их избирательные права и право на участие в референдуме и исходят от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Такие незаконные решения и действия (бездействие) могут выражаться:

1) в установлении незаконных ограничений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме;

2) возложении на участников выборов и референдумов незаконных обязанностей;

3) неназначении уполномоченным органом или должностным лицом даты голосования на выборах или референдуме;

4) нарушении правил формирования избирательных округов;

5) неопубликовании решений об образовании избирательных участков или участков референдума;

6) неправомерном исключении граждан из списка избирателей, участников референдума;

7) нарушении порядка формирования избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) незаконном отказе в приеме документов;

9) незаконном отказе в регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность;

10) нарушении правил подсчета голосов избирателей, участников референдума.

В отдельных случаях поводом для обращения в суд могут явиться нарушения законодательства о выборах и референдумах, связанные с незаконным использованием служебного или должностного положения участниками выборов и референдумов, незаконным преимущественным освещением избирательной кампании отдельного кандидата или избирательного объединения, незаконным финансированием избирательной кампании, кампании референдума.

2. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий обжалуются в соответствующие суды согласно правилам подсудности, установленным комментируемой статьей и 1 ПК РФ. В Верховный Суд Российской Федерации обжалуются решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов - решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в районные суды - решения и действия (бездействие) территориальных, муниципальных, участковых комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления).

3. Решения суда являются обязательными для исполнения соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума и их должностными лицами. Обязательность вступивших в законную силу решений судов означает для комиссий и их должностных лиц:

1) запрет принимать к своему рассмотрению и разрешать дела, уже рассмотренные судом;

2) запрет на перерешение вопросов, разрешенных судом;

3) запрет при принятии решения исходить из предположения, что вступившее в законную силу судебное решение является незаконным или неправильным;

4) обязанность совершить все действия, предписанные ей вступившим в законную силу судебным решением;

5) запрет выносить решения, которые противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным решением.

4. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования, о результатах выборов и референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной п. 2 комментируемой статьи. При этом следует учитывать, что в тех случаях, когда допущенные нарушения могли повлиять на результаты выборов или референдума, суд соответствующего уровня рассматривает не только решение комиссии, организующей выборы, референдум, но и решения нижестоящих комиссий, принимавших участие

в проведении данных выборов, референдума.

5. В случаях, предусмотренных комментируемым Законом и иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, результатах выборов, референдума, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, а также при установлении иных нарушений законодательства о выборах и референдумах. Основания отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума установлены в ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Основаниями для отмены решения комиссии могут быть и нарушения законодательства о выборах и референдумах процедурного характера, например: принятие комиссией решения при отсутствии необходимого кворума; принятие решения не на правомочном заседании комиссии, а путем заочного согласования проекта решения с членами комиссии; принятие решения с превышением полномочий комиссии; оформление решения, которое фактически не рассматривалось на заседании комиссии или было принято в другой редакции.

6. В п. 6 комментируемой статьи регламентирован административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. Последняя сама обязана рассмотреть жалобу без её предварительного отправления в нижестоящую комиссию. Отправление поступившей жалобы в нижестоящую комиссию возможно, если обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом ее рассмотрения и относятся к ее ведению.

По результатам рассмотрения жалобы избирательная комиссия, комиссия референдума обязана вынести одно из следующих решений: 1) оставить жалобу без удовлетворения; 2) отменить обжалуемое решение полностью или в части либо признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; 3) отменить обжалуемое решение полностью

или в части либо признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

7. В п. 7 комментируемой статьи регламентирован административный порядок обжалований решений или действий (бездействия) муниципальных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме. Жалобы на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии городского или сельского поселения подаются в избирательную комиссию муниципального района. В свою очередь решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица обжалуются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Жалобы на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть поданы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В силу главенствующего положения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в системе избирательных комиссий для обжалования её решений или действий (бездействия) предусмотрен только судебный порядок.

8. В соответствии с законом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума не является обязательным условием обращения в суд. С жалобой на решения или действия (бездействие) комиссии заявитель вправе обратиться сразу в суд либо сначала в вышестоящую комиссию, а потом в суд.

9. Комментируемым Законом предусмотрен приоритет суда в рассмотрении жалоб на нарушения избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме. Избирательная комиссия, комиссия референдума обязана приостановить рассмотрение поступившей в комиссию жалобы в случае принятия судом к рассмотрению аналогичной жалобы одного и того же заявителя. Если судом будет вынесено решение по существу жалобы, то соответствующая комиссия обязана прекратить рассмотрение аналогичной жалобы.

91. Законом предусмотрена обязанность суда сообщать в избирательную комиссию, комиссию референдума о принятых этим судом

к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. Основанием такого информирования является письменный официальный запрос соответствующей комиссии.

10. В п. 10 комментируемой статьи установлен перечень лиц и организаций, которые вправе обращаться с жалобами на решения и (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме. В этот перечень включены избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также избирательные комиссии и комиссии референдума.

Соответствующие избирательные комиссии и комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ также вправе обратиться с заявлением в суд прокурор, считающий, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права граждан или их право на участие в референдуме.

Избиратели и участники референдума вправе обращаться в суд с заявлением не по поводу любых нарушений законодательства о выборах и референдумах, за защитой прав других лиц, а только за защитой своих нарушенных избирательных прав или права на участие в референдуме (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 8. С. 13-15).

По отдельным вопросам с заявлением в суд вправе обращаться ограниченный круг лиц и организаций.

С заявлением в суд об отмене регистрации

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу. Основания отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены в ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные в ст. 31 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В этой же норме указаны основания расформирования комиссии.

С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; при проведении референдума субъекта Рос-

сийской Федерации - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; при проведении местного референдума - избирательная комиссия муниципального образования. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений регламентированы в ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

11. Комментируемый Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) в период избирательных кампаний и кампаний референдума таким образом, чтобы обеспечить своевременное принятие и рассмотрение жалоб.

12. В п. 12 комментируемого Закона предусмотрено право заявителей и лиц, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения, на уведомление о времени и месте заседания избирательной комиссии или комиссии референдума, а также право этих лиц присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении вопроса, который их касается. Данному праву указанных лиц корреспондируется соответствующая юридическая обязанность комиссии.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ КАК ДОКУМЕНТ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОЧЕРК

И.В. Минникес, доктор юридических наук

Избирательный бюллетень - один из важнейших избирательных документов в электоральной практике. Сейчас уже трудно представить себе иные формы выражения воли избирателей. Но еще два столетия назад избирательный бюллетень был скорее исключительным, чем обычным вариантом, а голосование посредством бюллетеней занимало очень незначительное место в избирательной практике. Да и первые письменные выражения воли электората выглядели непривычно для современного избирателя. Можно проследить пути развития избирательного бюллетеня от самых первых неофициальных версий до официального избирательного документа определенной формы.

Версия о наиболее древних «прародителях» бюллетеней считает вероятным письменное голосование на новгородском вече. Основываясь на фрагментах берестяных грамот с написанными на них именами, некоторые авторы делают вывод о возможном голосо-

вании при помощи своеобразных берестяных «бюллетеней». «В условиях вечевого строя органы власти в Новгороде были представительными, избирались посадники и тысяцкие, архиепископы и архимандриты, кончанские, уличные и купеческие старосты, сотские. Возможно, одно из свидетельств таких выборов и дошло до нас...» [1] - так объясняет В.Л. Янин наличие берестяных фрагментов с именами. По мнению Н.Л. Подвигиной, «вряд ли при широком распространении грамотности в Новгороде важные вечевые решения принимались. примитивным способом. Это наверняка должно было происходить организованно, возможно, и путем голосования» [2]. Трудно предположить, какие еще организованные способы принятия решения на вече, кроме «возможного» голосования, имеет в виду автор. Иные варианты, которые большинство авторов рассматривает как реальные (например, вооруженное столкновение вечников), вряд ли можно отнести к организованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.