Научная статья на тему 'Порядок обращения к воспоминаниям в сновидениях'

Порядок обращения к воспоминаниям в сновидениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок обращения к воспоминаниям в сновидениях»

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ К ВОСПОМИНАНИЯМ В СНОВИДЕНИЯХ

С.В. Авакумов

ВВЕДЕНИЕ

Имеющиеся теории сновидений, независимо от их физиологической или психологической направленности, как правило, обращают внимание на ту или иную особенность самого сновидения (кажущийся хаос в содержании, символизм, дополнение к дневному опыту, нелогичность, перевернутая причинность и прочие). Какие-либо ссылки на причинность или порядок в появлении фрагментов сновидения содержат совсем немного работ. На эту сторону феномена обращал внимание И.П. Павлов [1], говоря о хаотическом растормаживании участков коры определяющем хаотический характер сновидения; З. Фрейд [2], упоминавший о сценах наказания в сновидениях перед исполнением желания; К.Г. Юнг [3], который сравнивал сновидение с литературным произведением, с экспликацией, развитием фабулы, кульминацией и лизисом. Лишь одна теория П.А.Флоренского, в качестве отправного пункта использует то обстоятельство, что направление времени в сновидениях выглядит противоположным времени вне сна [4]. То есть, только эта теория прямо обращает внимание временной на порядок появления тех или иных фрагментов в структуре сновидения.

В качестве фрагмента сновидения может выступать, например, его обособленный содержательный элемент или смысловая единица, возможны и другие варианты выделения фрагментов. В рамках данной работы такими элементами выступают так называемые «дневные остатки» в терминологии З. Фрейда [2], то есть воспоминания о бодрственных впечатлениях, полученные обычно накануне сновидения или более ранние, или другими словами воспоминания, которые стали элементами сна. Проведенные исследования показали, что именно в порядке следования таких элементов сновидения, содержится ряд особенностей, которые могут прояснить суть самого феномена сновидения.

Целью данной работы является попытка исследования особенностей (если таковые имеются) порядка следования фрагментов бодрственных впечатлений в сновидении.

В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что фрагменты сновидений, ассоциированные с впечатлениями бодрственной жизни, располагаются в неслучайном, а именно, ретроспективном (обратном появлению их в бодрственной жизни) порядке.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ГРУППЫ

Для проведения исследования был разработан метод анализа содержания сновидения на предмет поиска в нем фрагментов воспоминаний (дневных впечатлений). Анкета участника исследования содержала группу вопросов анамнестического характера (пол, возраст, профессия, образование, участие в психотерапевтической программе и т. д.), текст сновидения, полученный в виде самоотчета, либо записанный экспериментатором со слов и комментарии к нему. Для выявления фрагментов сновидения, связанных с дневными впечатлениями участникам эксперимента предлагалось ответить на вопрос: «Присутствуют ли в Вашем сновидении элементы, которые имели место в бодрственной жизни?». При этом участники должны были максимально точно отмечать время появления того или иного дневного события, воспроизводимого в сновидении. Кроме этого анкета содержала вопросы теста «Минимульт» (71 вопрос).

В эксперименте участвовало 87 чел. (72 женщины и 15 мужчин), от каждого из которых было получено по одному проанализированному сновидению. Средний возраст участников составил 37,9 года, самому молодому участнику - 28 лет, самому по-

жилому - 58 лет. Из 87 обследованных лиц 57 принимали участие в разного рода психотерапевтических программах, в основном, психоаналитически ориентированных.

Порядок следования фрагментов, связанных с дневными событиями, вычислялся как индекс порядка (8) в виде отношения количества фрагментов в обратной последовательности к общему числу фрагментов, сформированных вокруг остатков дневных впечатлений. Индекс порядка 8 может изменяться от 0, соответствующего строгому прямому порядку следования фрагментов до 1, соответствующего строгому обратному порядку. Величина 8 = 0,5 соответствует максимальной неупорядоченности в следовании фрагментов. Гипотеза считалась подтвержденной в случае достоверного превышения средней величиной индекса порядка среднего значения случайно распределенной величины в этом же диапазоне (от 0 до 1). Кроме этого, были введены 3 диапазона значений индекса порядка:

• от 0 до 0,25 - «прямой порядок» (соответствует преимущественно прямому порядку воспроизведения фрагментов дневных впечатлений в сновидении);

• от 0,25 до 0,75 - «хаос» (соответствует преимущественно хаотическому воспроизведению фрагментов дневных впечатлений, относящихся к разному времени);

• от 0,75 до 1,0 - «обратный порядок» (соответствует преимущественно обратному порядку воспроизведения фрагментов дневных впечатлений в сновидении.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общие характеристики порядка появления фрагментов дневных впечатлений в сновидениях. Среднее количество фрагментов сновидений, ассоциированных с дневными событиями составило 3,41 (-95 % = 3,00; +95 % = 3,83). Минимальное количество фрагментов - два (случаи с единственным воспоминанием не учитывались по понятным причинам), максимальное - 10. Среднее количество фрагментов дневных впечатлений, воспроизводящихся во сне в последовательности строго обратной дневной, составило 2,55 (-95% = 2,25; +95 % = 2,86), что имело место в 51 случае (из 87). Строгая прямая последовательность в воспроизведении дневных впечатлений наблюдалась в 12 случаях, причем, во всех случаях по два фрагмента. Время от возникновения бодрственного впечатления до появления его в сновидении составило от вечера непосредственно перед засыпанием (до 1 ч) до нескольких лет. Среднее значение индекса порядка 8 по всей выборке (числа фрагментов в обратной последовательности впечатлений, отнесенного к общему числу фрагментов впечатлений) составило 8 = 0,758 (-95 % = 0,683; +95 % = 0,833).

Проведенное сравнение средних значений индекса порядка и случайной величины, распределенной по нормальному закону в том же диапазоне величин (от 0 до 1), показало достоверное превышение вероятности обратного порядка фрагментов сновидений (средняя величина индекса составила 0,758) над случайным: средняя величина случайного распределения - 0,508; различия по 1-критерию Стъюдента = 5,32; р <

0,001. Приведенные данные позволяют считать гипотезу подтвержденной.

Таким образом, можно видеть, что дневные события дня накануне, происходившие в порядке от утреннего к вечернему, во сне отображаются в обратном порядке - от последнего перед засыпанием к первому утреннему (или еще более раннему), то есть имеет место ретроспективный порядок припоминания бодрственных событий в состоянии сна.

Порядок фрагментов дневных впечатлений в сновидении и анамнестические особенности участников. Каких-либо достоверных различий в порядке появления дневных остатков в сновидениях мужчин (8 = 0,653; -95 % = 0,443, +95 % = 0,863) и женщин (8 = 0,780; -95 % = 0,699, +95 % = 0,861) не наблюдается. Однако, если принимать внимание диапазоны изменения индекса порядка («прямой порядок», «хаос», «обратный порядок», см. выше), то можно заметить, что для женщин более характерен обратный порядок фрагментов дневных впечатлений (г = 0,245 при р = 0,02), а для мужчин более характерен диапазон «хаос» (г = 0,218 при р = 0,04). Характер труда, вид

образования и его специфика не связаны с порядком следования фрагментов бодрст-венных впечатлений во сне.

Индивидуально-психологические особенности и порядок следования фрагментов дневных впечатлений в сновидениях. Индивидуально-психо-логические характеристики участников оказались связанными с величиной индекса порядка следующим образом: ипохондрические (г = 0,482; р < 0,001), депрессивные (г = 0,352; р = 0,002), истерические (г = 0,271; р = 0,002), паранойяльные (г = 0,353; р = 0,002), шизоидные (г = 0,369; р = 0,001) шкалы теста «Минимульт».

Влияние на порядок следования фрагментов дневных впечатлений в сновидениях факта обращения за психотерапевтической помощью. Интересные результаты показал анализ различий в величинах индекса порядка (8) в группах обращающихся и не обращающихся за психотерапевтической помощью. В частности, корреляционный анализ показал, что наличие факта обращения за психотерапевтической помощью в анамнезе положительно коррелирует с диапазоном значений индекса порядка «прямой порядок» (г = 0,281; р = 0,01) и на уровне тенденции отрицательно с «обратным порядком» (г = -0,194; р = 0,08). Причем эта закономерность наблюдается как у женщин, так и у мужчин на уровне тенденции (что вполне объяснимо, учитывая небольшой объем мужской выборки).

Эти результаты вполне соответствует имеющимся данным о том, что сновидения при невротических расстройствах отличаются от сновидений здоровых людей [5], в частности, временной трансферентностью, то есть большей, чем у здоровых частотой сновидений, направленных в будущее. Известно также, что невротические расстройства влияют на структуру самого состояния сна [6, 7] делая неполноценным цикл «быстрый сон - сновидения». Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что сновидения лиц, имеющих невротические проблемы, в каком-то смысле сновидениями не являются, а представляют собой продолжение бодрственной активности.

ВЫВОДЫ

1. Порядок воспроизведения фрагментов дневных впечатлений в сновидениях не является случайным. Фрагменты сновидения, ассоциированные с остатками дневных впечатлений, располагаются в сюжете сновидения в порядке, обратном их появлению в бодрственной жизни.

2. Порядок воспроизведения дневных впечатлений во сне у мужчин и женщин имеет существенные отличия: женщины склонны следовать обратному порядку в их воспроизведении, мужчины более хаотичны в своих воспоминаниях.

3. Имеется ряд психологических черт, которые связаны с преобладанием того или иного порядка в воспроизведении воспоминаний во сне. Душевное неблагополучие, приводящее к обращению за психотерапевтической помощью, связано с изменением порядка воспроизведения дневных впечатлений во сне с обратного на прямой как для женщин, так и для мужчин, что может свидетельствовать о существенном изменении механизмов снообразования.

4. Выявленные особенности воспроизведения фрагментов воспоминаний в сновидениях лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью, могут иметь диагностическое значение успешности проводимых психотерапевтических мероприятий, а также позволяют определить психотерапевтические мишени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И.П. Проблемы сна / И.П. Павлов. - Киев : Госмедиздат, 1953. - 347

с.

2. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Ереван : Камар, 1991. - 448 с.

3. Юнг К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. - М. : Мартис, 1995. - 309

с.

4. Флоренский П. А. Иконостас / П.М. Флоренский. - М. : АСТ, 2005 - 208 с.

5. Корабельникова Е.А. Сновидения при невротических расстройствах у детей и подростков : автореф. дис... канд. мед. наук / Корабельникова Е.А. - М., 1997. - 24 с.

6. Вейн А.М. Сон человека. Физиология и патология / А.М. Вейн, К. Хехт. -М. : Медицина, 1989. - 272с.

7. Касаткин В.Н. Теория сновидений / В.Н. Касаткин. - 2-е изд.- Л. : Медицина, 1972. - 327 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

О. С. Андреев, Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев

На современном этапе развития общества спортивные соревнования представляют собой достаточно сложное и многогранное социальное явление, являясь основой или узловым образованием, современного спорта. [1,2,5,6]. В то же время с позиций менеджмента спортивное соревнование рассматривается как один из видов педагогически организованной состязательной деятельности, в которой реализуются физические способности участников и одновременно удовлетворяются спортивно-зрелищные потребности населения [1,3,6].

В нашей стране соревнования по мини-футболу приобретают все большую популярность. Сложившаяся система всероссийских соревнований включает как соревнования среди профессиональных и любительских клубов, так и соревнования среди детей и юношей. Заметно расширяются и календари региональных соревнований, увеличивается число их участников.

В то же время обследования, проведенные в период 2003-Обгг. Ассоциацией мини-футбола России [8], показали, что в целом ряде субъектов Российской Федерации в организации и проведении соревнований по мини-футболу имеются существенные недостатки, сдерживающие дальнейшее развитие этого вида спорта в стране. В связи с этим необходимость исследования данной проблемы представляется на данном этапе развития мини-футбола, выделившимся в автономную разновидность классического футбола весьма актуальной. При этом в числе первоочередных и выдвигается задача, связанная с изучением ее организационно-управленческих аспектов, как представляющихся наиболее важный практический интерес.

В целях выявления факторов, снижающих эффективность организации региональных соревнований по мини-футболу, нами было проведено исследование в котором приняли участие 110 экспертов, представляющих федерации футбола городов и районов, 84 эксперта, представляющих федерации футбола республик, краев и областей и 42 эксперта из территориальных ассоциаций мини-футбола. В ходе исследования были определены согласованность мнений экспертов ^-коэффициент согласованности) и их статистическая достоверность, а также степень значимости каждого фактора.

Суммируя мнения экспертов различного уровня, следует сделать вывод, что отсутствие в регионах единой системы соревнований по мини-футболу в настоящее время является наиболее острой проблемой их организации. Так 79% экспертов, представляющих федерации городов и районов, присвоили этому фактору оценку «очень важно». Такую же оценку дали ему 72% экспертов, представляющих федерации футбола республик, краев и областей и 81% экспортов из территориальных ассоциаций мини-футбола. Можно предположить, что наличие данной проблемы в значительной степени можно объяснить сложившейся в стране двойственностью в управлении мини-футболом с одной стороны структуры Российского футбольного союза, а с другой -Ассоциацией мини-футбола России, далеко не всегда действующие согласованно.

Отсутствие в физкультурно-спортивных организациях системного подхода к планированию соревновательных нагрузок для футболистов различных возрастных групп. Так, 63% экспертов федераций футбола городов и районов, 58% экспертов фе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.