проблемы практической психологии
Т.А. Свиридченкова
«деструктивные» свойства личности и вторичные образы в сновидениях
представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на 63 испытуемых (34 мужчины и 29 женщин). полученные результаты показали, что индивидуальные «деструктивные» особенности личности (высокий уровень тревоги, предрасположенность к невротической депрессии, астении) взаимосвязаны с определенными образами в сновидениях. выделены сновидные образы, характерные для высокого уровня тревоги, предрасположенности к невротической депрессии и астении. результаты исследования могут быть использованы в рамках ранней диагностики невротических состояний, которые еще не проявились в виде клинических симптомов заболевания в бодрствующем состоянии, но уже появляются в сновидных образах, действиях и эмоциях.
Ключевые слова: сновидение, вторичный образ, невротическая депрессия, астения, уровень тревоги.
Сновидения - это неотъемлемо значимая и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохимических и психологических процессов в организме [8].
В данной работе символы сновидений рассматриваются как вторичные образы. Вторичные образы в широком понимании - это образы предметов и явлений (объектов), существующие в субъективном мире человека в отсутствие непосредственно воздействующего на них стимула-прообраза [1]. К вторичным образам также относятся и образы сновидений [3].
В настоящее время выделяют: физиологический (естественнонаучный), психологический и трансперсональный (эзотерический) подходы в изучении сна и сновидений. В нашей стране изучение сновидений в основном связано с естественнонаучным подходом. Психологический подход представляет хорошие перспективы и существенный научный интерес, т.к. разработан намного меньше и не имеет однозначного решения [8]. Считается, что в основе сновидения лежит определенное психическое состояние, которое в образах и символах представлено сновидцу как результат интегративной деятельности разных уровней функционирования психики и организма, при этом одной из самых главных функций сновидения является психологическая защита, эмоциональная разрядка и адаптация [7].
Сновидение является отражением состояния человека и, следовательно, может предупредить об отклонении в состоянии здоровья или психологической проблеме. Повышенный уровень тревоги и предрасположенность к невротическим состояниям являются «деструктивными» свойствами личности, которые при определенных условиях приводят человека к тому или иному виду невроза. З. Фрейд говорил, что само сновидение уже является невротическим симптомом, который имеет для нас неоценимое преимущество в том, что проявляется у всех здоровых [10]. Изучая сновидения, можно предположить развитие болезни еще до проявления первых симптомов.
В настоящее время исследования влияния психологических и патопсихологических свойств личности на характеристики сна касаются в основном физиологических параметров. Взаимосвязи же «деструктивных» свойств личности (предрасположенности к определенному виду невротического состояния) со сновидными образами, чувствами и эмоциями изучены недостаточно. Поэтому изучение взаимосвязи вторичных образов в сновидениях у лиц с высоким уровнем тревоги, предрасположенностью к невротической депрессии, астении имеет существенное значение для ранней диагностики и профилактики неврозов.
Учитывая вышеизложенное, целью настоящей работы явилось изучение взаимосвязи индивидуальных «деструктивных» свойств личности (уровня тревоги, невротической депрессии, астении) и вторичных образов в сновидениях.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
В исследовании использовались следующие методики.
1. Для оценки невротических состояний был выбран Клинический опросник выявления и оценки невротических состояний (разработан в 1978 г., авторы - К.К. Яхин, Д.М. Менделевич). Опросник дает возможность качественного анализа невротических проявлений, позволяет выявить основные синдромы невротических состояний. Включает в себя шкалу тревоги, невротической депрессии, астении. Показатель больше + 1,28 указывает на уровень здоровья, меньше - 1,28 - на болезненный характер выявляемых расстройств. Показатели от - 1,28 до 1,28 можно расценивать как предрасположенность к определенному расстройству [11].
2. Для изучения содержания характеристик вторичных образов сновидений была разработана оригинальная анкета, состоявшая из 30 вопросов, выясняющих наиболее часто встречающиеся сновидные образы (мать, родственники, знакомые, незнакомые, животные, фантастические объекты, дом, городской ландшафт, природный ландшафт), яркие цвета в сновидении, речь в сновидении, сексуальные сцены, активность сновидца в сновидении (действия самого сновидящего или наблюдение со стороны), эмоции (страх, тревога, агрессия со стороны сновидящего и агрессия, направленная на него), чувства (тоски, угнетенности), кошмары в сновидениях, общий эмоциональный фон сновидения, наличие в сновидениях слуховых, температурных и тактильных ощущений, наличие повторяющихся сновидных сюжетов, сновидения в сновидении, незавершенность сновидения, феномен люцидности (люцидными называются сновидения, в которых человек осознает, что спит), качество запоминания и воспроизведения сновидений. Анкета позволяла выявить, какие образы, эмоции, чувства, действия чаще проявляются в сновидениях.
Исследование проводилось среди сотрудников ряда медицинских учреждений г. Москвы, ВЦ ГУ МПС г. Москвы, студентах МГППУ, МГОУ им. В.С. Черномырдина, МГГУ им. М.А. Шолохова в возрасте от 18 до 45 лет. Всего было обследовано 63 человека (34 мужчины и 29 женщин). Средний возраст участников составил 28,27 ± 1,39 года. Все испытуемые по клиническому опроснику выявления и оценки невротических состояний имели меньше 1,28 баллов по одной или нескольким шкалам оценки невротического состояния, что говорит о предрасположенности к определенному виду невроза.
Для статистической обработки результатов использовался корреляционный анализ по методу Спирмена. Исследовались связи между представленностью отдельных образов в сновидениях, а также переживанием при этом определенных чувств и эмоций, совершении действий в сновидении и уровнями тревоги, невротической депрессии и астении.
Результаты и их обсуждение.
Полученные данные показали существование взаимосвязей между характеристиками вторичных образов сновидений и предрасположенностью к определенному виду невротического состояния (тревожных состояний, невротической депрессии, астении).
При корреляционном анализе по Спирмену (р < 0,05) были выявлены значимые обратные корреляции между числовыми показателями по шкале тревоги и появлением в сновидениях: образа матери (- 0,576); родственников (- 0,391); дома (- 0,411); незавершенных сновидений (-0,613); сексуальных сцен (- 0,547); наблюдения со стороны (- 0,342); ярких цветов (- 0,328); температурных ощущений (- 0,356); отрицательного эмоционального фона (- 0,866); кошмаров в сновидении (- 0,797); повторяющихся сновидений (- 0,550); хорошего запоминания и воспроизведения (- 0,481). Т.к. числовые показатели по шкале тем ниже, чем выше уровень тревоги, они указывают на то, что чем выше уровень тревоги, тем чаще в сновидениях присутствуют эти образы, чувства, эмоции, действия.
Были выявлены значимые прямые корреляции между показателями по шкале тревоги и появлением в сновидениях незнакомых (0,325) и активности самого сновидца (0,383). Эти показания говорят о том, что чем ниже уровень тревоги, тем чаще в сновидениях присутствуют эти образы и действия.
Тревогу можно рассматривать как проявление внутриличностного конфликта между желанием и страхом исполнения этого желания -отсюда частота незавершенных сновидений [9]. Яркие цвета, температурные ощущения, отрицательный эмоциональный фон, кошмары в сновидении говорят об остроте переживания страхов, которые в символической форме снова и снова появляются в сновидениях. Возможно, именно поэтому во сне при повышении уровня тревоги учащаются сексуальные сцены (как что-то недозволенное). образ матери, родственников, дома символизирует защищенность; наблюдения со стороны (снижение остроты страха), повторяющиеся сновидения (идет проработка конфликта). Все эти сновидные образы при повышении уровня тревоги играют компенсаторную роль [2].
При корреляционном анализе по Спирмену (р < 0,05) выявлены значимые прямые корреляции между числовыми показателями по шкале невротической депрессии и появлением в сновидениях: образов незнакомцев (0,504); городских пейзажей (0,356); активность самого сновидца (0,718). Эти показания говорят о том, что чем ниже уровень депрессии тем чаще в сновидениях присутствуют эти образы и действия.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
Были обнаружены значимые обратные корреляции между числовыми показателями по шкале невротической депрессии и появлением в сновидениях: образа матери (- 0,794); родственников (- 0,661); дома (- 0,534); чувства страха (- 0,463), тревоги (- 0,701); тоски (- 0,708); угнетенности (- 0,768); феномена люцидности (- 0,480); сновидения в сновидении (- 0,735); незавершенных сновидений (- 0,597); наблюдение со стороны (- 0,607); речь (- 0,321); отрицательный эмоциональный фон (- 0,840); агрессия в отношении сновидца (- 0,420); кошмары в сновидении (- 0,731); повторяющиеся сновидения (- 0,581); хорошее запоминание и воспроизведение (- 0,542). Т.к. числовые показатели по шкале тем ниже, чем выше уровень невротической депрессии, эти показания говорят о том, что чем выше уровень депрессии, тем чаще в сновидениях присутствуют эти образы, чувства, эмоции, действия.
Эмоции тоски и угнетенного состояния могут быть связаны с нарастанием депрессивного радикала в структуре невротического нарушения [4]. Появление агрессии во сне по отношению к сновидцу со стороны другой фигуры может указывать на депрессию в бодрствующем состоянии. Депрессия часто связана с гневом, не получающим своего достаточного выражения в сознании и в речи. гнев возникает в отношении к какому-то лицу во внешнем окружении, а во вторичном своем проявлении он перенаправляется на самого субъекта, находя свое выражение в депрессии. То, что в бодрствующем состоянии человек переживает как депрессию, во сне проявляется как агрессия в отношении сновидца со стороны другой фигуры. Враждебные, нападающие персонажи сновидения можно интерпретировать как собственную невыраженную агрессивность сновидца, указывающую на необходимость утверждения его подлинных чувств. Частое появление в сновидениях таких характеристик, как наблюдение со стороны, могут свидетельствовать о желании и в тоже время о страхе общения. Депрессия действует на человека таким образом, что в бодрствующем состоянии у него преобладают плохое настроение, низкий уровень активности, происходит ослабление желаний. Поэтому сновидения людей, страдающих депрессией, бедны содержанием и неинтересны, лишены фантазийных объектов и чувства удовольствия. Депрессивным людям спокойнее окружение членов семьи - как в детстве. Они чаще видят во снах образ матери, членов своей семьи, родственников потому, что воспринимают свое социальное окружение (знакомых, сослуживцев, незнакомых) как враждебное [5; 6].
При корреляционном анализе по Спирмену (р < 0,05) выявлены значимые прямые корреляции между числовыми показателями по шкале
астении и появлением в сновидениях: образов незнакомцев (0,558); активности самого сновидца (0,617). Т.к. числовые показатели по шкале тем ниже, чем выше уровень астении, эти показания говорят о том, что чем выше уровень астении, тем реже в сновидениях присутствуют эти образы и действия.
Были выявлены значимые обратные корреляции между числовыми показателями по шкале астении и появлением в сновидениях: образа матери (- 0,505); дома (- 0,442); чувств тревоги (- 0,474), тоски (- 0,560), угнетенности (- 0,560); феномена люцидности (- 0,327); сновидения в сновидении (- 0,456); незавершенности сновидения (- 0,501); наблюдения со стороны (- 0,389); отрицательного эмоционального фона (- 0,595); кошмаров в сновидении (- 0,517); хорошее запоминание и воспроизведение (- 0,364). Т.к. числовые показатели по этой шкале тем ниже, чем выше уровень астении, наши данные говорят о том, что чем выше уровень астении, тем чаще в сновидениях присутствуют эти образы, чувства, эмоции, действия.
Для неврастении особого внимания заслуживает образ незнакомцев и активности самого сновидца, которые могут служить символами социума. Их появление в сновидениях лиц, склонных к неврастении, может символизировать особую важность социального окружения в генезе их патологии, где социум может рассматриваться как конкурентная среда, бесконечное соревнование с которой в итоге приводит к нервному истощению (поэтому редка активность самого сновидца и редки появления незнакомцев в сновидениях) [5].
Повышенный уровень тревоги характерен для всех невротических состояний, именно поэтому общими при предрасположенности к невротической депрессии, астении и тревожным состояниям являются более частые появления в сновидениях образы матери, дома, чувства тоски, тревоги, страха, угнетенности, кошмаров в сновидениях и отрицательный фон сновидения.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что индивидуальные «деструктивные» свойства личности, такие как повышенный уровень тревоги, предрасположенность к невротической депрессии и астении могут оказывать существенное влияние на образы, чувства, эмоции и действия, проявляющиеся в сновидениях.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках ранней диагностики невротических состояний, которые еще не проявились в виде клинических симптомов заболевания в бодрствующем состоянии, но уже появляются в сновидных образах, действиях и эмоциях.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: Учеб. пособие. М., 1960.
2. Голубев В.Л. Сновидения детей и подростков с высоким и низким уровнем тревожности // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. № 10. С. 4-7.
3. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М., 2007.
4. Касаткин В.Н. Теория сновидений. М., 1983.
5. Корабельникова Е.А., Голубев В.Л. Сновидения и психологическая защита при невротических расстройствах у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. № 1. С. 18-22.
6. Психолингвистическое исследование сновидений детей и подростков с невротическими расстройствами / Корабельникова Е.А., Вейн А.М., Голубев В.Л., Крейнес М.Г. // Журнал неврологии и психиатрии. 1999. № 1. С. 18-21.
7. Ротенберг В.С. Адаптивная функция сна. Причины и проявления ее нарушения. М., 1982.
8. Смирнов Т. Психология сновидений. М., 2009.
9. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2008.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 2011.
11. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М., 2008. C. 545-552.