Научная статья на тему 'Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты'

Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4643
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКИЙ ЛИДЕР / ПРЕЗИДЕНТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарев Игорь Олегович, Смагин Андрей Андреевич

В статье комплексно исследуется порядок избрания Президента Российской Федерации, анализируются конституционные и гражданско-правовые аспекты его избрания. Авторами изучается избирательное законодательство государства, выявляются его правовые пробелы и предлагаются варианты их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORDER OF ELECTION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND CIVIL-LAW ASPECTS

The article explores the procedure for electing the President of the Russian Federation in a comprehensive manner, analyzes the constitutional and civil-legal aspects of his election. The authors study the electoral legislation of the state, identify its legal gaps and propose options for overcoming them.

Текст научной работы на тему «Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты»

7.2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Лошкарев Игорь Олегович, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

[email protected]

Смагин Андрей Андреевич, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

[email protected]

Аннотация: в статье комплексно исследуется порядок избрания Президента Российской Федерации, анализируются конституционные и гражданско-правовые аспекты его избрания. Авторами изучается избирательное законодательство государства, выявляются его правовые пробелы и предлагаются варианты их преодоления.

Ключевые слова: порядок избрания, конституционные аспекты, гражданско-правовые аспекты, избирательное законодательство, российский лидер, Президент РФ.

THE ORDER OF ELECTION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND CIVIL-LAW ASPECTS

Loshkarev Igor O., master's, Department of state and legal disciplines Study place: Russian State Social University

[email protected]

Smagin Andrey A., teacher, Department of State and Legal Disciplines Work place: Russian State Social University

[email protected]

Annotation: the article explores the procedure for electing the President of the Russian Federation in a comprehensive manner, analyzes the constitutional and civil-legal aspects of his election. The authors study the electoral legislation of the state, identify its legal gaps and propose options for overcoming them.

Keywords: order of election, constitutional aspects, civil law aspects, electoral legislation, Russian leader, President of the Russian Federation.

Свободная, демократическая, конкурентная и открытая избирательная система является важным составляющим правового государства и представляет собой результат продолжительной эволюции политического, социального и правового институтов. Благодаря данной системе демократическим способом формируется состав государственных органов, реализуются политические процессы на основе конкуренции между политическими силами, наиболее объективно проявляется суверенитет народа, истинное народовластие. Такая избирательная система является своеобразным гарантом обеспечения политической власти легитимности и стабильности в обществе [19, с. 210].

В Российской Федерации избирательная система является свободной, демократической, конкурентной и открытой. Конституция РФ в 81 статье закрепляет обязательное избрание главы государства сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации посредством тайного голосования с всеобщим, равным, прямым избирательным правом. В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции РФ на должность Президента РФ могут быть избраны лишь граждане России, возраст которых не менее 35 лет, при условии, что они постоянно проживали на территории государства не меньше 10 лет. В данных правовых нормах явно прослеживаются требования тесной связи между кандидатами на пост российского лидера и государством [7, с. 50; 13].

Стоит отметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое правило создано для того, чтобы не давать человеку, находящемуся вверху управленческой пирамиды, сосредотачивать в своих руках все полноту власти и нарушать демократические принципы, тем самым превращаясь в авторитарного правителя. Главой государства не может быть лицо, в отношении которого ранее вступил в законную силу приговор суда с решением о лишении данного гражданина права занимать государственные должности. Также человек, ранее находящийся на должности Президента РФ, но по состоянию здоровья досрочно прекративший исполнение своих должностных полномочий, не сможет выставить собственную кандидатуру на досрочных президентских выборах.

Российская избирательная система охарактеризована не только в Конституции РФ, но и в федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», в двух федеральных законах: от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В данных нормативно-правовых актах установлен и раскрыт порядок проведения выборов российского лидера. Они действуют в правовой системе страны гораздо дольше предшествующих им федераль-

Проблемы экономики и юридической практики

ных законов. Это является показателем высокого профессионализма российских законодателей [3, ст. 2253].

На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О выборах Президента РФ» граждане Российской Федерации не могут выдвигать свои кандидатуры на должность главы государства во время президентских выборов в случаях если они:

- признаны недееспособными вступившим в законную силу решением суда, содержатся в местах лишения свободы по обвинительному судебному приговору;

- занимают на момент официальной публикации решения о назначении выборов должность российского лидера второй срок подряд;

- имеют гражданство иностранного государства, вид на жительство или другую документацию, подтверждающую их право на постоянное проживание на территории зарубежного государства;

- совершили тяжкое или особо тяжкое преступление, осуждены судом к лишению свободы и имеют как результат этого неснятую и непогашенную судимость;

- осуждены, имеют на момент голосования неснятую и непогашенную судимость за совершенные ими преступления экстремистской направленности, которые предусмотрены в Уголовном кодексе РФ;

- подвергнуты административному наказанию ввиду пропаганды и публичного демонстрирования ими атрибутики и символики нацизма, либо за создание и популяризацию экстремистских сведений.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июня 2003 года № 10-П сформулировал собственную правовую позицию относительно свободных выборов в Российской Федерации. Согласно данной позиции свободные выборы в Российской Федерации как способ создания выборных государственных органов власти является проявлением высшей формы непосредственной демократии [5, ст. 2564; 13; 14].

В соответствии с российским избирательным законодательством избрание главы государства осуществляется по общему федеральному избирательному округу, в который входит вся территория Российской Федерации. Граждане РФ, которые проживают в иностранных государствах, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы российского лидера назначает верхняя палата российского парламента - Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Решение по вопросу о назначении будущих президентских выборов принимается не раньше, чем за 100 дней и не позже чем за 90 дней до дня голосования. Если верхняя палата российского парламента не примет подобного решения, то выборы Президента РФ будут назначены и проведены Центральной избирательной комиссией РФ. В данном случае днем голосования будет второе воскресенье месяца, в котором ранее осуществлялось голосование на предшествующих общих выборах главы государства [10, с. 57].

Подготовка и реализация избирательного процесса осуществляется:

- Центральной избирательной комиссией РФ;

- избирательными комиссиями субъектов РФ;

- территориальными избирательными комиссиями - районными, городскими и иными территориальными избирательными комиссиями или избирательными комиссиями муниципальных образований;

- участковыми избирательными комиссиями.

При приготовлении и реализации выборов главы государства используется Государственная автоматизированная система «Выборы». Чтобы осуществить голосование и подсчитать голоса избирателей во время президентских выборов создаются специальные избирательные участки в различных административно-территориальных единицах (муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения) с ориентацией на количество

избирателей, зарегистрированных на данных территориях. Избирательные участки формируются главами административно-территориальных единиц и при этом обязательно согласовываются с соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

В российском избирательном законодательстве установлен максимально допустимый срок создания избирательных участков - не позднее, чем за 50 дней до даты голосования. При их формировании учитываются местные и иные условия, создаются оптимальные удобства для избирателей. Количество зарегистрированных избирателей на избирательном участке не может превышать трех тысяч человек. По каждому участку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей. Они составляются по единой форме, которую устанавливает Центральная избирательная комиссия РФ. Максимально допустимый срок составления данных списков - не позже чем за 21 день до даты голосования.

Кандидатуры на должность российского лидера могут выдвигать:

- политические партии, которые заблаговременно, до официальной публикации решения о назначении выборов главы государства предоставили в Министерство Юстиции РФ документацию, подтверждающую факт государственной регистрации региональных отделений политических партий более чем в половине субъектов РФ;

- граждане РФ путем самовыдвижения в том случае, если они будут поддержаны группой избирателей [17, с. 185].

Гражданин РФ, выдвинувший свою кандидатуру на президентских выборах, реализует акт собственной воли, проявляет самостоятельную политическую активность. Любой кандидат на должность Президента РФ ввиду специфики самой должности обязан обладать поддержкой избирателей. Российское избирательное законодательство закрепляет, что для поддержания самовыдвижения кандидата должна быть создана группа избирателей численным составом не меньше 500 граждан РФ, которые обладают в период выборов главы государства активным избирательным правом. Самовыдвиженец имеет право быть в составе лишь одной группы избирателей, созданной для его поддержки. В данные группы не могут входить кандидаты, выдвинутые политическими партиями.

Граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на должность российского лидера, обязаны в течение 20 дней после официальной публикации решения о назначении выборов обратиться в Центральную избирательную комиссию РФ с письменным ходатайством о регистрации собственных групп избирателей. В данных ходатайствах в письменной форме содержатся сведения о самих кандидатах и о каждом члене группы избирателей.

В день подачи кандидатом документации Центральная избирательная комиссия РФ в соответствии с российским избирательным законодательством обязана выдать ему или его законному представителю подтверждение в письменной форме об ее получении. В последующие пять дней она должна принять решение о регистрации кандидата и избирательной группы, выдать им регистрационные свидетельства или отказать в регистрации с помощью мотивированного решения.

Кандидаты, желающие участвовать в президентских выборах путем самовыдвижения, обязаны получить не меньше 300 тысяч подписей граждан, обладающих активным избирательным правом. Обязательным условием является то, что в одном субъекте РФ кандидат не может собрать больше 7,5 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных на данной территории [8, с. 194-195].

Граждане РФ, собирающиеся участвовать в выборах Президента РФ путем выдвижения их кандидатур политическими партиями, обязаны подать в Центральную избирательную комиссию РФ перечень документации в установленный законом срок - после официальной публикации решения о назначении выборов главы государства. Одна политическая партия имеет право выдвинуть на должность российского лидера не более одной кандидатуры, причем она не может выдвигать гражданина РФ, который является членом другой политической партии.

Политическая партия, в соответствии с российским избирательным законодательством, должна получить не меньше 100 тысяч подписей граждан РФ, обладающих активным избирательным правом для поддержки собственного кандидата. Ввиду этого с одного субъекта РФ она не может собрать больше 2,5 тысяч подписей избирателей, которые зарегистрированы на данной территории. Статья 33 федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» закрепляет, что политические партии принимают участие в выборах российского лидера на равных основаниях. Однако практически это далеко не так - политические партии, которые входят в состав российского парламента освобождаются от сбора подписей избирателей, когда как иные политические партии вынуждены это делать. В данном факте наблюдается противоречие реальной действительности нормам законодательства. Устранить данное противоречие возможно двумя способами:

- законодательно отказаться от сбора подписей избирателей для всех политических партий;

- законодательно закрепить равный сбор подписей избирателей для всех политических партий.

Всю необходимую документацию кандидат на должность Президента РФ или его уполномоченный представитель от политической партии, которая его выдвинула, предоставляет в Центральную избирательную комиссию РФ не раньше, чем за 80 дней и не позже чем за 45 дней до даты голосования. После того как Центральная избирательная комиссия РФ примет данные документы она обязана в течение 10 дней принять решение о регистрации кандидата или отказать ему в регистрации с помощью мотивированного решения [12, с. 24].

Финансовое обеспечение, которое необходимо для организации и проведения выборов российского лидера, предоставляется за счет денежных средств федерального бюджета. В соответствии с российским избирательным законодательством граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на выборы, обязаны создавать собственные избирательные фонды для осуществления финансирования своих избирательных кампаний. Данное условие способствует обеспечению прозрачности избирательной кампании кандидатов, уравниванию их положения, позволяет Центральной избирательной комиссии РФ более полно осуществлять контроль над соблюдением законодательства о выборах [2, ст. 171; 16].

Граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на должность российского лидера, имеют право на проведение собственной предвыборной агитации. Они могут начать предвыборную агитацию с момента выдвижения собственной кандидатуры и продолжать ее до дня, который предшествует дате выборов. Финансовое обеспечение, которое необходимо для проведения предвыборной агитации, предоставляется за счет денежных средств избирательных фондов самих кандидатов. Российское законодательство закрепляет санкции за нарушение

данного условия в виде отказа им в регистрации или ее отмены. Максимальная денежная сумма, которую может потратить кандидат из собственного избирательного фонда, равна 400 миллионам рублей. Данная сумма формируется из:

- собственных денежных средств кандидатов;

- денежных средств политических партий, выдвинувших этих граждан РФ (кроме случаев самовыдвижения);

- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц [1, ст. 3301].

Российское избирательное законодательство устанавливает методы, которыми может осуществляться предвыборная агитация:

- каналы организаций телерадиовещания и периодические печатные издания. Данный метод имеет различные формы реализации: агитационный процесс сопровождается публичными дебатами, дискуссиями, «круглыми столами», пресс-конференциями, интервью, выступлениями, показами телеочерков, видеофильмами о кандидатах и иными не запрещенными законом формами в период, начинающийся за 28 дней до даты выборов и прекращающийся за сутки до дня голосования [4, ст. 300];

- агитационные публичные мероприятия;

- печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы [11, с. 66];

- иные методы, не запрещенные избирательным законодательством.

Граждане РФ, выдвинувшие свои кандидатуры на должность Президента РФ, вправе сами определить содержание, формы и методы собственной предвыборной агитации. Они могут проводить ее лично или привлекать к ее реализации других лиц в соответствии с избирательным законодательством. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 октября 2003 года № 15-П сформулировал собственную правовую позицию относительно требований, которые предъявляются к проведению предвыборной агитации. Согласно данной позиции к ней не предъявляются требования объективности, однако требования достоверности должны быть предъявлены [6, ст. 4358].

Предвыборная агитация в день избрания российского лидера и предшествующий ему день запрещена российским избирательным законодательством. В Российской Федерации существуют некоторые особенности избирательных кампаний, которые присуще только ей: предвыборные гонки кандидатов имеют много оригинальных агитационных действий, штабы кандидатов отлично осведомлены о положении дел избирателей, они усердно привлекают дополнительные средства и ресурсы, в процессе предвыборной агитации кандидаты умело проводят политические игры с соперниками. Иногда кандидатами на пост главы государства применяются нестандартные методы предвыборной агитации [18, с. 103].

Негативной особенностью избирательных кампаний является применение оскорбительных или некорректных лозунгов, которые призывают к агрессивной деятельности. Наиболее часто это осуществляется в средствах массовой информации. На данный момент за рамками закона остается проблема фиксации факта неоднократности совершения ими правонарушений и поэтому фактически их возможно привлечь к административной ответственности лишь при повторном совершении подобных правонарушений. Чтобы разрешить эту проблему российскому законодателю нужно устранить данный правовой пробел - закрепить в законодательстве способы фиксации фактов неоднократного совершения правонарушений в СМИ.

В день президентских выборов избиратели идут на избирательные участки, чтобы проголосовать за поддерживаемых ими кандидатов. Выборы в Российской Федерации являются

Проблемы экономики и юридической практики

альтернативными, тоесть количество зарегистрированных претендентов должно быть не меньше двух и избиратель должен иметь возможность выбора среди кандидатур. Если за 35 дней до даты голосования зарегистрированных кандидатов будет меньше этого количества, то Центральная избирательная комиссия РФ своим решением отложит их проведение на 60 дней. В течение этого срока будет осуществляться регистрация новых претендентов на должность главы государства.

Выборы российского лидера проходят по единому одномандатному избирательному округу. Избиратели голосуют на избирательных участках, их голоса подсчитываются и заносятся в протоколы участковыми избирательными комиссиями. Далее протоколы отправляются в территориальные избирательные комиссии. Они проверяют правильность оформления данных протоколов, производят собственный подсчет голосов на основе имеющихся у них сведений и закрепляют результаты в собственных протоколах. После этого они направляются в избирательные комиссии субъектов РФ, которые осуществляют такие же процедуры, но только на своем уровне. Затем они отправляют свои протоколы в Центральную избирательную комиссию РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет проверку правильности составления протоколов избирательными комиссиями субъектов РФ. После этого она не позднее 10 дней с момента проведения голосования определяет результаты выборов главы государства. Для этого используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. В соответствии с ней избранным на должность Президента РФ будет считаться тот кандидат, который сможет набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании [9, с. 20].

Если ни один претендент не наберет необходимое количество голосов, то Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы несостоявшимися и назначит повторное голосование через 21 день после первоначального голосования. На повторном голосовании избиратели будут голосовать за двух кандидатов, которые ранее набрали наибольшее количество голосов. В данном случае для определения победителя будет применяться мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным станет тот кандидат, который наберет наибольшее количество голосов избирателей, чем его оппонент. Результаты выборов официально публикуются Центральной избирательной комиссией РФ в течение трех дней после подписания итогового протокола.

Однако по различным, законодательно закрепленным основаниям выборы российского лидера могут признаваться несостоявшимися или недействительными даже после проведения повторного голосования. В данном случае Совет Федерации обязан назначить повторные выборы главы государства сроком не позднее четырех месяцев со дня голосования либо с момента признания выборов несостоявшимися или недействительными. Запрещается повторно выдвигать свои кандидатуры на пост Президента РФ претендентам, по вине которых выборы были признаны недействительными.

Гражданин РФ, избранный главой государства вступает в должность на тридцатый день после официальной публикации результатов выборов. Он приносит российскому народу присягу, текст которой записан в части 1 статьи 82 Конституции РФ. Это мероприятие осуществляется в торжественной обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С данного

момента избранный Президент РФ непосредственно приступает к осуществлению собственных должностных полномочий, а предыдущий российский лидер прекращает их исполнение.

Российская избирательная система в целом достаточно хорошо законодательно проработана. Тем не менее, некоторые вопросы по организации и проведению выборов, предвыборной агитации требуют более детального правового разбора. Однако подобных вопросов с течением времени становится все меньше, российский законодатель всеми силами пытается охватить все общественные отношения, связанные с вопросом избрания главы государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,83%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018): (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 18.04.2018): (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2018 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

4. О средствах массовой информации : закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018): (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

5. По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: постановление Конституционного суда РФ от 11.06.2003 г. № 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 25. Ст. 2564.

6. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова: постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 г. № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 44. Ст. 4358.

7. Асланов М.А. Конституционно-правовой механизм избрания Президента Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 25. С. 50-54.

8. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Юстицинформ», 2015. С. - 304 с.

9. Борискова И.В. Выборы Президента Российской Федерации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-во «Воронежский центр научно-технической информации». 2015. С. 17-21.

10. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Учебник для вузов: В 2-х томах. Том 2. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 2016. - 956 с.

11. Ильиных А.В. Правовые основы деятельности политических партий в части информационного освещения выборов Президента Российской Федерации // Правовая система России: история, современность, тенденции развития. Сборник материалов науч-

но-практической конференции. - Благовещенск: Изд-во «Амурский государственный университет». 2014. С. 64-68.

12. Кислицына М.Г. Проблемы, связанные с выборами Президента Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 1. С. 20-24.

13. Ленковская Р.Р., Изотова И.Н. Гражданско-правовые способы защиты информации. В сборнике: Актуальные проблемы российского законодательства Ситдикова Л.Б., Волкова М.А./ Сборник статей. Москва, 2010. С. 109-116.

14. Ленковская Р.Р. Правовое обеспечение конфиденциальности информации и персональных данных в Российской Федерации// Образование и право. 2013. № 7 (47). С. 135-141.

15. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации// Юридический мир. 2007. № 5. С. 66-72.

16. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России/ Москва, 2008.

17. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Изд-во «МГИУ», 2010. 260 с.

18. Темнякова А.А. Защита избирательных прав граждан на выборах Президента РФ // Актуальные проблемы состояния и развития российского государства и права: Сборник студенческих научно-исследовательских работ. - М.: Изд-во: ООО «Издательство «Спутник+». 2016. С. 101-104.

19. Тугучева Е.В., Громак Т.А. Избирательные кампании по выборам Президента РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 210-213.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной статье проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы порядка избрания Президента РФ. Анализируются конституционные и гражданско-правовые аспекты его избрания. Изучается избирательное законодательство государства, выявляются его правовые пробелы и предлагаются варианты их преодоления.

Исследуются требования, предъявляемые российским избирательным законодательством к кандидатам на должность главы государства. Определяется, какими нормативно-правовыми актами охарактеризована российская избирательная система. Выявляются случаи, при которых граждане Российской Федерации не могут выдвигать свои кандидатуры на должность главы государства во время президентских выборов.

Рассматривается территориальный принцип, на основе которого осуществляется избрание российского лидера. Изучаются органы государственной власти, подготавливающие и реализующие избирательный процесс. Проводится сравнение правовых статусов кандидатов на должность Президента РФ, выдвинутых различными политическими партиями и самовыдвиженцев.

Исследуются проблемы, возникающие при сборе подписей граждан Российской Федерации политическими партиями для поддержки собственных кандидатов. Выявляются и раскрываются правовые пробелы в российском избирательном законодательстве, регулирующем порядок проведения предвыборной агитации, в том числе и в СМИ.

В целом статья Смагина А.А., Лошкарева И.О. отражает современные подходы к комплексному исследованию порядка избрания Президента РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент, доцент, канд. юрид. наук

Лаврентьева М.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.