Научная статья на тему 'Психологическая характеристика затруднений осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения'

Психологическая характеристика затруднений осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / БЕСКОНВОЙНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ / YOUNG AGES / NON-CONVOY MOVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Алексей Николаевич

в статье описываются сложности, с которыми сталкиваются осужденные при бесконвойном передвижении. Сравниваются мнения осужденных и сотрудников исправительных учреждений относительно бесконвойного передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article describes the difficulties faced by prisoners having the right of non-convoy movement. The prisoners opinions are compared with the points of views of prison officers regarding non-convoy movement.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика затруднений осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения»

ми для определения эффективности проблемно-ориентированной психокоррекции, выступили:

- повышение уровня ответственности;

- расширение круга социальных связей;

- повышение субъективной оценки общительности;

- повышение адаптивности и нервно-психической устойчивости;

- повышение стрессоустойчивости;

- формирование способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Кроме того, необходимо отметить и эффективность проблемно-ориен-

тированной психокоррекции как средства повышения социальной адаптивности для лиц, обратившихся с жалобами невротического плана и не желающих обсуждать личностную проблематику в группе.

Литература

1. АлександровАА. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб., 1997.

2. Гуманистическая психология // Иностранная психология. — 1993. — № 1. — С. 7-38.

3. Рыбников В.Ю, Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. — СПб., 2010.

4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М., 1994.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб., 1998.

6. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ БЕСКОНВОЙНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

А. Н. Михайлов

Аннотация: в статье описываются сложности, с которыми сталкиваются осужденные при бесконвойном передвижении. Сравниваются мнения осужденных и сотрудников исправительных учреждений относительно бесконвойного передвижения.

Ключевые слова: молодежный возраст, бесконвойное передвижение.

The summary: this article describes the difficulties faced by prisoners having the right of non-convoy movement. The prisoners opinions are compared with the points of views of prison officers regarding non-convoy movement.

Keywords: young ages, non-convoy movement.

В настоящее время в местах лишения свободы содержится значительная часть осужденных мужского пола (около 45,8 %) в возрасте от 18 до 30 лет, которые относятся к лицам молодежного возраста [6]. Они, как правило, характеризуются устойчивым отрицательным поведением, но в силу возрастных особенностей обладают социальной зрелостью, достаточным физическим и умственным потенциалом, то есть еще «не закрыты» для ресоциализации [1].

В связи с этим данная категория осужденных наиболее часто востребована для бесконвойного передвижения (даже при учете их предрасположенности к деструктивным проявлениям). Бесконвойное передвижение в УИС прежде всего является средством обеспечения производственно-хозяйственной деятельности за пределами исправительного учреждения, а не мерой поощрения, несмотря на появление у осужденных дополнительных прав и свобод. Также подчеркивается необходимость всестороннего изучения личности при предоставлении права бесконвойного передвижения, поскольку в противном случае можно спровоцировать побег осужденного или иное противоправное поведение с его стороны.

На 1 января 2010 г. среднесписочная численность осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, составляет 3430 человек. За нарушение установленного порядка отбывания наказания 345 осужденных были лишены этого права, что составляет около 10 %. Привлечено к уголовной ответственности 33 осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя [2]. Статистика указывает, что бесконвойное передвижение в некоторых случаях приводит к деструктивным личностным трансформациям, несмотря на все мероприятия, связанные с отбором осужденных к данным условиям пребывания и предоставлением ряда прав и свобод, уменьшающих негативные социально-психологические влияния, характерные для среды осужденных.

В связи с этим изучение мнений осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, об отношении к новому статусу и трудностях при

реализации предоставленной им пенитенциарной льготы, а также об осведомленности сотрудников учреждений об особенностях и путях просоциальной трансформации личности данной категории осужденных становится актуальным для разработки мер профилактики негативных тенденций, проявляющихся в указанных условиях содержания. Нами было проведено анкетирование 104 осужденных данной категории, находящихся в исправительных колониях строгого режима УФСИН по Кировской, Вологодской и Архангельской областям, а также экспертный опрос 36 сотрудников, осуществляющих с ними социальную, психологическую и воспитательную работу.

При проведении опроса осужденных в первую очередь нас интересовало их отношение к получению статуса «бес-конвойника» и к возникающим при этом субъективным трудностям (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что основной причиной принятия решения выхода на бесконвойное передвижение, по мнению каждого второго испытуемого (58,7 %), является желание освободиться по условно-досрочному освобождению. Это может быть обусловлено «тюремным стрессом», испытываемым осужденными в местах лишения свободы, а также их желанием быстрее от него избавиться [1, 2, 6 и др.]. Каждый четвертый опрошенный осужденный (25 %) рассматривает бесконвойное передвижение как лучший вариант подготовки к жизни на свободе. Подобное восприятие предоставления права передвижения без конвоя вполне адекватно, так как его реализация дается, как правило, на этапе отбывания наказания, когда осужденные начинают реально обдумывать и пла-

Таблица 1

Распределение ответов осужденных на вопрос: «Что повлияло на Ваше решение выйти на бесконвойное передвижение?»

Основные причины принятия решения выхода на бесконвойное передвижение Количество ответивших, %

- желание освободиться по условно-досрочному освобождению 58,7

- подготовка к жизни на свободе 25,0

- овладение профессией 11,5

- желание работать 11,5

- вывод на бесконвойное передвижение по инициативе администрации учреждения без учета собственного мнения 8,7

- повышение своего авторитета 2,9

- не сложились взаимоотношения в отряде 1,9

Примечание: результаты более 100 %, так как разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

нировать свой дальнейший жизненный путь после освобождения.

Изучение особенностей адаптации осужденных к статусу «бесконвойника» показало, что наиболее сложным периодом нахождения на бесконвойном передвижении, по мнению большинства респондентов (75 %), является период от одного до шести месяцев. Однако вызывает беспокойство и тот факт, что не-адаптированность наблюдается после полутора лет у каждого десятого осужденного, пользующегося правом бесконвойного передвижения. Это ориентирует на углубленное психологическое изучение их личности, а также проведение с ними специальной психокоррек-ционной работы.

Данные анкетирования осужденных свидетельствуют о наличии разноплановых трудностей, с которыми они сталкиваются, находясь на бесконвойном передвижении (табл. 2).

Из таблицы 2 следует, что лишь каждый третий из опрошенных осужденных (34,6 %) не испытывает трудностей, находясь на бесконвойном передвижении.

В то же время значительная часть таких осужденных (40,4 %) испытывают трудности, выражающиеся в выполнении различного рода дополнительных работ. Как показали индивидуальные беседы с осужденными, это связано с тем, что до настоящего времени, выходя на бесконвойное передвижение, они помимо основной профессиональной деятельности привлекаются и к разного рода неоплачиваемым дополнительным работам, причем преимущественно в свободное от основной работы время (работы по разгрузке транспорта, устранение коммунально-бытовых неполадок и т. п.).

Пятая часть опрошенных осужденных (19,2 %) испытывают трудности, выражающиеся в повышенном контроле со стороны администрации. Это обусловлено тем, что предоставление им статуса «бесконвойника» вызвано производственной необходимостью, однако в силу особенностей их личности у администрации нет уверенности в том, что они не совершат побег или не станут нарушать установленные режимные требо-

Таблица 2

Распределение ответов осужденных на вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись, находясь на бесконвойном передвижении?»

Трудности, испытываемые осужденными на бесконвойном передвижении Количество ответивших, %

- различного рода дополнительные работы 40,4

- нет трудностей 34,6

- нахождение на грани между свободой и несвободой 20,2

- повышенный контроль со стороны администрации учреждения 19,2

- непрестижность бесконвойного передвижения среди осужденных 13,8

- невозможность адекватно планировать свою жизнь после освобождения 2,9

- соблазн нарушения установленных правил пребывания в ИУ (доступность алкоголя, наркотиков и т. д.) 2,9

- принуждение со стороны осужденных отрицательной направленности к содействию в противоправной деятельности 1,9

Примечание: результаты более 100 %, так как разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

вания. Кроме того, пятая часть опрошенных осужденных (20,2 %) испытывают трудности, выражающиеся в нахождении «на грани между свободой и несвободой». Дополнительные индивидуальные беседы с осужденными показали, что из-за возрастания степени свободы у ряда из них появляется соблазн нарушить установленные требования режима содержания, в связи с чем возникают сильные переживания.

Анализ данных, касающихся чувств и переживаний осужденных, позволяет констатировать, что почти каждый четвертый осужденный (23,1 %), находясь на бесконвойном передвижении, испытывает спокойствие, а каждый третий (31,7 %) не испытывает каких-то определенных чувств и переживаний. Это может быть связано с тем, что осужденные стали менее подвержены негативным социально-психологическим влияниям, характерным для среды осужденных. Вместе с тем выявление в исследовании наличия почти у каждого ше-

стого осужденного таких негативных чувств, как усталость (12,5 %) и безысходность (2,9 %), требует проведения дополнительного углубленного психодиагностического исследования.

В то же время возникающее психологическое напряжение при нахождении в условиях бесконвойного передвижения большинство осужденных предпочитают снимать в ходе трудовой деятельности, так как она дает возможность получать моральное удовлетворение и позволяет приобрести различные полезные для них социальные, профессиональные и иные навыки. Кроме того, почти каждый третий опрошенный осужденный (30,8 %) считает, что нахождение на бесконвойном передвижении позволяет отвлечься от факта лишения свободы, а около трети осужденных (30,8 %) не испытывают психологического напряжения.

Данные, полученные в ходе опроса и бесед с осужденными, свидетельствуют, что большинство из них, имея представление о связи статуса «бесконвой-

ника» с обеспечением производственно-хозяйственной деятельности за пределами ИУ, осознанно шли на это. Это подтверждается и более широким анализом практики деятельности исправительных учреждений, где осужденные, не желающие трудиться, не пытаются добиваться права бесконвойного передвижения. Однако окончательное решение всегда за администрацией учреждений, которое обычно основывается на наличии у осужденного определенных профессиональных умений.

С целью сравнения данных опроса осужденных молодежного возраста о возможных затруднениях, возникающих при использовании ими права бесконвойного передвижения, был проведен экспертный опрос сотрудников, осуществляющих социальную, психологическую и воспитательную работу с этой категорией осужденных в исправительных учреждениях строгого режима УФСИН по Кировской, Вологодской и Архангельской областям. При этом среди экспертов две трети (66,7 %) имеют возраст более 30 лет, каждый второй (52,8 %) со стажем работы свыше трех лет, подавляющее большинство с высшим образованием (88,9 %).

В рамках экспертного опроса мнения сотрудников ИУ относительно эффективности бесконвойного передвижения для исправления осужденных контрастно разделись на две группы: 52,8 % респондентов отметили эффективную роль бесконвойного передвижения в просоциальном влиянии на личность осужденных, а 47,2 % — не видят эффективного воздействия бесконвойного передвижения на исправление осужденных. Позиция первой группы сотрудников (сторонников) аргументирована

тем, что именно в данный период происходит активное формирование навыков социально приемлемого поведения, необходимого осужденным после освобождения. Сотрудники из второй группы (противники) считают, что нахождение на бесконвойном передвижении преимущественно обеспечивает производственно-хозяйственные потребности за пределами ИУ, а поэтому большинство осужденных стремятся к подобному статусу лишь с целью получения условно-досрочного освобождения и иного рода льгот, а это не обеспечивает осознанного развития ими мотивации и навыков социально-приемлемого поведения.

Экспертный опрос сотрудников исправительных учреждений показал, что постоянного внимания требуют осужденные как в возрасте от 18 до 25 лет (на это указали 45 % респондентов), так и в возрасте от 26 до 30 лет (42,2 %). Наличие акцентов по возрастным группам осужденных, возможно, связано с личным опытом сотрудников, в том числе не всегда позитивным, от взаимодействия с «бесконвойниками» — представителями указанных возрастных категорий. По мнению большинства сотрудников-экспертов (84,4 %), наиболее сложным периодом нахождения осужденных на бесконвойном передвижении является период от одного до шести месяцев, так как это время связано с их адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Следует отметить, что мнение сотрудников совпадает с мнением большинства осужденных. В связи с тем что в указанный период, согласно практике исправительных учреждений, имеется большая вероятность совершения со стороны «бесконвойни-

ков» дисциплинарных проступков, требуется создать психологически обоснованную систему мер контроля и исправительного воздействия.

В качестве основной причины, побуждающей выходить осужденных на бесконвойное передвижение, большинство сотрудников (91,7 %) называют наличие желания освободиться по условно-досрочному освобождению. Мнение сотрудников совпадает с мнением большинства осужденных. Однако более трети сотрудников (38,9 %) считают, что «вывод» осужденных на бесконвойное передвижение чаще происходит по инициативе администрации учреждения, но без учета их желания. При этом около трети сотрудников (30,6 %) связывают бесконвойное передвижение с наличием и стремлением осужденных к развитию новых профессиональных навыков.

На фоне приведенных мнений сотрудников о причинах, побуждающих осужденных выходить на бесконвойное передвижение, представляется недостаточно оцененной со стороны экспертов ориентация этой категории осужденных на подготовку к жизни на свободе (19,4 %) и реализацию ими стремления к повышению авторитета среди других осужденных (13,9 %). Это свидетельствует, на наш взгляд, о недооценке сотрудниками исправительных учреждений возможностей права на бесконвойное передвижение по выработке у осужденных профессиональных навыков и мотивации к просоциальному самоизменению.

По мнению сотрудников УИС, осужденные, находясь на бесконвойном передвижении, сталкиваются с различного рода трудностями. Каждый вто-

рой сотрудник-эксперт (47,2 %) отметил, что эти осужденные всегда переживают из-за повышенного контроля со стороны администрации учреждения. На наш взгляд, наличие такого контроля всегда надо тщательно объяснять осужденным, так как при увеличении степени свободы и подстрекательстве со стороны криминализованной части осужденных у них может возникнуть умысел на нарушение режима содержания или даже побег. В связи с этим еще до предоставления права бесконвойного передвижения особое внимание необходимо уделять изучению индивидуально-психологических особенностей личности осужденных и прогнозу их поведения в условиях нахождения без конвоя за территорией исправительного учреждения.

Среди данных экспертного опроса обеспокоенность вызывают результаты, свидетельствующие, что до сих пор с осужденными, находящимися на бесконвойном передвижении, достаточно редко проводятся мероприятия социального, психологического и воспитательного характера, причем по причине постоянной трудовой занятости данной категории осужденных (на это указало 40,2 % сотрудников). Значительное число опрошенных сотрудников (38,9 %) обратили внимание на низкую престижность бесконвойного передвижения среди осужденных, а треть сотрудников (33,3 %) посчитали, что многие осужденные находятся на «грани между свободой и несвободой». Кроме того, сотрудники-эксперты отметили трудности, связанные с перегрузкой указанных осужденных различного рода дополнительными работами (22,2 %), а также отсутствие у них возможности

адекватно планировать свою жизнь после освобождения (25 %).

Анализ данных экспертного опроса свидетельствует, что достаточно противоречивые мнения сотрудников существуют и относительно личностных изменений осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения. Более трети сотрудников-экспертов (38,9 %), считают, что эти осужденные становятся более самозначимыми и спокойными, у них также наблюдается повышение целеустремленности (25,1 %), расширение круга интересов и терпеливости (по 22,2 %). Однако значительное число сотрудников-экспертов указали и на противоположные тенденции в изменении личности осужденных-бесконвойников: они стали раздражительными (25,9 %), замкнутыми (22,2 %), мнительными (8,3 %).

Итак, проведенное исследование позволяет констатировать, что позиция сотрудников по вопросам, касающимся влияния бесконвойного передвижения на эффективность исправления лиц, отбывающих наказания, расходится с мнением осужденных. Сотрудники исправительных учреждений не в полной мере осведомлены об особенностях мотивации и переживаний осужденных-бесконвойников. В связи с этим необходимо разработать систему психологического обеспечения работы с осужденными-бесконвойниками, в том числе базирующуюся на изучении индивидуально-психологических особенностей личности осужденных молодежного возраста и прогнозе их возможного поведения в условиях бесконвойного передвижения, а также по предупреждению деструктивных проявлений с их стороны под влиянием криминали-

зованной части осужденных. Одновременно в силу установленных особенностей психодинамики переживаний и трудностей адаптации у осужденных-бесконвойников считаем необходимым оказывать социально-психологическую помощь данной категории лиц, направленную на формирование в первую очередь социально приемлемых навыков и адаптивных форм поведения, поскольку бесконвойное передвижение является связующим звеном с предстоящим освобождением осужденных.

На основе проведенного исследования представляется важным рекомендовать сотрудникам различных служб исправительного учреждения при контроле и организации мер воздействия на осужденных молодежного возраста на бесконвойном передвижении ориентироваться на следующие моменты:

- наиболее психологически сложным периодом нахождения осужденных молодежного возраста на бесконвойном передвижении является период от одного до шести месяцев;

- «выход» на бесконвойное передвижение осужденными обусловлен прежде всего их желанием освободиться условно-досрочно, но без реализации целенаправленной исправительной работы с ними их личностные изменения могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер;

- в связи с тем что большинство осужденных-бесконвойников испытывают затруднения, связанные с повышенным контролем со стороны администрации ИУ, и на них оказывается влияние со стороны криминализированной части лиц, отбывающих наказания, требуется проводить с этой кате-

горией осужденных целенаправленную профилактико-разъяснительную работу и при необходимости оказывать им социально-психологическую помощь в просоциальном саморазвитии.

Литература

1. Деев В.Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в ИТУ. — М., 1982.

2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. — Тверь: ФБУ НИИИиПТ ФСИН России, 2010. — 250 с.

3. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2007.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.

5. Човдырова Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчиво-сти личности в условиях социальной изоляции. — М., 2000.

6. http://www.fsin.su.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНОГО И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО МЕХАНИЗМОВ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ ПРАВА У СТУДЕНТОВ

В. А. Столярова

Аннотация: в статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования характера взаимосвязи когнитивного и ценностно-смыслового механизмов актуализации понятий права в ситуациях, имеющих правовой «вес». Разный уровень зрелости когнитивного и ценностно-смыслового механизмов, а также характер их взаимосвязи определяют продуктивность актуализации понятий права.

Ключевые слова: столкновение норм права и морали, простой и сложный правовой контекст, продуктивность актуализации понятий права, когнитивный и ценностно-смысловой механизмы воспроизведения понятий, уровень зрелости психологических механизмов актуализации понятий права.

The summary: in article results of experimentally-psychological research of character of interrelation cognitive and value mechanisms of actualization of law

concepts in the legal situations are described. Different level of a maturity cognitive and value mechanisms, and also character of their interrelation define efficiency of actualization of law concepts.

Keywords: collision of law norms and morals, a simple and difficult legal context, efficiency of actualization of law concepts, cognitive and value mechanisms of actualization of law concepts, level of a maturity of psychological mechanisms of actualization of law concepts.

В психологической науке повышается интерес к механизмам оценки принятия решения индивидом в ситуациях, имеющих правовой «вес». С одной стороны, гражданину следует соотносить собственные поступки с требованиями, предписаниями, нормами права; с другой — оценка ситуаций сферы действия права и выбор необходимого варианта поведения могут быть связаны с психологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.