Научная статья на тему 'Порядок и условия организации труда осужденных без конвоя по исправительно-трудовому законодательству СССР и РСФСР'

Порядок и условия организации труда осужденных без конвоя по исправительно-трудовому законодательству СССР и РСФСР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
MOVEMENT OF CONVICTED PERSONS' WITHOUT CONVOY / ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗ КОНВОЯ ЛИЦ / ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСУЖДЕННЫХ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ БЕЗ КОНВОЯ / CRITERIA OF CONVICTED ESTIMATION AND THEIR DIFFERENTIATION / PROCEDURE OF MOVEMENT WITHOUT CONVOY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Олег Николаевич

в статье поднята тема организации бесконвойного передвижения в соответствии сисправительно-трудовым законодательством СССР и РСФСР, отмечено, что бесконвойное передвижение впервые законодательно закреплено в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР 1969 г., рассмотрены критерии дифференциации осужденных по ИТК РСФСР 1970 г., предложен сравнительный анализ норм, регулирующих бесконвойное передвижение в ИТК РСФСР и союзных республик, а также изменений и дополнений, внесенных в ИТК РСФСР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уваров Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE AND CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF LABOUR OF CONVICTS WITHOUT CONVOY UNDER CORRECTIONALLABOUR LEGISLATION OF THE USSR AND RSFSR

this article deals with organization of movement without convoy in the system of correctionallabour legislation of the USSR and RSFSR. The author of the article expresses his opinion that for the first time the movement without convoy was established legislatively in the Fundamentals of correctional-labour legislation of the USSR in 1969, criteria for the differentiation of convicts under the correctional-labour code of the USSR 1970 are examined, a comparative analysis of the rules governing the movement without convoy in the correctional-labour code of RSFSR and Soviet republics, as well as amendments and additions to the correctionallabour code of RSFSR is proposed.

Текст научной работы на тему «Порядок и условия организации труда осужденных без конвоя по исправительно-трудовому законодательству СССР и РСФСР»

Уголовно-исполнительное право

O.N. UVAROV*

PROCEDURE AND CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF LABOUR OF CONVICTS WITHOUT CONVOY UNDER CORRECTIONAL-LABOUR LEGISLATION OF THE USSR AND RSFSR

УДК 343.815 ББК 67.409.13-1 У18

Аннотация: в статье поднята тема организации бесконвойногопередвижения в соответствии с исправительно-трудовым законодательством СССР и РСФСР, отмечено, что бесконвойное передвижение впервые законодательно закреплено в Основах ис-правительно-трудовогозаконодательстваСоюза ССР 1969 г., рассмотрены критерии дифференциации осужденныхпо ИТК РСФСР 1970 г., предложенсрав-нительный анализ норм, регулирующихбесконвой-ное передвижение в ИТК РСФСР и союзных республик, а также изменений и дополнений, внесенных в ИТК РСФСР.

Ключевые слова: передвижение без конвоя лиц, лишенных свободы; критерии оценки осужденныхи их дифференциация, порядок предоставления права передвижения без конвоя

ОЛЕГ

НИКОЛАЕВИЧ

УВАРОВ*

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИТРУДА ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ КОНВОЯ ПО ИСПРАВИТЕЛЬНОТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СССР И РСФСР

Annotation: this article deals with organization of movement without convoy in the system of correctional-labour legislation of the USSR and RSFSR. The author of the article expresses his opinion that for the first time the movement without convoy was established legislatively in the Fundamentals of correctional-labour legislation of the USSR in 1969, criteria for the differentiation of convicts under the correctional-labour code of the USSR 1970 are examined, a comparative analysis of the rules governing the movement without convoy in the correctional-labour code of RSFSR and Soviet republics, as well as amendments and additions to the correctional-labour code of RSFSR is proposed.

Key words: movement of convicted persons’ without convoy, criteria of convicted estimation and their differentiation, procedure of movement without convoy.

Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы) (ст. 38) впервые в отечественной истории закрепили нормативное регулирование передвижения без конвоя лиц, лишенных свободы: «В исключительных случаях в исправительно-трудовых колониях осужденным, твердо вставшим на путь исправления, по отбытии не менее одной трети срока наказания, а осужденным, к которым в соответствии с законом не применяется условно-досрочное освобождение, - по отбытии не менее двух третей срока наказания может быть разрешено передвижение без конвоя за пределами колонии, если это необходимо по характеру выполняемой осужденными работы»1. Кроме того, для осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовыхко-лониях, «твердо вставших на путь исправления и отбывших не менее шести месяцев лишения сво-боды»2, разрешается передвижение за пределами колонии без сопровождения с той же целью.

Вместе с тем Основы определили и запреты на бесконвойное передвижение определенным группам осужденных: «Не допускается передвижение без конвоя за пределами колонии особо опасных рецидивистов, осужденных за особо опасные государственные преступления, осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы

* Заместитель начальника УФСИН России по Томскойобласти Е-mail: [email protected].

в порядке помилования или амнистии, а также осужденных иностранцев и лиц без гражданства. Исправительно-трудовыми кодексами союзных республик может быть запрещено передвижение без конвоя и иных категорий осужденных»3. Таким образом, установление порядка предоставления осужденным права передвижения без конвоя за пределами колонии Основы делегировали исправительно-трудовым кодексам (ИТК) союзных республик.

ИТК РСФСР 1970 г. был введен в действие с 1 июня 1971 г. Законом РСФСР «Об утверждении Исправительно-трудовогокодексаРСФСР », принятым VIII сессией Верховного Совета РСФСР VII созыва 18 декабря 1970 г.

В соответствии с ИТК РСФСР 1970 г. и Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений запрещалось передвижение без конвоя или сопровождения в Москве, в курортных местностях и пограничной зоне и других пунктах, определяемых МВД СССР. Кроме того, не разрешалось передвижение осужденных без конвоя или сопровождения в населенных пунктах, где они проживали до ареста, совершили преступление, были осуждены или имели родственников.

В колониях, располагавшихся в столицах автономных республик, в краевых или областных центрах, разрешалось передвижение без конвоя или без сопровождения не более чем 50 осужденным, только если они были заняты на работе, связанной с обеспечением нужд колонии. Для колоний, располагавшихся в других местностях, устанавливался иной лимит числа осужденных, которым могло быть разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения (как правило, 100-150 человек).

Осужденным, которым предоставлялось право передвижения без конвоя или без сопровождения, выдавался пропуск установленного образца, к пропуску оформлялся контрольный талон. Бланки пропусков изготавливались типографским способом, хранились и учитывались как бланки строгой отчетности. Перед выдачей пропуска осужденного под расписку знакомили с правилами поведения. Расписка приобщалась к личному делу осужденного.

Передвижение без конвоя или сопровождения разрешалось осужденному только в часы и по маршруту, указанным в пропуске. Время выхода осужденного из жилой зоны и возвращения в нее определялось в соответствии с разнарядкой на выход осужденных на работы. В отдельных случаях осужденному с учетом характера выполняемой работы выдавался про-

пуск на выход за пределы исправительно-трудового учреждения (ИТУ) в разное время суток.

Передвижение без конвоя вне территории исправительно-трудовых колоний могло быть разрешено только отдельным осужденным и в исключительных случаях, если это диктовалось условиями производственной деятельности исправительно-трудового учреждения и было необходимо по характеру выполняемой осужденными работы (например, обслуживание отдельных энергетических установок или проведение профилактических осмотров и ремонта промышленного оборудования вне рабочих смен, работа в котельных, на транспортных средствах производственного назначения).

Исходя из положения Основ о том, что порядок предоставления осужденным права передвижения без конвоя за пределами колонии устанавливается исправительно-трудовыми кодексами союзных республик, ИТК РСФСР 1970 г., воспроизведя нормы Основ, вводил и свои требования в эти положения

а) перечень преступлений, совершенных осужденными, которым запрещено передвижение без конвоя, дополнен такими преступлениями, как бандитизм; совершенные при отягчающих обстоятельствах изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил

о валютных операциях; грабеж, разбой, умышленное убийство, умышленное тяжкое телесное повреждение, изнасилование, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника; особо злостное хулиганство; хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, совершенное путем разбойного нападения; умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Кроме того, не допускаются к передвижению без конвоя осужденные, которые пользовались правом передвижения без конвоя, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями; осужденные, не имеющие постоянного места жительства; осужденные, к которымсудомприменено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании;

б) в ч. 5 ст. 31 указано, что «в исправительнотрудовых колониях, расположенных в малонаселенных местностях или на значительном удалении от районных центров, может быть допущено передвижение без конвоя за пределами колоний осужденных, отбывающих наказание за преступления, перечисленные в части третьей настоящей статьи, за исключением особо опасных рецидивистов; осужденных за особо опасные государственные преступления, за банди-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

тизм, за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии, а также осужденных иностранцев и лиц без гражданства»;

в) право передвижения без конвоя за пределами колонии предоставляется осужденным «мотивированным постановлением начальника колонии, согласованным с наблюдательной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних»;

г) указано, что осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или без сопровождения, должны размещаться в отдельных жилых помещениях колонии. Проживание их вне колонии не разрешается;

д) отсутствует норма о том, что право передвижения без конвоя или без сопровождения распространяется только на время выполнения работ в пределах определенной территории или по определенному маршруту;

е) правила поведения осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами колонии, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений;

ж) в случае нарушения осужденным режима, правил поведения либо при изменении характера работ передвижение без конвоя или без сопровождения отменяется по постановлению начальника колонии4.

Однако общим положением во всех исправи -тельно-трудовых кодексах было то, что разрешение на передвижение без конвоя и передвижение без сопровождения могло быть дано только при положительной характеристике осужденного, которая должна была определять осужденного как твердо вставшего на путь исправления. Понятие «твердо вставшие на путь исправления» как одно из условий разрешения осужденным передвижения без конвоя или сопровождения раскрывается с помощью критериев исправления, отмеченных в законе, основными из которыхпри-знаются примерное поведение и честное отношение к труду и обучению5.

Вместе с тем в законе указаны лишь наиболее общие и основные критерии оценки поведения осужденных, так как степень исправления осужденного можно определить при учете индивидуальных особенностей его личности. Практика работы с осужденными позволила сформировать основные критерии и выделить ряд дополнительных показателей, на основе которых администрация ИТУ принимала решение о предоставлении права передвижения без

конвоя или сопровождения наличие мер взыскания и поощрения за отбытую часть срока наказания, признание своей вины в совершенном преступлении, участие в работе самодеятельных организаций, приобретение специальности, повышение квалификации, общеобразовательного уровня и другие показатели6.

Дифференциация осужденных осуществлялась с учетом степеней их исправления. Первая степень - осужденный встал на путь исправления. Для этого он должен соответствовать следующим требованиям: честно относится к труду, соблюдает установленные в ИТУ правила внутреннего распорядка, не имеет взысканий, поддерживает актив колонии, принимает участие в мероприятиях политико-воспитательного характера. Однако такой осужденный допускал еще срывы в поведении вследствие укоренившихся отрицательных привычек и черт характера. Вторая степень - осужденный твердо встал на путь исправления: признал свою вину и справедливость приговора; раскаялся в совершенном преступлении; является примером в поведении; работает в са-модеятельныхорганизациях; принимает активное участие в политико-воспитательной работе. Он мог быть представлен к переводу для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в колонию, из колонии особого режима - в колонию строгого режима, в колонию-поселение (ст. 33 Основ). Третья степень - осужденный доказал свое исправление. В этом случае он открыто осудил свою прошлую преступную деятельность, честно относится к труду, заботится о сохранности социалистической собственности, активно участвует в укреплении режима содержания осужденных, если позволяет правовая норма - расконвоирован, поддерживает все начинания администрации колонии, служит примером для других, изменились его сознание и мотивы поведения. Осужденный может быть представлен к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 33 Основ).

Таким образом, только осужденным, соответствующим второй и третьей степени исправления, твердо вставшим на путь исправления и доказавшим это, могло быть предоставлено право на бесконвойное передвижение.

Прослеживая изменения, вносившиеся в ИТК РСФСР 1970 г., необходимоотметить, что порядок организации передвижения осужденных без конвоя или без сопровождения за пределами исправительных учреждений в течение времени не оставался неизменным.

Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1 «О внесении изменений и до-

полнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР»7 в ст. 31 ИТК РСФСР введены следующие изменения.

1. Исключено требование о предоставлении права передвижения без конвоя «в исключительных случаях».

2. Исключено требование о запрете передвижения без конвоя либо без сопровождения за пределами колонии осужденных, которые пользовались правом передвижения без конвоя, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями; осужденных, не имевших постоянного места жительства, а также осужденных, к которым судом применено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании.

3. Осужденным, которым предоставлено право передвижения без конвоя, разрешено проживание в общежитии за пределами охраняемой территории, но в границах, установленных администрацией исправительно-трудового учреждения8.

Такое изменение рассматриваемой статьи указывает на расширение работ по обслуживанию исправительно-трудовых учреждений. Речь, в частности, идет о выполнении таких работ, как очистка территории и вывоз отходов, подвоз топлива, обслуживание различных коммуникаций, трансформаторных, насосных и иных подстанций, возведение временных сооружений и объектов Это в основном работы, для выполнения которых требуются отдельные осужденные или их небольшие группы. Число таких работ довольно значительное, поэтому выставлять охрану (часто подвижные посты охранения) для одного-двух осужденных просто нецелесообразно. Это и обусловило в своей основе введение указанных норм9.

Следует подчеркнуть, что данная мера не является поощрительной, хотя, как правило,

и связана с хорошим поведением осужденного, его добросовестным трудом Новым в законодательстве стало то, что администрация колонии, исходя из местных условий, обстановки в учреждении, характера выполняемой работы, может принять решение о проживании данных лиц за пределами охраняемой вооруженной охраной территории, но в границах, установленных администрацией исправительно-трудового учреждения. Это, однако, не означает, что осужденный может проживать дома или на арендуемой им площади. Данные лица должны проживать компактно, с тем чтобы администрация могла осуществлять за ними постоянный надзор10.

Кроме того, Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. в ст. 32 ИТК РСФСР 1970 г. введены изменения, связанные с исключением запрета на проживание расконвоированных вне колонии, кроме того, правила поведения осужденных, которым разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения за пределами колонии, стали устанавливаться начальником колониипо согласованию с органами местных советов народных депутатов, а не Правилами внутреннего распорядка исправи -тельно-трудовых учреждений.

Таким образом, ИТК РСФСР 1970 г. ввел понятие и нормативное регулирование передвижения без конвоя лиц, лишенных свободы, определил порядок предоставления осужденным такого права на основе их категоризации в соответствии со степенью исправления. Опыт реализации этих норм позволил вывести места проживания расконвоированных осужденных за пределы ИТУ. Однако целями передвижения осужденных без конвоя были определены исключительно работы, связанные с хозяйственной и производственной деятельностью исправительно-трудовых учреждений.

1 КрахмальникЛ.Г., СтручковН.А. Систематизированныйтекст Основ исправительно-трудовогозаконо-дательства Союза ССР и союзных республик и исправительно-трудовых кодексов союзных республик М., 1979. С. 40.

2 Там же. С. 40-41.

3 Там же. С. 41.

4 См.: Там же. С. 40-41.

5 См.: Артамонов В.П. Комментарий к Исправительно-трудовомукодексуРСФСР / под ред. Н.П. Мальша-кова 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979. С. 73-74.

6 См.: Там же. С. 74-75.

7 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 29. Ст. 1687.

8 См.: Зубков А.И. Комментарий к Исправительно-трудовомукодексуРСФСР и Положению о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудовоговоз-действия на осужденных(по состоянию на 1 октября 1994 г.) / под ред. П.Г. Мищенкова М., 1994.

9 См.: Там же. С 19-22.

10 См.: Там же.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.